Тест объектива Sony SEL35F28Z
Компания Sony уже не первый год сотрудничает с Carl Zeiss в вопросах расчёта и производства оптики. Не секрет, что совместно разработанные объективы изготавливаются на заводах Sony, а вовсе не в немецком Оберкохене на Carl-Zeiss-Strasse 22.
Но такие модели, как Sony Carl Zeiss Sonnar T* 35mm f/2.8 ZA (SEL35F28Z), не дают повода усомниться в том, что это «тот самый Цейсс», со своим характером и рисунком.
Объектив в работе
Вес этого малыша всего 120 граммов, над поверхностью байонета он возвышается менее чем на 4 см. Диаметр передней линзы всего полтора сантиметра. Когда берёшь такой объектив в руки, невольно чувствуешь лёгкое недоверие…
Однако оно проходит довольно быстро. Тактильные ощущения дают первый толчок. Материал корпуса, который многие фотографы заочно идентифицируют как пластик, на поверку оказывается металлом. Признаюсь, я позволил себе небольшую «шалость» — поцарапал объектив в трёх местах. Везде из-под чёрной матовой краски блеснул белый металл, возможно, алюминий.
Стоит надеть объектив на одну из «семёрок» Alpha, как тут же понимаешь: они просто созданы друг для друга. Тандем получается гармоничным и по весу, и по размеру, и по дизайну. Главный плюс такого комплекта — полнокадровая компактность. Давно ли вы клали полнокадровый фотоаппарат с объективом в карман куртки?
Наконец, объектив очень приятен в работе. Он быстро фокусируется, непривередлив к условиям освещения. Есть ещё тысяча ощущений, которые невозможно измерить и описать. Простой — именно это слово приходит на ум после близкого знакомства с Sony SEL35F28Z.
Единственная сложность, с которой может столкнуться фотограф, — довольно большая минимальная дистанция фокусировки, не позволяющая снимать мелкие объекты крупным планом. У SEL35F28Z она составляет 35 см, что немного больше традиционных для этого класса оптики 30 см.
Максимальный масштаб съемки SEL35F28Z.
Конструкция
На первый взгляд, нет ничего необычного в конструкции этого объектива. Стандартный компактный фикс. Но пара деталей всё же обращает на себя внимание. Они, хоть и не влияют непосредственным образом на качество снимков, интересны сами по себе. Например, передняя линза у объектива — вогнутая. Не каждый день такое встретишь. Так что традиционные карандаши для чистки оптики отложите в сторону: они подходят только для выгнутых линз.
Интересно реализована бленда. Она закрывает всю фронтальную часть объектива, оставляя лишь небольшое угловатое отверстие, через которое ваш фотоаппарат будет смотреть на мир. Выглядит необычно, работает эффективно. Кстати, штатная крышка надевается именно на бленду. Если вы захотите установить на объектив фильтр (диаметр резьбы 49 мм), то от бленды и штатной крышечки придётся отказаться.
По заявлению производителя объектив обладает пыле- и влагозащищённой конструкцией, надёжность которой мы проверить не рискнули. Но качество сборки у объектива превосходное. Все детали подогнаны идеально, люфтов и щелей нет. Единственный подвижный элемент — электронное кольцо фокусировки — перемещается очень плавно и тактильно приятно. Кольцо имеет нелинейный ход: при более быстром вращении настройка осуществляется грубее, при плавном — точнее.
Боке
Будем честными: для 35-мм фикса светосила f/2.8 — довольно низкое значение. Даже в модельном ряду Sony есть объектив, обладающий светосилой на две ступени выше. Это Distagon T* FE 35 мм F1.4 ZA. Так что ждать сильного размытия фона даже на открытой диафрагме не стоит. Объекты заднего плана будут читаться даже в нерезкости.
Обратите внимание на этот кадр. При увеличении снимка на куртке военного прослеживается муар — верный признак того, что разрешающая способность объектива выше разрешающей способности матрицы.
