Вверх
  • Покупка объектива: проверка на месте
  • Изготовление монокля для съемки своими руками
  • Какой фотоаппарат выбрать — пленку или цифру, чтобы получать лучшие фото
  • Что такое кроп-фактор и что он значит
  • Все о системах фотокамер
  • Выбор объектива для творческой фотографии
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Что такое кроп-фактор и что он значит

Обсудить
Что такое кроп-фактор и что он значит
Фотоаппарат Nikon с объективом серии DX
z

Это числовая пропорция между диагональю кадра 35-миллиметровой пленки (24 x 36 мм) и матрицы цифровой камеры, имеющей обычно меньший или почти такой же размер. Служит для вычисления эквивалентного фокусного расстояния сменных объективов.

При использовании 35-миллиметровой оптики на пленочных камерах стандартным считается объектив с фокусным расстоянием 50 мм, широкоугольным — не длиннее 35 мм. Для портретов используется объектив 75–120 мм, а более «дальнобойная» оптика применяется для решения специальных задач (например, съемки спорта). Если матрица имеет меньший размер, чем кадр 35-миллиметровой пленки, то из центра формируемого объективом изображения как бы вырезается часть — кроп. Портретный объектив превращается в телевик, стандартный — в портретный и т.д.

Производителями принято указывать фокусное расстояние для кадра 24 x 36 мм, даже если объектив может использоваться только с цифровыми камерами (современная оптика Olympus, серия AF-S от Canon, DX от Nikon). Цифровые объективы имеют меньшее кроющее поле, чем обычные. Они не могут использоваться с пленочными и полнокадровыми цифровыми зеркальными камерами, но имеют свои плюсы — компактность и большую светосилу при меньшей цене. Правда, не все три качества сразу, а всего два на выбор. Минусом такой оптики является виньетирование (падение яркости ближе к краям кадра), в той или иной степени присущее любому объективу EF-S или DX. Бороться с этим эффектом научились в компании Olympus, уже много лет не выпускающей «пленочные» объективы.

Классификация зеркальных ЦФК

Зеркальные цифровые камеры выпускают Canon, Fuji, Nikon, Olympus, Pentax, Sigma, Sony… Фотоаппараты этих производителей, в свою очередь, подразделяются на профессиональные и любительские. Но что лежит в основе всех различий? В чем главное отличие одной от другой? Можно с уверенностью говорить, что фундаментальным является именно формат матрицы — кроп-фактор. Общая тенденция такова, что чем больше матрица — тем «профессиональнее» и дороже сама камера. Хотя встречаются исключения из этого правила (например, Sigma SD14). В настоящее время можно говорить о пяти классах цифровых зеркальных камер:

z
Кроп-фактор Особенности
2x Самыми маленькими матрицами оснащено семейство ЦФК стандарта 4/3. Модели Olympus и Panasonic (также встречаются под маркой Leica)
1,7x Зеркалки Sigma с необычными трехслойными матрицами Foveon X3
1,6x Canon EOS, кроме камер серии 1
1,5x Многочисленное семейство цифровых зеркалок. Производители — Fuji, Nikon, Pentax, Sony, Konica Minolta
1,3x Профессиональные репортерские камеры Canon 1D Mark I/II/III. Дальномерная Leica M8
Full Frame (FF) Новый Nikon D3. Профессиональные камеры Canon 1Ds Mark I/II/III. Canon 5D, благодаря которому FF «пошел в массы»
z

К перечисленным категориям необходимо добавить разношерстное семейство камер, матрицы которых больше Full Frame, — среднеформатные камеры со сменными задниками. Наряду с цифровым задником можно использовать пленочный, поэтому свой кроп-фактор есть и здесь — он отсчитывается от размера пленочного кадра. 56 x 56 мм — для Hasselblad 500-й серии, Rolleiflex 6000-й серии. 41,5 x 56 мм — для систем Contax, Mamiya 645 AFD.

Исключениями являются изначально цифровые среднеформатные камеры, не совместимые с пленкой: самая доступная модель этого класса Mamiya ZD, Hasselblad H3D, не запущенный в серийное производство Pentax 645 Digital.

z
Что такое кроп-фактор и что он значит
Принцип работы матрицы Foveon
Что такое кроп-фактор и что он значит
Обьектив Canon серии EF-S
z

Цифровая камера среднего формата — мечта рядового фотографа. Это дорогое удовольствие, ведь самая дешевая стоит $10 тыс. За счет особо крупного пикселя и оптики с красивым рисунком, от которой, с учетом формата, уже не требуется обеспечивать заданное число «линий на 1 мм», эти камеры создают потрясающую картинку. Правда, у «камеры мечты» есть минус, обусловленный как раз большой матрицей. Она сильно греется, поэтому «шумит» даже на средних ISO и нуждается в активной системе охлаждения с вентилятором (отсюда — громоздкий размер комплекта).

