Фотоаппарат в работе
Фотоаппарат в работе
Меню
Пункты меню в камере сгруппированы в пять групп, в первой расположены опции просмотра, в двух следующих — настройки фотоаппарата при съемке, в четвертом — инструменты обработки и редактирования и, наконец, в пятом — последние использованные пункты из четырех предыдущих.
Как и предыдущие модели, Nikon D3100 позволяет редактировать снимки в достаточно широких пределах. Доступны и оптимизация динамического диапазона D-Lighting, и ретушь красных глаз, и кадрирование (только с сохранением пропорций кадра), эффекты цветных фильтров, перевод в чб, поправка цветового баланса, эффект съемки миниатюры, наложения другого изображения, поворот, коррекция перспективы и дисторсии и т.п..
Новая зеркалка , несмотря на невысокую цену и компактный корпус, имеет большинство “взрослых” функций, это и экспокоррекция до 5 ступеней EV, и вполне быстрый и цепкий автофокус (жаль только, что крестовый датчик лишь один из 11 — центральный). Экспонометр работает достаточно точно (доступен выбор между матричным, центровзвешенным и даже точечным режимами), однако контрастные сцены камера склонна пересвечивать, примерно на 1/2 ступени.
Интерфейс
Интерфейс камеры в целом отлично продуман, вопросы возникают разве что к нескольким мелочам: отсутствие режима брекетинга даже в меню, не очень удачная графика экрана настроек (есть два типа отображения, но в отличие от некоторых камер конкурентов оба режима не слишком удобочитаемы, а переключение между ними происходит в меню).
Отдельно стоит упомянуть систему подсказок о функционировании каждого съемочного параметра (и не только экспозиции — выдержки/диафрагмы, но и режимов фокуса, замера и т.п.) вызываемую кнопкой слева от экрана. К тому же, на селекторе режимов существует специальный режим Guide, шаг-за шагом позволяющий выбрать нужные настройки.
Единственное замечание тут — это слишком крупный шрифт, рассчитанный на короткие английские термины. В русской переводе слишком много сокращений. Меню камеры достаточно запутанное, что типично для Nikon (группировка пунктов во вкладки не очевидна), длинные страницы устаешь проматывать — в отличие от старших камер фирмы это нельзя делать колесом, а только кликая навипедом. Выручает меню последних использованных пунктов.
Новый переключатель режимов работы затвора оказался очень удобным добавлением в интерфейс камеры. Он имеет 4 положения: одиночную съемку, серийную (3 кадра/с), автоспуск (выбор между 2 и 10 секундной задержкой закопан глубоко в меню) и, наконец, тихий режим, в котором камера медленней и тише поднимает зеркало и делает снимок. Опускает же зеркало она только когда фотограф отпустит спусковую кнопку. В преимуществах такого режима — более мягкий звук затвора, в недостатках — ощутимая задержка его срабатывания.
Серийная съемка не несет никаких сюрпризов, честные 3 кадра/с камера отрабатывает без задержек даже в формате RAW+Jpeg (в буфер помещается 8 кадров, потом приходится ждать , пока файлы запишутся на карту памяти).
Также в камере был устранен серьезный недостаток предшественника — теперь при включении функции оптимизации динамического диапазона Active D-Lighting камера не снижает темпа съемки. Тем не менее не обошлось без странностей — настройка оптимизации динамического диапазона Auto D-Llightning не может быть произведена до съемки (только включена или выключена), но в меню редактирования можно выбрать нужный уровень воздействия — не очень удобно.
Настройка Авто-ISO в камере сделана стандартно для Nikon и, к сожалению, слабо приспособлена для любительской съемки. Фотограф может задать одну максимальную выдержку (по умолчанию 1/30) при достижении которой камера будет повышать чувствительность, независимо от фокусного расстояния. Этот режим призван бороться не с шевеленкой от дрожания рук, а со смазом от движущихся людей и предметов — функция нужная скорее в репортаже.
Ещё одна особенность этого подхода заключается в следующем: если фотографу понадобится изменить чувствительность в ручную, и она выходит из диапазона, заданного в меню Auto-ISO, то у него ничего не выйдет — камера сама поставит чувствительность из выбранного в меню диапазона (по умолчанию - 100-1600). Для установки другой чувствительности (к примеру 3200) придется сначала отключить функцию Auto-ISO в меню.
Камера достаточно экономично расходует заряд аккумулятора, что не может не радовать (используется новая батарея EN-EL14, такой же емкости как и у предшественницы, но чуть большего вольтажа, и потому не совместимая с другими моделями). В меню можно настроить таймеры отключения камеры отдельно для разных режимов. Особенно ценно это для таких прожорливых функций как LiveView и видео.
