Вверх

Тест Pentax K-3

Фотоистория третья: Aurora Borelias или Северное сияние

Тромсё славится тем, что сюда можно приезжать в любой сезон. Межсезонья как такового нет. Летом тут полярный день, довольно тепло и очень красиво. Осень и весна — рыболовный сезон, здесь очень хорошо ловится рыба (об этом я еще расскажу). Ну а зима — это традиционно пора наблюдения северных сияний. Город расположен в таком месте, что сияния здесь можно наблюдать практически постоянно. Например, в нашем отеле каждое утро на стенде вывешивался не только прогноз погоды, но и прогноз вероятности возникновения сияния. И нужно признать, что даже при оценке прогноза «на двоечку» по десятибалльной шкале, сияния все же возникали, хоть и слабые.

Тест <span role='device-inline' data-device-id=15778 data-device-review=15602-test-pentax-k-3 data-device-primary=true>Pentax K-3</span> Pentax K-3 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F3.5, 13 s, 8.0 МБCкачать RAW

В первый же день вечером мы встречаемся с местным специалистом по съемке сияний Geir Ytterstad. Он знает все: от того, как снимать, до того где и когда ждать сияния. Здесь довольно много компаний занимается тем, что организуют для туристов подобные съемки. Но нам, кажется, достался настоящий профессионал. Несмотря на проливной дождь за окном и сплошную облачность, он уверяет, что сияние сегодня будет, и его удастся снять. Ну что же, посмотрим… С изрядной долей скепсиса мы грузимся в микроавтобус и выезжаем из города.

Тест <span role='device-inline' data-device-id=15778 data-device-review=15602-test-pentax-k-3 data-device-primary=true>Pentax K-3</span> Pentax K-3 УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 15 s, 9.0 МБCкачать RAW

Сияния бывают сильные и слабые. Сильные происходят после мощных вспышек на солнце, слабые — после слабых, почти постоянных вспышек. Сильные сияния можно увидеть и в более южных регионах, например, в нашем Архангельске или даже Санкт-Петербурге. Для съемки слабых нужно не только отправляться в более северные регионы, но и максимально далеко отъезжать от городов, от их засветок…

Тест <span role='device-inline' data-device-id=15778 data-device-review=15602-test-pentax-k-3 data-device-primary=true>Pentax K-3</span>

Сияние на фоне засветки города

Pentax K-3 УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 8 s, 15.0 МБCкачать RAW

Поэтому около часа мы едем по узким ночным дорогам, проложенным вдоль берегов фьордов. В первом месте фортуна нам не улыбается, и после получаса наблюдения облачного неба мы продолжаем свой путь дальше в сторону открытого моря: там и ветер свежее, и засветки неба нет.

Тест <span role='device-inline' data-device-id=15778 data-device-review=15602-test-pentax-k-3 data-device-primary=true>Pentax K-3</span> Pentax K-3 УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 15 s, 9.0 МБCкачать RAW

На второй точке мы уже не одни: здесь же стоит автобус с туристами, ощетинившийся штативами. Как только на улице прекращается дождь, а в прорехах облаков мелькает луна, туристы, как горох, высыпаются из автобуса и начинают щелкать затворами. Ведь полыхнуть на небе может в любой момент. Более того, невооруженным глазом не всегда сразу и заметишь, что сияние «зажглось».

Тест <span role='device-inline' data-device-id=15778 data-device-review=15602-test-pentax-k-3 data-device-primary=true>Pentax K-3</span> Pentax K-3 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F3.2, 13 s, 11.0 МБCкачать RAW

Техника съемки не так проста, как может показаться не первый взгляд. Первая трудность — сфокусироваться. Вокруг — кромешная темнота. Автофокус здесь, каким бы совершенным он не был, абсолютно бессилен. Да и в видоискателе тоже особенно нечего разглядывать. Выручает режим Live View. Увеличив изображение на дисплее, можно навести резкость на далекие огни поселков или даже на освещенный луной горб горы.

Тест <span role='device-inline' data-device-id=15778 data-device-review=15602-test-pentax-k-3 data-device-primary=true>Pentax K-3</span>

Из-за длинной выдержки сияние немного размазалось, зато интересно смотрятся несущиеся по небу облака

Pentax K-3 УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 15 s, 9.0 МБCкачать RAW

Вторая сложность — подобрать оптимальную экспозицию. Здесь фотографу предстоит решать сразу две проблемы: обеспечивать минимальную выдержку и бороться с шумами. Короткая выдержка нужна для того, чтобы сохранить контуры сияния в кадре, не дать ему размазаться в бесформенную массу. Диафрагму также нужно немного прикрывать, чтобы передний план оказался в резкости. Но при этом приходится поднимать ISO выше 800 единиц, иногда устанавливая значения до ISO 3200. Стоит ли говорить, что при длительной выдержке на такой чувствительности шумы могут быть сильными?.. Но Pentax K-3 приятно удивляет: его мелкий монохромный шум на высоких ISO легко давится в графическом редакторе при постобработке, а цвета и детали практически не страдают.

Тест <span role='device-inline' data-device-id=15778 data-device-review=15602-test-pentax-k-3 data-device-primary=true>Pentax K-3</span> Pentax K-3 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F3.2, 13 s, 15.0 МБCкачать RAW

Главное при съемке сияний — не забыть дома фонарик. Он поможет разобрать дорогу в темноте, настроить камеру и, главное, подсветить передний план ваших снимков. Я свой фонарик как раз забыл. Поэтому пришлось использовать светодиод моего смартфона. Запустив с пульта дистанционного управления длинную экспозицию, я отходил чуть в сторону и освещал пространство перед камерой, чтобы хоть как-то проработать его фактуру.

Тест <span role='device-inline' data-device-id=15778 data-device-review=15602-test-pentax-k-3 data-device-primary=true>Pentax K-3</span> Pentax K-3 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F3.2, 13 s, 10.0 МБCкачать RAW

Что касается выбора оптики, то здесь правило простое — чем шире угол обзора, тем лучше. В первый день я использовал исключительно Pentax SMC DA 16-50мм f/2.8 ED AL [IF] SDM. В нем я был уверен: он переживет любой дождь. Однако, когда погода улучшилась, я сменил его на Pentax SMC DA 12-24mm f/4 ED AL(IF).

Тест <span role='device-inline' data-device-id=15778 data-device-review=15602-test-pentax-k-3 data-device-primary=true>Pentax K-3</span> Pentax K-3 УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 8 s, 11.0 МБCкачать RAW

Отдельно нужно поговорить об обработке снимков. Здесь тоже приходится попотеть: баланс белого лучше выставлять после съемки в редакторе (стоит ли говорить, что вся съемка ведется в формате RAW?). Я увеличиваю до максимума яркость светлых областей, чтобы «проявить» и само сияние, и звезды. Также не мешает осветлить и тени. А затем наступает очередь шумоподавления. Это самое трудная, но решаемая задача: сохранить мелкие детали и убрать излишнюю зернистость.

Опубликовано: 18.03.2014

    Обсудить
    0ec3036c 4c22 48a8 9ddd a821994236ea
    Георгий Полицарнов
    Опубликовано 18.03.2014

    Главный редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

    Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
    comments powered by Disqus
    F933c09b b053 45d7 8ffe 449744f694d2