Как вы стали свадебным фотографом?


Это банальнейшая история. Я учился в институте, начал заниматься фотографией, и она настолько меня увлекла, что я стал не экономистом, как планировал, а профессиональным фотографом. В 2007 году я принял участие в свадебном фотоконкурсе у нас в Казани и победил в нем, к тому времени я всего год снимал свадьбы. Победа в конкурсе оказалась как нельзя кстати, потому что после этого меня начали активно приглашать свадебные агентства.

Вы помните свою первую свадьбу?


Меня пригласили знакомые. Это была совершенно стандартная свадьба в пригороде Казани, с традиционным выкупом, с поездкой по городу и визитом к Вечному огню. Но она произвела на меня впечатление, так как это было для меня что-то абсолютно новое. Захотелось снимать еще.

Ваш любимый момент съемочного дня?


Раньше мне нравилось снимать фотосессию на прогулке, а сейчас, наверное, нет какого-то одного любимого момента. Мне нравится утро невесты, когда мы начинаем снимать интересные портреты и одновременно репортаж: завтрак невесты, общение с подругами. Мне очень нравится время после регистрации, потому что молодожены уже расслаблены, они никуда не спешат, и иногда можно за полчаса сделать столько хороших фотографий, сколько до регистрации и за два часа не удастся. Люблю снимать на закате, потому что очень красивый свет, но к сожалению это редко получается. Что еще? Многие фотографы не любят снимать банкет. А мне нравится. Потому что на банкете люди открытые, они танцуют, общаются, улыбаются, возникают веселые ситуации и проявляются эмоции. А если банкет сделан в формате фуршета на улице, это вообще круто.

Самая запомнившаяся свадьба?


Один раз я снимал свадьбу в Стамбуле на берегу Босфорского залива. Организаторы подобрали красивый особняк с большой террасой и видом на море. Гостей было немного, только самые близкие люди, свадьба запомнилась удачной локацией и душевной теплой атмосферой. Раньше меня удивляли масштабные богатые свадьбы, но когда ты снял их много, замечаешь, что все они чем-то похожи друг на друга. На небольших свадьбах больше бывает эмоций, возникает душевная, дружеская атмосфера, и такие свадьбы зачастую снимать интереснее.

Как эволюционировала свадебная фотография за последнее время?


Эволюционировала не только фотография, но и сами свадьбы. Появилась культура организации и проведения свадебного дня, открылось много агентств, которые организуют красивые свадьбы. Сильный скачок был, пожалуй, с 2008 до 2013 года. Вначале все организаторы копировали европейские и американские свадьбы, так в моду у фотографов вошел стиль файнарт, получалось мило, но довольно однотипно - у всех одно и то же. Сейчас, на мой взгляд, от файнарта уже уходят многие. Раньше брали чью-то идею и пытались ее повторить, а сейчас этап копирования прошел, и люди стараются придумать что-то свое, новое, какие-то интересные форматы. Подготовка свадеб стала более индивидуальной, организаторы общаются с парой и предлагают идеи конкретно под каждую историю.

Как вы формируете свое портфолио?


В интернете у меня портфолио практически нет. Новые заказчики видят работы у моих клиентов - в альбомах, соцсетях. Обычно, когда мы первый раз разговариваем с ребятами по телефону, я узнаю, какую они планируют свадьбу, и на встречу приношу фотокниги или серии, похожие по формату на то, что им хотелось бы получить в итоге, чтобы они могли представить, как это будет. Я заметил, что личная рекомендация на 100 процентов лучше работает, чем просто портфолио. Очень часто ко мне обращаются друзья тех, кому уже я снимал свадьбу, или какую-то семейную историю.

Сейчас время цифровых технологий, в то же время, есть ощущение, что фотокниги становятся все более популярными?


