Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Зенитар 2,8/16: обзор объектива

Дата публикации: 22.11.2018

Качество изображения

Посмотрим, как обстоят дела у Зенитар 2,8/16 с качеством изображения. Современная цифровая фототехника предъявляет высокие требования к качеству оптики. Готов ли Зенитар 2,8/16 к вызовам современности? Ведь оптическая схема объектива была разработана ещё в 1989 году и за это время кардинально не менялась.

NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 20 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW

Детализация, хроматические аберрации и виньетирование

Мы тестировали Зенитар 2,8/16 на 45-мегапиксельной фотокамере. Такое количество мегапикселей «разрешит» далеко не каждый объектив. Посмотрим, как с этим справится наш герой.

NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 УСТАНОВКИ: ISO 64, F2.8, 1/3 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 УСТАНОВКИ: ISO 64, F4, 1/2 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 УСТАНОВКИ: ISO 64, F5.6, 1 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW

На открытой диафрагме изображение совсем мягкое как по краям, так и в центре. Опять-таки, 45 мегапикселей — это очень много даже для современной оптики. Если установить Зенитар 2,8/16, скажем, на 24-мегапиксельный аппарат, на диафрагме F2,8 можно получить визуально более чёткое изображение. Несмотря на несовершенство картинки, на F2,8 вполне можно снимать творческие кадры, где бритвенная резкость не требуется. Да и в условиях слабого освещения высокая светосила F2,8 — хорошее подспорье!

NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 30 с, 16.0 мм экв.

На F4 картинка становится немного резче, а к F5,6 в центре кадра резкость уже по-настоящему высокая. Кроме того, к F5,6 практически пропадает виньетирование, заметное при F2,8−4.

NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/200 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW

Что касается хроматических аберраций, то в Зенитар 2,8/16 они, по меркам фишай-оптики, скорректированы отлично. В центре кадра увидеть цветные каёмки вокруг контрастных объектов практически невозможно, а на краях кадра они если и появляются, то их легко убрать при обработке.

NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 УСТАНОВКИ: ISO 220, F5.6, 1/80 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/80 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW

Пика детализации Зенитар 2,8/16 достигает на F8−11. На этих значениях диафрагмы объектив действительно хорош: идеальная резкость как по центру, так и по краям кадра, виньетирования нет, а хроматические аберрации появляются крайне редко.

NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 3 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW

Далее, при F16−22, резкость изображения падает под действием дифракции. F22 — предел диафрагмирования. Сложно придумать сюжет, при котором на сверхширокоугольном объективе будут нужны такие значения относительного отверстия. Ведь уже на F8−11 глубина резкости огромна — для получения чёткой картинки достаточно грамотно навестись на резкость, в чём поможет шкала ГРИП на объективе.

NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 УСТАНОВКИ: ISO 64, F11, 8 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 15 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 УСТАНОВКИ: ISO 64, F22, 20 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW

Подытожим: резкость на значениях диафрагмы вплоть до F5,6 у Зенитар 2,8/16 не слишком высокая, но их вполне можно использовать в творческих съёмках, при слабом освещении или на камерах с небольшим количеством мегапикселей. Резкую картинку получить проще простого — достаточно прикрыться до F8–F11, где Зенитар 2,8/16 порадует фотографа отличной детализацией не только по центру кадра, но и по краям.

Панорамная вертикальная склейка трёх кадров. Зенитар 2,8/16 хорошо показал себя при съёмке звёздного неба: большой угол обзора помогает взять в кадр больше звёзд.

Панорамная вертикальная склейка трёх кадров. Зенитар 2,8/16 хорошо показал себя при съёмке звёздного неба: большой угол обзора помогает взять в кадр больше звёзд.

Защита от бликов

Для сверхширокоугольного объектива важно иметь качественную бликозащиту. Выпуклая передняя линза и широкий угол обзора приводят к тому, что солнце или другие яркие источники света почти всегда будут присутствовать либо в кадре, либо где-то сбоку от его краёв. А всё это — условия для появления бликов в кадре.

Вокруг точечных источников света (солнца, городских фонарей) на закрытых диафрагмах (F5,6 и более) появляются шестиконечные (по количеству лепестков диафрагмы) «звёзды».

Вокруг точечных источников света (солнца, городских фонарей) на закрытых диафрагмах (F5,6 и более) появляются шестиконечные (по количеству лепестков диафрагмы) «звёзды».

NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 УСТАНОВКИ: ISO 64, F11, 1/13 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW

Зенитар 2,8/16 имеет многослойное просветление МС, призванное бороться с бликами. Также в этом помогает и встроенная бленда. Попробуем спровоцировать объектив на появление бликов, разместив солнце на периферии кадра.

NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 УСТАНОВКИ: ISO 64, F2.8, 1/1600 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 УСТАНОВКИ: ISO 64, F4, 1/800 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 УСТАНОВКИ: ISO 64, F5.6, 1/320 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/100 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 УСТАНОВКИ: ISO 64, F11, 1/40 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 1/25 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW

Впечатляет, что даже в условиях сложного контрового света в кадре не происходит падения контраста. С другой стороны, солнечные «зайчики» в объектив попадают охотно — отдельные блики при съёмке в контровом свете будут почти всегда. По опыту тестовых съёмок, меньше всего бликов получается на открытых диафрагмах, вплоть до F5,6.

Блики, которые возникают только в том случае, если источник света попадает ровно на край кадра, можно использовать как творческий эффект. С ними кадры могут стать живее, интереснее.

Блики, которые возникают только в том случае, если источник света попадает ровно на край кадра, можно использовать как творческий эффект. С ними кадры могут стать живее, интереснее.

NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 УСТАНОВКИ: ISO 720, F4, 1/80 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/6 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW

В условиях городской ночной съёмки, когда в кадре множество точечных источников света, Зенитар 2,8/16 показал себя отлично. Никакого падения контраста и лишних бликов!

NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/2 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW
Дата публикации: 22.11.2018
Комментировать
Главы:12345
Предыдущая главаДалее «Выводы»
comments powered by Disqus