Вверх
  • Как выбрать беззеркальный фотоаппарат? Камеры Sony
  • Лучшие зеркальные фотоаппараты 2014 года
  • Лучшие компактные фотоаппараты 2015 года
  • Монитор для фотографа
  • Лучшие фотоаппараты для начинающих
  • Лучшие зеркальные фотоаппараты 2015 года
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Монитор для фотографа

Обсудить

Буквально 10–15 лет назад перед каждым фотографом в процессе создания снимка вставал мучительный выбор. Он начинался с определения типа плёнки и заканчивался только в процессе проявки фотографии: подбор фотохимии, проявителей, ослабителей, светофильтров, фотоувеличителей, фотоглянцевателей и даже красной лампы для «чёрной комнаты». В наше время этот выбор остался таким же мучительным и томным. Поменялись только объекты — теперь их намного больше, и они стали цифровыми. Речь идёт не о выборе фототехники и аксессуаров. Я хочу рассказать о выборе комплектующих для компьютера, который будет оптимален для работы с цифровой фотографией.

Этой статьёй я начну цикл материалов «Компьютер для фотографа». И первой темой нашего цикла станет выбор монитора.

Монитор для фотографа

Монитор — это ваши глаза. Выбирая монитор для работы с фотографией, очень важно учитывать его характеристики, ведь от них полностью зависит конечный результат вашей работы (совокупность цвета и света той картинки, которую вы хотите показать). Фотограф, как и любой творческий человек, полностью полагается на свои чувства. Как музыкант доверяет своему слуху, фотограф рассчитывает на свой взгляд. На свои глаза. Его главная задача — передать окружающим то, что он увидел через объектив фотоаппарата, сохраняя все краски и настроения сюжета.

Каким же должен быть идеальный монитор для фотографа? Для ответа на этот вопрос давайте определимся с основными требованиями. Во-первых, матрица монитора должна максимально поддерживать цветовой охват sRGB (об этом мы поговорим чуть ниже). Во-вторых, в мониторе должна быть установлена матрица типа IPS. При выборе монитора также необходимо учитывать размер, угол обзора, тип поверхности и подсветки экрана. Давайте подробнее рассмотрим каждую характеристику.

Тип матрицы

Матрица — это сердце монитора. Выбирая монитор для компьютера, вы, по сути, выбираете матрицу. От этого выбора зависят практически все остальные характеристики монитора. Давайте разберём типы жидкокристаллических матриц.

На сегодняшний день основными технологиями изготовления ЖК-дисплеев считаются TN, IPS и MVA.

Матрица TN является наиболее простой, при этом она обладает самым высоким показателем времени отклика (то есть картинка на экране обновляется относительно быстро). В прошлом они были довольно широко распространены. TN-матрицы являются наиболее дешёвыми. Плюсы такой технологии на этом заканчиваются. Матрицам этого типа свойственны определённые недостатки: небольшие углы обзора, низкая контрастность, плохая цветопередача и невозможность получить идеальный чёрный цвет. Последний пункт особенно критичен при работе с фотографиями. Вы никогда не отличите на глаз проваленную тень от просто тёмного участка.

Матрица ЖК-монитора, изготовленная по технологии IPS (также известная как SFT), на сегодняшний день единственная матрица, способная всегда передавать полную глубину цветов sRGB. Неоспоримый плюс этой технологии — широкие углы обзора, достигающие 140°. На основе этой технологии уже существует ряд улучшений, получивших названия Н-IPS, AS-IPS, AFFS и др. Так, например, технология Н-IPS превосходит IPS уменьшенным временем отклика и увеличенным уровнем контрастности. С приходом технологии AFFS увеличился угол обзора и яркости. Такая технология сейчас применяется при изготовлении планшетных ПК и смартфонов. Каждая компания-производитель дисплеев (NEC, Hitachi, LG и др.) с каждым годом улучшают модификации IPS-матриц, позволяя этим улучшить характеристики мониторов.

