Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Зачем нужны нейтральные фильтры?

Дата публикации: 31.05.2016

Света много не бывает! Так считали фотографы на протяжении десятков лет с момента зарождения фотографии. Амбротиписты были вынуждены снимать портреты на выдержках в несколько минут, работающие с плёнкой репортажники — увеличивать чувствительность при проявке. Инженеры-оптики рассчитывали сложные сверхсветосильные объективы. Технологи-микроэлектронщики по сей день тратят огромные усилия, чтобы создать сверхчувствительные матрицы. И при этом на рынке существуют светофильтры, единственная задача которых — «съесть» лишний свет. Парадокс? Вовсе нет! В этой статье мы будем разбираться, зачем нужны нейтрально-серые фильтры, какими они бывают и как их использовать.

Зачем нужны нейтральные фильтры?

Зачем нужны нейтрально-серые фильтры?

Выше я уже отметил, что единственная задача этих фильтров — ослабить световой поток. Насколько сильно — об этом мы поговорим чуть позже. Сейчас нам достаточно знать, что для разных целей ослабление света может колебаться от двух до тысячи раз. Почти всегда цель такого ослабления — увеличение выдержки. Например, сверхдлинная выдержка может быть мощнейшим творческим инструментом: объекты в кадре будут смазаны, нерезки, а то и вовсе не видны. Например, так можно снимать жизнь города, показывая его беспрерывное движение.

ILCA-68 / 24mm F2.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 15 с, 52.0 мм экв.

Ещё одним способом применения длинной выдержки может стать «стирание» прохожих. Если вы хотите снять какую-то достопримечательность с минимумом туристов, то лучшего способа, чем съёмка на сверхдлинной выдержке, не придумать. Вам понадобится штатив и нейтральный фильтр максимально возможной плотности.

Фото без фильтра

Фото без фильтра

ILCA-68 / 24mm F2.8 УСТАНОВКИ: ISO 160, F9, 1/60 с, 39.0 мм экв.
Фото с фильтром B+W F-PRO 110 ND 3.0

Фото с фильтром B+W F-PRO 110 ND 3.0

ILCA-68 / 24mm F2.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 30 с, 45.0 мм экв.

Подобные фильтры также востребованы пейзажистами. Размыть течение воды, получить туманную фактуру волн — такое возможно только на длинной выдержке. Но даже закрыв диафрагму объектива до предела, днём нужную длину выдержки получить крайне трудно. Поэтому для таких сюжетов тоже нужен нейтрально-серый фильтр.

ILCA-68 / 24mm F2.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F10, 25 с, 30.0 мм экв.

У всех фотоаппаратов минимальная длина выдержки ограничена. Для большинства современных камер со сменной оптикой это ограничение составляет 1/8000 или даже 1/4000 с. Снимать с такой выдержкой на сверхсветосильный объектив на открытой диафрагме получится далеко не всегда — света может быть слишком много! Поэтому портретисты, желающие при дневном свете полностью открыть диафрагму, часто применяют нейтральные фильтры. Уместны они бывают не только на улице, но и в студии, когда опять же нужно снимать на открытой диафрагме, а источники света не позволяют сильно ослаблять импульс.

Наконец, в последнее время ND-фильтры (это ещё одно название нейтрально-серых фильтров) понадобились видеографам. Дело в том, что в фотокамерах всё чаще появляется поддержка профилей гамма-кривой (Log-Gamma). Как правило, при этом используется ISO, отличное от минимального (например, ISO 1600 или ISO 3200). При съёмке днём мы получаем избыток света и снова вынуждены обращаться за помощью к нейтрально-серым фильтрам.

Какие бывают ND-фильтры?

Как видите, список задач, которые можно решать с помощью ND-фильтров, довольно обширен. Естественно, для каждой из них нужен фильтр определённой плотности. Где-то хватит затемнения в два раза, а где-то будет мало и 1000х.

