Качество фотоснимков на высоких ISO
Наш тест мы решили начать, что называется, с места в карьер: давайте проверим, насколько хорошо Sony Alpha ILCE-7SM2 снимает на высоких ISO? Предыдущая модель в этом параметре продемонстрировала незаурядные способности, превзойдя большинство современных камер в качестве снимков на высоких ISO. Что же изменилось в Sony Alpha ILCE-7SM2?
Снимок сделан ночью с рук на увеличенной до 1/15 с выдержке. Использование стабилизатора позволило существенно снизить чувствительность.
Начнём с главного: матрица здесь осталась та же, поэтому в сыром формате RAW различия будут минимальными. Однако они будут! Дело в том, что Alpha ILCE-7SM2 имеет возможность съёмки в сыром 14-битном формате без сжатия. Именно такая настройка была выставлена во время подготовки тестовых кадров. RAW-файл при этом увеличивается в объёме примерно в два раза по сравнению со сжатым RAW: с 12 до 25 мегабайт. Разницу между сжатым и несжатым RAW стоит искать на контрастных сюжетах при сильном осветлении снимка в конвертере. На большинстве же сюжетов эта разница вряд ли будет заметна. Во всяком случае в явном виде нам её заметить и «поймать» не удалось.
Некоторой доработке подвергся алгоритм шумоподавления. Так что на средних и высоких ISO от камеры стоит ждать лучшего результата. Наконец, как и в модели Alpha ILCE-7RM2, здесь применяется новый затвор с существенно пониженным уровнем вибраций и шума. И пусть 12 мегапикселей не столь подвержены микросмазу, как 42 мегапикселя, данное изменение конструкции также способно пойти на пользу качеству изображения. Кстати, затвор также может похвастаться высоким ресурсом — 500 000 срабатываний при использовании функции электронной передней шторки. Наконец, как и в прошлой версии фотоаппарата, здесь доступен полностью электронный бесшумный затвор.
Традиционно съёмку начинаем со значения ISO 100. Каждый снимок мы показываем в двух вариантах: слева JPEG из камеры, справа — сконвертированный в Adobe Lightroom сырой 14-битный файл. При конвертации мы осветлили тени (Shadows +100), притушили пересветы (Highlights -66) и немного подавили яркостной шум (Luminance +26). Так что этот тест наглядно показывает ещё и запас динамического диапазона для редактирования снимков.
На низкой чувствительности фотоаппарат обеспечивает яркую, контрастную картинку, полностью лишённую шума. Монотонные участки (например, небо) выглядят абсолютно гладкими. Такая же ситуация сохраняется и на ISO 200, и на ISO 400.
На значении ISO 800 в JPEG на небе впервые появляются следы шума. Это пока лишь очень мелкий попиксельный «песок» — слабый яркостной шум, заметный лишь на максимальном увеличении. Многие фотоаппараты выдают такой и на нижних значениях ISO. В RAW такой шум легко подавляется одним движением соответствующего регулятора.
При ISO 1600 и даже 3200 ситуация кардинально не меняется. Монохромный шум на монотонных участках едва заметно усиливается. Однако резкость снимка не страдает, цвета не деградируют.
Переломный момент — ISO 6400. В JPEG изображение становится чуть более рыхлым, тональные переходы на небе перестают быть такими чистыми, уровень монохромного шума повышается. Но это значение остаётся полностью рабочим, особенно если вы снимаете в RAW. При конвертации сырого формата такой шум очень просто и эффективно подавляется.
При ISO 12800 картинка теряет ещё некоторую долю своей привлекательности при максимальном приближении, становится чуть-чуть более рыхлой. Если вы снимаете в JPEG, то при печати снимков форматом А4 и больше рискуете получить не слишком хорошую передачу полутонов в средне-тёмных участках снимка. В RAW же по-прежнему всё не так страшно. Есть возможность добиться удачного компромисса между лёгкой зернистостью и уровнем детализации. Напомню, о цветных шумах и деградации цвета из-за них речи пока вообще не шло.
ISO 25600 — вот одна из условных границ для этого фотоаппарата. В JPG монохромный шум на монотонных участках становится уже слишком заметным. Полутона деградируют из-за активных действий системы шумоподавления. При съёмке в RAW вы всё ещё вправе рассчитывать на достаточно качественный результат для печати сравнительно небольшим форматом (до А3) или публикации снимка в сети.
При ISO 51200 рассчитывать на качественный результат можно лишь в том случае, если вы снимаете в RAW и готовы мириться с существенно возросшим уровнем зернистости. Тогда вам удастся подготовить снимок для печати или веб-публикации.
Примечательно, что всё более высокие значения чувствительности прописываются в EXIF одинаково: 65535 единиц ISO. Впрочем, на практике ситуация точно такая же: и ISO 102400, и ISO 204800, и ISO 409600 ограниченно применимы. Их стоит использовать тогда, когда цель съёмки — фиксация момента любой ценой. Для художественной фотографии они подходят не слишком хорошо из-за высокого уровня шума. Но будем справедливыми: большинство современных фотоаппаратов на таких ISO вообще не могут работать! А рабочий диапазон до 51200 единиц ISO — это даже в наш век высоких технологий характеристика выдающаяся.