На вопросы Wedding Prophotos ответили фотографы Александр Биктимиров и Елена Шишкина, фотодуэт Fireflies.

Как вы стали свадебными фотографами?



Александр: Я работал айтишником, и в какой-то момент решил уйти из индустрии и начать снимать свадебное видео. Побывал на паре свадеб у знакомых, со съемкой все прошло хорошо, но процесс постобработки видео - точно не для меня. Я до сих пор с трудом могу представить что-то хуже, чем монтаж, поэтому переключился на фотографию, и она затянула меня с головой. Вскоре я познакомился с Леной, мы оба занимались танцами, и преподаватель поставил нас в пару. Практически сразу началась подготовка к конкурсу по сальсе, но на этом конкурсе наша танцевальная карьера завершилась, потому что один из танцоров ненароком выбил мне плечо. Надо было куда-то девать энергию, и мы все лето снимали свадьбы, а осенью приняли решение заняться фотографией вплотную. Лена уволилась из университета, где она преподавала математический анализ, я тоже ушел с работы. Мы обрубили все мосты, чтобы назад пути не было.

Крутой поворот. Не жалели потом?



Александр: Нет. Это было правильное решение. Если постоянно цепляться за старое, на новое не останется ни времени, ни сил. А когда пути назад уже не было, нужно было стремительно развиваться, становиться востребованными, искать заказы. У нас было время над чем подумать, поучиться и начать воплощать планы в жизнь. Совсем голодными мы сидели месяца три - без денег, без работы. Но цель была четкой и ясной, и в течение года мы вышли на достаточно неплохой уровень и начали двигаться дальше.

Вы помните свою первую свадьбу?



Елена: Да, она пришла к нам с Авито, мы снимали за шесть тысяч рублей полный свадебный день. Я не знаю, как ребята нам доверились, потому что мы были совсем «начинашками» без свадебного портфолио. Это была одна сплошная огромная фотосессия, но мы очень старались, пробовали ловить эмоциональные моменты, в итоге молодоженам все понравились.

Ваш любимый момент съемочного дня?



Елена: Наверное, сборы. Это самый спокойный момент дня, когда можно пообщаться с парой, познакомиться с друзьями и родителями пары. Правильным утром можно задать любое настроение на весь праздник: драйвовое или очень-очень спокойное. Дальше, зачастую, начинается плотный тайминг, множество событий, которые нельзя остановить и сказать: а вот сейчас мы сделаем вот так. Весь дальнейший день ты следуешь за событиями, а на сборах ты их создаешь.

Самая запомнившаяся свадьба?



Александр: Одна из запомнившихся свадеб была в прошлом году. Ребят звали Роза и Саша. Это очень эмоциональная пара. Свадьба запомнилась драйвовым настроением и шумными друзьями. Гости начали танцевать уже в первом танцевальном перерыве, что бывает достаточно редко.

Елена: На фото получился лютый, хороший репортаж, благодаря тому, что собрались очень открытые люди. Чем меньше люди оглядываются на других, на то, что о них могут подумать, тем больше удовольствия они получают от момента. И это видно сразу. Фотографии получаются принципиально другими, кадры интереснее и легче, потому что нам остается только наблюдать и снимать. Если же люди сами по себе зажатые, их беспокоит мнение окружающих - они не могут себе позволить просто радоваться и уходить в отрыв, как правило, сидят за столами, и даже не выходят потанцевать. А что может быть интересного если люди всю свадьбу сидят за столами и ждут, что их кто-то будет развлекать? Что там может происходить интересного, кроме открытого рта, куда кладут ложку салата?

Александр: Обычно в начале прогулки мы делаем стандартный кадр - молодожены обнимаются, берутся за руки и идут на нас. Просто, чтобы расшевелить их, чтобы они поняли и почувствовали, что ничего страшного в съемке нет. Простое задание – простая красивая картинка. С Розой и Сашей этот кадр стал одним из последних в фотосессии. Ребята не нуждались в том, чтобы мы их в чем-то убеждали. Они открылись нам еще во время знакомства перед свадьбой. И вот они на нас вместо того чтобы идти - просто побежали, понеслись с разбегу! Кто-то закричал: «Саша прыгай!» Жених прыгнул, и это был мега-кадр!

Что присуще вашей свадебной съемке?



Елена: Все наше портфолио можно описать тремя словами: контрастно, стильно, репортажно.

У вас были какие-то этапы эволюции от постановки к репортажу?



