Вверх
  • Изменение цветовой насыщенности фотографий
  • Увеличение резкости фотографий
  • Проявка черно-белой пленки
  • Ручная оптическая печать фотографий
  • Учимся создавать черно-белые фотографии
  • Рисуем солнечный свет при помощи графического планшета
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Ручная оптическая печать фотографий

Обсудить

Ручная печать

В аналоговой фотографии конечным продуктом является изображение на материальном носителе — слайд или отпечаток. Ручная печать черно-белых фотографий, подобно другим направлениям фотоискусства, предоставляет безграничную творческую свободу. Взамен она требует знаний, практических навыков, финансовых затрат на оборудование, фотобумагу и химию.

Что потребуется

Темная комната. Типичные варианты — ванная комната, кладовка, гараж, свободное помещение на даче. Важно обеспечить удобный доступ ко всем приспособлениям и исключить вероятность контакта электрического тока с водой.

Красный фонарь. Встречаются обычные фонари и фонари со сменными светофильтрами. Купить можно за 100–200 руб. в любой фотокомиссионке.

Фотоувеличитель с объективом. Советский увеличитель с парой родных объективов или польский «Крокус» можно получить за символическую сумму. Но для серьезной работы необходимо оснастить его качественным объективом ($100).

Набор фильтров. Нужны для печати на бумаге с переменным контрастом. Стоимость комплекта стеклянных фильтров в фотокомиссионке — 500–600 руб.

Реле времени. Реле времени подключается между увеличителем и розеткой. Советские («Сура-2», «Изохрон») стоят 200–300 руб., но их не рекомендуется использовать с трансформаторными увеличителями. При отсчете времени проявки/фиксирования пригодятся механические часы с секундной стрелкой.

Ручная оптическая печать фотографий

Кадрирующая рамка. Подвижные ограничители позволят задавать размер печатного поля и зафиксировать лист фотобумаги на время экспозиции. 1500–4000 руб.

Резак для бумаги. При печати стандартных форматов без резака можно обойтись, покупая бумагу под формат. Но резак незаменим, когда речь идет о редких форматах (например, 30 x 30 см), а также полезен в целях экономии (выгодно покупать бумагу большого формата и резать под печатный формат). Резаки делятся на гильотинные и роликовые. Последние удобнее, но дороже. Цена зависит от формата бумаги — от 1000 до 3–4 тыс. руб.

Фокускоп. Полезный прибор, который увеличивает фрагмент спроецированного изображения на бумагу с целью точной фокусировки. От 150 руб. за советский, до 1500 — за новый Kaiser.

Аксессуары для чистки негативов. Негатив перед печатью необходимо очистить от пыли, используя антистатическую щеточку, баллон со сжатым воздухом или воздушную помпу.

Мерный стакан. Объем 1 литр, с делениями на каждые 100 граммов. «Фотостакан» от Kaiser — 350 руб., бытовой стакан — около 50 руб.

Емкости для растворов. Емкости нужно промаркировать (проявитель, фиксаж, стоп-раствор, вода), поскольку капля фиксажа способна привести проявитель в негодность. Желательно не хранить растворы, а использовать только свежеприготовленные.

Лабораторный термометр. Температура растворов должна быть равна 20°С. Колебания на пару градусов в обе стороны не оказывают влияния на результат. Чтобы не допустить смешивания растворов, следует иметь два термометра — для проявителя и фиксажа.

Проявочные кюветы. Четыре штуки: проявитель, стоп-ванна, фиксаж, промывка. Лучше иметь два набора для разных форматов. Цена зависит от размера кювет и достигает 1500 руб. (30 x 40 см). В бытовых магазинах можно найти что-то более дешевое. Для больших форматов альтернативой является самодельный каркас из деревянных реек глубиной 5 см, разделенных поперечинами. Сверху кладется слой бытового полиэтилена, а растворы заливаются в образовавшиеся «лунки».

Аксессуары. Ножницы и нож для работы с пленкой и бумагой. Щипцы и пинцеты для захвата бумаги в кюветах — две-три штуки. Одноразовые бумажные полотенца для рук. Резиновый валик. Прищепки для подвешивания листов бумаги. Блокнот и карандаш для записи параметров экспозиции, номеров используемых фильтров.

