История конструктивизма
Двадцатое столетие не только принесло художникам невиданные ранее возможности (прежде всего технические), но и заставило их отказаться от привычного взгляда на мир. В первой четверти XX века в геометрической прогрессии выросло число новых художественных направлений и стилей, среди которых ведущее место в архитектуре, дизайне и фотографии занял конструктивизм. Признавая только пользу и утилитарность, стремясь усовершенствовать предметную среду, окружающую человека, художники-конструктивисты считали излишними декоративные мотивы, отвергали национальные традиции. Искусство стало вторгаться в повседневную жизнь, его общественные функции становились все более разнообразными. Возникли новые виды художественной деятельности: кино, реклама, дизайн.
Конструктивизм — явление интернациональное, но наибольшее распространение он получил на территории трех стран: СССР, Германии и Чехословакии. В Германии центром функционалистских экспериментов стала Высшая школа архитектуры, строительства, дизайна и прикладного искусства Баухауз (Bauhaus). В 1926 году живописец Ласло Мохой-Надь (László Moholy-Nagy) открыл здесь фотографическую мастерскую, а в 1929-м было организовано специальное фотографическое отделение, ведущим преподавателем которого был назначен профессиональный фотограф Вальтер Петерханс (Walter Peterhans).
«Eifersucht». Фотомонтаж Ласло Мохой-Надя, 1927 г. © László Moholy-Nagy / 1999 George Eastman House, Rochester, NY
В 1922 году в журнале «Штурм» была опубликована статья Мохой-Надя «Динамико-конструктивная система сил». Она стала манифестом отрицания привычных фотографических принципов и перехода к совершенно новой композиции. Наглядной иллюстрацией к этому тексту может послужить его же работа «В швейцарском кантоне Тесин». На снимке движение идет вверх — сфотографированная снизу стена дома выходит за верхнюю рамку кадра. Эта устремленность движения снизу вверх подчеркивается почти перпендикулярной крыше линией электропроводов. Яркий дневной свет совершенно не дает теней: окна дома кажутся черными прямоугольниками на белой, без тональных переходов поверхности стены.
Архитектура не случайно стала одним из главных объектов съемки для конструктивистов. «Конечная цель всякой художественной деятельности — здание», — писал директор Баухауза Вальтер Гропиус. Построенная им школа на фотографиях, сделанных ее преподавателями и студентами, превратилась в поле для экспериментов с необычными ракурсами. Особое внимание в композиции снимка конструктивисты уделяли диагонали, иногда на этой линии выстраивая весь кадр. Советские авангардисты назвали такой прием «динамической диагональю» и придавали ему идейное значение.
Если для художников Баухауза фотография была одним из средств изучения формального языка изображения, игрой с формами и пространством, то в советской России она стала прежде всего частью пропаганды. Многочисленные агитационные плакаты (в том числе и военные), киноафиши, книжные иллюстрации, созданные советскими конструктивистами, были выполнены в технике фотомонтажа. Ведущими мастерами коллажа были Александр Михайлович Родченко, Эль Лисицкий (настоящее имя Лазарь Маркович Лисицкий) и Густав Клуцис.
[BANNER 4508]
Наряду с фотоколлажами широкое распространение получила репортажная фотография. С 1930 года по инициативе М. Горького издавался журнал «СССР на стройке», для которого в разное время фотографировали Александр Родченко, Борис Игнатович и Георгий Петрусов. Вместе они создавали фотолетопись строительства нового государства. Их фотографии по-настоящему монументальны, смелая композиция подчеркивает движение, нестандартные точки съемки и крупный план акцентируют внимание на самых значимых деталях.
«Копьеметательница». Фото Эммануила Евзерихина, 1937 г. © Эммануил Евзерихин / 2001—2008 Московский дом фотографии
Для фотографов, начинавших работать в условиях строительства социализма, основная задача была, по выражению Родченко, снимать «жизнь молодой советской республики, текущую, строящуюся повсюду, рядом: показывать ее под самыми различными ракурсами». Необычный ракурс не только позволял мастеру оригинально преподнести сюжет, но и давал возможность более глубоко раскрыть содержание, смысл кадра. Это можно увидеть на примере фотографии «Работа с оркестром» (снимок был сделан во время строительства заключенными Беломоро-Балтийского канала). Кадр разделен на две плоскости: на белой каменной плите, находящейся на возвышении, играет оркестр заключенных, внизу — те же заключенные, но укладывающие доски, занимающиеся грубой физической работой. Контраст белого и черного, резкая, пересекающая кадр диагональ намекают о привилегированном положении одних по отношению к другим.
По-разному проявились новые тенденции в творчестве чешских фотографов. Конструктивистские этюды с обнаженной натурой создавал в 1920–30-х годах Франтишек Дртикол (František Drtikol). В фотографиях этого периода живописные задники уступили место геометрическим декорациям и использованию теней в композиции, мечтательные модели в духе модерна сменились танцовщицами, над статичной композицией победу одержало динамическое движение.
«Композиция». Фото Франтишека Дртикола, 1929 г. © František Drtikol / Galerie AmbrosianA
Считается, что влияние на Дртикола оказал его ассистент — талантливый художник и фотограф Ярослав Ресслер (Jaroslav Roessler). При создании рекламных фотографий и портретов Ресслер экспериментировал с различными геометрическими формами, используя технику двойного экспонирования (таким же образом сделал свой знаменитый автопортрет Эль Лисицкий). К конструктивизму также относится абсолютное большинство его фотоколлажей.
Яромир Функе (Jaromir Funke) «конструировал» фотографию без помощи фотомонтажа, пользуясь исключительно ее собственными возможностями, а именно игрой светотени. В своих натюрмортах он фотографировал прямоугольники и квадраты из стекла и бумаги, стеклянные кубы, треугольники и шары таким образом, что сами объекты оказывались вне поля зрения, видны были только их тени. При съемке архитектуры Функе отдавал предпочтение необычным ракурсам, он запечатлел здания наклоненным в сторону фотоаппаратом, чтобы объект пересекал кадр по диагонали. Эти снимки представляют собой фотографические параллели функционалистической архитектуры.
В фотографиях, сделанных Йозефом Судеком (Josef Sudek) в начале 1930-х, проявляется влияние конструктивизма и функционализма. На одной из рекламных фотографий автор удачно обыгрывает прием «динамической диагонали». На снимке изображен стул и лежащий на нем стол со стеклянной столешницей. Стол лежит таким образом, что в его круглой столешнице-зеркале диагональю отражается верхняя часть шкафа с укрепленной на ней лампой. В отражении шкаф оказывается перевернут. Таким образом, Судек не напрямую, а через отражение в зеркале демонстрирует необычный ракурс съемки.
Конструктивисты внесли огромный вклад в развитие мировой светописи. Разработанные ими эстетические концепции впоследствии станут классическими приемами рекламной фотографии. С конструктивизмом также связан расцвет полиграфического дизайна, в котором по принципу синтеза искусств соединились фотография, коллаж и графика.
Без названия. Фото Яромира Функе, 1927 г. © Jaromír Funke / Museum of New Mexico