Вчера в Москве в офисе компании Fujifilm состоялась российская презентация одной из самых ожидаемых камер — Fujifilm X-Pro1. Про концепцию новой беззеркальной системы и планы ее развития рассказывали как российские представители компании, так и один из создателей камеры X-Pro1 Хироши Кавахара.
Конечно, многие характеристики и особенности новинки были известны еще в момент ее анонса. Но все же я расскажу чуть более подробно про X-Pro1, потому что на презентации была возможность познакомиться с камерой поближе и задать все интересующие вопросы представителям производителя.
Новая камера построена на основе матрицы Х-Trans CMOS. От существовавших ранее матриц она отличается расположением пикселей. Вдохновило разработчиков на ее создание хаотичное расположение зерен галогенидов серебра в пленочных фотоматериалах.
Если в более распространенных байеровских матрицах пиксели расположены повторяющимися квадратами 2х2, то в матрице Х-Trans CMOS расположение пикселей имеет менее упорядоченный характер. Повторяющимся элементом является массив пикселей 6х6. А это значит, что новая матрица значительно меньше подвержена появлению муара на итоговом изображении (он возникает из-за наложения одной периодической структуры на другую). Такое решение позволило создателям камеры отказаться от низкочастотного оптического фильтра на матрице (он несколько снижает резкость изображения) и получать максимально детализированное изображение с практически попиксельной резкостью.
Второй уникальной особенностью Fujifilm X-Pro1 стал единственный среди беззеркальных камер гибридный видоискатель. На оптическое изображение может быть наложена необходимая информация (например, уровень). И главную роль здесь играет прежде всего рамка кадрирования, которая указывает границы кадра в зависимости от установленного на камеру объектива и от дистанции фокусировки с учетом параллакса. В то же время, видоискатель может использоваться и как обычный цифровой. Например, цифровой режим видоискателя включается принудительно при съемке с небольшого расстояния из-за слишком сильного параллакса (чтобы камера начала фокусироваться с малого расстояния, необходимо включить макрорежим).
Нужно отметить еще одну деталь. Оптический видоискатель с несколькими кадрирующими рамками применялся и ранее, например, в камерах Leica. Но при этом кадрирующая рамка для длиннофокусных объективов занимала слишком малую площадь в видоискателе, строить кадр так не совсем удобно. В Fujifilm X-Pro1 увеличение видоискателя может меняться путем введения в его оптическую схему дополнительной линзы. Делается это автоматически при установке неширокоугольного объектива.
В ближайших планах компании стоит еще один “ход конем”: производство переходника под оптику Leica M. Какие функции он будет поддерживать, пока не совсем ясно.
Свою часть презентации Хироши Кавахара начал с того, что разработчики Fujifilm хотели создать камеру, которую приятно держать в руках. И им это удалось! Как и в случае с другими фотокамерами серии X, Fujifilm X-Pro1 собрана безукоризненно. Металлический корпус отделан приятным на ощупь кожезаменителем. Размер у камеры получился не таким уж и компактным. Во всяком случае, X-Pro1 больше почти всех современных беззеркалок. Причина — гибридный видоискатель. Именно он определил ее размер.
Управление камеры реализовано почти так же, как и в FinePix X100. Как таковых режимов съемки в явно выраженном виде нет. Есть отдельное колесо для установки выдержки и кольцо диафрагмы на объективе. И то, и другое кольцо можно поставить в положение А — автоматический выбор параметра. И получить автоматический режим съемки. Можно ставить один экспопараметров вручную (приоритет выдержки или диафрагмы) или оба сразу, получив полностью ручной режим.
Автофокусировка в Fujifilm X-Pro1 реализована по контрастному принципу. Точку фокуса можно выбрать из 49 вариантов. Мы имели дело с предсерийными образцами, и делать выводы о скорости и точности фокусировки пока рано. Но существенного проигрыша или выигрыша в скорости и точности по отношению к другим беззеркальным конкурентам не заметно.
