Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Fujinon XF 8-16mm f/2.8 R LM WR: тест объектива

Дата публикации: 03.12.2018

Качество изображения. Выводы

Геометрия кадра

Правильная геометрия кадра — одно из главных достоинств Fujinon XF 8-16mm f/2.8 R LM WR. Здесь мы оговоримся: даже в RAW присутствует программная коррекция, которая автоматически подхватывается рядом конвертеров.

X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/70 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW

Например, Adobe Photoshop её использует и не позволяет отключить. Но даже открыв RAW с этого объектива, вы гарантировано не увидите ни «бочки», ни «подушки».

Искажения не воспринимаются глазом, хотя разница между внутрикамерным JPEG (с полностью исправленной программно геометрией) и RAW всё же присутствует и заметна при попарном сравнении.

Камерный JPEG

Камерный JPEG

X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 500, F4, 1/15 с, 12.0 мм экв.
Конвертация из RAW в Adobe Photoshop

Конвертация из RAW в Adobe Photoshop

X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 500, F4, 1/15 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW

В 99% случаев снимкам не требуется никакой дополнительной постобработки с точки зрения геометрии. Для профессиональных и технических съёмок — интерьерных и архитектурных — этот объектив подходит идеально.

Камерный JPEG, отредактированный в Adobe Photoshop.

Камерный JPEG, отредактированный в Adobe Photoshop.

X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/25 с, 24.0 мм экв.
Конвертация RAW в Adobe Photoshop.

Конвертация RAW в Adobe Photoshop.

X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/25 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Детализация на 8 мм

Резкость издавна считалась ахилесовой пятой широкоугольников. При переходе на цифровые матрицы проблема обострилась: ужесточились требования к параллельности хода лучей после задней линзы объектива. Поэтому современные широкоугольные объективы сложнее оптически, часто тяжелее и дороже своих прародителей при схожих характеристиках. Это плата за детализацию. Герой нашего теста Fujinon XF 8-16mm f/2.8 R LM WR способен обеспечить высокую детализацию в центре кадра на открытой диафрагме даже на 24-мегапиксельной APS-C матрице без противомуарного фильтра. Но по краям снижение детализации всё же присутствует.

X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/1500 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW

При диафрагмировании до f/4 детализация по всему полю кадра возрастает. В центре она становится очень высокой, на краях кадра — приемлемой для крупноформатной печати. Действительно резким по всему полю кадра объектив становится c f/5,6. При f/8 очень высокий уровень качества изображения сохраняется.

X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/680 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW
X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/340 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW
X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/180 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW

После f/11 начинается снижение детализации из-за дифракции. На f/16 и f/22 оно особенно заметно.

X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 1/90 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW
X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 1/45 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW
X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F22, 1/20 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW

Детализация на 16 мм

Резкость в центре кадра можно охарактеризовать как очень высокую, но по краям картинка чуть смягчается, хотя тенденция выражена слабее, чем в широкоугольном положении.

X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/1250 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Диафрагмирование до f/4 даёт существенный прирост резкости по краям. В центре кадра картинка уже «звенит», детализацию по краям можно охарактеризовать как высокую. Дальнейшее диафрагмирование не даёт существенного прироста в качестве. Лишь после f/11 начинается спад детализации из-за дифракции.

X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/600 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/300 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/150 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Мы видим, что при 16 мм объектив обеспечивает чуть более ровное распределение резкости по полю кадра, нежели при 8 мм. Но давайте не забывать, что перед нами сверхширокоугольник, а для этого класса оптики идеально резкие края и углы — явление практически невиданное.

X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 1/75 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 1/38 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F22, 1/20 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

К бесспорным плюсам Fujinon XF 8-16mm f/2.8 R LM WR стоит отнести очень слабо выраженное виньетирование. Затемнение по краям кадра почти не видно ни в RAW, ни в JPEG. Через нашу редакцию прошёл не один десяток объективов, но так хорошо исправленное виньетирование у широкоугольников мы пока не встречали.

Хроматические аберрации

Удивительно, но на снимках с Fujinon XF 8-16mm f/2.8 R LM WR глаз ни разу не зацепился за хроматические аберрации — цветные каёмки вокруг контрастных границ.

X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/105 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW

Подавляются они программно в камере или так хорошо скомпенсированы оптически — мы утверждать не берёмся.

X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 320, F4, 1/15 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW

Но ни в JPEG, ни в RAW они не заметны даже на самых провокационных сюжетах. За этот пункт нашей «обязательной программы» тестирования Fujinon XF 8-16mm f/2.8 R LM WR получает твёрдую пятёрку.