Технология MVA (multi-domain vertical alignment), разработанная компанией Fujitsu, стала компромиссом между технологиями TN и IPS. Достоинствами технологии MVA являются глубокий чёрный цвет (высокая контрастность), а не серый, как в TN-матрицах, и широкие углы обзора (до 170°). Недостатками являются потеря деталей в тенях и зависимость цветового баланса изображения от угла зрения. Эта технология также имеет несколько модификаций: PVA компании Samsung, MVA-Premium и др.

Монитор для фотографа

Однако даже сейчас есть профессиональные фотографы, которые работают с устаревшими CRT-мониторами. А всё потому, что пока очень мало доступных по стоимости ЖК-мониторов, способных конкурировать по качеству изображения с кинескопом.


Цветовой охват и количество цветов

Пожалуй, это самый главный параметр монитора, если он предназначен для работы с цветом. Иногда возникает путаница с понятиями «цветовой охват» и «количество цветов». Чаще всего эти характеристики представлены в описании монитора (обычно это 16,2 или 16,7 млн). Цветовой охват и количество цветов — это две взаимодополняющие вещи: цветовой охват определяет, какой диапазон цветов может показать монитор, а параметр «количество цветов» – на сколько градаций он может этот диапазон разбить, чтобы отразить промежуточные оттенки и полутона. Цветовой охват — это аппаратная характеристика монитора: на мониторе с большим цветовым охватом вы сможете получить более чистый, насыщенный цвет.

Параметр «количество цветов» определяет разницу двух соседних цветов — чем больше количество цветов, тем меньше эта разница. Всё пространство воспроизводимых монитором цветов разбивается на 16,2 или 16,7 миллиона градаций. Задать определённый цвет мы можем только с точностью до конкретной градации цвета. Соответственно, если это пространство (цветовой охват) увеличивается, а количество градаций (цветов) остаётся прежним, то неминуемо растёт разница между двумя соседними цветами. Получается, что, с одной стороны, монитор с большим цветовым охватом может показать больше цветов в физическом понимании этого слова, но, с другой стороны, делает это менее точно. На практике такая нехватка количества цветов заметна на плавных градиентах: на них появляются поперечные полоски, каждая из которых соответствует одной градации. Этот эффект можно заметить, растянув на весь экран, скажем, градиент от красного до чёрного: вы увидите на нём узкие равномерные поперечные полоски даже на самом хорошем ЖК-мониторе. Единственный возможный выход заключается в увеличении разрядности цвета до 30 бит (так, чтобы каждой из трёх компонент отводилось бы по 10 бит). На данный момент только единичные мониторы могут работать с 30-битным цветом. Их стоимость — от 100 000 рублей. Например, NEC SpectraView Reference 2180WG LED.

Монитор для фотографа

Вернёмся к цветовому охвату. Для наглядного описания диапазона воспроизводимых цветов используется диаграмма, на которой подковообразная фигура изображает весь диапазон цветов, доступных для человеческого зрения. По краям этой фигуры расположены чистые цвета, а при приближении к центру они смешиваются, образуя в итоге точку белого цвета.

Монитор для фотографа

Изображения на мониторах с расширенным диапазоном цветов выглядят насыщеннее, чем на обычных моделях. Поэтому калибровка мониторов с расширенным цветовым охватом обязательна. Для любительского использования в стиле «включил и работай» они вряд ли подойдут.

Контрастность и яркость

Контрастность монитора выражается в отношении между максимальной и минимальной яркостью на белом и чёрном фоне соответственно. Яркость — одна из сильных сторон ЖК-монитора. Это количество света, излучаемого дисплеем. Если яркость монитора достаточна высока, это обязательно указывается в рекламных буклетах в качестве одного из основных преимуществ монитора. Но порой технические характеристики монитора не совпадают с реальными. Это касается и яркости. Если нельзя ориентироваться на паспортные данные монитора, то как же тогда оценить его яркость? Лучше всего включить монитор и выставить на максимум его контраст и яркость. Если при этом изображение получается слишком ярким и для комфортной работы потребуется уменьшение яркости, то можно с уверенностью утверждать, что запас по яркости у монитора вполне достаточный.

Угол обзора

Максимальный угол обзора по вертикали или горизонтали определяется как угол, при обзоре с которого контрастность изображения не менее 10:1. А под контрастом изображения понимается отношение максимальной яркости на белом фоне к минимальной яркости на чёрном фоне.

