Как вы стали свадебным фотографом?


Cвадебным фотографом я стал совершенно случайно. Как говорится - ничего не предвещало, скорее - из любви к различным гаджетам. Фотоаппарат привлек меня, как крутое устройство, в котором много всего происходит. И кроме того, мне казалось, что когда у меня будет крутая камера - все девчонки будут мои. Свой первый фотоаппарат, это был Nikon D90, я утопил в озере, когда снимал что-то очень креативное, как мне тогда казалось. Сейчас я понимаю, что я снимал тогда полную ерунду, но более довольным своими фотографиями, чем тогда, я, наверное, никогда больше не был. Фотоаппарат я утопил, а нереализованное желание снимать осталось. Я полез в интернет, смотрел множество фотографий, и открыл для себя, что с техникой того же уровня, как у меня, люди снимают что-то более клевое, и у меня проснулся спортивный интерес и амбиции, и второй свой фотоаппарат, это был Canon Mark 2, я покупал уже совершенно сознательно - я решил научиться классно снимать.

Вы помните свою первую свадьбу?


Это свадьба подруги моей сестры, она состоялась лет за пять до того, как я перебрался из Белоруссии в Санкт-Петербург. На свадьбу я шел как «друг с фотоаппаратом», но в итоге, снял лучше, чем основной фотограф. И тогда я задумался над тем, что можно этим заняться всерьез. В то время я работал инженером-проектировщиком систем газоснабжения, и был вполне уважаемым молодым специалистом с карьерными перспективами. Но я чувствовал… что мне очень скучно. Мне хотелось другого образа жизни. Я очень не системный человек, и не вижу свою жизнь в формате: пять раз в неделю ходить на работу, потом раз в год ездить в отпуск, а в пятницу вечером пить с друзьями. Я не люблю жить по расписанию. В какой-то момент я увидел свою жизнь на 30 лет вперед и ужаснулся: кабинет, коллеги, корпоративные мероприятия, карьера, пенсия. Это не мое! — решил я. К тому же, я успел глотнуть воздуха свободы, в моем окружении были люди, которые жили вне системы, и я понял, что хочу изменить свою жизнь.

Ваш любимый момент съемочного дня?


Сборы. Потому что на сборах никуда не нужно торопиться. Сборы происходят в разных местах, и есть возможность и время подумать, как и что можно интересно снять. И на сборах можно снять даже более интересные и естественные сюжеты, чем в другие моменты. Например, прогулка - это в основном портреты, люди смотрят на тебя, спрашивают: что нам делать? А на сборах можно подстраиваться под обстоятельства, или подстраивать обстоятельства под себя, и делать фото, в которых кроме красивой картинки будет интересный сюжет. Еще одна из причин, почему я люблю снимать сборы, это свет. На сборах можно комбинировать естественное и искусственное освещение, придумывать какие-то интересные решения. По свету утро — оптимальное для меня время, потому что я люблю низкий свет. Чем ниже находится солнце, тем интереснее для меня снимать, и когда прямой утренний свет попадает в окна, для меня это идеальная ситуация. Когда свет высоко - он не дает того эффекта, который мне интересен, а вот когда солнце пониже и свет падает на лица прямо, можно комбинировать свет и тень, искать интересные кадры и приемы. Ну и плюс, конечно же, сборы снимать комфортно: можно где-нибудь сложить всю аппаратуру, и у тебя в руках всего одна камера - ты в красивом месте, не спешишь, ищешь красивые ракурсы и интересные сюжеты, и тебе не нужно снимать очередями все подряд.

Самая запомнившаяся свадьба?


