Как вы стали свадебным фотографом?

Повод был, наверное, не совсем обычный. Когда-то давно мой друг не пригласил меня на свадьбу. У него было очень камерное торжество, только для родственников. И меня очень задело то, что я не погулял на его свадьбе. Зато теперь я очень часто бываю на свадьбах :)

А вы уже фотографировали в тот момент?

Как любитель. До того, как стать свадебным фотографом, я закончил пединститут, успел поработать учителем, потом занимался наукой, защитил диссертацию. Я кандидат биологических наук, в науке занимался компьютерным моделированием в экологии — создавал модели роста лесов в зависимости от разных условий. Но потом так получилось, что фотография меня пленила. Когда долго работаешь на одной работе, возникает профессиональное выгорание. И именно в такой момент своей жизни я купил зеркальный фотоаппарат. Мне всегда было интересно искусство, и я решил, что фотография — это самый простой способ заниматься искусством. Я помню еще в детстве прочитал в журнале «Наука и жизнь» статью про композицию, и меня поразило, что при помощи каких-то простых приемов можно получить интересные кадры. Я начал снимать пейзажи, друзей, красивых девушек.

Вы помните свою первую свадьбу?

Это была свадьба племянницы моей жены, я снимал ее в 2010 году в Пскове. Было очень весело, мы гуляли по городу, искали красивые места, по дороге возникали забавные ситуации. Я помню, мы оказались у ресторанчика в кантри стиле, у дверей стояла декорированная телега, и жених сразу впрягся в эту телегу. Потом мы встретили ребят — полицейских стажеров, и они сделали вид, что задерживают жениха.

Ваш любимый момент съемочного дня?

Мне нравится прогулка, когда можно уединиться с молодоженами, когда они уходят от жесткого тайминга свадебного дня, готовы к общению, и есть возможность без спешки сделать красивые фотографии.

Самая запомнившаяся свадьба?

Мне очень запомнилась моя первая зимняя свадьба. Обычно люди не очень любят проводить свадьбы зимой, это не самый популярный сезон. Но фото получаются интересные. Мы снимали в усадьбе Кусково, это очень фотогеничное место, но было жутко холодно, и я даже специально заранее купил для молодоженов туристические грелки для рук. Невеста постоянно замерзала, но одновременно с этим, зимний день подчеркивал яркость и свежесть чувств. Потом мы зашли в саму усадьбу, и возможно благодаря такому холодному дню, туристов там не оказалось — в особняке мы были одни. Там дворцовые залы, очень красиво. Единственное неудобство — много веревочек-ограждений, и синие пакеты на ноги нужно надевать. Вообще, я заметил, что мне больше всего запоминаются свадьбы, которые наполнены эмоциями. Потому что свадьба может быть очень дорогой, но не очень эмоциональной. А иногда даже бюджетные свадьбы проходят на полном драйве — всех переполняют эмоции, и это очень интересно снимать.

Что присуще вашей свадебной съемке?

Для меня важно, чтобы возник эмоциональный контакт с молодоженами. Я всегда стараюсь поддержать ребят. Я помню свою свадьбу, и то, что я очень нервничал в этот день, и когда я чувствую, что ребята в напряжении, потому что что-то пошло не так, я стараюсь дать понять им — что на самом деле все окей, у всех так бывает. Сделали не тот макияж, кто-то из гостей опаздывает, жених наступил на платье невесте. Я говорю: «Ребята, вы потом будете вспоминать этот момент, и смеяться. Сейчас это вам кажется какой-то драмой. Чем-то непоправимым и ужасным, а потом это будет легким штрихом к вашим воспоминаниям». Нужно просто отдаться потоку, и получить удовольствие от этого дня.

То что вы по профессии педагог, помогает в работе?

Да. Потому что в общении нужно быть психологом. А хороший педагог, он всегда психолог. Нужно понять чувства тех, кого ты снимаешь, и если необходимо — скорректировать ситуацию, чтобы получить нужную картинку.

Вам ближе репортаж или постановка?

