Как вы стали свадебным фотографом?


Наверное, как и многие другие, начала фотографировать, мне понравился сам процесс, и я поняла что мне это приносит удовольствие, причем мне не столько нравилось снимать какие-то красивые портреты, сколько праздники, мероприятия, свадьбы, семьи, детей.

Вы помните свою первую свадьбу?


На первую свадьбу меня позвали друзья, я снимала параллельно с приглашенным фотографом. Фото им понравились, и они буквально «продали» меня на следующую свадьбу. Это было шесть лет назад, супер-стандартная свадьба — выкуп, подъезд, зеленые стены, невеста в платье с кринолином, поездка по всем традиционным свадебным местам, памятникам, а затем банкет в столовой. Но было очень весело, мне нравился сам процесс съемки, и после этой свадьбы я окончательно утвердилась в мысли, что я хочу развиваться в этом направлении. В то время я работала начальником на площадке, которая продавала стройматериалы, и училась в университете. Я взяла отпускные, взяла зарплату, и купила себе камеру Canon 450 и объектив Тамрон, это был зум с очень красивым рисунком. После пришлось месяц на всем экономить, в универ ходила пешком, но мне было на что снимать.

Шесть лет назад свадебная фотография еще была в зачаточном состоянии. Как все начиналось? Как менялась свадебная фотография?


Когда я начинала снимать, не было культуры свадебной фотографии. Тогда фотографировали невесту на ладошке. С тех пор, конечно, свадебная фотография стремительно эволюционировала. На мой взгляд, это произошло, потому что увеличилась насмотренность, и у фотографов, и у клиентов. Потому что интернет быстро развивался, и стал доступен везде, появилось много ресурсов, которые выкладывают фотографии. И когда ты видишь — а вот можно по-другому, можно лучше, можно красивей, тебе хочется это делать, и людям хочется получать такие фотографии. Раньше практически негде было учиться фотографии, были, конечно, какие-то книжки базовые по композиции, свету и цвету, но никаких курсов, мастер-классов — ничего такого не существовало, это все только начиналось. И те фотографы, которые географически жили ближе к Европе, они первыми начали давать мастер-классы, потому что там было где и чем подпитываться. Сейчас в свадебной фотографии несколько направлений. Одни фотографы больше уходят в репортаж, другие в классику, и есть смешанный вариант — когда снимают и репортаж и классику. Но правда жизни в том, что нужно уметь снимать все. Потому что, даже если ты снимаешь постановку с искусственным светом, нужно будет снимать и репортажные моменты, а если ты стопроцентный репортажник, то все равно несколько классических портретов ты сделаешь. И их все делают, даже те, кто считают себя чисто репортажными фотографами. По сути дела, свадьба, это смешение всех стилей и жанров, нужно снимать одинаково хорошо и портрет, и натюрморт, и пейзаж, и постановку, и репортаж. Каждый жанр фотографии присутствует в свадьбе. Поэтому, если раньше над свадебной фотографией известные фотохудожники посмеивались, и говорили «ой да что там сложного свадьбу снимать», а свадебных фотографов считали ремесленниками и штамповщиками, то буквально года два назад все изменилось. К свадебным фотографам стали более серьезно и уважительно относиться. Потому что все поняли, что сейчас, если человек снимает свадьбу на конкурентоспособном уровне, он умеет гораздо больше, чем фотограф, который, например, снимает только красивые студийные портреты. Если такого студийного фотографа бросить в свадебные условия, у невесты будут красивые портреты, но больше ничего не будет.

Ваш любимый момент съемочного дня?


Это очень меняется от свадьбы к свадьбе, и от года к году. Был, например, год, когда я прямо кайфовала от съемки банкетов, был момент, когда я наоборот, боялась банкетов, и не знала, что там делать, зато большое удовольствие получала от прогулки, мне нравился процесс съемки красивых прогулочных фотографий. Потом мне нравилась выездная регистрация и утро. А вот сейчас такого отдельного момента нет. Скорее все в целом. Потому что последние пару лет я немного по-другому стала к относится к свадебной съемке. Для меня стала первостепенной эмоциональная составляющая. Эмоциональная составляющая момента, когда люди становятся семьей. Самое важное — сохранить эту историю, и соответственно, стала важна целостность, потому что, когда ты рассказываешь историю, из нее нельзя выкинуть какой-то кусок. И совершенно неважно, например, где проходят сборы — в роскошном отеле или в маленькой хрущевке, это все равно часть истории, момент, который можно снять интересно. В хрущевке, может быть, антураж не всегда будет «красивым» в общем понимании, но зато жизни будет больше.