У меня было много классных свадеб, но для меня свадьба - это в первую очередь люди. Я снимал свадьбы с очень большими бюджетами и с очень небольшими бюджетами. Конечно, за большие деньги можно создать более интересную эстетику, но в результате, все равно, все решают люди. Как главные герои, так и гости. И поэтому самые запоминающиеся свадьбы — те, где просто были очень классные люди, которые так веселились, что ты уходил с этой свадьбы с улыбкой до ушей. Например, мне очень запомнилась свадьба в Греции. Невеста была из России, жених грек, и 90 процентов гостей греки. Это была простая греческая свадьба на Крите, там было нереально много, 300-400 человек гостей, при этом все эти люди так легко и весело общались, как будто они - одна большая семья. Часто запоминаются какие-то креативные моменты. Например, на одной выездной церемонии музыканты сидели среди гостей, а сразу после завершения церемонии они встали и начали играть и петь. Инструменты был спрятаны под стульями, это был сюрприз для гостей, и это смотрелось очень эффектно. Конечно, запоминаются свадьбы коллег и людей из свадебной индустрии, потому что они, опираясь на свой опыт, действительно умеют расставить приоритеты — что нужно делать на свадьбе, и что не нужно. За что нужно платить, за что не нужно. Мне кажется, главная идея свадьбы — сделать классную вечеринку для своих близких людей, которых ты действительно хочешь видеть. При этом люди из свадебной индустрии безоговорочно готовы затратить усилия, чтобы получить классные фото, потому что они понимают, что за хорошими фотографиями обычно стоит подготовительная работа. Поэтому, как правило, там свадьба строится по двум принципам: во-первых это должны быть какие-то красивые места, и утро, посвященное целиком фотосъемке, а вторая половина дня целиком посвящена вечеринке с теми людьми, которых ты рад видеть. И эта комбинация на практике является очень эффектной и эффективной. Поэтому - доверяйте профессионалам! Они умеют все сделать классно. Прислушивайтесь к тем людям, которые в этом разбираются. И выделяйте приоритеты. К примеру, можно бюджет тонким слоем размазать, чтобы было все-все-все, а можно выбрать для себя приоритетные направления, вложиться в них, и тогда этого будет достаточно, чтобы был хороший результат в целом.

На ваш взгляд, что должно быть в приоритете при подготовке свадьбы?


В приоритете две вещи. Первое - это визуальная составляющая, то есть красивые образы, хороший фотограф, хороший оператор, интересные локации, классный декор, а второе - это атмосфера, то есть опять же локации, плюс ведущие, которые способны создавать атмосферу. И тут тонкость в том, что разные вещи, при сравнительно одинаковой стоимости могут давать разный эффект. Я объясню на примерах. Можно, например, пригласить какого-то известного артиста и сэкономить на ведущем. Но артист развеселит ваших гостей на четыре минуты, а оставшиеся четыре часа вашего банкета гости будут скучать. А можно взять одного хорошего ведущего, и он сделает весь банкет веселым. Или например, можно заказать свет. Но если на хороший свет денег не хватает - это будут напрасные затраты, а можно повесить правильные гирлянды из лампочек(здесь ключевое слово «правильные») и они будут стоить гораздо дешевле, а атмосферу и качество света дадут гораздо более интересные. Можно очень много денег потратить на флористику, но при этом получить безвкусную композицию, а можно выбрать простой декор, но место для церемонии очень красивое. В любом случае - это вопрос правильного распределения бюджета, и мой опыт показывает, что свадьбы с небольшим бюджетом, при правильном подходе, могут выглядеть даже лучше, чем дорогие свадьбы. Что еще очень важно, и о чем стоит подумать заранее — это формат свадьбы. Одной из самых главных проблем бывает то, что иногда люди забывают о том, для чего делается свадьба. Очень часто свадьбу делают для того, чтобы произвести впечатление, или потому что «так надо». И все делается «чтобы не хуже чем у людей», или потому что у знакомых было также. И забывается самое главное: свадьба - это праздник, и делать ее нужно так, чтобы люди ушли с этого события с яркими эмоциями. Свадьба не имеет жестких рамок и ограничений. Ее нужно организовывать, учитывая - какие люди собираются жениться, какие у них друзья, какое окружение. Под любую аудиторию можно найти формат, в котором это будет круто, и люди смогут классно провести время. На мой взгляд, одна из главных ошибок - когда формат свадьбы не соответствует людям. Поэтому нужно правильно подбирать формат и не бояться отходить от шаблонов.

Какая у вас была самая неформатная свадьба?


Это свадьба на острове Самуи. Женились мои друзья по фотоиндустрии, невеста - визажист, а жених - фотограф. История была такая: жених позвонил мне и сказал - хотим свадьбу, хотим полететь в теплое место и позвать всех друзей, и мы сделаем все, как ты скажешь, потому что ты в этом разбираешься лучше. Я сел, и стал думать, какие у меня есть идеи, чтобы это выглядело креативно и необычно. И мне показалось, что классно будет сделать вечеринку на берегу моря, с лампочками, музыкой, где не будет никаких столов, рассадки, это будет просто пляжная вечеринка. Над подготовкой этой свадьбы работала целая команда профессионалов. Первую половину дня мы провели так, чтобы получить максимально эффектные фотографии, а вторую половину дня безумно веселились и отдыхали. Собрались лучшие друзья и была создана та самая классная атмосфера - море, небо, пляж, лампочки, и нет никого чужих вокруг, люди действительно в такой непринужденной атмосфере раскрываются. Если бы мы отправились в какой-то ресторан, или кафе, наверняка все прошло бы не так. Эта свадебная серия, в итоге получила три профессиональных награды в 2015 году: я стал финалистом Nikon I Am Wedding Story Teller, фотографом года на MyWed Award, и лучшим свадебным фотографом Беларуси.