Нейтрально-серые светофильтры: B+W F-PRO 110 ND 3.0, B+W XS-PRO DIGITAL ND VARIO MRC NANO, B+W F-PRO 102 ND 0.6

Нейтрально-серые светофильтры: B+W F-PRO 110 ND 3.0, B+W XS-PRO DIGITAL ND VARIO MRC NANO, B+W F-PRO 102 ND 0.6

Итак, первая и основная характеристика фильтра — его плотность. Она может обозначаться по-разному. Например, ведущий производитель фильтров — немецкий бренд B+W — указывает в названии фильтра числовой код. Цифры 0.3 соответствуют ослаблению света на две ступени, 0.6 — на четыре, 0.9 — на восемь, 1.2 — на шестнадцать. И так до 3.0. Непосредственно обозначение кратности вы найдёте лишь на коробке фильтра: ND 2X, ND 4X, ND 8X. Есть и абсолютный рекордсмен B+W F-PRO 110 ND 3.0, понижающий освещённость в кадре на десять ступеней экспозиции (почти в тысячу раз). На его коробке гордо красуются цифры 1000X.

Тысячекратный фильтр выглядит просто как чёрное стекло.

Тысячекратный фильтр выглядит просто как чёрное стекло.

Если вы точно знаете, в каких условиях будет проводиться съёмка, то можете сразу выбрать себе один-единственный фильтр нужной плотности. Но разве такое бывает в жизни? Поэтому часто пейзажисты берут с собой несколько фильтров. Неплохое решение. Если речь идёт о фильтрах большой плотности, то оно и вовсе единственное верное.

Для остальных случаев есть нейтральные фильтры переменной плотности. Например, B+W XS-Pro ND-VARIO. Его плотность изменяется от 1 до 5 ступеней экспозиции: нужно лишь повернуть кольцо на оправе.

Фильтр переменной плотности B+W XS-PRO DIGITAL ND VARIO MRC NANO

Фильтр переменной плотности B+W XS-PRO DIGITAL ND VARIO MRC NANO

Единственный минус такого решения — довольно громоздкая конструкция фильтра, не позволяющая установить бленду или использовать объектив со встроенной блендой.

Фильтр переменной плотности B+W XS-PRO DIGITAL ND VARIO MRC NANO

Фильтр переменной плотности B+W XS-PRO DIGITAL ND VARIO MRC NANO

На что обратить внимание при выборе фильтра?

Все вопросы выбора светофильтра мы ранее разобрали в нашей большой статье «Как выбрать светофильтр?». Бликозащищённость, влияние на резкость, защитные покрытия — всё это сегодня можно найти только в фильтрах средней и высокой ценовой категории. Так, фильтры B+W серии MRC Nano обладают особым защитным покрытием, позволяющим легко чистить их и препятствующим задержанию грязи на поверхности.

Если речь не идёт о фильтрах переменной плотности, то мы рекомендуем выбирать фильтры с самой тонкой оправой, чтобы беспрепятственно использовать их в будущем на широкоугольниках. Например, самой тонкой оправой в модельном ряду B+W обладают фильтры серии XS Pro.

Подведём итог

Нейтрально-серые (ND) фильтры — это и технический, и творческий инструмент. Круг решаемых с их помощью задач шире, чем кажется на первый взгляд. Они нужны везде, где речь заходит об увеличении выдержки: будь то портретная фотосъёмка в солнечный день на открытой диафрагме или пейзаж с размытой горной рекой. Однако всегда нужно помнить, что фильтр должен соответствовать по классу вашему объективу. Если вы применяете дорогую оптику, то нет смысла портить её картинку использованием бюджетных фильтров. Как и любые другие фильтры, нейтрально-серые могут быть подвержены ловле бликов, падению контраста и резкости, изменению цветового баланса картинки… Поэтому лучше выбрать модель бескомпромиссного качества от B+W и защититься от подобных проблем.

ILCA-68 / 24mm F2.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F10, 15 с, 30.0 мм экв.
Дата публикации: 31.05.2016
Комментировать
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов

Редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

Вопросы эксперту

comments powered by Disqus