Александр: У нас было два этапа — от файнарта к классике, и от постановки к репортажу. Все это произошло очень стремительно в 2016 году. Тогда очень сильно изменился наш стиль. Ключевым моментом стала учеба в «Университете свадебной фотографии» от Amlab. Одним из заданий было подобрать по пять кадров под каждый этап свадебного дня. Кадры, которые мы должны сделать обязательно, не зависимо от того какой будет свадьба. Это было техзаданием самим себе. Нам пришлось потратить много времени и скинуть в одну большую свалку все, что нам нравится, а потом сделать жесткую итоговую выборку. И когда мы посмотрели на нее, то поняли, что стилистика кадров, которые мы выбрали, которые нам безумно нравятся и стилистика того, что мы снимаем, в корне не совпадают. Это было как два разных мира. Мы снимали в мягкой, нежной, малоконтрастной манере, а выбрали кадры контрастные, репортажные, с жестким светом, интересными моментами и необычными ракурсами.

Елена: Когда мы осознали, что снимаем совсем не так, как нам хотелось бы, мы удалили все свое портфолио за несколько лет. Пришлось набивать его заново, почти с нуля. Мы не могли экспериментировать на свадьбах, с парами, которые выбирали нас по спокойной нежной картинке. И каждый раз мы спрашивали, не будут ли ребята против новой подачи. В итоге согласились две пары, практически под конец свадебного сезона. Обе были приятно удивлены результатом и остались очень довольны. В итоге в новое портфолио попали только те две свадьбы, потому что они соответствуют нашим представлениям о той стилистике, в которой нам хотелось бы развиваться дальше.

Александр: В данный момент мы снова хотим внести нечто новое в съемку, но об этом в другой раз. Похоже, снова придется удалять портфолио))

Самое необычное место, где вам довелось снимать?



Александр: Однажды у нас была съемка в СПА салоне для свадебного журнала «Свадьба на ура». Мы снимали имитацию утра невесты. В одном из уголков заведения нашлась интересная локация с необычным светом - синие стены с неоновыми огнями и желтая светящаяся прозрачная кабинка. Там вид был, ну вот просто, как в космосе. На самом деле это довольно прозаичное место — это даже не душевая кабинка, это кабинка с биде) Но на фото выглядит очень круто, как интерьер космического корабля.

Как будущим молодоженам не ошибиться в выборе и найти своего свадебного фотографа?



Елена: Обязательно нужно найти человека, с которым будет комфортно в общении. Потому что фотограф, это не просто кнопконажиматель, и если вам с ним не о чем поговорить, или ваши взгляды на мир прямо противоположные, то в течение свадебного дня вы будете просто раздражать друг друга, а в таких условиях хороших фотографий получиться не может. Когда мы фотографируем людей, мы общаемся с ними, и от качества нашего общения напрямую зависит качество фотографий. От того, как мы донесем свои мысли до человека, от того, насколько мы будем на одной волне, и сможем вместе посмеяться, или вместе расслабиться, растрогаться – именно от этого будет зависеть, какими будут снимки. А не от того, как часто мы на кнопку нажимаем, или какие интересные ракурсы мы подыскиваем. Если в кадре не будет жизни, то какой бы крутой ракурс ты не подобрал, он не оживет, этот кадр будет никому не нужным, пустышкой.

Александр: Скоро мы снимаем свадьбу, на которую ребята выбрали нас просто по интервью на ютубе. Они даже не видели наших фотографий, и нас это очень удивило. Они посмотрели как мы разговариваем, им понравилось, и они решили, что с нами им будет максимально комфортно, а значит и фото получатся хорошие. В идеале, выбор должен происходить на основе принятия стиля съемки и манеры общения фотографа.

Что вы будете делать, если в день свадьбы пойдет проливной дождь?



Александр: Будем снимать под дождем. Но, конечно, мало таких невест, которые готовы испачкать свое платье до банкета. Надеюсь, когда-нибудь нам попадется пара, готовая рискнуть кусочком подола.

Елена: Я бы рискнула! Это же платье всего на один день и не стоит из-за него переживать. И потом, летом испачканный кусок платья можно просто отмыть водой из-под крана, и оно высохнет за считанные минуты, ничего с ним не случится.

Свадьбы очень кинематографичны, у вас есть любимый режиссер?



Александр: У нас есть любимый оператор – Грег Фрайзер. Из последнего что он снял, это «Звездные войны. Изгой1». Он снимает, как свадебщик!