Для фотографа важным обстоятельством является тот факт, что при просмотре изображения под углом к поверхности монитора происходит не падение контрастности, а цветовые искажения. К примеру, красный цвет превращается в жёлтый, а зелёный — в синий. При этом подобные искажения у разных моделей проявляются по-разному, а у некоторых — заметны уже при незначительном угле, который намного меньше угла обзора. Поэтому сравнивать мониторы по углам обзора в принципе неправильно. Точнее, сравнивать можно, но практического значения такое сравнение не имеет.

Таким образом, угол обзора должен стремиться к максимально широкому. У дешёвых матриц угол обзора очень узкий, и при даже небольшом изменении угла просмотра изображение начинает темнеть, а цвета искажаются. Наилучшими параметрами угла обзора обладает ЖК-матрица ISP.

Хорошим примером монитора для обработки фотографий является модель NEC MultiSync PA241W. Это 24-дюймовый TFT P-IPS монитор с контрастностью экрана 1000:1 и углом обзора 178°. Этот монитор способен отобразить более 1 млрд цветов.

Монитор для фотографа

Поверхность экрана

И здесь не всё так просто. Поверхность экрана является очень важной характеристикой. Существует два вида: матовая и глянцевая.

Глянцевая поверхность монитора менее удобна для работы, так как на ней отражаются все источники света и освещённые объекты, находящиеся перед экраном и за спиной человека, работающего за компьютером. Отражения сильно мешают при работе с фотографией, приходится часто напрягать глаза и всматриваться в картинку. Но глянцевые дисплеи более «яркие», они обладают более насыщенной, интенсивной и контрастной цветопередачей, хорошо отображают глубокий чёрный цвет. Это плюсы.

Матовые поверхности не обладают отражающим эффектом. Они удобнее в работе, хотя картинка на них выглядит чуть «беднее». Но это относится не столько к работе с графикой, сколько в целом к работе за компьютером.

Размер (диагональ) и разрешение монитора

Это как раз тот параметр, где принцип «чем больше, тем лучше» не работает. И даже вредит. Почему? Давайте разберёмся.

Во-первых, чем больше размер монитора, тем большее разрешение ему нужно. Как следствие, это нагрузка на видеокарту. Если же мы приобретаем более мощную видеокарту, это увеличивает суммарную стоимость компьютера. Во-вторых, для обработки совсем не нужен большой монитор. Фотограф при работе всегда увеличивает фотографию на 300–500%. Так удобнее исправлять мелкие дефекты. Соответственно, зачем нужен большой монитор, если в любом случае придётся увеличивать фотографию? Впрочем, и мелочиться не стоит… Для комфортной работы хватит 24- или 27-дюймового монитора с разрешением экрана 1920х1200 и 2560×1440 соответственно. А если очень хочется и бюджет позволяет приобрести мощную видеокарту (а то и две в режиме SLI), то можно воспользоваться и 30-дюймовым монитором с разрешением 2560х1600. Например, этим монитором может оказаться HP ZR30w.

Монитор для фотографа

Выводы и рекомендации

Для работы с цветом лучше всего подходят IPS-матрицы. Данный тип ЖК-матрицы имеет наиболее правильную цветопередачу, но и более высокую стоимость. Менее пригодны для обработки изображений мониторы с матрицами PVA и MVA. Совершенно не подходят достаточно распространённые дешёвые матрицы TN. Рекомендуемый размер экрана — не менее 24 дюймов. Если вы собираетесь использовать монитор в ярко освещённой комнате или напротив окна, оптимален монитор с матовым экраном. Но окно можно завесить, а свет выключить, и наслаждаться насыщенной и естественной картинкой с глянцевого экрана своего монитора.

Для простоты понимания я разделил рекомендуемые нами мониторы на две подкатегории: обычные и профессиональные. Если вы новичок и пока плохо ориентируетесь в цвете и цветовой калибровке, ваш безоговорочный выбор — обычный монитор. При выборе обычного ЖК-монитора для работы с фотографией придерживайтесь характеристик из предыдущего абзаца. Производитель не столь критичен. Это может быть устройство от Samsung, LG, Asus, Dell и т.д.