Серийная съемка возможна со скоростью до 6 кадров/с. При этом каких-то подвисаний после съемки серии не замечено. Вообще камера довольно оперативна в работе.
Для любителей внутрикамерной обработки снимков предусмотрен режим HDR, съемка панорамы. Были добавлены несколько стилей изображения, повторяющих цветопередачу пленок Fujifilm.
И теперь самое время поговорить о системе X-Pro1 в целом. О ней нас рассказал Антон Пудеев, сотрудник российского представительства Fujifilm. На данный момент в ней есть одна камера, три объектива, три вспышки (одна совершенно новая) и различные аксессуары — от фильтров и бленд до накладной рукоятки для более удобного хвата камеры. Fujifilm X-Pro1 будет стоить в России 60000 рублей без объектива. Широкоугольный объектив Fujifilm XF 18mm F2 R обойдется в 24000. Светосильный Fujifilm XF 35mm F1.4 R будет стоить столько же. А вот за макрообъектив Fujifilm XF 60mm F2.4 R Macro придется заплатить уже 26000 рублей.
Для минимизации переотражений в объективах применяются литые лепестки диафрагмы с заостренными кромками.
В планах развития системы выпуск еще нескольких объективов. Причем часть из них — зумы. Как будет реализована работа видоискателя с зум-объективом, пока не совсем ясно.
Для работы с RAW-файлами в комплекте с X-Pro1 будет поставляться программа SilkyPix. Поддержка фирменного RAW продуктами Adobe также ожидается, но через несколько месяцев.
В конце презентации японский представитель Хироши Кавахара задал несколько вопросов присутствующим журналистам. В основном они касались пожеланий к следующим камерам. Но очень интересным на этом фоне выглядел вопрос о возможности включения Wi-Fi модуля в камеру. Видимо, все производители всерьез рассматривают эту функцию как достоинство фотоаппарата. Что же, время покажет… Пока же все прглашенные на встречу специалисты в один голос заявили о нецелесообразности такого шага.
По просьбе многих фотографов я задал вопрос о сервисной поддержке новой камеры. В данный момент российским представительством выбирается один из существующих сервис-центров, в который будет поставлено оборудование для обслуживания новых камер, а также будут обучены специалисты. Уже сейчас ясно, что сервис будет один в России.
Качество изображения
Ну что, пришло время поговорить о том, как снимает эта камера. Мы имели дело с предсерийными образцами. Но сам факт того, что в них на презентации разрешали ставить свои карты памяти, говорит о том, что принципиальных отличий от серийных камер в качестве изображения скорее всего не будет.
Все иллюстрации к этой статье сделаны на Fujifilm X-Pro1. Но мне удалось поснимать и отдельные сюжеты на всех ISO камеры (кроме программно расширяемых). И результат меня приятно удивил. Действительно, камера обеспечивает очень достойную детализацию изображения. Причем даже с ростом ISO она остается высокой. Уровень шума растет плавно во всем диапазоне чувствительности. Но ISO 800 и 1600 можно смело назвать абсолютно рабочими. Даже в условиях плохой освещенности на снимках сохраняется масса мелких деталей, цвет не деградирует. ISO 3200 и 6400 также не разочаровывают. Для печати журнального разворота качества может и не хватить. Но для любых других целей снимки вполне годятся.
Подведем итог
Хироши Кавахара сказал, что Fujifilm хотели бы выйти на третье место на рынке беззеркалок со своей новой системой. Весьма серьезная заявка… Получится это или нет — время покажет. Но уже сейчас видно, что камера получилась удачной: с высочайшим качеством изображения, с потрясающим дизайном и качеством сборки. Высокая цена здесь уже не рассматривается как недостаток. Это не просто рабочий инструмент, это предмет роскоши. И тут Fujifilm X-Pro1 будет конкурировать не столько с существующими беззеркалками, сколько с легендарной Leica.