Участие в конкурсах важно для свадебного фотографа?


На каком-то этапе — да. Я активно занимался конкурсами до 2015 года. Для меня это было определенной проверкой себя. Я отправлял фото, они выигрывали. И я понял — я снимаю так, что могу побеждать даже на международных конкурсах. Это было интересно с точки зрения оценки портфолио, чтобы понять - какие фотографии у тебя реально крутые, а какие нет. Сейчас я уже сам понимаю, какие фотографии способны победить, а какие нет, для этого сейчас мне даже не обязательно их отправлять куда-то.

Расскажите, как были сделаны фотографии, которые побеждали на профессиональных конкурсах.


Кадр с молодыми на фоне соснового леса сделан случайно, на очень простой свадьбе в Витебске. Мы ехали за городом через красивый сосновый лес в районе Браславских озер, и я увидел перспективу, которую не видно глазами, но которая может возникнуть через телеобъектив. Это снято на 135 мм, и дополнительно кропнута центральная часть, и возникает перспектива, как если бы было снято на 500 мм. Я часто показываю этот кадр на своих мастер-классах, как пример фотографии, способной победить на международном конкурсе, и которую можно сделать практически на любой свадьбе. Не обязательно для этого снимать какие-то крутые торжества. Следующая фотография — с переходом-зеброй победила в номинации «детали». Я обрезал все лишнее, мне хотелось видеть чистую строгую геометрию, и в кадре от жениха с невестой - только их руки и ноги, но благодаря такому жесткому кадрированию и геометрии усиливается ощущение движения. Этот кадр снят на объектив 24-70 мм, я просто встал на цыпочки и опустил объектив вниз. Фотография с красной стеной снята вообще в первый мой год занятия свадебной фотографией. Она опять же, интересна тем, что хорошее фото можно снять на любой свадьбе. Это вообще была свадьба для двоих. Витебск славен своими художниками и граффити, и я подумал будет классно вписать жениха с невестой в такое крутое граффити, и просто попросил жениха опереться на стену. Следующий кадр с невестой в арке победил в номинации «Лучший портрет невесты», кадр сделан на сборах, на стене висит фото за стеклом, и невеста отражается в нем. И еще один кадр, он сделан в темном ключе, здесь очень эффектный контровой свет, темное на светлом, светлое на темном, получилось удачно показать форму. В таких условиях важно правильно настроить экспозицию, потому что, зачастую, понизив экспозицию, вы можете увидеть те вещи, которые не видны глазу, и фотография станет интереснее. Я довольно часто снимаю с экспозицией в минус, чтобы подчеркнуть свет.

Что присуще вашей свадебной съемке?

Я очень много работаю с композицией и нестандартным светом. Моему стилю присущи несколько моментов. Во-первых, это то, что я сам для себя называю постановочным репортажем: многие фото выглядят так, как будто это все происходит само по себе, но на самом деле, это происходит не само по себе, а благодаря моему дирижированию событиями. При этом я стараюсь все делать так, чтобы даже сами люди, которые изображены на фото, думали, что это произошло само по себе. Я - дирижер событий, я заранее стараюсь все продумать и создать те ситуации, которые в итоге мне дадут хорошие фото, которые будут выглядеть естественно. Во-вторых, я очень люблю работать с прямым светом, а не с контровым, как многие другие фотографы, и не боюсь его. И в третьих, я достаточно смело и нестандартно обращаюсь с композицией. И наконец, это атмосфера. Я свою главную цель, как фотограф, вижу в том, чтобы сделать интересную и атмосферную историю свадебного дня. А чтобы это получилось, у всех должно быть хорошее настроение. Например, если будет заказано все самое лучшее, но вся свадьба на нервах, и все идет не как задумано, это плохо, и для фотографии, в том числе, потому что эта напряженность витает в воздухе, а вот если на свадьбе все происходит, как было запланировано, и у всех хорошее настроение - это классно. И я стараюсь все делать так, чтобы у людей было хорошее настроение. Моя задача на свадьбе - быть не только фотографом, но и человеком, в компании с которым молодоженам было хорошо и комфортно.

Как вы формируете свое портфолио?