Выбор профессионального монитора довольно сложен. Это мониторы компаний NEC, QUATO, EIZO и др. Для комфортной работы подойдут начальные модели этого сегмента (например, NEC Multisync PA241W или NEC Multisync LCD 2490WUXI2). Некоторые профессиональные мониторы имеют встроенный калибратор (к примеру, модель Eizo ColorEdge CG276W стоимостью около 170 000 рублей). А флагманский монитор от компании NEC Display Solutions — модель NEC SpectraView Reference 302. Благодаря своим впечатляющим размерам (30 дюймов), высокому разрешению (2560x1600, 16:10) и отличной однородности характеристик изображения этот монитор идеально подходит для наиболее требовательных областей применения (для допечатной подготовки и просмотра печатных форм на экране, а также для получения изображений с профессиональным качеством цветопередачи). Средняя цена этого монитора 178 000 рублей.

Монитор для фотографа

Как видите, выбор есть на любой бюджет. Главное, правильно им распорядиться и подобрать монитор, отвечающий требованиям качественной работы с фотографией. Теперь вы сможете сделать это без особых усилий.


Опубликовано: 14.05.2015

Серия статей "Компьютер для фотографа"

Обсудить
A2caaf01 ebed 436a 9f71 328e06fec12b square 100
Артур Тюлендеев
Опубликовано 14.05.2015

Фотограф, чьё детское увлечение фотографией предопределило будущую профессию. Специализируюсь на рекламной фотографии, но не упускаю шанс сделать хороший эмоциональный портрет.
instagram.com/taknote/

Максим Иванов, 2017-10-30T14:01:19

Спасибо !!! пойду по магазинам))

30 окт. 2017 г. 11:33 ДП пользователь "Disqus" <notifications@disqus.net> написал:

Alexander Savochkin, 2017-10-30T08:31:08

Ох. Вроде актуален, но для вящей уверенности пошерстите по названию монитора обзоры, наверняка кто-нибудь писал. А ещё лучше — посетите обычный магазин с мониторами, вдруг такой продаётся. Всяко лучше, чем по общим характеристикам что-то приценивать.

Максим Иванов, 2017-10-30T07:46:47

ЭКРАН
Диагональ 21.5" Другие товары
Разрешение 1920x1080 Пикс Другие товары
Соотношение сторон 16:9 Wide Другие товары
Тип матрицы IPS Другие товары
Светодиодная (LED) подсветка Есть Другие товары
Время отклика 5 мс
Яркость 250 кд/м² Другие товары
Контрастность 1000:1
Динамическая контрастность Mega
Углы обзора (Г/В) 178/178 Другие товары
ЧАСТОТА РАЗВЕРТКИ
Вертикальная 75 Гц
ЭЛЕКТРОПИТАНИЕ
Потребляемая мощность в рабочем режиме 20 Вт
Потребляемая мощность в спящем режиме 0.3 Вт
ИНТЕРФЕЙСЫ
DVI Есть Другие товары
VGA (D-Sub) Есть
КОРПУС
Стандарт VESA 75x75 мм
ГАБАРИТЫ
Высота с подставкой 39 см
Ширина с подставкой 51 см
Глубина с подставкой 19 см
Высота 31.3 см
Ширина 50.8 см
Глубина 5.7 см
Вес 2.7 кг
Скажите монитор вот с такими параметрами актуален?
Дело в том что доступная цена в интернет магазине ,и посмотреть на него нет возможности.

Alexander Savochkin, 2017-10-20T18:02:10

Изображения на широкоохватном мониторе выводятся в пределах охвата профиля изображения. Если вы выводите на широкоохватном мониторе картинку в sRGB, вы просто не воспользуетесь всеми возможностями монитора, а на картинке не будет тех насыщенных цветов, какие монитор способен воспроизвести. Для понимания того, как это происходит, откройте в фотошопе TIFF, сохранённый в пространстве CMYK. Цвета в файле будут абсолютно нормальными, просто ваш монитор умеет показывать больше. Точно так же будет и в случае с sRGB-изображением, открытом на широкоохватном мониторе. Печальная особенность широкоохватных мониторов заключается в том, что вы на таком мониторе можете прекрасно откорректировать цвета картинки, у вас всё будет круто выглядеть, но как только картинка попадёт на обычный монитор, она поблекнет. Поблекнет она и тогда, когда вы переведёте картинку в sRGB.

