Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Серебряный город. Петербургская фотография ХХ–ХХI вв.

Дата публикации: 03.02.2012

1 - 26 февраля 2012 года

Центр фотографии имени братьев Люмьер и Фонд информационных и культурных программ “ФотоДепартамент” представляют выставку «Серебряный город. Петербургская фотография ХХ–ХХI вв.».

Серебряный город. Петербургская фотография ХХ–ХХI вв.

Борис Смелов, Аполлон, 1978

Это второй проект Центра фотографии имени братьев Люмьер из цикла выставок, рассказывающих об особом явлении в истории российской фотографии – «петербургской школе». Первой из этого цикла стала выставка Александра Китаева «Непостижимый Петербург», показанная в центре прошлой зимой. Сегодня, вместе с кураторами проекта Ольгой Корсуновой («ФотоДепартамент») и Аркадием Ипполитовым (Государственный Эрмитаж), мы продолжаем знакомить московского зрителя с творчеством ведущих петербургских фотографов.

Игорь Лебедев

Игорь Лебедев

Выставка «Серебряный город. Петербургская фотография ХХ–ХХI вв.» посвящена «петербургской школе» фотографии. Это определение, недавно вошедшее в искусствоведческий обиход, относится в первую очередь не к географии, а к типу сознания, которое подразумевает особое отношение к окружающему и объединяет разных мастеров нескольких поколений. В центре внимания фотографов оказывается город, не важно, снимают они пейзаж, портрет или натюрморт.

Леонид Богданов, Игра, 1975

Леонид Богданов, Игра, 1975

Петербург, с точки зрения Европы довольно молод, ему всего триста с небольшим лет, поэтому петербургская про-классическая ориентация в какой-то мере парадоксальна и именно она придает всему, что рождается в этом городе, неповторимость.

Людмила Таболина, Прачечный мост, 1998

Людмила Таболина, Прачечный мост, 1998

Петербургская фотография демонстрирует своеобразие Петербурга очень внятно. «Петербургские истории» - именно так называлась эта выставка, когда год назад проходила в Бордо (Франция). Каждая фотография в ней – это рассказ, воспоминание¸ эмоция, предчувствие этого города, который оставляет свой особенный отпечаток на художнике, творящем в Петербурге.

Стас Чабуткин, Трамвайчик, 1979

Стас Чабуткин, Трамвайчик, 1979

Для всех авторов, участвующих в проекте, характерна приверженность к старым, традиционным видам печати, хранящим прикосновение рук художника. На выставке можно увидеть все многообразие техник съемки и печати: от съемки мягкорисующими объективами и моноклем, процарапывания негативов, прямой бром-серебряной печати и соляризации до раскраски отпечатка масляными красками.

Чабуткин Станислав. Дума, 1983

Чабуткин Станислав. Дума, 1983

Всего на выставке представлено более ста двадцати работ ведущих петербургских фотографов, а также молодых авторов. Выставка начинается с пятидесятых годов, с работ Бронислава Ясинского, фотографа, чье имя практически неизвестно даже знатокам фотографии. Он был одним из первых отечественных фотографов, работавшим в условиях жесточайшей цензуры, но сумевшим выйти за рамки чистого любительства и осмыслить фотографию как свободное и самодостаточное искусство.

На выставке также представлены фотографии Бориса Смелова, одного из важнейших фотографов не только Ленинграда-Петербурга, но и России в целом, и его круга – Леонида Богданова, Ольги Корсуновой, Александра Китаева, Стаса Чабуткина, Сергея Жиркевича и других. В фотографии Бориса Смелова петербургское своеобразие, подразумевающее особую стилистику и технику печати, было выражено настолько сильно, что стало возможным говорить о «петербургской школе» фотографии как об отдельном и самостоятельном явлении.

Петербург объединяет работы таких авторов как Людмила Таболина, Наталия Цехомская и Владимир Антощенко, Александр Черногривов, Александр Никипорец, Евгений Мохорев и многих других.

Дата публикации: 03.02.2012
Комментировать

Другие статьи рубрики

Показать больше статей

Вопросы эксперту

comments powered by Disqus