Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Как выбрать штатив? Современные штативы Cullmann

Дата публикации: 19.11.2015
Как выбрать штатив? Современные штативы Cullmann

В первой половине двадцатого века представить себе фотографа с камерой и без штатива было довольно сложно. Но с появлением компактных камер и увеличением чувствительности плёночных эмульсий пропала необходимость постоянно носить штатив с собой.

А сегодня, в двадцать первом веке, с переходом на цифровые технологии штативы не только не теряют своей актуальности, но и переживают второе рождение. Помимо привычных треног появились штативы с гибкими ногами, селфи-стики и моноподы. Однако, как известно, классика вечна, и мы бы хотели сосредоточить ваше внимание на штативах-треногах. Какими функциями и параметрами должен обладать современный штатив в цифровую эпоху? Как выбрать лучший штатив? На что вообще способны современные штативы? Давайте разбираться в этих вопросах на примере линейки современных штативов Cullmann.

Великий Новгород. Вид на одну из башен и внешние стены кремля Детенец. Для создания этой фотографии использовалась классическая тренога в лице Cullmann СONCEPT ONE 625 OH2.5V с небольшим грузом на крючке центральной штанги для большей стабилизации. Выдержка в 30 секунд потребовалась для создания эффекта движения неба, диафрагма прикрыта до F16, ISO 100.

Великий Новгород. Вид на одну из башен и внешние стены кремля Детенец. Для создания этой фотографии использовалась классическая тренога в лице Cullmann СONCEPT ONE 625 OH2.5V с небольшим грузом на крючке центральной штанги для большей стабилизации. Выдержка в 30 секунд потребовалась для создания эффекта движения неба, диафрагма прикрыта до F16, ISO 100.

Основные критерии выбора штатива

Главная и основная задача любого штатива (как сто лет назад, так и сейчас) заключается в том, чтобы надёжно фиксировать фотоаппарат во время съёмки и не допускать появления смаза на фотографиях. Для этого конструкция штатива должна быть надёжной, не иметь люфтов и выдерживать вес камеры с самым тяжёлым объективом. При выборе стоит обращать внимание на максимально допустимую нагрузку и высоту штатива. Он должен не только выдерживать вес фотоаппарата, но и иметь некоторый запас прочности. Только тогда можно смело говорить о должной фиксации камеры.

Высота штатива подбирается исходя из роста фотографа. Если ваш рост, к примеру, составляет 180 сантиметров, то вам подойдёт штатив высотой 160 сантиметров. В полностью разложенном состоянии вы должны без ощущения дискомфорта смотреть в видоискатель или на дисплей фотоаппарата. Это залог комфортной работы в течение длительного времени.

Немаловажным параметром является вес самого штатива. От его величины зависит жёсткость всей конструкции, а также отсутствие незначительных движений камеры, которые могут привести к появлению смаза и потере резкости. Именно поэтому не стоит покупать слишком лёгкий штатив для цифровой зеркальной камеры или, наоборот, слишком тяжёлый для компактного беззеркального фотоаппарата. Какой-либо чёткой формулы на этот счёт нет, но хороший штатив для зеркальной камеры весит порядка двух килограммов. Материалов, из которых изготавливают штативы, два. Основной — алюминий. Он достаточно лёгкий, не боится ударов. Если вы много и далеко путешествуете, то сэкономить в весе без потери жёсткости поможет штатив из углепластика. Однако этот материал требует более бережного обращения, так как боится точечных ударов.

Cullmann Concept One 628

Cullmann Concept One 628

Cullmann Concept One 628C

Cullmann Concept One 628C

Разница в весе между штативами Cullman Concept One 628 из алюминия и карбона составляет более 500 граммов, а это целая бутылка воды.

Тренога или монопод?

Классический штатив даёт возможность жёстко фиксировать фотоаппарат или видеокамеру. В тех случаях, когда этого не требуется, используются моноподы. Они довольно популярны среди любителей съёмки видео, когда нужно быстро менять ракурс. В фотографии они снискали нишу в среде фотографов, использующих очень тяжёлые длиннофокусные и сверхдлиннофокусные объективы. В повседневной жизни монопод пригодится в сумерках или утром, когда выдержки всё ещё достаточно длинные. В паре со стабилизатором в камере или в объективе они дают большой простор для творчества, позволяя получать фотографии без потери резкости.

Великий Новгород. Вид на памятник «Тысячелетие Руси». Выдержка ½ секунды, диафрагма прикрыта до F13, ISO 100. 7 часов утра. Нам очень повезло оказаться в Новгороде ноябрьским солнечным утром. Первые лучи только-только начинают падать на фигуры памятника, создавая тем самым интересную игру света. Снимок сделан с помощью монопода из комплекта со штативом CONCEPT ONE 625M OT35.