Добро или зло?

Типичная проблема «кропнутых» камер — шумы. Она будет заметна, если сравнивать картинку, которую дают на высоких ISO 12-мегапиксельная Canon 5D и, к примеру, Sony A700, имеющий такое же разрешение, но меньший размер матрицы. Чем больше сенсор, тем меньше шумы и шире динамический диапазон (охват яркостей между самой светлой и темной точками изображения).

Минус full frame-камер — виньетирование и падение резкости по краям кадра. Оно обусловлено особенностями оптики и светочувствительных ячеек. Матрицы «правильно» улавливают только фронтальный свет, а ближе к периферии кадра он падает под углом, что приводит к заметному падению детализации и яркости на этих участках. Пленочные камеры избавлены от этого недостатка, потому что для светочувствительной поверхности пленки совершенно неважно, под каким углом на нее падает свет.

Чем меньше матрица, тем больше глубина резкости. При съемке портрета с помощью Canon 5D на диафрагме f/2,8 резким может быть, например, только часть лица модели. А если у вас в руках псевдозеркалка Fuji S9600, то при той же диафрагме резкой будет вся модель целиком. Для макро и пейзажей изображение должно быть резким — здесь хороши зеркальные Олимпусы и качественные компакты вроде упомянутого Fuji S9600. При съемке портретов, напротив, нужен красиво размытый фон и пластичная картинка, передающая нюансы тональности. Лучшим вариантом здесь будет студийная камера среднего формата с цифровым задником.

z
Что такое кроп-фактор и что он значит
Среднеформатная камера Hasselblad h3c
z

Пути прогресса

Качество изображения, полученного с помощью цифровой камеры, зависит не только от площади кадра, но и от структуры элементов, отвечающих за формирование картинки, и от потерь на этапе превращения «сырого» аналогового сигнала в цифровое изображение (разрядности аналогово-цифрового преобразователя, алгоритма баеровской интерполяции). На соотношение детализация/шум непосредственное влияние также оказывает интенсивность фильтра низких частот (low-pass filter), расположенного перед матрицей. Даже при идентичных матрицах камеры одних производителей обходят другие в плане качества картинки. За счет большего размера микролинз, которые размещены перед каждым пикселем и отвечают за формирование светового пучка, в новой зеркалке Canon 40D удалось добиться меньшего уровня шума, чем в любительской 400D, оснащенной, казалось бы, такой же 10-мегапиксельной матрицей.

Самое интересное, что даже при одинаковом размере матриц и разрешении полезная площадь каждого пикселя может варьироваться. Матрицы HR (в компактных камерах) отличаются формой пикселей — в виде шестигранника. Пиксели образуют структуру, похожую на пчелиные соты. Образец из природного мира подсказал инженерам, как можно более эффективно использовать площадь матрицы. Результат: компактные камеры Fuji, вроде F31fd или S9600, несмотря на крохотную матрицу, приближаются к зеркалкам по качеству картинки.

Точно такая же структура имеет место и в «профессиональных» матрицах Super CCD SR, которыми оснащены зеркальные модели Fuji (в том числе новая S5 PRO). Она дополнена другой полезной находкой инженеров: под каждой микролинзой находится шестиугольный S-пиксель, формирующий информацию о цвете, и дополнительный R-пиксель меньшего размера, который реагирует на сильный свет. Строго говоря, R-пиксель не увеличивает детализацию: микролинза одна на пару разных пикселей. Он выполняет функцию саббуфера, позволяя получать изображения с лучшим «объемом». Перепад яркостей (динамический диапазон) на каждом участке может достигать существенно большего значения, чем в случае обычной матрицы. А это позволяет спокойно снимать с прямой вспышкой, не опасаясь пересветов и получая при этом хорошо проработанное изображение в тенях. Для приверженцев Fuji данная особенность намного ценнее, чем абстрактная разрешающая способность, измеряемая тестами.

