Как вы стали свадебным фотографом?


Я увлекся фотографией в 2011 году. Начинал как портретный фотограф, тогда это было в тренде. Я искал людей с интересной внешностью и выкладывал фотографии в соцсетях. В то время я учился на менеджера туризма и журналиста. Фотографии в интернете заметили, и меня начали приглашать на свадьбы. Процесс для меня менялся следующим образом — сначала в кадре был один человек, потом несколько, затем это перешло в историю, когда много всего происходит в кадре, и сняв несколько свадеб, я понял, что свадебная съемка, как жанр, мне подходит. Я плавно перешел на съемку свадеб, и в итоге полностью посвятил себя фотографии.

Вы помните свою первую свадьбу?


Да, это сразу была коммерческая съемка, а не свадьба друзей. Это произошло в апреле 2012 года, классическая на тот момент свадьба с выкупом — жених преодолел пять этажей и кучу конкурсов от подружек невесты. Свадьба прошла весело, фотки всем понравились.

Ваш любимый момент съемочного дня?


Мне нравятся моменты, которые предполагают съемку репортажа. Я начинал как портретный фотограф, и раньше много времени посвящал постановочной съемке. Фотосессия жениха и невесты — это был мой профиль, мой конек. Но в последние два года я перешел на репортаж. Я люблю, когда вокруг все происходит по-настоящему, без моего вмешательства. Мне нравится снимать фуршет, банкет, веселых гостей. Люблю, когда возникает конфликт в репортаже. Например, мама собирает невесту, а рядом ребенок играет в приставку, то есть в кадре появляются разные истории, которые происходят одновременно.

Ваша эволюция от портретного к репортажному фотографу, она отражает общую тенденцию в свадебной фотографии?


В общем-то да. Если раньше очень важна была именно постановочная часть, то сейчас люди начинают больше ценить репортаж. Если раньше самое важное было снять загс и прогулку, и на прогулке заезжали в пять разных мест, то сейчас прогулка снимается буквально на ходу, иногда прямо во время банкета мы выходим на улицу на несколько минут. Сейчас люди хотят быть настоящими, и в приоритете, на мой взгляд, репортажные фотографы. Вообще, сам ход свадьбы меняется. Если моя первая свадьба была с выкупом, то за последние годы я не вспомню, когда в последний раз снимал выкуп. Люди перестали проводить какие-то вещи, которые раньше делали просто из-за того, что так принято. Сейчас довольно часто банкет организуют в виде фуршета, без ведущего, который говорит людям, когда выносить каравай, когда говорить речи, когда танцевать. Все проходит в виде свободной вечеринки, все просто веселятся. Молодожены придумывают какие-то необычные вещи, приглашают музыкальную группу, или организуют кинотеатр под открытым небом, бар с барменом, и гости между собой просто общаются и веселятся. На мой взгляд, это гораздо интереснее, чем свадьба в ресторане, когда все сидят за столами, жуют, и только по команде ведущего начинается какая-то активность.

Самая запомнившаяся свадьба?


В прошлом году была у меня такая свадьба. Жених и невеста — свадебные ведущие. И у них, среди гостей, было человек 50 свадебных ведущих, а еще фотографы, визажисты, в общем, творческие люди из свадебной индустрии. Там царило какое-то всеобщее безумие, это моя самая любимая свадьба за последнее время. Она просто очень безбашенная! Яркий пример современной свадьбы, на которой было все по-настоящему, какое-то безудержное, сумасшедшее веселье. Я иногда снимаю в Европе, и заметил, что у нас обычно люди более закрытые. Если у нас человек проявил какую-то эмоцию, и заметил, что ты его фотографируешь, он такой «Бам!», и закрывается, а в Европе люди не стесняются своих эмоций. Человек заливается смехом, ты его фотографируешь, и он не останавливается, и вообще не парится по поводу, как он выглядит в этот момент. На этой свадьбе гости были, как в Европе — очень открытые, и много веселых фотографий получилось. Драйв полный, даже торт уронили по-настоящему. Когда его выносили, он зацепился за ширму, и верхний ярус отлетел. Но торт был огромный, почти стокилограммовый, поэтому потеря верхнего яруса никого не расстроила.

Как вы формируете свое портфолио?


В портфолио у меня свадебные серии — в районе 50 фото со свадебного дня, я не формирую его из отдельных удачных фотографий. Это нужно для того, чтобы молодожены понимали, что они получат в итоге, видели, как я снимаю разные моменты свадебного дня — сборы, прогулку, регистрацию, банкет, и как будет выглядеть весь день в целом. Многие фотографы публикуют только фото прогулки, но прогулка — это не самый важный момент, ее даже в другой день можно снять. На мой взгляд, важно оценить именно то, как фотограф снимает репортаж, насколько интересно он может запечатлеть те моменты, которые уже не повторишь.

Что присуще вашей свадебной съемке?