Свадебная фотография — это всегда сочетание этих двух подходов. Важно показать именно эту пару, именно их взаимодействие. Но в то же время, когда фотографируешь репортаж, реальных людей в реальной среде, они не всегда понимают, как выглядеть красиво. Если они не фотомодели. Поэтому я всегда даю легкие советы, чтобы немного направить ребят, а их взаимодействие снимается в полурепортажном, полупостановочном режиме.

Самое необычное платье невесты?

Мне очень запомнилось платье в стилистике фильма «Великий Гэтсби». В том сезоне я очень много снимал невест в разных кружевных платьях и на контрасте запомнился именно этот наряд.

Как будущим молодоженам не ошибиться в выборе и найти своего свадебного фотографа?

Во-первых, вам должны нравится фотографии конкретного фотографа, их стилистика. Потому что одним нравятся фотографии эмоциональные, непостановочные, они могут быть даже технически несовершенными, но очень живыми. Другим, наооборот, нравятся кадры «как в сказке», чтобы все было идеально: идеальная кожа, идеальный интерьер, но при этом фото могут быть не так эмоциональны. Во-вторых, важно пообщаться лично. Потому что этот день вы запомните надолго, и может оказаться, что фотограф — это человек с другой планеты, с которым вам трудно общаться. Можно, кстати, сначала посмотреть соцсети — что фотограф пишет, что его интересует, как он шутит, как он общается с другими людьми. Соцсети многое могут сказать о человеке.

Что вы будете делать, если в день свадьбы пойдет проливной дождь?

Можно заранее снять студию, подобрать какие-то крытые площадки, а если жених с невестой не против — сделать несколько кадров под дождем. Но как правило, любой дождь идет с перерывами. И когда он прекращается, возникает пауза, очень удачная для фотографии — все вокруг становится волшебно красивым, все блестит, все отражается, и это создает возможность для каких-то запоминающихся снимков.

У вас есть какие-то любимые площадки, где можно работать в дождь?

Студия «Кросс-Фото» мне, например, нравится, правда она стала чересчур популярна в последнее время. Мне нравится работать в усадьбах Кусково и Архангельское. Это вот мои любимые места. В выходные там конечно много свадеб. А вот если свадьба в будний день, это просто идеальные декорации. В хорошую погоду можно погулять по парку, а если пойдет дождь, поснимать в особняках. В Архангельском есть и огромное пространство, и в то же время камерная усадьба, там интересный парк скульптур, есть колоннады, получаются красивые кадры с колоннами. Кусково удобно расположено в самой Москве. Там много зеленых зон, архитектура, красивые виды с усадьбой, вода, в общем все что нужно для фотографии.

Свадьбы очень кинематографичны, у вас есть любимый режиссер?

Конечно, есть любимые режиссеры и любимые фильмы у этих режиссеров. Например, у братьев Коэнов мне нравится такой достаточно мужской фильм «Старикам тут не место». У Паоло Соррентино любимый фильм — «Великая красота», сериал «Молодой папа». У Джима Джармуша — «Выживут только любовники» и «Мертвец».

Какой техникой вы пользуетесь, ваш любимый фотоаппарат и объектив?

Я работаю на Nikon D800. Почему система Nikon? В определенный момент, как известно, каждый фотограф выбирает «религию». И когда этот момент наступил, Sony не легла мне в руку, у Canon мне показалось запутанным меню, а Nikon мне прямо всем понравился, и потом я просто остался на этой системе. D800 меня устраивает, потому что у этой камеры достаточно большая матрица, хороший динамический диапазон, кадры легко поддаются обработке. Что касается объективов — у меня два любимых объектива. Это Tamron 35/1.8 и Nikkor 85/1.8. 85 хороший портретник, интересно размывается задний план, можно на открытой диафргаме работать. А 35 замечательный объектив для репортажа, когда нужно снять общий план, или человека в некой среде, невесту и жениха в интерьере. Также мне нравится снимать 24-70 мм, но в основном на 24, чтобы получить более широкий угол. Если бы я выбирал камеру сейчас, я может быть подумал в сторону Sony, у них есть замечательные беззеркальные системы, которые дают очень качественную картинку, и легкие при этом. Но в то же время, насколько я знаю, Nikon планирует выпуск беззеркалки с полным кадром, поэтому посмотрим, может Никон нас удивит, и «религию» менять не придется.