Самая запомнившаяся свадьба?


Каждая свадьба запоминается какими-то своими моментами. Были, например, свадьбы запомнившиеся «Вау фактором», когда новобрачные прилетали на вертолете, или когда мы вместе с женихом и невестой приплывали на яхте к месту регистрации. Какие-то свадьбы запомнились душевными, эмоциональными, добрыми моментами, которые нельзя описать словами. На одной свадьбе, которая была у меня в самом начале, шесть лет назад, невесте хотелось, чтобы на фото все было черно-красным, и я реально траву красила в красный цвет. Сейчас я наверное, такое делать не стану, даже если меня сильно попросят, но такой случай был. Все было черно-красное и на дереве красные листья. Один раз торт упал на свидетельницу, она его опрокинула на себя. В прошлом году мне очень запомнилась свадьба в стиле бохо, на которой большую часть оформления невеста сделала своими руками. Я кстати, не первый раз вижу, насколько невесты иногда все делают лучше любого организатора и декоратора. Весь стиль был продуман в мелочах. Вместе с подругой они сделали большую декорацию под арку в технике макраме, составили цветочные композиции, подготовили указатели, приглашения, декор на столах.

Что присуще вашей свадебной съемке?


Легкость.

Как вы формируете свое портфолио?


В портфолио я стараюсь выкладывать помимо одиночных фотографий еще и серии, потому что, еще раз повторю, свадьба - это цельная история, это серия, и нельзя выбрать свадебного фотографа, не увидев его свадебных серий.

Самое необычное платье невесты?


Однажды я снимала свадьбу в лесу. Не прогулку, а всю свадьбу, так было задумано. И невеста была одета, как лесная нимфа, она выглядела, как героиня какого-то фильма в стиле фэнтези. Свадьба прошла на берегу озера. Заранее поставили арку, столы, натянули тент, привезли угощение. Было очень круто. Довольно редко, кстати, невесты выбирают цветные платья, и это всегда запоминается. В прошлом году у одной невесты было голубое платье, сшитое на заказ, с огромным длинным шлейфом, очень необычное и красивое.

Как будущим молодоженам не ошибиться в выборе и найти своего свадебного фотографа?


Нужно посмотреть портфолио, серии со всего свадебного дня и потом встретиться лично с несколькими фотографами. Потому что все мы разные. С фотографом вам предстоит провести целый день, и вам должно быть комфортно в общении.

Что вы будете делать, если в день свадьбы пойдет проливной дождь?


Отлично! Буду снимать в дождь. И пары у меня чаще всего такие, которые говорят — пойдем сниматься в дождь! То есть, для меня и моих пар дождь — это не катастрофа. В городе дождь дает красивые отражения, асфальт становится чистым, не пыльным, природа умывается, это круто. Один раз мы снимали прогулку в лесу и был даже не дождь, а град! Мы его переждали в машине, а когда дождь перешел в морось, невесту переобули в босоножки, которые не жалко, и побежали фотографироваться. Лес превратился в какую-то сказку, потому что было лето, тепло, возник туман, и на фото получилась такая дымка интересная. Но уж если дождь льет прямо стеной, можно провести съемку в студии. Я предпочитаю студию, потому что, например, красивый интерьер ресторана, это конечно классно, но, когда при этом там сидят и едят какие-то другие люди, я считаю, что мы мешаем им, а они мешают нам. А для меня, комфорт моей пары и окружающих людей, это очень важно. Поэтому, если дождь идет стеной, пойдем либо в студию, либо куда-то, где не будет толпы созерцающих людей. В этом году кстати, несмотря на то что лето было дождливое, мне ни разу в дождь снимать не пришлось. У меня кармы хватило настолько, что даже на свою свадьбу в Питере я разогнала дождь.

Так вы только что вышли замуж? Расскажите, как вы применили свой свадебный опыт к своей собственной свадьбе. Вам букет невесты предварительно прилетел?


