Как вы стали свадебным фотографом?

Случайно. На первую свадьбу я попала в качестве помощника видеооператора. Я должна была работать с парой, чтобы оператору было удобно их снимать, а фотокамера у меня была больше «для прикрытия». Это был 2006 год, и в то время было бы странно, если бы был отдельный человек, своего рода режиссер на свадебной съемке. Первая свадьба стала и «первым коммерческим успехом» - мне заплатили две тысячи рублей, хотя я снимала на мыльницу. Мы договорились — если ребятам понравятся фотографии, они их купят. Это было почти сразу после того, как я закончила университет. Я училась на архитектора, получила красный диплом, но архитектором так и не стала. Как говорил один мой преподаватель, я слишком творческая, чтобы заниматься проектированием, слишком много там нужно договариваться, утверждать, согласовывать. Я не планировала стать фотографом, мне больше нравилось снимать видео и заниматься монтажом. Но в какой-то момент я поняла, что мне хочется держать в руках весь процесс, от съемки до результата - это про ответственность. А видеокамеры в то время были очень тяжелые, и я могла полностью контролировать процесс только в фотографии. И я стала фотографом.

Вы помните свою первую свадьбу?

Я могу рассказать про свадьбу, которая оказалась очень важной для меня, после которой появилось понимание того, как я буду снимать дальше и слоган, который сейчас характеризует мою работу: «Фотография на уровне ощущения». Эта свадьба состоялась 22 августа, поэтому свадебную серию я назвала «Ощущение 22». Именно тогда случился тот момент, когда все стало по другому. Я как сейчас помню, как я сажусь в такси, а у меня внутри тишина… Обычно в этот момент была внутренняя суета, я в голове прокручивала, что я сейчас буду делать, какие кадры я буду снимать. А тут надо было почти час ехать до невесты, и я вдруг понимаю, что у меня нет этой суеты внутри, просто какая-то красивая внутренняя тишина. Я приезжаю - и так все спокойно, так все легко, и как то все само получается. Когда я обрабатывала фотографии, делала слайд-шоу, то осознала, что на большей части не репортажных фотографий нет улыбок. Когда я выложила эту съемку на профилирующий сайт, то от очень многих фотографов услышала: «Как это так? Почему молодые не улыбаются, это же свадьба?» Я им ответила: «Вселенная тоже не ржет, тем не менее, она Вечна». В этот день, благодаря небольшому, но очень трогательному моменту, который навсегда мне запомнился ко мне пришло понимание, что такое настоящие чувства. Во время прогулки в какой-то момент невеста общалась с подружками, жених с друзьями, и тут начинает накрапывать дождь, и жених не задумываясь, на уровне ощущения, отходит от друзей, берет шаль, закутывает невесту и возвращается к разговору. А я смотрю, и думаю - вот оно, настоящее чувство, когда мужчина на уровне инстинктов оберегает свою любимую… И это очень соотносится с тем состоянием внутренней тишины, которое у меня возникло по дороге на эту свадьбу. Настоящие чувства, они очень скрыты, они очень глубоки, и от них аж мурашки по коже. Я до сих пор эту свадьбу помню, и всегда буду помнить, потому что там было главное, что хочется проявить в свадебных фотографиях - настоящие чувства. Мы с ребятами до сих пор дружим и общаемся. Мне кажется, к тому моменту я просто уже была готова к чему-то такому. Тогда это все интуитивно сложилось, а сейчас я уже понимаю, как при съемке этого достигать закономерно.

Ваш любимый момент съемочного дня?

Прогулка. Потому что на прогулке нет той суеты, которая чаще всего происходит в течение всего свадебного дня, есть возможность поработать с ребятами глубже. Я всегда говорю — фотограф может снимать то, во что он верит. Максимально честно, максимально глубоко. Все что происходит на банкете, или каких-то других частях свадьбы, оно зачастую находится в рамках условностей, там очень много от ритуала, а мне интересно, когда можно работать именно с человеком, с его осознанностью.

Самая запомнившаяся свадьба?

