Smc Pentax D FA Macro 50 мм f/2.8
Многие фотографы начинают свое знакомство с мелкими неживыми объектами, глядя на них именно через «макрополтинники». Почему с неживыми? Все просто: минимальная дистанция фокусировки 50-миллиметровых макрообъективов обычно составляет лишь пару-тройку сантиметров от передней линзы, что совершенно не способствует тесному общению с живыми макромоделями — они просто пугаются и улетают, упрыгивают, уползают.
Однако это же свойство объективов данного типа может оказаться и существенным плюсом. Например, при съемке небольших предметов в студии вам не придется отходить от объекта далее, чем на метр.
В модельном ряду компании Pentax есть классический представитель «макрополтинников» — smc Pentax D FA Macro 50 мм f/2.8.
Smc Pentax D FA Macro 50 мм f/2.8 является сравнительно старым представителем линейки оптики Pentax. Впрочем, применительно к продуктам этого производителя слово «старый» отнюдь не означает «плохой», а скорее «универсальный». Smc Pentax D FA Macro 50 мм f/2.8 совместим как с пленочными, так и с цифровыми фотоаппаратами. Более того, наличие шкалы установки диафрагмы непосредственно на объективе позволяет использовать smc Pentax D FA Macro 50 мм f/2.8 даже с камерами, не оснащенными автоматическим приводом диафрагмы. Если же вы работаете с современной фотокамерой (например K20D), достаточно лишь перевести кольцо диафрагмы на объективе в положение А.
Корпус объектива выполнен преимущественно из пластика. Правда, это утверждение справедливо только для внешней отделки. Естественно, внутрь smc Pentax D FA Macro 50 мм f/2.8 нам заглянуть не удалось. Благодаря применению пластиковых деталей эта модель имеет сравнительно небольшой вес. Кольцо наводки на резкость широкое, обрезиненное. Чувствуется, что Pentax заботится о любителях ручной фокусировки. Есть и блокиратор фокуса — переключатель Clamp.
Объектив оснащен массивной блендой из пластика, весьма прочного и внушительного. Ее применение весьма оправдано по двум причинам. Во-первых, передний блок линз smc Pentax D FA Macro 50 мм f/2.8 во время фокусировки может довольно сильно выдвигаться за пределы корпуса. Если же на объектив установлена бленда, то все перемещения «хобота» происходят в ее пределах. То есть вы никогда не упретесь передней линзой в снимаемый объект. Во-вторых, передняя линза этого объектива (в отличие от некоторых моделей других производителей) не утоплена в глубину корпуса и может «ловить» паразитные засветки.
С блендой связано и несколько серьезных неудобств. В перевернутом, «походном» состоянии она закрывает практически весь корпус объектива, не обеспечивая доступ к кольцу наводки на резкость. Более того, при попытке снять объектив с камеры в первую очередь откручивается бленда и только потом объектив. Не очень-то это оперативно.
Объектив не отличается высокой скоростью фокусировки, хотя и не отстает от не оснащенных встроенными моторами моделей других производителей. Не стоит забывать и о еще одной особенности данного объектива, а также макрообъективов вообще: во время фокусировки значительно уменьшается светосила. При максимально выдвинутом «хоботе» света для съемки может понадобиться в четыре раза больше, чем при фокусировке на бесконечность.
Что же, с конструкцией вроде бы все ясно. Давайте посмотрим, как smc Pentax D FA Macro 50 мм f/2.8 умеет снимать.
Как и положено макрообъективу, да еще такого именитого производителя, smc Pentax D FA Macro 50 мм f/2.8 обеспечивает потрясающе высокую детализацию изображения даже при полностью открытой диафрагме. Более того, изображение отличается и высоким контрастом — это еще одна черта макрообъективов. Детализация совсем незначительно понижается в углах кадра, однако при диафрагмировании до f/4 этот эффект полностью пропадает, как и незначительное виньетирование.
При диафрагмировании до f/5.6 разрешения 14-мегапиксельной матрицы уже недостаточно, чтобы раскрыть все возможности этого объектива. А вот после f/11 резкость изображения начинает падать — законы физики не обманешь. И если при f/16 детализация изображения все еще очень высока, то при f/22 и f/32 картинка явно «замыливается».
Объектив практически не дает геометрических искажений, да и уровень хроматических аберраций невелик. Рисунок в зоне нерезкости у smc Pentax D FA Macro 50 мм f/2.8 жесткий, с несмягченными краями бликов. Но двоящихся линий не видно, а это немаловажно.
Наше резюме
Этот объектив обладает прекрасной оптикой. К сожалению, конструкцию smc Pentax D FA Macro 50 мм f/2.8 нельзя назвать идеальной. Во время съемки может возникнуть ряд неудобств. Впрочем, у поклонников Pentax все равно нет других вариантов: вряд ли объективы сторонних производителей обеспечат лучшее качество снимков.
В целом это хороший выбор для любителей съемки цветов и предметов. Если же хочется фотографировать насекомых, стоит присмотреться к более длиннофокусным макрообъективам. Минимальная дистанция фокусировки у smc Pentax D FA Macro 50 мм f/2.8 чрезвычайно мала.