Мне кажется, завершенный продукт на свадьбе — это именно фотокнига. Гораздо приятнее взять в руки книгу, чем рассматривать фото на мониторе. В книге фотографии расставлены в нужном порядке, в правильном масштабе, это как если смотришь кино, перед тобой разворачивается история, возникает целостный образ, и точно также в книге, за 5-10 минут можно посмотреть и полностью увидеть всю свадьбу. У меня уже есть клиенты, которые раз в год, а иногда и два раза, заказывают фотокниги о жизни семьи. У некоторых из них уже более 10 книг. А начинается такая библиотека чаще всего именно со свадебной съемки.

Что присуще вашей свадебной съемке?


Классический стиль, естественные позировки. Мне кажется, свадебная фотография — это прежде всего ремесло. Люди хотят увидеть себя на фото красивыми и счастливыми, хотят выглядеть лучше, чем в обычной жизни. И профессионал должен уметь такие фотографии сделать. А реализация каких-то своих творческих идей, это уже как вишенка на торте. Но прежде всего сам «торт»)

Самое необычное место бракосочетания?


Мне очень запомнилась свадьба, во время которой, молодожены прилетели к месту регистрации на гидроплане. Мы сделали фотосессии и с места взлета, и с места посадки. Через Казань проходит речка Казанка, а в центре города на берегу расположен отель «Ривьера», и вот у этого отеля гидроплан сел на воду, и после этого регистрация прошла прямо на пирсе. А однажды я снимал пару на площади возле кремля. Это самое баянное в Казани место. Проблема этой площади в том, что там всегда толпа людей. А мы сделали кадр, я уже не помню — то ли перед дождем, то ли сразу после дождя, когда площадь опустела, и это хорошо знакомое всем место выглядело очень необычно.

Как будущим молодоженам не ошибиться в выборе и найти своего свадебного фотографа?


Нужно встречаться. Выберите сначала 5-10 фотографов, чьи фото вам нравятся, затем позвоните по телефону, пообщайтесь, выберите трех фотографов, и встречайтесь лично. Смотрите, с кем из них вам интересно и комфортно. Дело в том, что сейчас уже большинство свадебных фотографов снимают хорошо, но в то же время, человек может быть крутым профессионалом, но если вам с ним не комфортно, то фотографии не получатся. Потому что в процессе съемки очень важна взаимосвязь фотографа и людей, которых он снимает. Без этого ничего не получится.

Вы сами недавно женились, этот опыт был вам полезен, как свадебному фотографу?


Для свадебного фотографа действительно важно пережить свою собственную свадьбу. Потому что, оказавшись «по ту сторону камеры» ты начинаешь понимать чувства женихов и невест. Я, например, как и все люди, люблю хорошие фотографии, но сам фотографироваться не люблю. Сам процесс, когда меня фотографируют, для меня очень тяжелый, и в день свадьбы я почувствовал, насколько жениху не хочется позировать, гораздо интереснее просто весело проводить время, общаться с людьми. И вот таких моментов, которые я прочувствовал изнутри, их много. Поэтому сейчас я стараюсь не напрягать молодоженов, чтобы им было комфортно, чтобы они получали удовольствие от того, что происходит. Если я вижу например, что ребята устали, мы пойдем с ними куда-нибудь погуляем, если некомфортная погода, я не буду мучить их на улице. Со временем более «человекоориентированным» становишься. И своя свадьба помогает прийти к этому. Постановочных фотографий я теперь делаю немного, в основном репортаж. Но в этом случае важно, чтобы день был организован интересно, потому что, если ты снимаешь репортаж, нужно чтобы было что снимать.

Что вы будете делать, если в день свадьбы пойдет проливной дождь?


Пойдем в студию или в какой-то новый отель, в те места, где можно комфортно провести съемку. Но если ребята молодые и заводные, и регистрация уже прошла, можно и в ливень пофотографировать. =) Однажды после регистрации прошел дождь, мы снимали практически при штормовом ветре, и получилась интересные кадры с зонтиком. Ребята были веселые, открытые, было классно. Но ситуации разные, и если человек неуверенно себя чувствует в дождь, зачем его туда тащить? На самом деле в дождь снимать не всегда интересно, мне больше нравится время, когда дождь только закончился и выходит солнце. Вот это - идеальное время для фотографии, все отражается, оживают краски, на фоне темного неба появляется яркий свет. У меня было несколько таких съемок.