Я могу рассказать про одну свадьбу, которая стала для меня серьезным испытанием. Это было в 2010 году в Волгограде, это мой родной город. Один из топовых фотографов Волгограда пригласил меня в качестве фотографа на свою собственную свадьбу. Я на тот момент ощущала себя еще совсем девчонкой, мне казалось, что я еще никто, и звать меня никак. И я понимаю, что у него куча друзей фотографов, которые тоже будут на свадьбе, и наверняка будут снимать. А он меня позвал, да еще и платит! И для меня это было настоящим стрессом. Вокруг эти матерые фотографы. Думаю, ну все - сейчас они всего наснимают классного, а мне потом молодожены скажут — зачем мы тебе только платили? Мы поехали на берег реки. Я работаю с парой, а вокруг фотографы, которые тоже снимают. И вот это состояние стресса - все таки, вроде бы ты работаешь, фотографии твои, и при этом кто-то еще снимает. И при этом вся ответственность на мне, они-то просто так снимают, а я за деньги. Когда спустя два месяца я пришла отдавать фотографии, мне невеста говорит: «Проходи, сейчас чай попьем, фото мы уже видели», и я внутренне даже расстроилась. Мы садимся пить чай, и она мне говорит: «Жалко только, что мне никто не сказал, что у меня сквозь платье было видно белье». А у нее платье было «гречанка», из очень тонкого шелка. И я про себя удивляюсь - о чем она говорит? Мы начинаем просматривать фото, и на моих фотографиях нет этого вообще. А нет почему? Потому что там был очень сильный ветер, и когда этот тонкий шелк облегает фигуру, белье видно. А в моем случае кадры были сделаны в те доли секунды, когда наоборот, платье отходило. И картинка выглядит совсем по другому. И тогда я еще раз осознала, как важно чувствовать происходящее, когда ты входишь в это состояние, ты не просто картинку создаешь, ты создаешь атмосферу, передаешь ощущение)

Что присуще вашей свадебной съемке?

Как я уже сказала - «фотография на уровне ощущений». Главное для меня - это ощущения. Съемка на уровне ощущений. Я пришла к этому интуитивно. Мне с самого начала было интересно заглянуть внутрь людей, услышать их чувства, а с опытом пришло понимание, как это лучше передать на фотографиях. Я не гонюсь никогда за картинкой, в приоритете у меня всегда стоит то, что я чувствую по отношению к тому, что происходит. Я раскрываю какое то взаимодействие между парой, и потом, в процессе, когда идет работа, я получаю обратную связь через определенные нюансы, психологические моменты. И это мне позволяет порой такие вещи делать, что когда я возвращаю фото, мне иногда говорят: «А не плохо бы вам поработать семейным психотерапевтом». Это больше чем фотография. Это позволяет раскрыть глубину отношений, глубину чувств.

Вам ближе постановка или репортаж?

Я постановочный фотограф, и вопреки общему мнению, я считаю что постановочная фотография может быть даже честнее, чем репортажная. Например, если жених с невестой эмоциональные и темпераментные, то конечно, можно снимать репортаж для таких пар. На фото они будут замечательные и все будет «драйвово». Но бывает другая история, когда жених с невестой зажаты, у них нет опыта съемки, они не могут раскрыться. Но это же не говорит о том, что у них нет чувств? В то же время с ними, с точки зрения репортажной фотографии, практически ничего нельзя будет снять. Потому что они не будут никак взаимодействовать. И моя постановочная фотография, ее задача - чтобы при любых возможностях людей, не важно умеют они фотографироваться, не умеют они фотографироваться, но просто потому, что они пришли ко мне, и хотят такие фотографии, они их получили. Это много раз проверенный факт - то, как я работаю - невозможно не получить результат. Конечно, репортаж я тоже снимаю. Есть моменты - банкетная часть, или тот же загс - я перестраиваюсь очень легко, по ситуации. Но в портфолио репортаж не выкладываю. Потому что мне интересней именно фотография на уровне ощущений)

Как вы формируете свое портфолио?

Я включаю в него только то, что близко мне, только то, зачем ко мне могут прийти. Я сторонник выкладывать именно те работы, которые резонируют со мной. Очень часто фотографы выкладывают совершенно не то, что им самим нравится, многие пытаются подстроится под некое направление, которое как будто бы модно. Но, как показывает практика, то что сегодня «модно», спустя два года становится таким, от чего потом хочется откреститься- «нет я такого не делал». Мне кажется, фотограф должен находить свою уникальность, свой уникальный язык, и только это заставляет вставать на работу с огромным настроем и мотивацией, и соответственно к тебе приходят именно твои клиенты. Есть такое выражение «я не червонец, чтоб всем нравиться», и тут тоже про это. Мне не нужно, чтобы мои фотографии были «про котэ, которые всем нравится», которые пролистнули и забыли, мне хочется, чтобы мои работы цепляли. В итоге, мое портфолио со временем стало очень отличаться от многих, потому что оно выдержано в том русле, которое мне близко. Темные фотографии, черно-белые фотографии, фотографии, где люди не улыбаются. Но при этом внутренне они очень светлые. Вот те, кто это видит, они ко мне и обращаются. Для них альтернативы другой нет, кроме меня, и это здорово.

Cамое необычное в вашей практике место бракосочетания?

Я настолько концентрируюсь на людях, что мне вобщем то все равно, где это происходит. Зачастую, когда мы обсуждаем будущую съемку, и разговор заходит о каких-то красивых местах, я всегда пересылаю жениха с невестой на свое портфолио, и спрашиваю — вы видите какие-то места? На моих работах не понятно, где это снято. Это не главное, главное, чтобы было удобно и комфортно для реализации идеи…

Как будущим молодоженам не ошибиться в выборе и найти своего свадебного фотографа?