X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 500, F4, 1/15 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW

Бликозащита и работа в контровом свете

Жизнь у широкоугольников тяжёлая: если телевик всегда можно чуть повернуть в сторону, чтобы не ловить блики от ярких источников света, то в 121° угла обзора солнце или лампа попадут обязательно. Поэтому вопросы бликозащиты для таких объективов стоят особенно остро. Проблему усугубляет невозможность использования внешней бленды. Встроенная бленда есть, но её размеры весьма скромны.

X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/1000 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW

В ходе тестирования мы ни разу не столкнулись с ситуацией, когда объектив дал бы существенную засветку или потерю контраста в контровом свете, даже если солнце заглядывает непосредственно в кадр.

Но от одиночных бликов от источников света Fujinon XF 8-16mm f/2.8 R LM WR не застрахован. Сказывается сложность конструкции. Несмотря на крайне эффективное просветление, какая-то из 20 используемых в объективе линз может «поймать зайца». Но даже в самых экстремальных сюжетах такие блики не очень яркие.

Фокусное расстояние 8 мм:

X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/3 с, 12.0 мм экв.
X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/2 с, 12.0 мм экв.
X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1 с, 12.0 мм экв.
X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 2 с, 12.0 мм экв.
X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 4 с, 12.0 мм экв.
X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 9 с, 12.0 мм экв.
X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F22, 18 с, 12.0 мм экв.

Фокусное расстояние 16 мм:

X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/3 с, 24.0 мм экв.
X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/2 с, 24.0 мм экв.
X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1 с, 24.0 мм экв.
X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 2 с, 24.0 мм экв.
X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 5 с, 24.0 мм экв.
X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 10 с, 24.0 мм экв.
X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F22, 20 с, 24.0 мм экв.

Традиционно яркость бликов повышается, а их размер уменьшается при диафрагмировании. По-настоящему заметны они становятся лишь после f/8. При диафрагмировании вокруг одиночных источников света также появляются характерные звёздочки — переотражения света от лепестков диафрагмы. На F/8 они уже хорошо заметны, но вполне могут использоваться как художественный элемент при съёмке городских пейзажей.

X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 14 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW

Выводы

Fujinon XF 8-16mm f/2.8 R LM WR — это объектив для профессиональных фотографов, которым важна высокая светосила, экстремально широкий угол обзора и высокое качество изображения по всему полю кадра. Всё это он способен обеспечить. Незначительные недостатки в виде мягкости углов на открытой диафрагме и одиночных бликов от ярких источников света являются общей чертой всех широкоугольников и представлены здесь в самом безобидном виде.

X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 1250, F5.6, 1/15 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW

При этом XF 8-16mm f/2.8 R LM WR имеет идеальную геометрию с абсолютно прямыми линиями, полностью подавленные хроматические аберрации, крайне слабое виньетирование. А этим не может похвастаться практически ни один широкоугольник. Добавим сюда высокую светосилу, которая также является редкостью для зумов с эквивалентным фокусным расстоянием 12–24 мм. Всё это позволяет назвать Fujinon XF 8-16mm f/2.8 R LM WR одним из лучших объективов не только в системе Fujifilm X, но и во всём классе сверхширокоугольной оптики.

X-H1 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 640, F4, 1/15 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW

Из плюсов также нужно отметить пыле-и влагозащиту, отдельное кольцо для установки диафрагмы, быструю и бесшумную фокусировку. А к минусам я бы отнёс отсутствие выключателя автофокуса на корпусе и невозможность использовать резьбовые светофильтры — ни перед передней, ни за задней линзой. Выходом могут стать компендиумы.

Плюсы:

  • экстремально широкий угол обзора до 121° по диагонали кадра;
  • полностью исправленная геометрия кадра;
  • отсутствие хроматических аберраций;
  • светосила f/2,8;
  • высокая резкость;
  • уверенная работа в контровом свете;
  • очень слабое виньетирование;
  • кольцо диафрагмы на корпусе;
  • пыле- и влагозщита;
  • быстрая и бесшумная фокусировка.

Минусы:

  • присутствует падение резкости на краях и в углах кадра на открытой диафрагме;
  • возможно появление отдельных бликов;
  • невозможность установки резьбовых светофильтров;
  • отсутствие выключателя автофокуса на корпусе.

Рейтинг Prophotos

Оценка редакции
9.0
Возможности
10
Удобство
9
Оправданность цены
8
Дата публикации: 03.12.2018
Комментировать
Главы:123
Предыдущая глава
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов

Редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

Серия статей

Развернуть весь список
comments powered by Disqus