Великий Новгород. Вид на памятник «Тысячелетие Руси». Выдержка ½ секунды, диафрагма прикрыта до F13, ISO 100. 7 часов утра. Нам очень повезло оказаться в Новгороде ноябрьским солнечным утром. Первые лучи только-только начинают падать на фигуры памятника, создавая тем самым интересную игру света. Снимок сделан с помощью монопода из комплекта со штативом CONCEPT ONE 625M OT35.

Но что из себя представляет монопод? По своей конструкции монопод очень похож на центральную штангу, но с возможностью увеличения длины. А нельзя ли тогда совместить эти два вида штативов в одном? Можно! Однако производителей, как и моделей-гибридов, не так уж и много на рынке. Среди таких моделей особенно хочется отметить штатив Cullmann CONCEPT ONE 625M OH2.5V, который совмещает в себе не только треногу и монопод, но и позволяет снимать с одинаковым уровнем комфорта как фото, так и видео. Отличный вариант для выполнения большинства любительских задач.

CONCEPT ONE 625M OH2.5V

CONCEPT ONE 625M OH2.5V

CONCEPT ONE 625M OT35

CONCEPT ONE 625M OT35

Серия Concept One построена на философии универсальности, когда свойства монопода и трипода вместе со съёмными головами образуют штатив-конструктор на все случаи жизни. Не совсем очевидным для новичка, но очень хорошим плюсом такого решения является возможность хранения всех частей в одном месте. Нет нужды искать монопод или штатив по разным углам комнаты. Максимальная высота монопода из комплекта Cullman Concept One лишь немного уступает высоте самого штатива, что делает работу с моноподом такой же комфортной. Отметим, что такое редко встречается в моделях-гибридах.

Видео и фото штатив. В чём разница?

Великий Новгород. Вид на мост через реку Волхов. Уже наступила ночь. Время экспозиции этого снимка составляет одну минуту, диафрагма F8, ISO 100. Для стабилизации штатива на крючке был подвешен небольшой груз. Затвор камеры был спущен через автоспуск, чтобы избежать нежелательных движений от рук.

Великий Новгород. Вид на мост через реку Волхов. Уже наступила ночь. Время экспозиции этого снимка составляет одну минуту, диафрагма F8, ISO 100. Для стабилизации штатива на крючке был подвешен небольшой груз. Затвор камеры был спущен через автоспуск, чтобы избежать нежелательных движений от рук.

Cullmann CONCEPT ONE 625M OT35 с 3D-головой и фотокамерой.

Cullmann CONCEPT ONE 625M OT35 с 3D-головой и фотокамерой.

Cullmann СONCEPT ONE 625M OH2.5V с шаровой головой и видеокамерой.

Cullmann СONCEPT ONE 625M OH2.5V с шаровой головой и видеокамерой.

Принципиальное отличие видео- и фотоштативов заключается в конструкции головки. При видеосъёмке очень важна плавность хода головки в разные стороны без резких рывков и дрожания, чтобы при воспроизведении на экране фильм смотрелся более профессионально. Также для удобства в работе и панорамирования на головке для видео нужна всего одна более длинная ручка. Именно за неё (не за камеру) держится оператор. Сами треноги могут быть одинаковые как для фото, так и для видео. Фотолюбители часто совмещают эти два занятия, и производитель идёт им навстречу. К примеру, штатив Cullmann СONCEPT ONE 625M OH2.5V оснащён шаровой головкой хитрой конструкции.

Шаровая головка модели Cullmann СONCEPT ONE 625M OH2.5V

Шаровая головка модели Cullmann СONCEPT ONE 625M OH2.5V

Сама технология проста и изящна. На штанге сбоку есть ручка с надписью VIDEO для переключения между режимами. Она освобождает или, наоборот, фиксирует штифт, который входит в специальный паз, проделанный непосредственно в шаре. В фоторежиме шаровая голова свободно вращается во всех направлениях и ничем не фиксируется. В видеорежиме она фиксируется и способна плавно двигаться в вертикальном и горизонтальном направлении. Суть её работы показана в этом видеоролике.

Если вы являетесь страстным любителем снимать как фотографии, так и видео, то на покупке такого универсального штатива, как Cullmann СONCEPT ONE 625M OH2.5V, можно прилично сэкономить, потому что нет необходимости покупать два средних по качеству изделия и идти на компромисс. Тем более что серьёзных препятствий в работе с зеркальной камерой в обоих режимах с этой моделью треноги мы не заметили. Но всё же стоит сказать, что для профессиональной съёмки видео потребуются менее универсальные и более дорогие решения.

