Беззеркальные камеры сегодня: технологии
Беззеркальные фотоаппараты — это самый молодой класс фототехники. Если классические зеркалки появились более полувека назад, то компактные камеры со сменной оптикой (названий у этого класса фототехники много) ведут отсчет своей истории лишь с 2008 года. Естественно, многие фотографы до сих пор отдают приоритет при выборе более привычным зеркальным камерам. Но объясняется это скорее привычкой, нежели следствием реального превосходства одних камер над другими.
В этой статье речь пойдет о современной линейке компактных системных камер Sony. На сегодняшний день в ней, пожалуй, больше всего моделей, что в некоторой степени усложняет выбор новичку. Кроме того, в системе беззеркальных камер Sony Alpha одновременно существуют фотоаппараты с разными размерами матрицы: APS-C (с так называемыми кроп-матрицами) и полнокадровые (с матрицами формата 24х36 мм).
Мифы и реальность
Сложившийся стереотип и том, что зеркалки являются абсолютными лидерами на рынке по качеству изображения, на самом деле имеет вполне понятное обоснование. На качество изображения решающее влияние оказывают три фактора: оптика, матрица и процессор. Применение сменной оптики позволяет подобрать оптимальный объектив для решения той или иной задачи. С этим все ясно. С матрицами тоже дела обстоят просто: традиционно в зеркалках применялись крупные матрицы, существенно превосходящие по размеру сенсоры компактов. Наконец, процессор. Производством зеркальных камер в последние годы занимались лишь очень крупные и серьезные компании, которые обладают достаточным опытом в создании мощных специализированных процессоров для фотоаппаратов. Напомню, что именно процессор отвечает скорость фокусировки и точность работы автоматики, за первичную обработку снимков и шумоподавление, за скорость записи на карту памяти. Так что со всеми слагаемыми успеха у зеркалок проблем не было.
Если же взглянуть на современные беззеркалки Sony, то мы увидим точно такую же картину. Эти камеры тоже позволяют использовать сменную оптику. Не будем забывать, что в 2006 году Sony унаследовала технологии, патенты и производство фотоподразделения KonicaMinolta. А это еще и гигантский опыт в производстве фотооптики, накопленный с 1928 года! Компания выпускает собственную премиум-линейку объективов G, а также разрабатывает эксклюзивные модели оптики совместно с Carl Zeiss. Такие объективы выпускаются только с байонетами Sony A и Sony E и недоступны для других камер.
Процессоры, применяемые в современных беззеркалках Sony, в три раза мощнее процессоров предыдущего поколения
В отношении процессоров преимущества у зеркалок тоже не осталось. Компания с собственным микроэлектронным производством, такая как Sony, здесь находится в выигрышном положении. Конечно, сравнить процессоры разных камер в лоб, подобно тому как мы сравниваем характеристики процессоров для компьютеров, мы вряд ли возможно. Но фотографии говорят сами за себя.
Мало какая камера вообще способна снимать на таком высоком ISO, а тем более обеспечивать высокое качество снимков
Фирменная цветопередача тоже является отчасти заслугой процессора
Наконец, матрицы… Мы уже упомянули, что Sony располагает собственным микроэлектронным производством. Но мало кто знает, что эта компания является поставщиком №1 на рынке матриц. Около половины всех светочувствительных сенсоров для современных устройств производятся именно Sony. Во многих камерах-конкурентах применяются матрицы производства Sony. Если раньше в собственные фотоаппараты самые новые модели сенсоров могли устанавливаться не в первую очередь (приоритет отдавался тем компаниям, чей объем закупок был максимален), то с недавнего времени самые современные сенсоры появляются именно в камерах Sony, а в других фотоаппаратах могут и вовсе не появиться (пример тому Sony Alpha A7S). Впрочем, о матрицах в этой статье мы еще поговорим…
В беззеркалках и зеркалках часто применяются не только матрицы одного размера, но и вообще одинаковые сенсоры
Таким образом, в современной беззеркалке есть все те же слагаемые качественного снимка, что и в зеркалке. Вот только объединены они на основе более современной и технологичной платформы с компактным корпусом и меньшим весом, современным функционалом, с полностью электронно-управляемыми объективами.
Матрица. Что от нее зависит?
Матрица — это сердце камеры, основной ее элемент. От многих ее особенностей зависит то, насколько качественным будет итоговое изображение. Начнем с размера светочувствительного элемента. Именно он, а вовсе не число мегапикселей, определяет качество изображения. Чем больше матрица, тем крупнее отдельно взятый светочувствительный элемент — пиксель — и тем больше фотонов света он способен уловить в момент съемки. Давайте проведем простую аналогию: если во время дождя на улицу выставить стакан и огромный таз, то за счет большей площади таз соберет больше воды. Точно так же работает и светочувствительный элемент матрицы, улавливая фотоны. Чем больше фотонов он сможет уловить, тем выше будет на выходе соотношение полезного сигнала и шума. Шум присутствует во всех современных электронных приборах. Например, между песнями колонки вашей аудиосистемы могут едва заметно шипеть. Но стоит начаться новой песне, и этого шума как не бывало. Так же и в фотографии: в камерах с большой матрицей и, следовательно, большим размером пикселя даже в очень сложных условиях полезный сигнал эффективно заглушает шум, позволяя вести съемку на высоких значениях светочувствительности.
Аналогично обстоят дела и с динамическим диапазоном — способностью матрицы сохранять детали в очень темных или светлых участках кадра и обеспечивать таким образом плавность тональных переходов. Чем больше пиксель, тем с большей точностью может быть измерено количество света, попавшего на конкретный светочувствительный элемент.
Даже самая многомегапиксельная матрица в семействе Sony Alpha может обеспечить высокое качество снимков при высокой светочувствительности
Кроме того, большая матрица позволяет сильнее размывать фон на снимках, получать меньшую глубину резкости. Работа с малой глубиной резкости — мощный творческий инструмент, используемый фотографами не только в портретной, но и во всех других видах съемки. Объем, разделение планов, пластика кадра — всего этого возможно добиться лишь при использовании сравнительно больших сенсоров изображения.
Красиво размытый фон может являться самостоятельным художественным приемом
Полнокадровая матрица помогает сильнее размывать фон, акцентируя внимание зрителя на определенных объектах
На момент написания статьи в линейке Sony Alpha параллельно существуют сразу четыре полнокадровых модели, о которых мы расскажем более подробно чуть ниже. Все они относятся к «седьмой» серии (это счастливое число для японцев и для компании Sony): Alpha 7, Alpha 7R, Alpha 7S, Alpha 7 Mark II.
Однако, производство полнокадровой матрицы никогда не являлось дешевым. Да и цену качественной оптики под полный кадр низкой назвать никак нельзя. Поэтому параллельно с полнокадровыми выпускаются и модели фотоаппаратов с уменьшенной матрицей. Причем если говорить о компании Sony, то диагональ матрицы их фотоаппаратов меньше полного кадра всего в 1,5 раза (кроп-фактор х1,5). Это позволяет сохранить баланс между ценой и качеством. Напомню, что на рынке существуют беззеркалки и c гораздо меньшими матрицами: формата 1/2,3” (кроп-фактор х5,62), 1” (кроп-фактор х2,7), 4/3” (кроп-фактор х2).