Парадный студийный портрет в день свадьбы — это востребованный формат?

Довольно востребованный. Хотя общая мировая тенденция сейчас — есть уже некое пресыщение вылизанной парадной красотой, и например, в модных журналах идут от перефотошопленности к более живой, естественной картинке. Но у меня были свадьбы, когда вместо прогулки мы полностью снимали в студии. Обычно это происходит зимой, или когда молодожены боятся дождя. А в студии всегда хорошая погода, замечательный свет. Всегда можно сделать прекрасные качественные идеальные портреты. Вообще, существует два типа людей по отношению к студии. Первые говорят: «Студия — это все искусственное, все ненатуральное и это точно — нет». А вторым, наоборот, очень важна идеальная картинка с идеальным светом. Они готовы смириться с тем, что студия — это ограничение по локации. Но при этом акцент полностью смещается с заднего плана на самих людей. И можно без интерьера, даже с однотонным фоном получить интересные портреты за счет игры света и тени.

Раньше парадные портреты заказывали художникам, и они изображали людей чуть красивей, чем в жизни.

Ну это естественное желание. И фотографы тоже стараются подать своих моделей в лучшем свете. Я сам люблю снимать в студии, потому что есть полный контроль над светом, ограниченное количество людей, никто не мешает Есть возможность получить картинку, которая есть в голове, реализовать какой-то конкретный замысел. Например, создать легкий образ — что-то воздушное, светящееся, или наоборот, что-то драматургичное, с театральным светом, с психологизмом, контрастное, с игрой бликов.

Сейчас у каждого в смартфоне камера, но получается, что профессиональная фотография востребована, как никогда?

Мы живем в мире, в котором все поменялось. Раньше люди больше общались в реальной жизни. Сейчас общение идет через интернет и соцсети. И важно, что у тебя на аватарке. Ко мне часто обращаются клиенты, которые хотят обновить свои портреты в соцсетях, или на сайтах знакомств. И все хотят получить либо очень красивые фотографии, либо вот прямо парадный портрет.

Женщинам зачастую фотосессия поднимает самооценку, получив фотографии, они понимают, что на самом деле красивы. Я замечал, что чем красивее женщина, тем она более требовательна к своей внешности. И часто все признают ее красоту, а она не уверена в себе. И фотосесссия — это как работа с психологом. Когда женщина и в процессе фотосессии, и уже получая фотографии, понимает, что она действительно красива. Мужчины чаще заказывают бизнес-портреты. У этих фотографий немного другая специфика. Важно показать, что тот, кто снимается, это человек, которому можно доверять. Уверенность и открытость — это два главных качества, которые нужно показать в деловом портрете.

Многие люди не умеют позировать, и поэтому стесняются фотографироваться.

У молодоженов, кстати, это часто самая большая тревога. И первый вопрос — а вы будете нам помогать позировать? И тут важно понимать что лучшее позирование — это проживание. Нужно проживать свою жизнь в кадре. Конечно есть нюансы, которые можно учесть. Нужно следить за осанкой, не сутулиться. Но если вас снимает профессиональный фотограф, не сильно забивайте этим голову, он вам поможет и подскажет. Если уж совсем страшно, можно прорепетировать дома перед зеркалом, посмотреть — как вы красиво смотритесь вместе. Часто, когда я снимаю в студии, я ставлю зеркало, чтобы люди смогли «надеть на себя привычное лицо», которое им нравится. Это хороший прием.

День до свадьбы — советы жениху и невесте

День до свадьбы должен быть разгруженным. Все приготовления уже должны быть сделаны. Очень часто невесты от волнения не могут заснуть, и не высыпаются, а выспаться очень важно. Поэтому главный совет — выспаться, и настроится на этот день. Получить удовольствие от процесса, от самого дня. Не стремиться, чтобы все было идеально. Об идеальной свадьбе нужно думать за полгода, а не за день до свадьбы. А за день до торжества нужно перестать переживать, просто сказать себе: «Все! Вау! Будет праздник!» Просто отдайтесь этому дню, и все будет отлично!