Ручка переключения между фото- и видеорежимами штатива Cullmann СONCEPT ONE 625M OH2.5V

Ручка переключения между фото- и видеорежимами штатива Cullmann СONCEPT ONE 625M OH2.5V

Головы: 3D и шаровые, съёмные и нет

Великий Новгород. Мост через реку Волхов. Центральная штанга штатива установлена на перила моста и была перевёрнута для того, чтобы камера находилась как можно ниже. F11, 1/10 с, ISO100.

Великий Новгород. Мост через реку Волхов. Центральная штанга штатива установлена на перила моста и была перевёрнута для того, чтобы камера находилась как можно ниже. F11, 1/10 с, ISO100.

Штурвалом любого штатива является головка. На ней сосредоточены все важные органы управления и соединения. Профессионалы особое внимание уделяют именно головам и тратят на них больше, чем на саму треногу. Однако не все штативы обладают возможностью быстро менять головку. Исключение составляет серия Cullmann Concept One, в которой независимо от модели головка является сменной. Большинство же любительских моделей представляют собой единую неразборную конструкцию. Это, с одной стороны, делает штатив дешевле, но с другой — сужает круг решаемых им задач и в случае поломки незначительной детали делает затруднительным ремонт. Если вы планируете использовать штатив для каких-то конкретных задач (например, для съёмки видео или фотографирования пейзажей), тратить дополнительные средства на невостребованные функции не имеет смысла. Достаточно приобрести штатив с несъёмной головкой. Но чем же хороша возможность менять головки?

Профессиональная сменная голова Cullmann TITAN TW99

Профессиональная сменная голова Cullmann TITAN TW99

Возможность быстрой замены головы позволяет иметь в арсенале одну треногу и несколько головок разных конструкций под разные задачи. Это более основательный и профессиональный подход к съёмке. Существуют головки разных видов: 3D, шаровые и панорамные.

Панорамные головы относятся к профессиональному, узконаправленному сегменту и созданы преимущественно для работы с видео.

3D-головки обладают несколькими ручками: их основное предназначение заключается в том, чтобы точно выставить камеру по трём осям. Это особенно актуально для пейзажной, архитектурной и технической съёмки.

Великий Новгород. Вид на Церковь Параскевы Пятницы на Торгу. При съёмке использовался штатив Cullmann СONCEPT ONE 625 OH2.5V. Точка съёмки имеет небольшой уклон. Для более грамотной передачи перспективы нужно соблюсти уровень относительно горизонта. 3D-головка с градусами на каждой оси и уровень на треноге позволили сделать это с особенной точностью.

Великий Новгород. Вид на Церковь Параскевы Пятницы на Торгу. При съёмке использовался штатив Cullmann СONCEPT ONE 625 OH2.5V. Точка съёмки имеет небольшой уклон. Для более грамотной передачи перспективы нужно соблюсти уровень относительно горизонта. 3D-головка с градусами на каждой оси и уровень на треноге позволили сделать это с особенной точностью.

Шаровая головка популярна среди любителей репортажной и тревел-фотографии. В отличие от 3D-головки у шаровой вместо двух всего одна ручка. Такой принцип работы позволяет быстро настроить положение камеры, чтобы произвести съёмку (пусть и не с максимальной точностью).

Профессиональные штативы.

Великий Новгород. Вид на стену кремля со стороны реки Волхов. Для создания эффекта подсветки дерева был использован обыкновенный ручной фонарик. Снимок экспонировался на протяжении 30 секунд для того, чтобы ствол и крона дерева были освещены равномерно. F13, ISO 100.

Великий Новгород. Вид на стену кремля со стороны реки Волхов. Для создания эффекта подсветки дерева был использован обыкновенный ручной фонарик. Снимок экспонировался на протяжении 30 секунд для того, чтобы ствол и крона дерева были освещены равномерно. F13, ISO 100.

Модульность конструкции, а также внимание к мелочам — основные признаки профессионального штатива. Ноги, соединения и ручки более технологичны. Центральная штанга имеет возможность быстро менять головку, а сама тренога — положение относительно центральной штанги. Такие, на первый взгляд, мелочи позволяют фотографу или оператору подготовить штатив к более специфической работе. Например, в комплект поставки со всеми штативами Cullmann серии Concept One 625 входят более короткая штанга для макросъёмки, шестигранник для работы с креплениями, а также сменные стальные ножки. Обычно ножки штативов делают несменными, из прорезиненного пластика, чтобы избежать попадания грязи внутрь ног. Наличие сменных ножек из стали позволяет жёстко зафиксировать штатив на льду или любой другой скользкой поверхности.

Комплект поставки Cullmann серии Concept One 625.

Комплект поставки Cullmann серии Concept One 625.