Елена: Нет, это свадебщики снимают как он! Он очень круто передает масштабность. У него классные проводки, когда камера наезжает на объект или отдаляется, постепенно собирая планы из разных сцен – это очень круто. И вот, например, смотришь у него - штурмовики бегут по пляжу, и в этот антураж поставь парочку в свадебных нарядах вместо штурмовиков или вместе с ними – и получится фото дня на каком-нибудь свадебном сайте! Он шикарно снимает.

Александр: А из режиссеров мне нравятся Тарантино и Спилберг.

Елена: У Спилберга, кстати, есть один малоизвестный и при этом просто гениальный фильм - «Шпионский мост», в котором он волшебно поработал. Там каждый кадр можно сохранять в отдельную папочку для вдохновения, изучать и повторять приемы. Просто нереальная работа со светом, с планами, с настроением.

Какой техникой вы пользуетесь, ваш любимый фотоаппарат и объектив?



Александр: Мы используем Sony А7, Canon 6D, Canon 5D Mark 3. Стекла Canon 24-70mm /2.8 II и 16-35mm/ 2.8 II, Sony Zeiss 35mm/1.4 и Sony Zeiss 55mm /1.8. Любимая камера - Sony а9 плюс 24-70 мм. Чертовски быстрая, маленькая, с отличным видоискателем. Но у меня ее пока нет))

Елена: Айфон. Потому что камера на телефоне - всегда в сумочке или в кармане, и при съемке на нее никто не реагирует. И она реально крутая. Можно и на топовую камеру снять откровенно плохо, даже в техническом плане. А можно на самую простенькую камеру снять круто, когда и свет, и момент – все сойдется. Нам сегодня, кстати, прислали небольшую историю — у знакомого в путешествии украли всю технику, и он все снимал на айфон, в итоге получилось хорошо. Вернувшись домой он продолжил снимать видео на телефон, а теперь один его проект стоит около миллиона рублей. На самом деле можно снимать на абсолютно любой телефон с достаточно хорошей камерой. На свадьбах я снимаю на фотоаппарат, в ручном режиме настраиваю все параметры. А для себя я снимаю на телефон, с помощью одной кнопки, на автомате. Это гораздо комфортнее. Тратишь время не на технику, не на настройки, а на то, что придумываешь кадр, формируешь его, на то что действительно делает фотографию фотографией, именно твоей фотографией. Мы даже решили в фотошколе ввести практическое занятие, на котором будем снимать только на телефоны. Чтобы показать людям, что фотография может быть снята на любую камеру, главное – подготовка, свет, правильный выбор локации, стилистика, и когда кадр складывается — он хороший, на что бы он не был снят.

Вы успеваете вести занятия в фотошколе?



Александр: Да у нас своя школа, мы открыли ее два года назад. Это произошло спонтанно, наш друг убедил нас, что мы должны начать учить людей. На тот момент мы снимали всего два года, но на первый тестовый курс пришло аж пятнадцать человек, что было для нас неожиданностью. Мы сильно удивились, напугались, но надо было вести занятия, раз взялись. С тех пор летом мы уходим на «каникулы», занимаемся только свадьбами, а с сентября по май преподаем.

Елена: Неожиданно для нас, благодаря фотошколе, мы сами чему-то научились. Школа упорядочила наши знания, научила нас разговаривать, ясно доносить свои мысли, мы научились легко общаться, перестали быть интровертами, и видя, как развиваются наши ученики, что они нам наступают на пятки, мы сами начали учиться быстрее. Обучение других обернулось обучением самих себя. Сейчас мы переделываем сайт для школы и собрали для этого подборку фотографий наших учеников, и вы не представляете, как круто они снимают! Мы ими гордимся.

День до свадьбы - советы жениху и невесте



Александр: Вообще советы начинаются задолго до свадьбы. Один из главных - нанять организатора. Не все понимают, что справиться своими силами можно, но какой ценой? Когда за свадьбу отвечает вся семья, у всех разное видение, могут возникнуть споры и разногласия, а за неимением опыта, сложно прийти к единому решению или найти компромисс. Хороший организатор сделает свадьбу праздником без нервов и суеты.


