Современные смартфоны всё больше прокачиваются по фотографической части. И если несколько лет назад мы радовались тому, что в каком-нибудь смартфоне появилась новая сюжетная сцена или режим съёмки, то сегодня обязательным условием стало наличие не только ручных настроек, но и RAW-формата. Сегодня всё меньше смартфонов на рынке обходятся без этих функций, а RAW-формат проникает уже и в модели среднего класса. Поэтому мы решили рассказать о RAW в смартфонах более подробно. В ходе сотрудничества с компанией ASUS с нами поделился своими мыслями по этому поводу Эрнест Эм, более известный как (@19tones). Мы уже знакомы с Эрнестом по тесту ASUS ZenFone 3, на этот раз в его руках новый смартфон компании. На примере ASUS ZenFone 4 Эрнест расскажет и покажет особенности RAW в смартфонах. Передаём ему слово…
Не все новички и любители понимают, что такое на самом деле RAW-формат. RAW (от англ. сырой, необработанный) — это вся информация с матрицы в сыром виде, которую фотограф далее может превратить в графический файл при помощи RAW-конвертера. В таком файле содержится больше информации, чем в простой картинке, вплоть до деталей и цветов, которые на снимке кажутся абсолютно чёрными или белыми. А это значит, что их вполне возможно проявить. Поэтому RAW-формат можно сравнить с режимом HDR в вашем смартфоне или фотоаппарате. HDR создаёт несколько снимков, склеивая их между собой так, чтобы кадр имел одинаковую экспозицию в светлых и тёмных зонах, то есть исключая слишком тёмные места и пересветы на вашей фотографии. А в RAW вся эта информация есть, и с помощью нехитрых манипуляций тёмные и светлые места можно переэкспонировать.
К примеру, вы фотографируете объект в тени, а на заднем плане — светлое небо. В этом случае, используя обычные режимы фото, вы получите либо засвеченный задний план с хорошим освещением объекта, либо объект будет очень тёмным, с потерей деталей и без света, а бэкграунд — без пересветов. В режиме HDR же ваш снимок будет состоять из двух или более с усреднённым значением экспозиции. В профессиональной фотографии нет понятия «яркость», не стоит его путать c термином «экспозиция».
Теперь, отвечая на вопрос: «Что такое RAW?», можно оперировать такими понятиями, как «shadows» и «highlights», тени и света фотографии, соответственно. Это как раз то, что правит HDR, создавая несколько снимков с разными параметрами. Не стоит забывать, что конечный итог HDR-режима — это фотографии в формате JPG, имеющие минимальную информацию по теням и свету. Это одно из двух основных отличий между форматами RAW и JPG: объём записанной информации по теням и свету в обоих случаях, или динамический диапазон. В первом он — максимальный, во втором — минимальный. Стоит также заметить, что динамический диапазон зависит от вашей камеры, он всегда разный у разных производителей.
Следующее отличие — встроенный профиль изображения, который накладывается на JPG и не накладывается на RAW. В любой продвинутой камере существует режим «RAW+JPG». Советую испытать его самостоятельно и сравнить снимки. Уверен, вы найдёте разницу! Но непроявленный RAW, скорее всего, проиграет JPEG, прошедшему постобработку. Зато с ним можно поработать, и тогда разница будет уже в пользу когда-то сырого файла.
В формате RAW записывается больше информации, в том числе максимально возможные данные по теням и свету. Из последних и состоят цвета в нашей фотографии. В результате при работе с RAW редактор изображений и пользователь получают максимально обширные возможности для обработки фото. В сравнении с этим обработка JPEG-снимка — как высадка цветов на подоконнике на фоне буйства садовых растений.
Итак, сделаем выводы по данным форматам.
-
RAW-формат — это формат с широким динамическим диапазоном, полезным для постобработки в редакторах и только. Он может пригодиться в сложных условиях съёмки: фото ночью на выдержке, нехватка света в портретной фотографии или же пересветы на заднем плане вашего снимка. Вспомните пример с HDR, о котором мы говорили выше.
-
JPG-формат означает: «сфоткал — сохранил — выставил». В JPG невозможно убрать пересветы и вытянуть тени. Лёгкая цветокоррекция и добавление фильтров, не более.
Формат RAW в мобильной фотографии
Рассмотрим работу с RAW-форматом, конвертируемым в DNG, на примере ASUS ZenFone 4. Ранее я тестировал два смартфона от ASUS: ZenFone 3 на Prophotos и ZenFone 3 Zoom. Возможность делать снимки в RAW впервые появилась в обновлённой прошивке ZenFone 3 Zoom.
ASUS ZenFone 4 пишет сразу RAW+JPG с небольшой задержкой: сначала RAW, затем JPG — практически моментально, но в некоторых случаях можно наглядно наблюдать задержку по движущимся объектам в кадре.
Взгляните внимательно на снимки в JPG, они выглядят не так круто, как в том же RAW, ещё хуже они ведут себя при постобработке.
На каждом фото в JPG есть либо пересвет, либо затемнённые области. Плюс заметны едкие оттенки там, где камера ведет себя не лучшим образом, поскольку я пытался брать сложные сценарии, чтобы удивить результатом.
В случае с форматом RAW (DNG) картинка выглядит аппетитнее, экспозиция по кадру ровная. Практически нет пересветов и убитых теней. Сделаем скидку на то, что это мобильная фотография, позволяющая выходить за рамки фотографии в привычном понимании.
Интересно, что тут необязательно обрабатывать свои фотографии на ПК: миллионы пользователей делают это прямо в мобильном телефоне, при этом многие фотографируют на любительский или профессиональный фотоаппарат.
Работать с RAW на смартфоне возможно: для обработки таких изображений потребуется установить специальное приложение. Самое интересное, что многие программы дублируются и на iOS, и на Android.
