Студийный тест и выводы
Тестовый натюрморт (что это?) и тест цветопередачи (что это?)
На минимальной чувствительности Olympus OM-D E-M5 демонстрирует полное отсутствие цифрового шума, точную цветопередачу и высокую детализацию. Есть ощущение, что резкость даже несколько увеличена программно.
Повышение ISO до 400 единиц ничего принципиально не меняет в качестве изображения. На ISO 800 при максимальном увеличении становится заметным легкое падение детализации: шумы и система шумоподавления делают мелкие детали менее читаемыми. Но итоговое качество изображения все еще остается очень высоким.
Наметившаяся тенденция снижения качества усиливается при ISO 1600. На монотонных участках снимка уже хорошо заметен яркостной шум, от него же страдают и мелкие детали (такие как ресницы куклы). Различимость цветов в левой части цветовой таблицы ухудшается — страдает цветопередача. Но это ISO все еще можно считать рабочим.
ISO 3200 условно применимо на практике. Крупные детали изображения камера неплохо сохраняет, но мелкие уже безвозвратно теряются. Многие сюжеты качественно снять при этом не получится. Но тем не менее, ISO 3200 можно использовать, например, при съемке для печати небольшим форматом или для публикации фотографий в сети.
При ISO 6400 изображение начинает резко деградировать: картинка замыливается и появляются цветные шумы, а полутона пропадают, различимость цветов теряется. Это и более высокие значения чувствительности мало применимы в реальной съемке.
Тест детализации (что это?)
Пришло время познакомиться с объективом Olympus M.Zuiko Digital 12-50mm 1:3.5-6.3 EZ ED MSC поближе. В широкоугольном положении зума даже на открытой диафрагме по центру кадра он обеспечивает высокую резкость. Ближе к краям кадра изображение чуть замыливается, но тем не менее резкость все равно остается достаточно высокой. Уже при f/5,6 резкость по всему полю кадра можно назвать идеальной. А при f/11 детализация начинает снижаться. Сказывается дифракция. Хорошо заметна сильная бочкообразная дисторсия объектива, присутствуют небольшие хроматические аберрации.
В телеположении высочайшая резкость по всему полю кадра есть уже на открытой диафрагме и только увеличивается при f/8. Но справедливости ради нужно отметить, что в центре кадра детализация получается все равно ниже, нежели была в широкоугольном положении. Начиная с f/11 начинается спад детализации из-за дифракции. Дисторсий и хроматических аберраций практически не заметно.
Тест стабилизатора (что это?)
Кадры, снятые с эквивалентным фокусным расстоянием 100 мм и выдержкой 1/25 с. Стабилизатор выключен:
Кадры, снятые с эквивалентным фокусным расстоянием 100 мм и выдержкой 1/25 с. Стабилизатор включен:
Выводы
Olympus OM-D E-M5 — это первая серьезная попытка сделать беззеркальную “зеркалку”. Разработчики бросили все силы на то, чтобы максимально увеличить скорость работы и оперативность управления камеры. И им это удалось! По данным параметрам E-M5 вполне способен конкурировать с зеркалками средней ценовой категории. Если же говорить о размерах, то не просто конкурировать, а существенно выигрывать. А в остальном?..
Автофокус кроме скорости характеризуется еще и цепкостью. А здесь использование контрастного принципа накладывает свой отпечаток: в сложных условиях приходится прибегать к ручной фокусировке.
По уровню шумов матрица этой модели вполне сравнима с матрицами зеркалок и лучших беззеркалок других производителей: до ISO 1600 включительно качество изображения очень высокое. Инновационный стабилизатор изображения, работающий сразу по пяти осям и направлениям, действительно поражает! Отыграть у шевеленки две ступени экспозиции для него — пара пустяков. Но не его ли работой обусловлен столь сильный аппетит камеры по отношению к заряду аккумулятора?
Дисплей и цифровой видоискатель достойны похвалы. Строить по ним кадр — одно удовольствие. Единственная ситуация, в которой они проигрывают оптическому видоискателю классических зеркалок — ночная съемка.
Специально для этой камеры был разработан новый китовый объектив, просто поразивший своей резкостью и функциональностью: и сервопривод зума есть, и макрорежим. Как и сама камера, он имеет влагозащищенную конструкцию. Впрочем, информацию о сертификации влагозащиты камеры и объектива по международным стандартам найти не удалось.
В сухом остатке имеем отличный фотоаппарат с целым рядом интересных функций и особенностей. Конечно, это большой шаг вперед для беззеркалок, но пока еще не революция в индустрии.
Плюсы:
- компактность;
- быстрый автофокус;
- оперативное управление с возможностью перепрограммирования кнопок;
- малый лаг затвора;
- быстрая серийная съемка;
- удобный видоискатель;
- наклонный дисплей;
- эффективный стабилизатор;
- сервопривод зума в китовом объективе;
- функция “макро” у китового объектива;
- магниевый корпус с влагозащитой;
- высокое качество изображения до ISO 1600 включительно.
Минусы:
- большое время включения;
- задержки при переключении экспопараметров;
- задержки при переключении между дисплеем и видоискателем;
- проблемы с автофокусом при съемке в контровом свете;
- невозможность изменения экспопараметров во время видеосъемки;
- заметные артефакты сжатия при видеосъемке;
- сравнительно низкий ресурс аккумулятора.
Наше резюме
Olympus OM-D E-M5 — камера для энтузиастов и адептов системы micro 4/3. Начинать с нее свой путь в фотографию все же не стоит: уж слишком много тонких настроек и дополнительных функций, в которых зеленому новичку не разобраться. Бесспорный плюс этой модели — непревзойденная функциональность в столь компактном корпусе. Но тягаться с зеркалками того же ценового диапазона ей пока рано. Это скорее первый звоночек: новые технологии уже соперничают со старыми, лишь чуть-чуть проигрывая.