Глянцеватель. Для усиления глянца и снижения скручиваемости листы баритовой бумаги после печати можно подвергнуть глянцеванию. Промытые отфиксированные отпечатки замачивают в 10-процентном растворе питьевой соды на 8 минут, после чего прикатывают резиновым валиком к листу чистого оргстекла и оставляют сушиться на сутки.

Маски и листы картона. Геометрические фигуры из черного картона, закрепленные на тонкой проволоке с помощью капли суперклея. При печати с контрастных пленок используются для уменьшения экспозиции на светлых участках спроецированного изображения, чтобы не потерять детали в тенях.

Расходные материалы. Фотобумага, проявитель, фиксаж. Дополнительные химреактивы: стоп-раствор, тонер, белила.

Техника.

Любой увеличитель состоит из пяти элементов: проекционного стола, на который кладется фотобумага, штанги, колбы с источником света, рамки для негатива, механизма фокусировки (самый распространенный вариант — меха).

Цена и класс фотоувеличителя, как правило, косвенно влияют на результат: хороший увеличитель удобнее, чем дешевый. Решающее влияние на качество отпечатков оказывает установленный в увеличителе объектив.

Высота штанги играет существенную роль с точки зрения формата печати. Чем выше можно поднять «голову», тем больше максимальный отпечаток. Ограничение можно обойти, если развернуть стойку и спроецировать картинку на какую-либо другую поверхность (например, на пол). Данный прием используется и в том случае, когда необходима печать с небольшого фрагмента кадра.

Высота стойки позволяет варьировать размер отпечатка, а с помощью меха/резьбы на объективе производится фокусировка изображения для заданного формата. Максимальный формат печати зависит от фокусного расстояния объектива. Чем оно меньше, тем больше изображение, но уменьшается кроющее поле объектива. На практике это означает, что для печати с 35-миллиметровых пленок наиболее удобен объектив, имеющий фокусное расстояние 50 мм. Для рольфильма — не шире 80 мм (до 6 x 6 см) или 100 мм (6 x 7 см). Универсальным считается объектив 80 мм, который позволяет печатать с негативов от 24 x 36 мм до 6 x 6 см. Объектив для увеличителя — это технический макрообъектив, который должен обеспечивать максимальную резкость при фокусировке на небольших дистанциях. Если нужна «мягкая» картинка, она должна достигаться подбором рабочей диафрагмы и выбором малоконтрастной бумаги.

Дешевый «мягкий» объектив способен кардинальным образом отразиться на результате вашей работы и создать ошибочное суждение о том, что аналоговая технология уступает «цифре» с точки зрения получения резкой картинки.

Схема шестилинзового симметричного плазмата считается лучшей для увеличительного объектива. Именно к ней относятся такие знаменитые объективы, как Schneider Componon, Rodenstock Rodagon, EL-Nikkor, Leitz Focotar. Schneider и Rodenstok серии APO — наиболее современные, скоррегированы для цветной печати. Бюджетные четырехлинзовые тессары — от отечественных «Индустаров» до немецких «Рогонаров» — не сравнимы по резкости с плазматами. Единственный достойный вариант из дешевых — советская «Вега-11У» для узкой пленки. С учетом достаточно высокой стоимости фотобумаги и реактивов экономия на объективе для увеличителя не имеет смысла. За исключением дорогих объективов APO-серии, качественные объективы доступны. К примеру, «обычный» (не-APO) Rodagon в отличном состоянии на eBay.de вместе с доставкой обойдется в $100.

Для удобства работы хорошие объективы имеют подсветку шкалы диафрагм и при смене f-числа издают щелчки через каждые полстопа. Высокая светосила не является принципиальным качеством для увеличительного объектива, но она не будет лишней в процессе просмотра и кадрирования картинки на проекционном столе, а также при печати с очень плотных негативов. Наилучшая резкость достигается на диафрагме, прикрытой на два-три стопа от открытой.