По двум, казалось бы, взаимоисключающим друг друга принципам, но при этом, стараюсь найти баланс между ними. С одной стороны, я стараюсь включать в портфолио максимально эффектные кадры, которые смогут зацепить зрителя. Потому что невесты смотрят множество портфолио, и в конечном итоге все начинает казаться одинаковым. Так вот, я не хочу выглядеть одинаково, я хочу показать фото, которые выглядят иначе. Но при этом, у меня есть еще и самое главное портфолио — серии свадебных съемок, это то, что получают клиенты со своей свадьбы. И я всегда акцентирую внимание на том, чтобы мои клиенты посмотрели серии свадебных съемок, и понимали, как будет выглядеть результат. Потому что подборка самых лучших фото за много лет - это не то, что человек получит со свадьбы. Так что, составляя портфолио, я преследую две цели: во-первых впечатлить эффектными вау-кадрами, а во-вторых показать, как реально будет выглядеть готовая свадебная фотосерия.

Cамое необычное в вашей практике место бракосочетания?


Мне запоминаются церемонии в местах, где сама природа может быть красивей любого декора. Например, была классная церемония в Греции на крохотном острове, на котором единственная постройка — часовенка, в которой проходила регистрация. Это было очень клево. Еше была классная церемония в замке в Италии. Весь замок был арендован, и церемония проходила на закате в верхней башне. Был очень красивый свет. Это, кстати, очень важно - выбрать не только место, но и правильное время, с красивым светом.

А какое время правильное?


На самом деле, если в двух словах, чем позже церемония, тем проще планировать всю свадьбу, и тем красивей у вас будут фото. Самая грустная ошибка - сделать церемонию утром. Придется рано вставать, сборы придется снимать очень рано, гости приедут рано, надо думать чем их занять. И если церемония утром, обычно очень тяжело складывается день. По возможности, избегайте этого.

Как будущим молодоженам не ошибиться в выборе и найти своего свадебного фотографа?


Первое — это смотреть примеры свадебных съемок. А второе, понимать, что фотограф, это человек, который будет с вами как минимум половину свадебного дня, и будет задавать ту атмосферу, и то настроение, в котором вы будете в этот день. Конечно, нужно чтобы с этим человеком вам было комфортно.

Свадьбы очень кинематографичны, у вас есть любимый режиссер?


Я смотрю слишком много фильмов разных режиссеров, и мне трудно назвать одного из них любимым. Для меня фамилия режиссера говорит больше, чем отзывы и рейтинги о фильме. Если тебе близко видение режиссера, и нравится его стиль, скорее всего тебе будут интересны все его фильмы. Из того, что я смотрел недавно, мне очень понравился фильм одного из моих любимых режиссеров, Нолана - «Дюнкерк», потому что режиссер сумел отойти от классических штампов, по которым делаются фильмы о войне. Поэтому фильм так неоднозначно и принимается — кому то он очень нравится, а кому то он кажется скучным. Мне он очень понравился, я всегда люблю что-то новое, мне интересны необычный взгляд, необычный подход. Поэтоу Коэны, Нолан, Риччи - это те режиссеры, которые мне нравятся.

Что вы будете делать, если в день свадьбы пойдет проливной дождь?


Как правило, это не бывает сюрпризом. Я снимаю в Питере, и мы всегда готовим план Б на случай дождя.Поэтому - буду действовать по плану Б, который был составлен заранее.

Вам приходилось сталкиваться с экстремальными ситуациями во время съемки?


Наверно нет. И опять таки, потому что я считаю - залог хороших фото на свадьбе, это подготовка. Если у тебя на свадьбе возникли экстремальные условия, значит в процессе подготовки ты что-то упустил из вида, раз позволил себе оказаться в таких условиях. Если на улице дикий мороз — что вы делаете на улице? Я зимой практически не снимаю на улице. То же самое - если на улице проливной дождь. Запомните - при правильной подготовке вероятность экстремального на свадьбе стремится к нулю)

Какой техникой вы пользуетесь, ваш любимый фотоаппарат и объектив?


Фотоаппарат Canon 5D Mark 3. Для свадебной съемки, на мой взгляд, он оптимальный - он достаточно компактный и легкий, и при этом в нем есть все необходимые инструменты, которые мне нужны. Есть более старшая модель — Canon 1D, он в чем-то лучше, но при этом он тяжелее, больше по габаритам и дороже. Я снимаю всегда в две камеры, и снимать в две единички будет финансово раза в два дороже, а я не уверен что результат будет хотя бы в полтора раза лучше. А объектив - Сanon 24-70/2.8, второй версии, потому что это наиболее универсальный объектив. С ним одним я готов пойти на любое событие, им можно снять всю свадьбу. Есть объективы, которые со своими узкими задачами справятся лучше, но не один объектив не является таким универсальным бойцом, который в любой ситуации позволит снимать. Но при этом у меня есть практически весь парк кеноновской оптики.