Боке приятно глазу, оно пластичное. Планы разделены мягко. Одиночные блики в боке размыты не совсем идеально: они имеют неоднородное заполнение, жёстко очерчены. Вероятно, вся прелесть боке этого объектива именно в неидеальности, и это не шутка. Картинка получается необычная, объёмная, интересная и живая.
Резкость, хроматические аберрации, виньетирование
Идеальная резкость — вот что ждёшь от Sony Carl Zeiss Sonnar T* 35mm f/2.8 ZA (SEL35F28Z). И этот объектив вполне способен её обеспечить, причём на открытой диафрагме. Резкость по центру высокая даже на 42-мегапиксельной матрице. К сожалению, к краям кадра она ощутимо снижается. Закрытие диафрагмы на ступень не даёт прироста детализации по центру: максимум был достигнут уже на открытой диафрагме. А вот края существенно улучшаются. При f/5.6 резкими будут уже и края, и углы. Традиционно, лучшие результаты по резкости получаются на f/8–f/11.
Объектив даёт очень слабую дисторсию, заметную лишь на технически сложных сюжетах. Дисторсия успешно исправляется как в камере (во время съёмки теста эта настройка была отключена), так и с помощью соответствующих профилей в графическом редакторе.
Кадр с коррекцией аберраций и виньетирования. Применен стандартный профиль Adobe Camera RAW.
Хорошо обстоят дела и с хроматическими аберрациями. Они появляются крайне редко, преимущественно на открытой диафрагме по углам кадра. Однако существенного влияния на качество снимков они не оказывают, а на большинстве снимков и вовсе отсутствуют.
Объектив уверенно держит контровый свет, не даёт бликов и засветок. Пожалуй, единственным заметным оптическим недостатком является сильное виньетирование на открытой диафрагме, которое уходит постепенно по мере диафрагмирования, но также заметно и на f/8.
Выводы
Главная интрига этой модели — цена. Да, это Carl Zeiss, и стоить дёшево он не может. Но всё же стоимость Sony Carl Zeiss Sonnar T* 35mm f/2.8 ZA (SEL35F28Z) для многих российских фотографов будет выше психологического барьера, ведь речь идёт о не слишком светосильной оптике. Однако не стоит сравнивать SEL35F28Z с другими 35-мм объективами. Он немного другой.
Несмотря на сравнительно низкую для фикса светосилу, SEL35F28Z имеет свой узнаваемый характер, и в этом его главная ценность. Рисунок оптики очень контрастный. Боке пластичное и приятное, но с довольно жёсткими бликами. Объектив даёт высокую детализацию в центре уже на f/2.8, он звеняще резок на прикрытых диафрагмах по всей площади снимка. Как и положено Цейссу с фирменным просветлением T*, он прекрасно держит контровый свет, не давая засветок и бликов; неуязвим для хроматических аберраций. И только сильное виньетирование можно назвать действительно заметным оптическим недостатком. Впрочем, для ряда сюжетов оно способно стать мощным художественным инструментом, помогая фотографу акцентировать внимание на определённом предмете, добавить художественности.
Мы рекомендуем этот объектив прежде всего тревел-фотографам и любителям уличной съёмки. Компактность и незаметность, скорость автофокуса, интересный рисунок, высокий контраст — это идеальный набор качеств, которые делают Sony Carl Zeiss Sonnar T* 35mm f/2.8 ZA очень удачным объективом, несмотря на сравнительно высокую стоимость.
Плюсы:
- отличное качество сборки;
- пыле- и влагозащищённая конструкция;
- очень компактная и эффективная бленда в комплекте;
- высокая скорость автофокуса;
- высокая резкость на открытой диафрагме по центру;
- высокий контраст;
- низкий уровень хроматических аберраций;
- отличная бликозащита;
- приятное и пластичное боке;
- слабая дисторсия;
- удивительно компактный размер и малый вес.
Минусы:
- невозможность использовать стандартную крышку без бленды;
- мягкость краёв кадра на открытой диафрагме;
- заметное виньетирование;
- жёсткие блики в боке;
- большая минимальная дистанция фокусировки.