Качество изображения. Выводы
Характеру изображения этого объектива мы решили уделить повышенное внимание. Поэтому давайте разберёмся по порядку со всеми слагаемыми качества изображения. Ведь перед нами фикс-объектив, и от него фотограф ждёт идеальной картинки.
Детализация и хроматические аберрации
Резкость — это главный вопрос, который волнует большинство фотографов. Для тестирования этого объектива мы выбрали самую требовательную к детализации камеру в системе Sony — ILCE-7RM2 с 42-мегапиксельным сенсором.
Уже на открытой диафрагме объектив обеспечивает достаточно высокую для этой камеры резкость. Безусловно, присутствует несильное падение детализации ближе к краям кадра. Но в целом снимки, сделанные на f/1.8 пригодны для печати крупным форматом, более А3. Картинка высококонтрастная, чёткая. Софт-эффект не проявляется.
Если вы посмотрите на блестящие основания труб на крыше здания в центре снимка, то увидите красноватые каёмки хроматических аберраций. Они есть и в RAW, и в JPEG. Однако это единственное место на снимке, где они вообще заметны. Хороший результат для светосильного объектива! На открытой диафрагме хроматические аберрации проявляются лишь на очень контрастных границах.
При f/2 картинка меняется незначительно: ещё немного увеличивается резкость. При f/2.8 хроматические аберрации почти полностью уходят как в JPEG, так и в RAW. В целом детализация повышается и становится идеальной по центру кадра. По краям резкость незначительно снижена. Диафрагмирование до f/4 ещё подтягивает резкость краёв до почти идеального уровня.
Следующая планка качества — это диафрагмы от f/5.6 до f/11. Нужно быть очень придирчивым критиком, чтобы найти недостатки. Объектив резок по всему полю кадра, хроматических аберраций не видно. После f/16 начинает снижаться общая детализация снимка из-за влияния дифракции.
При f/8 объектив обеспечивает уровень детализации, которого более чем достаточно для 42 мегапикселей.
Виньетирование
Виньетирование — затемнение краёв кадра — типичное явление для светосильной оптики. Sony FE 50mm F1.8 не стал исключением. Если отключить программную коррекцию виньетирования в меню камеры, то вы увидите характерное затемнение на диафрагмах f/1.8–2. При f/2.8 виньетирование существенно ослабевает, а при f/4 почти полностью уходит.
Каких-то проблем при съёмке виньетирование не доставляет, оно легко исправляется автоматически в камере. Все остальные кадры в нашем тесте мы сделали с программной коррекцией виньетирования.
Боке
Боке — это ещё одна сильная сторона SEL50F18F. Нужно отдавать себе отчёт, что перед нами не портретный объектив, а классический полтинник. Поэтому его рисунок может уступать в воздушности и пластичности лучшим представителям портретного класса.
Объектив способен обеспечить очень мягкое и приятное глазу размытие фона.
Даже очень неоднородный фон не делает боке «нервным».
Но для полтинника характер размытия у SEL50F18F получился очень удачным. Он в меру жёсткий — расположенные в нерезкости объекты читаются, не теряя своих очертаний. В то же время единичные блики в зоне нерезкости имеют равномерное заполнение, почти лишены контрастной каёмки.
Одиночные блики в зоне нерезкости имеют равномерное заполнение и почти лишены контрастной каёмки.
Это позволяет избежать эффекта чешуи на снимках, а также неприятных глазу двоений. В отдельных случаях в зоне боке могут проявляться хроматические аберрации, но негативного влияния на характер изображения они не оказывают.
На этом снимке на перьях страуса заметны хроматические аберрации, но негативного влияния на качество изображения они не оказывают.
Пробивающийся через листву свет не образует на снимках эффекта чешуи.
Благодаря скругленной диафрагме единичные блики в зоне нерезкости остаются идеально круглыми до f/4 включительно. Лишь при более сильном диафрагмировании округлость несколько теряется, но все равно «гайки» в боке не появляются.
Возможно, боке этого объектива не хватает индивидуальности. Но не будем забывать, что перед нами самый доступный из фиксов в системе, а вовсе не портретник hi-end класса. Ровное и мягкое боке для такой оптики — лучшая характеристика.
Бликозащита
Далеко не все светосильные объективы могут похвастаться уверенной работой в контровом свете. Потеря контраста и блики — вот самые частые проблемы. Но Sony FE 50mm F1.8 держится молодцом. С ним в комплекте поставляется бленда, но вы можете смело оставить её дома. Объектив не склонен ловить блики. И даже если солнце заглядывает в кадр, засветок и потери контраста не происходит.
Даже на открытой диафрагме объектив прекрасно держит контровый свет, не допуская засветок и бликов.
Выводы
SEL50F18F выглядит не слишком солидно: скромный и аскетичный дизайн, пластиковый корпус, даже селектор автофокуса отсутствует. Но объектив удивляет, как только начинаешь на него снимать. Да, формально он — «младший» полтинник в модельном ряду. Но это не означает, что качество изображения будет на низком уровне. По картинке это классический представитель современной оптики: резкий, контрастный, почти лишённый аберраций. Вот здесь и становится заметна разница с 50-мм объективами других систем. Большинство из них рассчитывалось сравнительно давно, когда многомегапиксельных камер ещё не было в природе. Sony FE 50mm F1.8 стоит существенно дороже других полтинников со светосилой f/1.8, но и разница в резкости на открытой диафрагме будет очевидна.
К боке объектива тоже нет серьёзных претензий: зона нерезкости выглядит мягкой, без двоений и эффекта чешуи. Возможно, ему не хватает некоторой воздушности, уникальности… Но мы ведь говорим о «младшем» полтиннике, а не о топовом портретном объективе.
Единственным недостатком можно считать не слишком быструю и не бесшумную автофокусировку. Она не ограничивает сферу применения объектива, но заставляет фотографа более вдумчиво подходить к выбору режима автофокуса в зависимости от выбранного сюжета.
Мы смело можем рекомендовать этот объектив всем обладателям полнокадровых беззеркальных камер Sony Alpha с байонетом E в качестве самого доступного фикс-объектива. Он с одинаковым успехом может стать портретником, штатным объективом на каждый день, инструментом трэвел-фотографа. Ведь мы говорим о классическом полтиннике — объективе, проверенном десятилетиями, но при этом рассчитанном на использование с современными многомегапиксельными камерами.
Плюсы:
- малый размер и вес;
- высокая детализация даже на открытой диафрагме;
- относительно низкий уровень хроматических аберраций;
- высокий контраст;
- мягкое и приятное глазу боке.
Минусы:
- не бесшумная автофокусировка;
- не слишком быстрый автофокус;
- возможно появление хроматических аберраций в боке.