Cullmann СONCEPT ONE 625 с короткой центральной штангой

Cullmann СONCEPT ONE 625 с короткой центральной штангой

Ноги этого штатива установлены в положение, которое удобно для макросъёмки. Вместе с короткой штангой высота штатива составляет всего 25 сантиметров. Большинство других штативов такого позволить себе не могут, и их минимальная высота составляет порядка 40-50 сантиметров от земли, а иногда и больше.

Тренога Cullmann СONCEPT ONE 625 с возможностью вертикального движения на 180 градусов.

Тренога Cullmann СONCEPT ONE 625 с возможностью вертикального движения на 180 градусов.

Серия Cullmann Concept One 625 обладает возможностью поворачивать каждую из ног на 180 градусов относительно центральной штанги. Такое положение штатива очень полезно для съёмки с низкого ракурса, для пересъёмки книг или репродукций.

Цанги против защёлок

Великий Новгород. Утренний пейзаж. Камера установлена на моноподе, выдержка 1/30 с, F13, ISO 100. При съёмке также использовался поляризационный фильтр.

Великий Новгород. Утренний пейзаж. Камера установлена на моноподе, выдержка 1/30 с, F13, ISO 100. При съёмке также использовался поляризационный фильтр.

Немаловажный элемент в конструкции любого штатива — это способ фиксации ног и штанги. Защёлки (или клипсы) более просты и оперативны в использовании, но на морозе с ними труднее работать в перчатках, плюс увеличивается риск повреждения защёлки. На сильном морозе велики шансы того, что защёлка не зажмёт ногу штатива и её придётся подкручивать. Это вызвано тем, что металл и пластик по-разному реагируют на холод. Цанги более надёжны конструктивно, но менее оперативны в работе. Они часто делаются из нескользящего морозостойкого пластика, с ними удобнее работать в перчатках на холоде.

Ноги Cullmann СONCEPT ONE 625M с цанговыми креплениями.

Ноги Cullmann СONCEPT ONE 625M с цанговыми креплениями.

Маленькие хитрости

Уровень и пенополиуретан на ногах штатива Cullmann CONCEPT ONE 625 OT35

Уровень и пенополиуретан на ногах штатива Cullmann CONCEPT ONE 625 OT35

Любой хороший штатив обладает уровнем, чтобы вы могли выставить треногу на неровной поверхности относительно горизонта, а сами ноги штатива укутаны в пенополиуретан. Этот материал обеспечивает защиту ног при переноске, делает более удобной работу со штативом зимой. Благодаря ему руки сохраняют тепло, так как не касаются холодного металла. В жаркую и влажную погоду пенополиуретан не позволит выскользнуть штативу из рук.

Штатив Cullmann СONCEPT ONE 625 OH2.5V

Штатив Cullmann СONCEPT ONE 625 OH2.5V

Наличие крючка на конце штанги классической треноги позволяет зафиксировать небольшой груз (например, сменный объектив) и придать штативу ещё большую устойчивость при сильном ветре и на не очень устойчивых поверхностях.

Великий Новгород. 8 часов утра. При съёмке использовался монопод и поляризационный фильтр на камере. Выдержка 1/20 с, F9, ISO 100.

Великий Новгород. 8 часов утра. При съёмке использовался монопод и поляризационный фильтр на камере. Выдержка 1/20 с, F9, ISO 100.

Заключение и выводы

Штатив мотивирует на творчество не хуже нового объектива или камеры. Этот инструмент способен подарить не только новые впечатления, но и изменить сам подход к съёмке, сделав его более основательным, более тщательным.

Сложно определиться с выбором? Если вам нужен надёжный друг, помощник, то классика в лице Cullmann CONCEPT ONE 625 OT35 — то, что вам нужно. В нём есть всё, что требуется от штатива, и нет ничего лишнего.

Если вы ещё не определились с предпочтениями и хотите попробовать себя в самых разных жанрах и направлениях, а также периодически снимаете видео (или планируете делать это), то рекомендуем обратить внимание на Cullmanm CONCEPT ONE 625M OH2.5V. Универсальность — его второе имя.

Модель Cullmann CONCEPT ONE 625M OT35 — ваш выбор в том случае, если фотография стала вашей страстью и вы часто ловили себя на мысли об использовании не только штатива, но и монопода.

Даже если выбор сделать по-прежнему тяжело, не стоит сильно ломать голову. Сегодня системными бывают не только фотоаппараты, но и штативы. Богатый выбор самых разных головок, треног, центральных штанг и маленьких мелочей позволяет адаптировать штатив под самые строгие запросы. Главное — убедитесь, что это качественные штативы из серии Cullmann Concept One.

Дата публикации: 19.11.2015
Комментировать
0f2bcf04 595e 4c07 bc83 27ce587414e1 square 100
Георгий Романов

Вопросы эксперту

comments powered by Disqus