Вспышка в работе
Ведущее число вспышки Canon Speedlite EL-100 равно 26. Это означает, что, например, при съёмке с ISO 100 и установленной на объективе диафрагме f/2 будет обеспечена нормальная экспозиция на расстоянии до 13 метров, а при использовании значения f/4 — на расстоянии до 6,5 метра. Таких возможностей вполне достаточно во многих съёмочных ситуациях. Если повысить значение ISO, то эффективная дистанция работы вспышки пропорционально увеличится: для ISO 200 — в два раза, для ISO 400 — в четыре.
Подсветить лицо модели при съёмке телеобъективом с нескольких метров — не проблема.
Работа вспышки на камере
Когда Canon Speedlite EL-100 установлена на фотокамеру, самый простой способ её применения — в качестве единственного осветительного прибора.
Если переключатель режимов работы поставить в положение ON, то вспышка будет всегда срабатывать во время съёмки. В положении «A» со значком молнии вспышка сработает только тогда, когда автоматика камеры посчитает это необходимым.
Настройки и функции
Canon Speedlite EL-100 — модель начального уровня, и для упрощения управления и снижения стоимости на ней не предусмотрено каких-либо органов настройки экспозиционных параметров. Всё это выполняется через камеру либо передаётся в виде команд с управляющих (ведущих) вспышек, об этом расскажем чуть позже.
Настройки синхронизации включают выбор из трёх вариантов: синхронизация по 1-й и 2-й шторке, HSS (High Speed Synchronization, высокоскоростная синхронизация), а также длину выдержки синхронизации.
Пример съёмки с синхронизацией по второй шторке. Вспышка направлена вперёд.
Функция HSS, доступная при съёмке с любым положением головы вспышки EL-100, позволяет снимать на коротких выдержках, которые меньше минимальной выдержки синхронизации. Это пригодится при съёмке с открытой диафрагмой в очень светлых условиях — летом на пляже, на лыжном курорте и т. п.
Отметим несколько полезных функций модели Speedlite EL-100. Если некоторые старшие вспышки серии Canon Speedlite для помощи при фокусировке рисуют на объекте красную сетку, то модель EL-100 подсвечивает его в режиме стробоскопа.
Такая же подсветка (моделирующая вспышка) примерно в течение секунды происходит при нажатии (только на зеркальной камере Canon) кнопки репетира диафрагмы. Она полезна для оценки появляющихся на объекте и вокруг него теней при срабатывании вспышки, а также при съёмке с сильно закрытой диафрагмой.
Основные режимы работы вспышки на камере
Основных режимов три: автоматический E-TTL II/E-TTL, ручной M, Multi («Стробоскоп»).
В режиме E-TTL II при съёмке и «в лоб», и «в потолок» (в отражённом свете) экспозицию и необходимую мощность импульса вспышки определяет автоматика. Для экспозамера доступны два метода: оценочный и средне-взвешенный. Повлиять на экспозицию можно при помощи компенсации мощности вспышки в пределах ±2 EV через настройки камеры.
При съёмке вспышкой «в лоб» обычно получается правильная экспозиция. Если же результат не соответствует задумке фотографа, всегда можно воспользоваться упомянутой компенсацией экспозиции.
Результат съёмки с дистанции 1,3 метра со вспышкой, направленной прямо на объект. Компенсация мощности вспышки не использовалась.
Возможность снизить мощность пригодится, например, когда фотографу требуется лишь слегка подсветить лицо модели или объект с небольшой дистанции, и при этом нет возможности снимать в отражённом свете — это стандартная ситуация на улице.
При съёмке без вспышки автоматика камеры выставила правильную экспозицию для лица, однако на нём осталась довольно глубокая тень. Кроме того, красивые огни на заднем плане получились слишком светлыми, исказился их цвет.
При съёмке со вспышкой «в лоб» с компенсацией −1 EV для мощности импульса получена правильная экспозиция и более естественный цвет лица. Также высветлена тень, а огни на заднем плане сохранили свой праздничный вид.
При съёмке портрета на ярком фоне вспышка помогает не только подсветить лицо модели, но и «зажечь в глазах искорки» — небольшие яркие блики очень оживляют взгляд.
Когда фотограф снимает в помещении со светлыми стенами и белым потолком, Canon Speedlite EL-100 обеспечивает более мягкое и красивое освещение за счёт рассеивания света, особенно если он отражается от потолка.
Результат съёмки с дистанции 1,3 метра со вспышкой, направленной в потолок. Применена компенсация вспышки −0,33 EV. Гораздо лучше, чем при съёмке «в лоб», передан объём предметов, отсутствуют резкие блики.
Ещё один пример съёмки с отражённым светом, но с компенсацией +1 EV. Освещение по-прежнему мягкое и похожее на дневное. Тона кожи и объём переданы идеально.
Обычно считается, что снимать со вспышкой в помещении с цветными поверхностями не стоит, поскольку отражение света от них исказит цветопередачу. Впрочем, бывают и исключения. Например, во время съёмки в затемнённом помещении со стенами, потолком и предметами, которые имели очень насыщенные оттенки от розовых до фиолетовых, сильный отражённый импульс вспышки позволил не только хорошо подсветить модель, но и получить эффект неонового света.
Съёмка в тёмном помещении без вспышки, с освещением только от встроенного в потолок галогенового светильника.
Самое время ещё раз отметить, что возможность поднимать и поворачивать голову вспышки Speedlite EL-100 обеспечивает широту творческих экспериментов с освещением!