Свадьбы очень кинематографичны, у вас есть любимый режиссер?


У меня есть любимый оператор. Это Эммануэль Любецки. Он часто снимает с очень близкого расстояния на широкий угол. Иногда я сам пытаюсь так снимать свадьбы. Не всем бывает комфортно, когда так близко снимаешь, крупные портреты - буквально сантиметров с 30, но результат того стоит, возникает ощущение присутствия, ощущение, что ты сам находишься рядом с происходящим. Есть очень интересные работы мастеров старшего поколения, например фильм 1964 года Михаила Калатозова “Я — Куба”, я его советую посмотреть всем коллегам фотографам и операторам.

Какой техникой вы пользуетесь, ваш любимый фотоаппарат и объектив?


Я уже пять лет снимаю на камеры Fujifilm. Три года назад я стал амбассадором Fujifilm, официальным X фотографом и с тех пор снимаю только на беззеркалки. У меня две камеры: Х-Т2 и Pro-2. На первой обычно установлен объектив 56 мм, а на второй - 23 мм. Любимый объектив — Fujifilm XF 56/1.2, у него просто волшебная картинка, получаются объемные портреты, а за счет того, что диафрагма 1.2, можно снимать практически в темноте. А Fujifilm XF 23/1.4 - это объектив с комфортным фокусным расстоянием, на которое можно и репортаж снять, и портреты, и детали. В путешествия я беру еще объективы Fujifilm XF 55-200 мм, это очень удобный компактный зум-телевик, и Fujifilm XF10-24 мм - сверхширокоугольный объектив со стабилизатором, я на него не только фото, но и видео снимаю.

А как вы стали амбассадором Fujifilm?


Я снимал и выкладывал в соцсетях фото с хештегом #FujifilmRu, и меня заметили. А накануне этого года мою фотографию отобрали для календаря «Fujifilm calendar World Landscapes by X-photographers», который ежегодно выпускает Fujifilm. Там всего семь фотографий в нем, и одна из них моя. Я ее сделал в Армении, когда мы организовывали фототур для нашей школы фотографии в 2015 году.

Расскажите, как вы открыли «Фотошколу Самойлова».


Все началось с фотокроссов - это такие соревнования для фотографов, нужно за установленный отрезок времени выполнить задание, при этом, кто наберет больше баллов, тот выигрывает. Я сначала сам участвовал в таких фотокроссах, и даже победил в одном всероссийском. Потом мы их проводили у себя в Казани. И вот в 2008 году в таком фотокроссе неожиданно набралось более 300 участников. Фотография тогда еще была не так популярна, и учиться фотоделу было негде. И люди начали массово просить — научите фотографировать. Мы с друзьями собрали первую группу, и что знаем, то и рассказали, людям понравилось. Сейчас у нас идет обучение с нуля, когда человек только купил фотоаппарат, мы в максимально короткое время даем базовые нужные знания, а потом можно перейти на профильные курсы — свадебная, студийная, портретная фотография. У нас сейчас есть необычный интересный проект — это годовой закрытый клуб фотографов, обучение идет круглый год. Там есть и офлайн часть, и онлайн. Человек в течение года находится в общении с разными фотографами, проходит лекции, выполняет домашние задания. Когда ты каждый месяц что-то новое узнаешь, тебе хочется снимать, применять это на практике. И за год получаешь большой рывок вперед. Этот формат я считаю очень удачно у нас получается и для учеников дает максимальный результат.

День до свадьбы — советы жениху и невесте


Я бы советовал обязательно провести репетицию выездной регистрации. Потому что у тех, кто проводит свадьбу без репетиции, бывает очень много заминок. Кто-то слишком быстро прошел, кто-то слишком медленно, не так встали, не так повернулись. За день до регистрации лучше отрепетировать это все, и вам гораздо проще и спокойнее будет в день свадьбы. Папа невесты, как правило, очень волнуется и может встать так, что спиной закроет картинку и операторам, и фотографам, и гостям. Поэтому лучше все это отрепетировать, чтобы понимать, насколько быстро идти, где остановиться, чтобы получились хорошие снимки, и в день свадьбы не париться по этому поводу.