Да однажды букет мне прилетел — прямо в лоб во время съемки. Но это было лет пять назад. Все тогда веселились — фотограф выйдет замуж. Это произошло, но не так стремительно. Как все было? Сейчас расскажу. Мы вообще никаких огромных торжеств не хотели. Я сказала: хочу девичник, платье, фотографии! Мой муж — видеооператор, мы с ним работаем вместе. Когда завершается сезон свадеб, мы уезжаем домой, в Пензу, у нас здесь хороший район, сосновый бор, белки бегают, а в сезон мы работаем в Москве. Так вот, нам не хотелось делать свадьбу, какое-то торжество, и нужен был план бегства. Мы понимали, что, если будем расписываться дома, все равно все знакомые придут поздравлять, и не провести с ними время, и не угостить их будет неловко. А тут, как раз нас пригласили в Питер снимать свадьбу, и мы подумали, а почему бы не пожениться там? Я сказала: «Хочу во дворце!» Свадьба, которую нам предстояло снимать, была 11 июня. Я посмотрела — 13 июня отличный день, после праздника, можно было выбрать любое время. И так как мы уже сто раз через все проходили, и знали, что да как, мы выбрали роспись в семь вечера. С утра хотелось выспаться, и потом вечерний Питер — это здорово, белые ночи, мосты, красиво. У нас было в планах пофоткаться часок перед регистрацией, потом роспись, и потом где-то отметить. Девичник я провела дома, в Пензе. Собрала всех подруг, это были просто душевные посиделки. Платье я шила на заказ. Причем, ни дома, ни в Москве я не могла купить кружево, чтобы оно мне нравилось, и при этом не стоило 9000 за метр, и я специально ездила за тканью в Нижний Новгород. Подруга сшила мне очень красивое платье в ретро-стиле. И за неделю до свадьбы я показываю Дане фото: «Я буду выглядеть вот так, у тебя есть что надеть?» И оказалось, что он как-то по случаю купил себе в секенд хенде брюки за 150 рублей и они у него все лежали без дела. Это оказались такие «дедушкины» брюки — со стрелками, на высокой талии. Мы докупили подтяжки, ботинки, рубашку и у нас получилось стопроцентное ретро.

Как честная невеста я серьезно подошла к выбору фотографа. Открыла портфолио всех знакомых питерских фотографов, и поняла что хочу к нашему другу, Косте Еремееву. Кафе мы не выбирали заранее. Мы приехали в Питер, отработали свадьбу, и на следующий день пошли искать кафе. И в итоге выбрали бар, который мы заметили из окна ресторана, в котором снимали свадьбу. Это «Коп гараж», совершенно не свадебное заведение, у них даже в политике заведения есть, что они свадьбы не берут, не пускают, поэтому мы накануне зашли к ним, показали фото, как мы будем выглядеть, что никакого пышного платья у невесты не будет. Они сказали: да вы прикольные, клевые, приходите, вам можно. Мы забронировали стол на 15 человек, потому что все равно самые близкие друзья все бросили, и приехали к нам в Питер. Было очень весело, мы посидели до закрытия, потом сходили посмотрели, как разводят мосты, и пошли спать. А утром устроили себе короткое путешествие в Петергоф.

Свадьбы очень кинематографичны, у вас есть любимый режиссер?


Я люблю кино, и некоторые фильмы смотрю по много раз. Но у меня особенность памяти — я совершенно не запоминаю имена и названия. Вот то что смотрю сейчас, могу назвать. Из последних моих фаворитов — сериал «Острые козырьки». Я сейчас жду, когда выйдет следующий сезон. С точки зрения художественности он очень крутой, очень вкусно снят, там интересная работа со светом и цветом, интересный сюжет и он реально затягивает.

Какой техникой вы пользуетесь, ваш любимый фотоаппарат и объектив?


Я снимаю на Canon 5D Mark 3. Мой любимый объектив — 135 мм. Обычно я выбираю связку 135 мм и 35 мм. 135 делает очень красивую картинку, мне больше всего нравится снимать на него не какие-то крупные, а более общие планы, потому что он дает очень приятную плотность картинке. Как любые фиксы и дальнофокусные объективы он очень красиво рисует, и даже на закрытой диафрагме хорошо прорисовывает пространство, оно получается сжатым, но в то же время объемным. Картинка очень вкусная, и он очень красиво берет свет, если выбрать правильное освещение, то получается здорово. 35 мне нравится, потому что картинка получается живая, репортажная, объектив практически не искажает людей, можно подходить близко и делать какие-то интересные вещи. И для меня это самый широкий угол из тех что мне нужны. У меня всегда с собой «полтинник», 50 мм — это верняковый объектив, если я не могу близко подойти, или далеко отойди. Я очень мало его использую, но иногда он нужен. Сейчас я подумываю взять еще 24-70, это самый репортажный объектив, чтобы на банкете комфортно снимать было.