Я рассмотрю самое распространенное приложение — Adobe Lightroom для мобильных телефонов. Вы просто открываете ваш RAW на экране смартфона и начинаете обрабатывать по интуитивно понятным вкладкам: от базовых (насыщенность, контраст, температура и прочее) до уже сложных настроек тоновых кривых и локальной коррекции (выделяя отдельные области фото).
Функционал мобильной программы всегда будет ограничен ресурсами смартфона, поэтому для более удобных и сложных настроек вы могли бы воспользоваться одноимённой программой для ПК. Интересно, что подписка на Adobe Lightroom едина как для ПК, так и для смартфона. Также отмечу, что в Интернете есть тысячи уроков по использованию Lightroom для обработки фотографий.
Зачем нам RAW
Каждый профессионал работает только с RAW, и это не случайно. Если вы хотите отличаться от других по стилю — вам нужны возможности, а значит RAW. Стиль — это, прежде всего, детали. Учитесь работать со сложными вещами, далее будет намного проще.
Будучи студентом МГТУ им. Н.Э. Баумана, первые 2 года ночами, безвылазно, от руки, с линейкой и циркулем я собирал различные чертежи, детали и схемы, соблюдая ГОСТ. А на третьем курсе нам показали, как делать чертежи на компьютере в специальном софте. Естественно, повышалась точность чертежа, уменьшалось затраченное время, не говоря уже о чистоте рабочего листа.
Это я к тому, чтобы вы не боялись сами постепенно изучать сложные вещи — они приведут вас к гениальным идеям.
Две камеры
Основная камера ASUS ZenFone 4 построена на базе сенсора Sony с крупными пикселями (по меркам современных смартфонов), это позволяет увеличить её светочувствительность до 5 раз в условиях низкой освещённости. Разрешение камеры — 12 Мп, светосила объектива — f/1.8, а фокусное расстояние эквивалентно 25мм на полном кадре. Также присутствует фазовый автофокус от ASUS с использованием технологии Dual Pixel. Отдельное внимание стоит уделить стабилизации изображения, которая отлично работает на выдержке до ¼ секунды. Проверено лично!
Вторая камера в ZenFone 4 — сверхширокоугольная! Удивляет, не правда ли? Пока большинство производителей борются между собой в погоне за портретной камерой как дополнительной, ASUS решили дать выбор. Ведь в портфолио у компании есть и ASUS ZenFone 4 Pro, и ZenFone 3 Zoom, где вторая камера выполняет функцию зум-объектива и «портретника».
В ASUS ZenFone 4 основной объектив обладает фокусным расстоянием 25мм (экв.), а во второй объектив добавили сверхширокий угол c полем обзора 120 градусов ~ 12мм (экв.) с разрешением 8 Мп и светосилой f/2.2.
Обе камеры пишут RAW-формат, который возможно обработать прямо в смартфоне или на ПК. Касаемо динамического диапазона (ДД), у широкого угла он поменьше, чем на основной камере. Но не всё так плохо: результаты до и после вы можете наблюдать на примерах.
Ручной режим при съёмке в RAW ощущается по-новому
Проявленный RAW-файл с обработкой 19tones
Ещё одним крутым обновлением является ручной режим: он уже присутствовал в предыдущих версиях, но при съёмке в RAW-формате раскрывается по-новому.
Начнём с режима «Pro» или «Вручную» — мануальные/ручные настройки камеры:
-
Регулировка фокуса так, как вам нравится: от расстояния макросъёмки до бесконечности для любой из камер.
-
Выдержка, параметр «S»: от 1/10 000 до 32 секунд. То есть можно ловить динамичные сюжеты без размазанных деталей в кадре, а также поэкспериментировать с ночной съёмкой — стоит только окунуться, это совсем другой мир! Поверьте, я снимаю ночью уже 2 года и ничего прекраснее, чем цвета в это время суток, не видел. Это так красиво!
-
Диафрагма принимает постоянные значения: она всегда «открыта». Это особенность смартфонов: F1.8 или F2.2, в зависимости от выбора основной или сверхширокоугольной камеры. Для ночной съёмки понадобится затемняющий ND-фильтр, чтобы избежать пересветов.
-
ISO 25–1600. Я бы посоветовал всегда использовать значения не более 100–200, чтобы добиться лучшего качества фото без шумов.
-
Экспокоррекция от -2 до +2 стопов. Когда вы фотографируете на автонастройке ISO (на практике я использовал его редко).
-
Баланс белого: цветовая температура, исчисляемая в Кельвинах — от 2750 до 7500К.
Это действительно режим «Про», взгляните, как много настроек вы держите под контролем! Но не стоит бояться сложности. Помните, мы говорили выше о сложных вещах? Так вот — пробуйте! На самом деле, самые важные из них — это ISO (25–200), Выдержка и Фокус.
Теперь выглядит полегче, правда?
В особенности хочется упомянуть режим «СуперРазрешение», в котором камера делает 4 снимка разрешением по 12 мп каждый и, объединяя их в один, создаёт фотографию, эквивалентную 48-мегапиксельному изображению. Кроме того, смартфон имеет множество других интересных режимов, которые могут быть полезны новичкам и любителям. Эти режимы построены на интеллектуальной базе ручных настроек: для каждого из них подобраны свои конфигурации и сочетания. Так, например, для режима «Ночная Съёмка» смартфон автоматически будет подбирать оптимальные значения выдержки и ISO, режим портрета будет работать с кожей локально и прочее.
Если вы хотите увидеть больше примеров фото, снятых на ASUS ZenFone 4 вы можете найти в соцсети по хэштегу #ZenФото #ZenFone_4 #МыЛюбимФото. И не бойтесь трудностей! Они закаляют и делают вас лучше!