SMC Pentax DA 40mm f/2.8 Limited
Предисловие
Тестирование оптики — задача непростая. И дело тут даже не в трудоемкости испытаний, а кое в чем другом. Качество объектива — понятие во многом субъективное: для кого-то качество оптики определяется исключительно резкостью фотографий, для кого-то — рисунком, еще для кого-то — целым рядом других параметров… Мы же в своем тестировании постараемся сделать упор на субъективные впечатления от работы объективов и получаемого с их помощью изображения. Ну а для любителей инструментальных измерений мы предоставим снимки тестовой мишени при всех значениях диафрагмы (по ним вы сможете сравнить резкость, которую обеспечивают различные модели объективов), а также снимки сетки для определения дисторсий. Для тестирования всех объективов использовалась одна и та же камера — Pentax K20D.
SMC Pentax DA 40mm f/2.8 Limited
Серия Limited является по-своему уникальной. Аналогов ей нет ни у одного производителя. Например, Canon производит объективы с индексом L, а Sony (а ранее — Minolta) — с индексом G, но это просто линейки оптики высшего класса. Серию Limited отличает иное свойство, которое можно выразить одним словом — оригинальность. Это необычные объективы с особой внешностью и рисунком. Впрочем, в их качестве тоже не приходится сомневаться. Первым представителем семейства «лимов», попавшим к нам на тест, стал SMC Pentax DA 40mm f/2.8 Limited.
Как и некоторые его собратья, это очень компактный объектив (так называемый «блинчик»). Его размеры не идут ни в какое сравнение с размерами самой зеркалки. Оправа объектива полностью изготовлена из металла. Даже крышка — и та металлическая. Кстати, крышка крепится не на защелках, а навинчивается на резьбу. Разблокировка фокусировочного кольца происходит сразу после того, как автофокус наведется на резкость. Благодаря этому можно легко и оперативно поправить фокусировку вручную. Скорость работы автофокуса с SMC Pentax DA 40mm f/2.8 Limited оказалась очень высокой. Еще бы: подвижный блок линз совсем крошечный.
Объектив предназначен для использования как с цифровыми камерами (формат матрицы APS-C). Но на официальном сайте производителя сказано, что возможна его применение и на пленочных фотоаппаратах с некоторыми ограничениями. Непривычное фокусное расстояние (40 мм) на практике оказывается очень удобным, если речь идет о «полукадровой» матрице. В то время как «полтинник» на цифровой зеркалке превращается практически в портретный объектив, 40-миллиметровый «лим» имеет эквивалентное фокусное расстояние 60 мм. Соответственно, его одинаково удобно использовать как для жанровой, так и для пейзажной съемки. Вполне годится он и для портретов, в которых не нужен крупный план. Для классического портрета он не подойдет из-за искажений, обусловленных коротким фокусным расстоянием: слишком уж «вытягивается» лицо портретируемого.
Ну что же, пришло время поговорить и о таком субъективном параметре, как рисунок. Этот объектив близок по фокусному расстоянию как к SMC-FA 35мм f/2.0 AL, так и к «полтиннику» 50/1.4. Однако в плане рисунка он не имеет с ними ничего общего! В этом он скорее напоминает старый добрый Индустар-50, которым комплектовались некоторые модели «Зенитов». Впрочем, и внешне Индустар выглядит почти как SMC Pentax DA 40mm f/2.8 Limited. Возможно, это обусловлено схожестью оптических схем.
SMC Pentax DA 40mm f/2.8 Limited обязан своим своеобразным рисунком тессароподобной оптической схеме. Известно, что рисунок в зоне нерезкости во многом определяется формой блика. В этом объективе единичная точка в зоне нерезкости размывается и превращается в круг с жесткими контрастными краями. Однако к двоению боке это не приводит. Ветки и травинки заднего плана не двоятся, а кажутся будто нарисованными кистью. Впрочем, резкие границы блика накладывают свой отпечаток: «мазки кисти» смотрятся довольно жестко. В целом, боке этого объектива может довольно сильно пестрить. Из-за жесткости рисунка яркие мелкие пятна заднего плана в зоне нерезкости зачастую создают эффект рыбьей чешуи.
Как видите, рисунок объектива весьма своеобразен. Более того, он узнаваем. Вряд ли вы сумеете найти нечто подобное в линейках оптики других производителей. Объектив имеет собственный довольно жесткий характер. Кому-то он придется по душе, кому-то — нет. Но ведь и оптика серии Limited рассчитана не на каждого.
Объектив вполне резкий по центру даже при открытой диафрагме. Однако на контрастных границах могут появляться небольшие светлые ореолы, вызывающие легкий софт-эффект. Детализация из-за этого не снижается, но визуально изображение выглядит чуть менее контрастным и более мягким. На периферии кадра при открытой диафрагме резкость сильно падает. В то же время при диафрагмировании на одну ступень софт-эффект исчезает полностью, а контрастность изображения и резкость на периферии значительно повышаются. Максимальная резкость как по центру, так и по краям кадра достигается при диафрагмировании до f/8-f/11. Уровень хроматических аберраций сравнительно низок.
Также у SMC Pentax DA 40mm f/2,8 Limited есть небольшая бочкообразная дисторсия. Но существенного влияния на качество изображения она не оказывает. Слабое виньетирование присутствует на открытой диафрагме. Но при диафрагмировании до f/5,6 от него не остается и следа.
Наше резюме
Интересный объектив с индивидуальным рисунком и своеобразной «внешностью». Фокусное расстояние 40 мм делает его подходящим как для жанровой съемки (например, в путешествиях), так и для пейзажной фотографии. А благодаря своим размерам и весу SMC Pentax DA 40mm f/2.8 Limited является по-настоящему уникальным. Вряд ли вам удастся найти более компактный автофокусный объектив.