Елена: По нашему опыту, у одной невесты из десяти получается организовать все идеально. Поэтому лучше сэкономить на чем-то другом, но нанять организатора. И еще один совет: задумайтесь о сверхцели вашей свадьбы — для кого она и для чего она? Возможно, вы хотите оторваться с друзьями, сделать свадьбу для себя, как вы давно мечтали или провести ее с семьей и для семьи. Свадьба не может быть решать сразу все ваши задачи, особенно если они друг другу противоречат. Как правило, свадьба как семейный праздник не очень интересна друзьям, они хотят потусить и потанцевать под музыку, от которой испытывают кураж. А семье гораздо важнее, какая мелодия откликнется в душе у бабушки, будут ли слова, произнесенные на свадьбе трогать, смогут ли все ощутить, насколько теплая и дружная у них семья. Поэтому лучше разделить ужин с родственниками и гулянку с друзьями, или, если вы хотите собрать всех разом, четко расставить для себя приоритеты, для чего и кого делается праздник. Угодить всем – не реально. Еще один важный момент - очень важно, чтобы во время свадьбы молодожены доверяли специалистам, которых они выбрали. Только в этом случае получится что-то по-настоящему классное. Иногда пара нанимает дизайнера и начинает диктовать, как ему работать. И в итоге специалист вынужден делать не так, как он видит, как учился 5 лет, уделяя этому по 10 часов своего времени в день. Он делает так, как говорят ему молодожены, начитавшись за два вечера свадебных пабликов (это в лучшем случае), или идет на компромиссы, что тоже ухудшает результат его работы. В идеале же все пожелания пары должны быть озвучены один раз, до того, как работа над свадьбой начнется. И далее остается только всецело доверять профессионалам. Почему-то никому не приходит в голову советовать хирургу, делающему операцию)) При работе с фотографом бывают похожие ситуации, когда ребята посмотрят портфолио, их все устраивает в момент выбора. А во время свадьбы вдруг начинаются раздумья «а сможет ли он нас снять красиво, а надо ли делать то, что фотограф нас просит». Но свадебный день - это уже не тот день, когда можно делать шаг назад, нужно довериться и получить по максимуму свойственную для фотографа картинку. И только в этом случае все будет хорошо, качественно, красиво и круто. А за день до свадьбы нужно выспаться и отпустить все проблемы.

Закончите предложение: «Я мечтаю снять свадьбу…»



Александр: Такую, которую я хотел бы себе. Мне очень понравилось, как была организована свадьба у фотографа Юлии Франтовой. Свадьба была живой и лайтовой. На площадке перед коттеджем организовали кейтеринг, и просто, без ведущего, общались, танцевали, весело проводили время с друзьями. Мне не очень понятен формат свадьбы, когда приглашают много людей, сажают их за отдельные столики, подальше от пары, а затем все собравшиеся развлекают молодоженов своими речами. По сути, общаются люди разве что в перерывах, если в это время не танцуют и не веселятся. Мне кажется, если ты не сможешь общаться с гостями, зачем их приглашать? Когда я приглашу на свадьбу людей — я хочу с ними общаться, я хочу провести время с ними. И сам формат должен быть таким, чтобы жениху с невестой и гостям было удобно уделять друг другу внимание.

Елена: Мы увидели в этой свадьбе то, чего так не хватает в наших традиционных свадьбах. Там присутствовало особое настроение, легкость, люди пришли, чтобы провести время вместе качественно, по максимуму отдавая себя друг другу. Это свадьба была человек на 30. Но если подумать - сколько реально близких и интересных нам людей среди наших друзей и семьи?

У каждого фотографа в жизни есть кадр, который он считает удачей. Какой ваш самый удачный кадр?



Александр: У нас несколько таких кадров. Один из фаворитов - танцующая девушка. Кадр был снят на грани, он вызывает реакцию либо резко негативную, либо резко позитивную, но никого не оставляет равнодушным, никто не прошел мимо него, не заметив. Это классный кадр - и с точки зрения его получения, и с точки зрения реакции, которую он вызывает.

Елена: Еще один кадр, который можно назвать удачей, мы сделали на одной из недавних свадеб. Там были ребята довольно стеснительные и закрытые, при этом было понятно, что внутри они другие. Особенно жених, в нем чувствовалось очень яркое мужское начало, потому что другому человеку такую невесту просто не заполучить. Невеста там была очень яркая, эмоциональная, красивая, рок-н-рольная. И вот, в конце дня, мы ребят позвали выйти на прилегающую к ресторану территорию, чтобы сделать пару кадров. И в какой-то момент он поцеловал ее как-то очень яростно, очень по-настоящему. Видно, что весь день эмоции сдерживались, и в какой-то момент выплеснулись наружу.

Читайте также

Интервью
Валерия Корначева
Новосибирск
Интервью
Елена Горина
Москва
Интервью
Иван Ткаченко
Таганрог
Интервью
Евгений Бекарев
Новосибирск

Фотографы в городах и странах