Увеличители подразделяются на две группы: конденсорные и диффузные. Конденсор — это система линз, посредством которой свет распределяется и фокусируется на негативе. Как правило, фотоувеличитель имеет два сменных конденсора в комплекте: для 35-миллиметровых пленок и для среднего формата. Кроме того, конденсорные увеличители допускают установку цветных фильтров в специальный лоток. В черно-белой фотопечати эти фильтры служат для управления контрастом на мультиконтрастных фотобумагах. Диффузный свет работает мягче. Для увеличения равномерности и смягчения света в конденсорных увеличителях сразу за лампой может устанавливаться матовый фильтр или растровый (диффузный) рассеиватель. Такие увеличители очень удобны, быстры в настройке, менее требовательны к чистоте негатива, хорошо пробивают света негатива.

При работе с конденсорными увеличителями много времени уходит на то, чтобы отрегулировать положение лампы и добиться равномерности освещения (с увеличением формата негатива проблема усиливается). Жесткий свет выявляет любую пылинку на негативе или прижимном стекле. Но такая конструкция позволяет получать более контрастные фотографии.

Многие фотографы считают, что лишь на конденсорных увеличителях можно получить «звенящую резкость». Но это также зависит и от установленного объектива. Вместе с тем этот тип увеличителей универсален, так как всегда есть возможность сделать свет мягче, установив за лампой растровый рассеиватель.

К самой доступной группе относятся увеличители, произведенные в СССР и дружественных странах — Чехии и Польше. Самый распространенный вариант — польский «Крокус», который выпускался в нескольких версиях. Аппарат поддерживает большие форматы негативов (до 6 x 9 см в некоторых модификациях). Подъем головы производится вращением рукоятки. Для грубой фокусировки служит мех, для более точной — резьба на объективе. Штатно предусмотрена пара лотков под фильтры. В некоторых комплектациях аппарат идет с цветосмесительной головой «Оптимак» для цветной печати, имеющей автоматический привод смены фильтров и управляемую по мощности галогеновую лампу.

Высота стойки увеличителя небольшая, что неудобно при использовании длиннофокусной оптики. Из-за компактных размеров при печати для достижения равномерности света сложно обойтись без матового стекла. Другой недостаток — не самый качественный конденсор (при большом количестве пузырьков и механических вкраплений его стоит заменить на советский — например, от «Невы-2»). Штатные объективы «Миакр» и «Амар» малопригодны для качественной печати. Для установки лучшей оптики нужен переходник с резьбы М42 на стандартную для увеличителей М39 (идет в комплекте).

«Нева-2» — громоздкий увеличитель, основное предназначение которого — печать с негативов среднего формата. «Нева» имеет классический ретродизайн. Два способа регулировки высоты колбы: стойка с парой фиксаторов и пружинный кран. Вместо матового стекла в комплект входил стаканчик-рассеиватель, который при помощи проволоки крепится непосредственно на лампу. Один лоток под фильтры. В комплекте два конденсора (для узкого и среднего форматов) и два объектива «Индустар». Объективы не стоит рассматривать всерьез, но качество конденсоров лучше, чем у «Крокуса». К более высокому классу относятся увеличители «Азов» и «Беларусь».

«Беларусь 912» — увеличитель диффузного типа, поддерживающий печать с негативов размером до 9 x 12 см. «Беларусь» чрезмерно громоздка для домашней фотолаборатории, зато с качеством никаких проблем. Выпускалась в двух вариантах — для черно-белой и цветной аддитивной печати (с цветовой головой).

Особенность «Азова» — электрический автофокус, который работает при использовании объективов «Вега-5» и «Вега-11» из комплекта. Качество оптики достаточно высокое. Фокусироваться вручную на «Азове» неудобно — вместо меха используется резьба. Единый управляющий блок включает реле времени и понижающий трансформатор, регулирующий мощность лампы. «Азов» имеет качественный конденсор и позволяет настроить равномерный свет для любого формата.

Ручная оптическая печать фотографий

© blpz

Содержание:

    Опубликовано: 21.02.2008

    Обсудить
    User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
    Дмитрий Башков
    Опубликовано 21.02.2008
    Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
    comments powered by Disqus
    B6948ea6 cceb 4deb b1c5 2a9a758b32fd