TTartisan 11mm F2.8 стал вторым объективом китайского производителя TTartisan, который попал в нашу редакцию. После теста TTartisan 21mm F1.5 мы уже примерно представляли, чего ждать: удачного компромисса между ценой и качеством. В тесте проверим, так ли это в отношении рыбьего глаза TTartisan 11mm F2.8 или объектив преподнесёт сюрприз?
Конструкция и особенности
TTartisan 11mm F2.8 — это классический диагональный рыбий глаз или, если на английский манер, фишай для полного кадра. Мы привыкли к тому, что такие объективы имеют фокусное расстояние порядка 12—16 мм, однако в компании TTartisan создали ещё более короткофокусный 11-мм объектив, чтобы обеспечить обзор в 180 градусов по диагонали кадра.
Участвующий в тесте объектив предназначен для камер с байонетом Sony E. Также эта модель выпускается для байонетов:
- Canon RF;
- Nikon Z;
- L-mount;
- Leica m;
- Fujifilm GFX.
TTartisan 11mm F2.8 получился сравнительно компактным (чуть меньше 7 см в диаметре и 9 см в длину), но при этом тяжёлым — 439 граммов. Дело в том, что в его конструкции использован преимущественно металл. Пластиковые элементы во внешней отделке отсутствуют.
Сборка качественная: нет люфтов, дефектов покрытия, зазоров, перекосов. Даже на байонет камеры объектив садится с приятным усилием и не болтается. Дизайн строгий и лаконичный. В руках TTartisan 11mm F2.8 воспринимается куда дороже и добротнее, чем выглядит на странице интернет-магазина.
TTartisan 11mm F2.8 имеет полностью ручное управления и не оснащён никакой электроникой. Фокусироваться и выставлять диафрагму предстоит вручную. Оба кольца на корпусе имеют мягкий бесступенчатый ход, который не теряет своей плавности даже при отрицательных температурах, хоть и становится туже из-за загустевания смазки.
Шрифт шкал хорошо читаемый даже в темноте. А ведь это очень важно! Дело в том, что здесь есть классическая шкала глубины резкости и разметка дистанции фокусировки, по которым часто удобнее наводиться на резкость, чем через видоискатель камеры.
Кольцо фокусировки в крайнем положении упирается в положение бесконечности. Для большинства сюжетов кольцо можно даже не трогать: уже при f/4 всё в кадре далее одного метра от камеры будет резким. Если же хочется включить какой-то элемент переднего плана в композицию, то проще оценить дистанцию до него и выставить её на объективе в метрах или футах, чем смотреть в электронный видоискатель. Это актуально и для пейзажных снимков, и для съёмки со сверхнизких точек. Впрочем, каждый волен сам выбирать стиль съёмки. Фишай простит многие ошибки за счёт огромной глубины резкости.
Бленда, как и у большинства фишай-объективов, у TTartisan 11mm F2.8 встроенная и совсем крохотная. Непосредственно на неё надевается металлическая защитная крышка. Крышка держится довольно плотно и не соскакивает.
В оптической схеме TTartisan 11mm F2.8 используется 11 элементов, собранных в 7 групп. Диафрагма состоит из 7 лепестков.
Минимальная дистанция фокусировки составляет 17 см. Напомним, что расстояние в таких случаях отсчитывается от плоскости матрицы. От передней линзы и вовсе получается всего несколько сантиметров! Объектив позволяет очень гибко работать с перспективой, помещая сравнительно небольшие объекты на передний план.
Качество изображения
Итак, момент истины: ставим объектив на штатив, выбираем самый провокационный сюжет и начинаем снимать. Кто имел дело с фишай-объективами, прекрасно понимает, о чём речь: все эти мелкие веточки и листики в контровом свете могли бы «расцвести» хроматическими аберрациями, а солнце — спровоцировать блики в любом количестве. Но не тут-то было!
Уже на открытой диафрагме TTartisan 11mm F2.8 показывает хорошую резкость по центру и умеренную по краю кадра. Незначительные хроматические аберрации удаётся разглядеть только при сильном увеличении, да и то на периферии кадра. Бликов и паразитных засветок вовсе не возникает, контраст высокий.
Закрываем диафрагму на ступень, и претензий к резкости на краях кадра уже не остаётся. Разве что к самым углам ещё можно придраться. Однако и это проблема решаемая: на f/5,6 резкость становится высокой и в углах, а при f/8 она ещё немного повышается. Закрывать диафрагму сильнее смысла нет: детализация пострадает от дифракции. Хроматических аберраций не видно уже после f/4.
Кстати, сам производитель рекомендует весьма необычный способ использования этого объектива — в качестве спрямлённого широкоугольника. Геометрию можно выровнять в редакторе, применив профиль от Canon EF 8-15mm F4 L USM. Способ странный, но для некоторых сюжетов может подойти.
Если говорить про бликозащиту, то совсем идеальной её назвать нельзя. Иногда незначительные артефакты в кадре всё же появляются.
Но будем честными: в редакции Prophotos пока не побывало ни одного рыбьего глаза, который никогда не ловил бы бликов.
Выводы
TTartisan 11mm F2.8 оказался практически идеальным фишай-объективом с точки зрения качества изображения даже без оглядки на цену. У него хорошая резкость уже на f/2,8 и отличная после диафрагмирования на пару ступеней. Уровень хроматических аберраций крайне низок. Объектив может ловить блики в сложных условиях, но в целом бликозащита у него на высоком уровне.
В плюсы занесём высокое качество изготовления, а также хорошую юстировку бесконечности. Над фокусировкой в большинстве случаев даже думать не нужно, достаточно просто поставить кольцо в крайнее положение. Ах да, объектив не автофокусный! Он вообще не имеет электроники для связи с камерой. И это, пожалуй, его единственный недостаток. Да и то не столь уж и критичный, учитывая специфику съёмки на фишай-оптику.
Плюсы:
- высокое качество изготовления;
- металл и стекло в конструкции;
- высокая резкость;
- очень низкий уровень хроматических аберраций;
- неидеальная, но очень неплохая бликозащита;
- малая минимальная дистанция фокусировки;
- удобная шкала фокусировки и ГРИП.
Минусы:
- нет электронной связи с камерой.