Экран и видоискатель
Экран достаточно большой и яркий, однако на ярком солнце контраст ощутимо падает. Мелкие значки параметров съемки становится трудно различить. Разрешение его не всегда достаточно для точной оценки фокуса. Приходится увеличивать центр кадра, что не очень удобно при просмотре только что отснятой фотографии при использовании боковых точек автофокуса.
Видоискатель типичен для камер начального уровня. Коэффициент увеличения равен х0,8, покрытие 95% поля кадра, фокусировочный экран не сменный.
Справа от резинового наглазника — колесико диоптрийной коррекции (от -1,7 до +0,5 диоптрий). Диапазон коррекции невелик, что может вызвать проблемы у людейц с неидеальным зрением.
Из нововведений — только новая подсветка выбранной точки автофокуса, сделанная очень удачно и хорошо различимая даже при съемке контрастных солнечных сюжетов.
Автофокус
Камера оснащена 11-точечным датчиком фазового автофокуса, а также режимом контрастного автофокуса, используемым при съемке видео и в режиме LiveView. Фокусируется камера достаточно уверенно и точно. При плохом освещении желательно выбирать только центральную точку — она имеет крестообразный датчик и является самой цепкой. Следящий автофокус показал свою эффективность на практике, включая и автовыбор точки фокусировки, и 3D-слежение за объектом. К тому же, это одна из немногих современных любительских зеркалок, где можно быстро поменять точку фокусировки, не отрываясь от видоискателя и не залезая в меню.
Как и все младшие модели зеркалок фирмы, Nikon D3100 не имеет встроенного в камеру фокусировочного мотора (он находится в объективе), и старые объективы (не имеющие индекса AF-S или выпущенные другими производителями и не оснащенные встроенным мотором) придется фокусировать вручную. При этом датчики фокуса работать будут, а в видоискателе будет появляться подсказка, в какую сторону крутить кольцо.
Но все же старые добрые объективы с ручным фокусом (вроде Nikkor Ai-s 35mm f/1.4) использовать будет довольно проблематично — кроме отсутствия автофокуса будет выключен и экспонометр (даже в режиме LiveView и видео).
Live View и видео
Режим работы по экрану появился в этой камере сразу с записью видео и режимом AF-F — контрастным автофокусом. Качество изображения в этом режиме хорошее, раздражающих задержек не замечено, однако при попытки увеличения картинка сразу рассыпается на крупные блоки пикселей. Они явно крупнее, чем пиксели при 100% просмотре. Наводится вручную не очень удобно. И это еще больше осложнаяет работу с неавтофокусной оптикой.
В режиме Live View доступны несколько вариантов автофокуса – узкая и широкая зоны, определение лиц и слежение за выбранным объектом. Для зеркалки с китовым объективом (AF-S DS 18-55 VR II) контрастный автофокус достаточно быстрый, но все же медленнее, чем на беззеркалках. Режим слежения за объектом обычно не справляется с задачей — объект постоянно теряется, а мотор не успевает наводить объектив на резкость.
Ещё одна особенность: даже если в меню выключить активацию фокусировки полунажатием кнопки спуска, в режиме LiveView камера будет пытаться фокусироваться, перед тем как сделать снимок.
Видео работает во всех экспозиционных режимах (включая и PSAM-режимы, и сюжетные программы — “Спорт”, “Портрет” и т.п.). Доступны следующие форматы записи (MOV, кодек H.264 битрейт 21 мбит/с, звук моно, PCM; до 10 минут, независимо от разрешение и частоты кадров): 1920х1080p 24 кадра/с; 1280х720p 30, 25, 24 кадра/с; 640х424 24 кадра/с.
Настройки Picture Style влияют на видео. И даже в режиме Neutral контраст излишне завышен, и детали в тенях теряются (на фото, снятых в тех же условиях, детали в тенях остались).
Некоторые другие шероховатости в видео-режиме тоже присутствуют.
- встроенный микрофон отлично записывает звук работы мотора в объективе и даже пальцев, крутящих кольцо зума;
- в режиме LiveView камера показывает все поле кадра, но при начале записи видео обрезает до стандартных для видео пропорций 16:9. Узнать, что же точно будет обрезано сверху и снизу кадра до начала записи — невозможно;
- таймер в углу кадра показывает оставшееся время записи (вычитая из 10 минут максимальной длительности). Но когда карточка памяти почти закончилась, таймер вычитает из свободного места, например, из 7 минут. И понять, сколько уже снято, нельзя;
- стабилизатор в режиме видео работает не слишком эффективно, сглаживая лишь отдельные резкие колебания;
Скачать этот ролик в оригинальном качестве
Скачать этот ролик в оригинальном качестве
Скачать этот ролик в оригинальном качестве