z
Что такое кроп-фактор и что он значит
Sigma SD14
z

Альтернативный вариант предлагает Sigma, использующая трехслойные матрицы Foveon X3. В обычной матрице, придуманной инженером Kodak Баером в конце 70-х, цвет достигается за счет группы из четырех пикселей — красного, синего и двух зеленых (в зеленом больше информации о яркости). Все бы хорошо, но при большом увеличении мы видим мутную картинку — это связано с самим принципом получения изображения. Проблема частично устранима методом сложной обработки в программе Photoshop (или процессором вашей камеры). В основе «революционной» матрицы Foveon — свойство кремния пропускать лучи различного цвета на разную глубину. Пиксель конечного изображения требует сразу трех ячеек матрицы, расположенных последовательно друг за другом, на разных слоях. Каждый слой обеспечивает разрешение 2652 x 1768 пикселей (4,7 Мп). На выходе получаем изображение, где каждый пиксель имеет строго точный цвет, что дает превосходную резкость при печати небольших форматов (до А4). Недостаток такого подхода — невысокое по современным меркам разрешение. Новая зеркалка SD14 имеет общее разрешение 14 Мп, но эффективное, конечное разрешение картинки не достигает даже 5 Мп. Компания Olympus сумела устранить главный минус своих прежних моделей — плохое качество на высоких ISO. Отставание новых зеркалок Olympus и Panasonic от большинства конкурентов не превышает одной ступени ISO (при отключенном шумодаве). За счет лучшего в истории стабилизатора изображения в профессиональной модели E-3 (до пяти ступеней) на этот недостаток можно просто не обращать внимание!

Цифровые зеркалки с полноформатной матрицей становятся более доступными, но это вовсе не означает, что метод улучшения картинки за счет увеличения площади матрицы — единственная дорога к идеальному качеству картинки. Есть много вариантов добиться того качества, к которому мы стремимся, не выходя за рамки «кропа», акцентируя внимание на внутренних характеристиках пикселя, более разумно используя имеющуюся площадь.

z
Что такое кроп-фактор и что он значит
Fuji S5 Pro

Опубликовано: 10.11.2007

Обсудить
User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
Дмитрий Башков
Опубликовано 10.11.2007
Александр Дмуховский, 2016-02-11T11:07:16

Какая разница кроп или фулл фрэйм! Дальше отойди или ближе стань, вот и вся разница... Ведь все зависит от расстояния до снимаемого объекта

Андрей Заботин, 2014-12-24T12:00:46

Статья написана дилетантом. Фокусное расстояние объектива в миллиметрах - это его физическая характеристика. Оно не меняется в зависимости от размера матрицы, так же, как и светосила. Объективы не превращаются один в другой, только уменьшается угол зрения. Шумность матрицы зависит не от ее размера, а от плотности пикселей. Про ГРИП. Все дело опять в эквивалентном фокусном, в котором многие путаются. У мыльницы с кропом 4 при одном и том же фокусном расстоянии(реальном) и диафрагме будет точно такая же ГРИП, как и у ФФ. А вот угол зрения будет меньше. Короче, не путайте людей :)

Сергей, 2013-04-18T23:12:26

Как всегда на высоте! У меня вот кропнутая матрица, а снимки отличные выходят! А у моего друга куча навороченной аппаратуры и прибомбасов, а на мыльницу у него лучше фотографировать получалось! Все фотографической чуйке, наверно и опыте.

Сергей, 2012-04-09T23:54:45

Админы, ну увидьте это послание! Не какая-то Алавия, а я - Сергей Виноградов - состою в переписке с вами! Сколько ещё постов я буду писать от чужого имени какой-то Алавии, которая к фото имеет такое же отношение, как я к полетам американцев на Луну. Теперь уже "какая-то Алавия", хотя два с половиной года назад это была моя жена. Вот не пожалею времени и отправлю ещё постов в другие темы. Или всё? И я ухожу из вашего форума с глубокими сожалениями?! Будьте же людьми! Или трудно понять, что мне НЕ ВСЁ РАВНО, от чьего имени пост? Всем ведь легче станет...

kirill1974hk, 2012-01-18T00:57:24

Очень интересно! Пишите ещё! С уважением, Борис Анатольевич Гришин

aazz, 2011-11-03T23:12:47

блин, как всё сложно...
Крым, Алупка

DreamHunter, 2011-06-17T12:24:08

хорошая статья, но немного сложная для восприятия

Сергей, 2010-07-28T01:53:40

На минуточку... цитата "Уважаемый Григорий, существительное НЕЗНАНИЕ пишеться слитно!!!"
Если НЕЗНАНИЕ пишется слитно, то "пишеться" в данной ситуации пишется без мягкого знака...
О-ох, учителями все стали...

Cressida, 2010-04-21T20:37:30

А как будет вести себя объектив EF на кропнутых камерах? то есть к примеру 24-105mm на 40D?