Для меня главное — эмоции. Свадьба, это праздник, и для меня главное — показать эмоции. Я хочу, чтобы человек, который не присутствовал на свадьбе, увидев фотографии, как будто бы побывал на ней. Как если бы прочитал хороший комикс. Поэтому я стараюсь снимать разнопланово. Я хочу показать все что происходило, но преподнести это не в лоб. С разных ракурсов, используя разные планы, чтобы кроме основных эпизодов присутствовали такие моменты, которые другие не заметили.

Самое необычное место бракосочетания?


Наверное, моя первая свадьба за рубежом. Это была свадьба для двоих в деревне на юге Исландии. Ребята много путешествуют, и у них была мечта побывать в Исландии. У меня, кстати, тоже. Регистрация прошла в очень живописном месте, на мысе Дюрхалей, с видом на море и пляж с необычным черным песком. Ребята поженились по официальным исландским законам, брак зарегистрировала мэр местной деревни. В Исландии очень круто! Как будто попадаешь на другую планету — природа сильно отличается. На этом острове какое-то сосредоточение интересных природных мест: пляж с черным песком, водопады, гейзеры, базальтовые колонны. Эта деревня — популярное у туристов место. В серии есть кадр, где молодожены в пещерке стоят, и на заднем плане по пляжу ходят люди, там прогуливалось туристов человек 30. Нам не очень повезло с погодой, моросил мелкий дождь, который потом перешел в ливень, поэтому мы побывали не во всех местах, где планировали. Но, это как раз тот случай, когда погода никак не могла изменить позитивный настрой молодоженов. Необычная природа, атмосфера, ребята душевные, и серия, на мой взгляд, получилась интересная.

Как будущим молодоженам не ошибиться в выборе и найти своего свадебного фотографа?


Надо смотреть портфолио, на предмет нравится — не нравится, и потом, встречаться и общаться. Для меня во многом успех съемки основывается на общении. Свадебный фотограф должен быть хорошим психологом, должен много общаться. Я всегда разговариваю с женихом и невестой, они мне рассказывают какие-то истории, которые потом зайдут, когда начнем снимать постановочную часть съемки. Я не общаюсь с людьми, как с андроидами — «встаньте вот тут и улыбайтесь», я пытаюсь что-то узнать о них, может быть у них есть какая-то история интересная, общая шутка, или еще что-то, что потом можно обыграть в съемке.

Что вы будете делать, если в день свадьбы пойдет проливной дождь?


Буду снимать. Дождь так дождь. Я буду показывать этот день таким, какой он был. Для меня дождь — не катастрофа. Если ребятам не комфортно выходить под дождь, фотосессию на улице мы можем снять в другой день, а все остальное пойдет по плану.

Свадьбы очень кинематографичны, у вас есть любимый режиссер?


Да, у меня есть любимые режиссеры, правда со свадьбами они, наверно, не очень ассоциируются. Это Тарантино и Гай Ричи. Еще мне нравится мексиканский режиссер, Алехандро Гонсалес Иньярриту, который снял «Бердмена», там очень крутая операторская работа, фильм снят на широкий угол. Я сам часто фотографирую на широкоугольные объективы, и мне было интересно смотреть этот фильм.

Какой техникой вы пользуетесь, ваш любимый фотоаппарат и объектив?


Я снимаю на технику Canon. Любимый фотоаппарат Canon 5D Mark3, а объектив Canon 24-70/2.8 II. Если говорить про камеру, мне нравится ее надежность. Canon 5D Mark3 — это такой «автомат Калашникова» в мире фотоаппаратов. Я снимал в любых погодных условиях: и в плюс 40, и в минус 35, и в дождь, и в снег, в ливень, и в песчаную бурю, и он всегда работает. Не было такого, чтобы он заглючил, и что-то пошло не так. А объектив Canon 24-70/2.8 II — это репортажное стекло, удобное фокусное расстояние, и он очень быстро фокусируется.

День до свадьбы — советы жениху и невесте


Я всегда советую выспаться, а на свадьбе быть самими собой. Чтобы люди никаких масок на себя не надевали. Особенно, если я снимаю загс, я говорю — ведите себя естественно, потому что в загсе часто говорят: нельзя то, нельзя это, встаньте так, руки положите так. Я всегда говорю — будьте собой, и это все, что нужно, максимально быть естественными и настоящими. Если я снимаю сборы, я советую, чтобы в это время что-то происходило. Чтобы не было кадров а-ля портрет жениха, застегивающего запонки возле окна. Чтобы не было в серии визажиста, полдня красящего невесту. Жених у меня будет чистить зубы, варить кофе, играть с котом, то есть делать все то, что он обычно делает. Может быть он пойдет в бар, с друзьями пообщается. В общем все будет естественно, без излишней постановки.

Вы сталкивались с ситуациями, когда что-то пошло не так?