День до свадьбы — советы жениху и невесте


Выспаться, не пить, не ходить к косметологу, в солярий. Ничего не делать, просто выдохнуть и успокоиться. Как можно меньше париться по поводу этого дня. Потому что это в первую очередь праздник, он должен приносить удовольствие и радость. А в день свадьбы не переживать, если что что-то пошло не так. Потому что даже если будет толпа организаторов, все равно что-то пойдет не так. И пусть, в этом нет ничего страшного.

А у вас были ситуации, когда что-то пошло не так?


Они всегда бывают: флорист не те цветы в букет поставил, или порвалось платье, или попали в пробку, а должны уже быть в загсе. Один раз у невесты платье оказалось слишком прозрачным, его сшили без подкладки, и только в последний момент выяснилось, что белье просвечивает, и оно не того оттенка, и нам уже из дома пора выходить, а мы бежим в магазин за другим бельем. Один раз невеста очень расстроилась из-за дождя. Это было несколько лет назад, когда выездные церемонии еще только входили в моду, и найти декораторов и уговорить их сделать что-то подобное было сложно. У меня это была одна из первых свадеб с выездной регистрацией. Я ее очень ждала, и невеста ее очень ждала. Регистрация должна была пройти на базе отдыха, в лесу у бассейна. И пошел дождь, просто стеной. Сейчас это, наверное, никого бы не напугало, а тогда все просто тряслись за мебель, и декораторы сказали, что стулья нельзя мочить, и все будем проводить в помещении. Они начали спорить, невеста расстроилась, заплакала. В общем, она сидит и рыдает. А всем вокруг не до нее, мама занимается с подготовкой выкупа, подружки у зеркала крутятся. А я понимаю, что сейчас у нее испортится макияж, испортится окончательно настроение, и вообще все испортится. И я просто придумала как решить проблему, позвонила декораторам, и все прошло отлично. Выездная была на улице. Мы перенесли регистрацию с лужайки к бассейну, там была заасфальтированная площадка, и никто не испачкал бы ни туфли, ни платья, а стулья вообще не понадобились, потому что гости могут стоять, не обязательно сидеть во время регистрации. Над аркой сделали легкий навес, на фото его нигде не видно, а гости стояли под зонтами. Все очень легко решилось, но сначала из этого сделали катастрофу, и никто не пытался решить вопрос. В такой ситуации кто-то просто должен подумать — как из нее выйти. И кстати, после этого случая я сама стала спокойно относится к дождю на свадьбе.

Закончите предложение: «Я мечтаю снять свадьбу…»


Я мечтаю снять свадьбу европейцев в Европе, американцев в Америке, заграничников заграницей. Это совершено другой мир, совершенно другие люди, они более открытые, не боятся ни камеры, ни фотографа. Для меня не важно, насколько шикарной или наоборот бюджетной будет свадьба. Мне интересны люди, а не то что их окружает. И так как я ориентируюсь на людей, мне интересно снять других людей. Я бы с интересом сняла, например, настоящую цыганскую свадьбу.

У каждого фотографа в жизни есть кадр, который он считает удачей. Какой ваш самый удачный кадр?


У меня есть кадр, который я мечтала сделать, но никак не получалось. Потому что редкая невеста согласиться в свадебном платье нырнуть в воду. И вот однажды во время прогулки на свадьбе был дождь, поэтому прогулку мы сняли очень коротко, а невесте хотелось побольше фотографий, и мы решили провести дополнительную съемку на следующий день. И вдруг невеста мне говорит: «Слушай, я всегда представляла себе, как я в свадебном платье лежу в воде, и оно вокруг меня как облако». А я ей говорю: «А я давно мечтаю это снять. Но у меня все невесты говорят: я легко прыгну в воду, но ни одна не прыгает». В общем, мы нашли друг друга. На следующий день сначала досняли прогулку, а потом, чтобы сделать этот кадр, спустились к озеру. Я снимала на объектив 35 мм с пирса, сверху, на вытянутых руках. Было лето, тепло, Оля просто зашла в воду, и мы сделали этот кадр.

Читайте также

Интервью
Максим Гарибальди
Санкт-Петербург
Интервью
Вероника Юшкарева
Калининград
Интервью
Евгений и Юлия Малдовановы
Москва
Интервью
Алексей Сафонов
Санкт-Петербург

Фотографы в городах и странах