День до свадьбы - советы жениху и невесте


Лечь спать пораньше, чтобы быть на свадьбе отдохнувшими. Все остальные советы даются гораздо раньше.

У вас самого скоро свадьба, расскажите, как ваш опыт свадебного фотографа повлиял на ее подготовку?


Главное правило — доверяйте профессионалам! Несмотря на то, что я уже восемь лет этим занимаюсь, я пригласил профессионалов, потому что я понимаю, что лучше доверится людям, которые профессионально занимаются организацией, чем делать все самим. Точно также, когда мы купили квартиру, я обратился к дизайнерам, нашел профессиональных мастеров, вместо того, чтобы делать все это самостоятельно. При подготовке к свадьбе у нас было две главных мысли - атмосфера и яркие впечатления. И так как большинство наших друзей из свадебной индустрии, то удивить их декором, классным ведущим, оригинальным артистом у нас не получится, потому что они уже все это видели много-много раз. Значит единственное, чем мы можем удивить наших гостей - это природа, какая-то необычная локация. И мы выбрали горы в Грузии. Мы увлекаемся сноубордом, мы там бывали, и это очень красивая горная страна. У нас будет регистрация на фоне гор и вечеринка с классной атмосферой, вкусной едой и вином, лампочками, небольшим декором. У нас не будет ведущего, потому что соберутся люди, которые умеют веселиться, и в таких случаях в ведущем нет необходимости. Рассказывая о своих планах, мне не хотелось бы, чтобы кто-то подумал, что это самый лучший и единственно правильный вариант классной свадьбы, и что свадьба обязательно должна быть какая-то неформатная, в необычном месте. Это лучший вариант конкретно для нас. Для другой пары он может быть вообще другим. Классическая свадьба может быть интересной, веселой, классной, главное, чтобы этот формат подходил вам и вашим гостям. Например, моему другу один очень известный организатор, который делает свадьбы по всему миру, предложил организовать свадьбу в любой точке земли. Бесплатно. Это очень заманчивое предложение. Но в итоге он свою свадьбу сделал… дома. Почему? Потому что когда ты затеваешь это все, ты понимаешь, что самое главное - это люди, которые придут на свадьбу. И так как в его ситуации все близкие и друзья смогли бы прийти на свадьбу только в родном городе, то для него получилось, что самая лучшая свадьба - дома. Нашу идею помогает осуществить то, что наши друзья очень мобильные, могут прилететь в другую страну, и нам не придется для этого сокращать список гостей в пять раз. Поэтому проводить свадьбу в каких-то необычных местах я советую только в том случае, если вы можете привезти туда родителей и гостей, или если они сами смогут приехать. Потому что свадьба для двоих в красивом месте, мне кажется, это не очень интересно. Свадьба — это веселье. А веселиться вдвоем, или втроем с фотографом - это совсем не то, что веселиться в компании своих друзей и родственников.

Закончите предложение: «Я мечтаю снять свадьбу…»


Я мечтаю снять свадьбу в какой-нибудь новой стране, в новой культуре. Я снимал в России и окрестностях, в Европе и Азии, но я не снимал свадьбу в Америке, я не снимал свадьбу в Африке, в Индии, это было бы интересно. Принципиально другие свадьбы, может быть, в каких-то противоположных частях земного шара, в других декорациях, с другими традициями. Но в целом, чтобы это была достаточно комфортная свадьба, с хорошим бюджетом, я люблю комфорт)

У каждого фотографа в жизни есть кадр, который он считает удачей. Какой ваш самый удачный кадр?


Это фотография, которую я сделал в 2013 году во время съемки лавстори на Финском заливе. Она у меня до сих пор на главной странице, она является лицом моего портфолио. Это абсолютно постановочный кадр. Я попросил ребят повернуться так, как мне было нужно. Такие кадры я обычно снимаю в конце фотосессии, когда ребята меня уже не боятся, не стесняются, и я могу их ввести в то эмоциональное состояние, которое мне необходимо. Кадр получился очень искренним: яркие эмоции, романтика, солнце, ветер в волосах, поцелуй - все сложилось.

Читайте также

Интервью
Олег Самойлов
Казань
Интервью
Татьяна Малышева
Санкт-Петербург
Интервью
Павел Лепешев
Красноярск
Интервью
Александр и Елена фотодуэт Firefies
Уфа

Фотографы в городах и странах