Вы сталкивались с ситуациями, когда что-то пошло не так?


Это довольно часто на свадьбах происходит. Однажды за три минуты до регистрации оказалось, что жених забыл дома кольца. Родители бросились за ними, регистрацию на полчаса отложили, но невесте ничего не сказали, чтобы она не расстраивалась. Она так и не узнала настоящую причину задержки. В другой раз, это было в 2007 году, мы снимали в парке, и тогда было модно фотографировать невесту в прыжке. Невеста у нас подпрыгнула… и в этот момент у нее слетело кольцо. Перед свадьбой она очень хотела похудеть, старалась изо всех сил, и в итоге, кольцо ей стало велико, поэтому, собственно и слетело. Все гости бросились искать кольцо в траве, буквально вырывали траву руками из газона) Это продолжалось минут 20, пока мой ассистент не нашел кольцо. Вобщем, мы там хорошо «скосили» газон)

Предложение — момент, который запоминается невесте на всю жизнь, наверное есть истории, которые выделяются среди других?


Я даже иногда снимаю cам момент предложения. В Казани есть очень хорошее агентство «GetLoud». Они придумали вместе с женихом интересный концепт. Он пригласил невесту в парк, на прогулку, и в какой-то момент неожиданно зазвучал рояль в кустах. Затем они подошли к месту, где под деревьями был накрыт стол, для невесты это был абсолютный сюрприз - романтический ужин в парке. Во время ужина зазвучала скрипка, и жених сделал предложение. А я снимал этот исторический момент издалека, на телевик, чтобы мое присутствие не было заметно. А уже после того, как он сделал предложение, я подошел поближе, и мы сделали небольшую фотосессию. Еще одно необычное предложение, которое мне запомнилось, жених организовал тоже на природе, но к площадке пришлось лететь на вертолетах. Жених выбрал место на горе с очень красивым видом на Волгу, в 140 километрах от Казани. На одном вертолете мы заблаговременно вылетели с декораторами, чтобы украсить площадку. Жених пригласил невесту на пикник, сказал, что знает классное место, и они уже после нас туда тоже на вертолете прилетели. Кольцо он спрятал в книгу, там была сделана специальная прорезь, чтобы сразу его не было заметно. Невеста получила книгу в подарок, открыла ее и увидела кольцо. Очень романтичное и необычное предложение, на мой взгляд. Единственное, я не смогу показать фото этих эпизодов, потому что так мы договорились с ребятами. Для них это очень личные моменты.

Закончите предложение: «Я мечтаю снять свадьбу…»


Я бы хотел снять выездную свадьбу, в каком-нибудь красивом месте — в Исландии, например, или на Урале. Чтобы гостей было человек 50, чтобы была неформальная атмосфера, люди друг с другом общались, веселились, и были счастливы.

У каждого фотографа в жизни есть кадр, который он считает удачей. Какой ваш самый удачный кадр?


Для меня удачные кадры - это те, которые невозможно, или сложно повторить. И как правило, это репортажные кадры. У меня, например, есть кадр, который я сделал в 2008 году, и он мне до сих пор нравится. Там жених вышел из загса, его друзья подхватили и подбросили в воздух. После этого я два года подряд пытался этот кадр повторить, и ни разу не получилось. А здесь я ничего не организовывал, здесь настоящие эмоции, искренний порыв, мужик с усами в кадре прикольный. Вот такие кадры мне нравятся. Все произошло совершенно спонтанно, друзья подхватили жениха, а я ему просто крикнул «Руслан!», он на меня посмотрел, и все получилось.

Читайте также

Интервью
Евгений и Юлия Малдовановы
Москва
Интервью
Анатолий Битюков
Санкт-Петербург
Интервью
Галина Набатникова и Геннадий Гранин
Москва
Интервью
Максим Гарибальди
Санкт-Петербург

Фотографы в городах и странах