Вы участвуете в профессиональных конкурсах?

Да, в самых разных номинациях, потому что мне все интересно. В 2014 году я стал призером российского конкурса Nikon, занял второе место в номинации архитектурная фотография, за снимок парламента в Будапеште, и четвертое в репортажной — за снимок с праздника Масленицы.

В 2012 году я получил бронзовую медаль FIAP (фр. Fédération Internationale de l’Art Photographique) — Международной федерации фотографического искусства за постановочный снимок, который я назвал «А кто твой кукловод?», там у героя приклеены ниточки к лицу, за которые держит женская рука.

Я постоянно ищу в фотографии не только новые приемы, но и новые направления, участвую в фотовыставках. Последнее мое увлечение — танец. Я сам танцую хастл, мне было интересно поснимать людей в танце, и я провел выставку, посвященную танцу. И вот это разнообразие жанров и возможностей фотографии мне очень нравится. Психологи советуют каждые 7 лет либо менять профессию, либо в своей профессии находить новые направления, чтобы от смены деятельности получать радость и удовольствие. И фотография в этом смысле — бесконечна.

Как вы начали преподавать фотографию?

Это довольно забавно получилось. Дело в том, что в научной деятельности я много выступал на разных конференциях, ездил по миру. А когда я занялся фотографией, я пошел на курсы, это была Европейская школа искусств на Винзаводе. Фотографы выступали интересные, у них было чему поучиться, но с точки зрения педагогического мастерства, это, на мой взгляд, было ужасно. Донести информацию интересно они не могли. А у меня — педагогическое образование, и в какой то момент я пришел к администрации школы и сказал — давайте я попробую. И спустя какое-то время они меня действительно пригласили, и я прочитал несколько курсов. А сейчас я веду занятия в двух местах в Москве. В крупном учебном центре «Специалист» при МГТУ им. Баумана. У меня там несколько курсов: «Фото для начинающих», «Художественная фотография», «Студийный портрет», и курс «Фотография в путешествии». И кроме этого в учебном центре при Останкино я преподаю основы композиции будущим видеооператорам. На самом деле мне просто нравится преподавать. Сам процесс, когда можешь поделиться своими знаниями, наработками. Когда ты обучаешь, ты обучаешься сам, нужно самому быть более глубоко в теме, и, готовясь к занятиям, я для себя всегда что-то новое открываю.

Закончите предложение: «Я мечтаю снять свадьбу…»

Я снимаю преимущественно в Москве, но вот за рубежом до сих пор не фотографировал. Мне бы хотелось снять свадьбу где-нибудь в Греции, или в Чехии. В Праге, например. Это конечно, очень популярное место, ожидаемо будут толпы туристов, и другие свадьбы. Однажды ранним утром в Праге я даже встретил китайских фотографов, которые снимали китайских невест на Карловом мосту. Но это только добавляет колорита этому месту.

У каждого фотографа в жизни есть кадр, который он считает удачей. Какой ваш самый удачный кадр?

У меня несколько таких кадров. Однажды моя знакомая — инструктор по йоге пригласила меня с друзьями встречать рассвет на речке. Это было в городе Пущино, в подмосковье. Конечно, я захватил фотоаппарат. И у меня получился очень красивый кадр с силуэтом этой девушки.

Еще один снимок я сделал во время съемки лавстори в Тайланде. В отеле был бассейн на фоне моря, и кажется, что море продолжается. Ребята просто общались, и вот это ощущение воды, закатного солнца, маленький кораблик вдалеке, получилось очень красиво.

Снимок с воздушными шариками я сделал в Архангельском. Там везде фотографировать можно, а вот на поле выходить нельзя. Но мы все-таки выбежали на это «запретное» поле, и сделали несколько веселых кадров.

Перейти в профиль фотографа

Дата публикации: 22.08.2018

Читайте также

Интервью
Евгений и Юлия Малдовановы
Москва
Интервью
Татьяна Малышева
Санкт-Петербург
Интервью
Константин Еремеев
Санкт-Петербург
Интервью
Павел Лепешев
Красноярск

Фотографы в городах и странах