Сергей, 2009-12-25T22:48:37

Я спокойно пользуюсь китовым объективом Sony DT 18-70/3,5-5,6, ставя его на пленочную Минольту Альфа 700 si. Камера начинает видеть оправу объектива где-то от 23,5-24 мм ФР. С фильтром - от 24,5-25 мм. С поляризационным фильтром - у него выше оправа - примерно с 26-27 мм. Нормальный ширик для полнокадровой камеры.
Качество картинки, безусловно лучше, чем в цифровой кроп-камере. Разрешение - в кроп раз лучше, а детализация - в кроп в квадрате.

Марат Алимбек, 2009-12-25T20:24:06

Статья хорошая и информативная (для начинающих) хотел дополнить её маленько :) Дело в том, что кропнутые объективы подходят для полноформатной матрицы, покрайней мере в моём D700 есть такая опция. При использовании кропнутого объектива просто будет использоваться не вся площадь матрицы и разрешение в мегапикселях соответственно меньше.

Георгий Полицарнов, 2009-07-21T10:34:57

Позволю себе ответить за Дмитрия. Посмотрите для начала тут:
http://ru.wikipedia.org/wik...

KROLYC, 2009-07-21T10:28:54

Здравствуйте Дмитрий могли бы рассказать по-подробнее про устройство матриц у Canon и Nikon (такое же как про Fudji) или дать ссылку. Заранее Вам благодарен.

Сергей, 2008-08-10T20:25:14

Хорошая чисто информативная статья. Я, как буквоед, подойдя к части, где упомянуто про ГРИП, к сожалению, не нашел уточнения от профессионала, что олимпусовский, например, 50/2 на матрице 4/3 по ГРИП будет аналогичен полноформатному 100/4, что для портретов минимально возможно, а никоновский 50/1,4 для APS-C станет равным по ГРИП 75/2,1, что прекрасно годится для портретов.
Это находит подтверждение в словесной формуле (чтоб без математики) "С точки зрения ГРИП любой цифровой фотоаппарат снимает так же, как плёночный с диафрагменным числом в "кроп" раз большим" Мне показалось, что это не бесполезные цифры для выбора камеры или объектива при покупке...
С уважением,
Сергей.

Дмитрий Башков, 2008-06-04T22:06:43

Добрый день. Конечно, имелась в виду линейка Canon EF-S и оптика с маркировкой DX у Nikon

Frill, 2008-05-07T20:44:17

"(современная оптика Olympus, серия AF-S от Canon, DX от Nikon)"
возможно я не совсем правильно поняла, но разве AF-S не относиться к объективам от Nikon?

Frill, 2008-05-07T20:44:15

"(современная оптика Olympus, серия AF-S от Canon, DX от Nikon)"
возможно я не совсем правильно поняла, но разве AF-S не относиться к объективам от Nikon?

Serg, 2008-03-24T01:19:18

Уважаемые Евгений и Григорий! Пожалуйста, не засоряйте интернет, в котором и без вас достаточно всякого бесполезного. Если уж Вы решили потратить свое время и усилия на критику, так потрудитесь ее как-то обосновать, а не вываливать словесный мусор. И если не способны сами привести аргументы, дайте ссылку на толковый ресурс. Вам же и пользы будет больше в конечном итоге.

Алексей, 2008-02-06T01:35:35

Господа! Думаете, кому-то интересно читать Вашу перепалку? Давайте по-существу. Если в статье неточности, или тем более ошибки, – укажите на них, объясните, если не трудно. Тогда читающий Ваши поправки сделает свои выводы по поводу написанного Вами и самой статьи. Вот для чего, на мой взгляд, и создан этот сервис на странице. А просто сказать, что всё плохо и, обидевшись, убежать от дискуссии – это, по меньшей мере, наводит на мысль о не компетенции самого критикующего. Получается как в крылатой фразе: «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны!»
Пожалуйста, поймите правильно: никого не хочу обидеть. Каждый может ошибаться и в суждениях, и в правильном написании слов. Важно быть вежливыми и добрыми! Тогда слова критики будут восприняты и осмыслены.
А касательно самой темы – вот ссылка, на которую, думаю, стоит обратить внимание: http://ru.wikipedia.org/wik...

tory, 2008-02-03T16:42:00

Уважаемый Григорий, существительное НЕЗНАНИЕ пишеться слитно!!! "Вам доводилось элементарную грамматику в средней школе изучать? Или Вы её "прошли" … мимо?"(с) Евгений Владимирович
))

0f0ee5ae ac5d 40f5 983e e30e749fa116