В практике обычного фотографа практически не бывает ситуаций, когда ему нужно пространство Adobe RGB, или широкоохватный монитор.

Alexander Savochkin, 2017-10-20T17:23:03

Заводская калибровка — это причина самообмана. Калибровать монитор нужно строго в рабочем помещении хотя бы колориметром и хотя бы раз в год. Надеяться на то, что на заводе всё сделают хорошо, нельзя ни при каких обстоятельствах.

Дмитрий Арзамасцев, 2017-10-20T11:17:03

Последний вопрос: правильно ли я понимаю, что на мониторе, работающем в AdobeRGB, изображение в sRGB выводится корректно, как и на любом другом? т.е. я могу видеть все прелести RAW, полутона, но сохранять JPEG в sRGB и любой его будет видеть корретно.

Георгий Полицарнов, 2017-10-20T11:05:33

К сожалению, тут я Вам не помогу.

Дмитрий Арзамасцев, 2017-10-20T10:19:18

Кроме Вами упомянутого, присматриваюсь к ViewSonic VP2768, Dell UP2716D, LG 27UD68-W. Были опыт работы с ними? Какое Ваше мнение?
Читал тест на 3dnews о BenQ. Настораживает, хотя я отдаю себе отчет, что аппаратные измерения и человеческий глаз (особенно любительский) далеко не одно и то же.

Георгий Полицарнов, 2017-10-20T10:14:06

Мы недавно протестировали этот: https://prophotos.ru/review... Очень понравился.

Дмитрий Арзамасцев, 2017-10-20T10:06:57

В любом случае, полагаю необходимо приобретать монитор с заводской калибровкой для тоочности цветопередачи. Порекомендуйте, пожалуйста, монитор при бюджете до 40 000р., а то глаза разбегаются, а вещь приобретается на долгое время. Желательная диагональ 27"

Георгий Полицарнов, 2017-10-20T10:00:17

По собственному опыту: для любительских задач и частично для серьзных профессиональных достаточно монитора с sRGB.

Alexander Savochkin, 2017-10-20T01:42:28

У абсолютного большинства зрителей ваших снимков охват мониторов не выходит за пределы sRGB, поэтому и вам придётся выводить снимки в этом цветовом пространстве, иначе они потеряют в насыщенности. Вот вам пример, как это будет выглядеть: https://uploads.disquscdn.c...

https://uploads.disquscdn.c...

Дмитрий Арзамасцев, 2017-10-19T23:13:40

Сейчас стою перед выбором монитора. Сразу оговорюсь: я - любитель и снимаю для собственного удовольствия. Вопрос в следующем: стоит ли заморачиваться с цевтовым пространством мониора (поддержка AdobeRGB) или достаточно монитора с заводской калибровкой и sRGB?

John Elfman, 2017-06-24T12:23:18

Как Бог сказал

Георгий Полицарнов, 2016-02-25T09:08:59

У этой проблемы есть и оборотная сторона. Можно отлично обрабатывать фото на ЭЛТ-мониторах, но ваши клиенты все равно будут рассматривать результат обработки все на тех же бюджетных ЖК-мониторах.

Роман, 2016-02-25T03:08:01

Хороший информационно насыщенный обзор. Что касается лично меня, то, как фотографу, мне не удалось найти пока ни одного "ЖК" монитора, который бы составил достойную конкуренцию "ЭЛТ". Как их ни калибруй, а разность в цветах все равно есть. :( И еще меня "убивает" дикий контраст на современных плоских мониторах. На "ЭЛТ" картинка намного живее. Недавно мне приятель демонстрировал мне современный "ЖК" монитор. Фирмы "CTX". Действительно, картинка была прекрасная! Мне даже предложили купить этот монитор. Я, честно говоря, "загорелся"! Пока не узнал цену: "Тебе, Роман, по-дешевке отдам. 85 т. р. всего!" Почему-то желание приобретать исчезло... ;)

A506189f f3b3 41e5 a0a0 899a42cf034f