Да постоянно на свадьбах что-то идет не так. Например, мы снимали утро невесты в деревне Шушенское, той самой, где Ленин отбывал ссылку. Был октябрь, и в частных домах уже начали топить печи. Видеооператоры снимали момент, как невеста надевает чулки. Чулки она надела, а подвязку не может найти. Стали искать по всему дому, и не находят. Оказалось, мама невесты, чтобы не было беспорядка, упаковку от чулок быстренько бросила в печку, и видимо, ненароком прихватила вместе с оберткой подвязку. А где в деревне найдешь другую подвязку? Конечно, потом вышли из этой ситуации, по-моему, нашли у кого-то из знакомых девчонок подвязку. Но в момент, когда это произошло, никто не расстроился, все просто смеялись.

Во время нашего интервью к вам несколько раз приходил кот. А на свадьбе домашние животные добавляют эмоций?


Это мой кот, его зовут Спок, это сфинкс, он часто приходит ко мне, когда я работаю за компьютером, начинает о бороду тереться, ему очень это нравится. Да, я люблю, когда на свадьбе есть животные. Но если это животные молодоженов. Потому что тогда возникают настоящие эмоции. Кот или собака могут внести динамику, сами какой-то сюжет срежиссировать, бутоньерку украсть, что-нибудь отчудить, это круто. Я не люблю, когда на свадьбу берут зверей напрокат. Потому что это чужие животные, и им на молодоженов наплевать, а со своим котом или собакой у вас любовь, и в кадре это видно. Однажды я снимал свадьбу, на которую в контактном зоопарке взяли несколько животных: ламу, козла, собаку и зайца. И оказалось, что у этих животных уже сложились свои взаимоотношения, и совсем не дружественные — козел не любит ламу, собака пытается съесть зайца, и у них просто круговорот нелюбви друг к другу. Лама постоянно пыталась убежать, вставала на дыбы, собака пыталась цапнуть кролика, а козел лягнуть ламу.

Предложение — момент, который запомнится невесте на всю жизнь, наверное, есть истории, которые выделяются среди других?


Я как-то снимал лавстори, просто для себя, для портфолио. Ребята вместе шесть лет, у них уже ребенок — четыре года. Лавстори мы снимали в очень красивом месте, в Красноярске, в природном парке «Столбы». Это был апрель, приятный свет, пошел небольшой снежочек, и возникла клевая атмосфера. Я отошел метров на 30-50, чтобы сделать общий план, а ребята стояли на краю скалы. Потом возвращаюсь, а они какие-то такие очень веселые, довольные. Ну думаю, им тоже нравится, как все идет) А, потом невеста мне написала, что в тот момент, на скале, он сделал ей предложение. Это было незапланированное, не срежиссированное предложение, полная импровизация. Видимо, как-то все так удачно сложилось — атмосфера, природа, у жениха чувства нахлынули, и он сделал предложение. Потом ребята поженились, я им и свадьбу снимал.

Расскажите про ваши профессиональные награды.


В 2013 году я стал победителем в номинации «Портрет» на одном очень авторитетном европейском ресурсе — 1x.com. У них очень жесткая модерация, и для меня эта победа, наверное, самая значимая. Портрет этот со свадьбой никак не связан. Я его сделал в сентябре 2012 года. Я познакомился с девушкой, мне понравилось, что она блондинка, и у нее веснушки. Честно говоря, мы даже не планировали съемку в тот день, но потом все как-то удачно сложилось. Я снимал на объектив Canon 135 мм, раньше он у меня был любимый, у него приятный рисунок, боке красивое. Мы провели фотосессию на улице, мне помогал друг, он махал отражателем, и в кадре получилось ощущение ветра. В итоге, эта фотография стала моей визитной карточкой. Она не только победила в конкурсе, она становилась много раз «фото дня» на разных фоторесурсах, и ее купил для обложки английский журнал «Digital Camera». А в 2014 году я стал финалистом Mywed Award 2014 в номинации “Love-story”. Мы снимали в апреле, на берегу реки, ребята мои знакомые, они уже просто дурачились. Этот снимок сделан на широкоугольник 35 мм. Тоже, кстати, отличный объектив, но это фикс, а сейчас репортаж мне удобнее снимать на зум.

Закончите предложение: «Я мечтаю снять свадьбу…»


Я мечтаю снять свадьбу, которая выведет меня на новый профессиональный уровень. С которой я смогу получить кучу профессиональных наград. Потому что, как в мире кинематографа есть свой Оскар, так и в мире фотографии есть свои награды. Я бы хотел снять свадьбу, с которой можно стать фотографом года на каком-нибудь хорошем ресурсе. А где и когда это произойдет — трудно сказать. Хоть где ее можно снять. И в какой-нибудь глухой деревне, и в каком-нибудь шикарном замке, за границей. Где и когда — не влияет. Влияет сама свадьба, и насколько многопланово ты сможешь рассказать эту историю.

У каждого фотографа в жизни есть кадр, который он считает удачей. Какой ваш самый удачный кадр?


Это кадр, который я еще сделаю.

Читайте также

Интервью
Иван Ткаченко
Таганрог
Интервью
Галина Набатникова и Геннадий Гранин
Москва
Интервью
Александр и Елена фотодуэт Firefies
Уфа
Интервью
Антон Уницын
Новосибирск

Фотографы в городах и странах