Обязательно встретиться, конечно же смотреть фотографии. Не только то, что представлено в интернете, но и свадебные серии целиком. Постарайтесь увидеть, что фотограф несет в своих фотографиях, что ему интересно проявлять и о чем интересно рассказывать, потому что одни фотографы гонятся за красивостью, другие за чувствами, третьи за эмоцией, четвертые еще за чем-то. И важно, чтобы контакт у молодоженов со своим фотографом был на уровне понимания ценностей — про что эти фотографии. И тогда все сложится. В моем случае, ко мне приходят те пары, которым важно, что фотографии будут про чувства, что это съемка именно для них двоих. Зачастую это проявляется даже невербально. Когда ребята рассказывают, что им нравится в моих фотографиях, это довольно часто выглядит так: «Мы видим и понимаем что фотографии достаточно простые, но они прямо… цепляют» и в этот момент невеста так ручки складывает на груди, я сразу вижу, что это как раз мои ребята, у нас совпадение с ними по ценностям)

Свадьбы очень кинематографичны, у вас есть любимый режиссер?

Тарковский. У меня резонанс с ним внутренний. Когда я вижу его работы, я чувствую, что мы с ним на одной волне…

Что вы будете делать, если в день свадьбы пойдет проливной дождь?

Радоваться. Это не комфортно и не уютно внешне, с точки зрения какого-то телесного самоощущения, но с точки зрения фотографии - это очень здорово. У меня в багажнике всегда на случай дождя есть прозрачный зонт. Конечно, желательно, чтобы были какие-то навесы, буквально, может быть, остановка, куда забежать можно. При этом везде можно найти поверхности, прозрачные или отражающие, по которым будут бежать струи воды, и это будет интересно. Даже в машине можно снимать, когда капли стекают по стеклу. У меня были свадьбы в дождь, и в итоге они - одни из самых любимых. Они более атмосферные, потому что стихия помогает создать настроение.

Какой техникой вы пользуетесь, ваш любимый фотоаппарат и объектив?

Canon 5D Mark 3 и Sony A7S. На мастер классы я езжу только с Sony, а свадьбы снимаю и на Sony и на Canon. На данный момент хочется полностью перейти на Sony. В основном, потому что у нее высокие рабочие ISO, что позволяет практически в любых условиях снимать с естественным светом, а для меня это очень важно, потому что я больше люблю естественный свет. И возвращаясь к тому, что мой любимый режиссер Тарковский, могу привести его слова: «Импульсный свет — мертворожденный свет. Жизнь еще не успевает случиться». Конечно, иногда бывают ситуации, когда приходиться использовать импульсный свет, но в принципе, я сторонник естественного света, пусть он будет от фонарей, неважно, но все таки - постоянный, естественный, текущий. Вобщем, я хотела бы перейти на Sony, но так как у Sony оптика одна из самых дорогих, не знаю, насколько быстро этот переход произойдет. Мои любимые объективы это Canon 100/2.8 макро, и Sony 90/2.8 макро. На самом деле, с макрообъективами я познакомилась случайно. У меня была некоторая сумма денег, и просто чтобы она не разлетелась в никуда, я купила макрообъектив. Это было лет шесть назад. И с тех пор я влюбилась в макро, потому что он позволяет подойти близко к человеку, делать те самые портреты, которые максимально позволяют раскрыть личность, глубину человека. И тут психологический еще момент работает. Когда я с объективом очень близко подхожу к человеку, я уже нарушаю его личные границы. Но человек сам захотел такие фотографии, это был его выбор. Поэтому, он готов это терпеть, минуту-две ему не комфортно, а потом это состояние проходит, и налаживается та невидимая связь, которая помогает нам очень комфортно взаимодействовать, и ребятам удобно - они меня слышат с полуслова, то что я пытаюсь им сказать и донести. Я знаю, очень часто после моих мастер-классов люди начинают снимать на макро и покупают этот объектив. Свадебную прогулку вполне реально целиком снять на макро, на улице пространство позволяет отойти -, почему нет? Широкие углы я не очень люблю. На Sony меня сейчас радуют два объектива — 55 мм и 90 мм. Иногда необходимо пошире съемку сделать, но это по факту только для того, чтобы разнообразить серию. У меня в приоритете — портреты. Крупные планы, средние планы. Почему я очень люблю крупные планы? Это аффективные планы, как в кинематографе говорят. Состояние аффекта, состояние проявления души через глаза. Глаза - зеркало души, и все становится понятно и ясно.

День до свадьбы - советы жениху и невесте

Выспаться. То что вы успели, вы успели, то что не успели, не успели, поэтому - расслабьтесь. Не выспавшиеся жених и невеста на свадьбе, это хуже, чем что-то недоделанное. Вообще, у меня есть призыв к молодоженам) Чтобы они понимали - зачем им нужна свадьба того или иного формата. Чтобы они искали то, что они хотят, а не гнались за тем, что диктует мейнстрим. Особенно, одно время была мода на декор, которая, сейчас, слава Богу, потихоньку уходит. Когда отсутствует личность, отсутствуют жених с невестой, но присутствуют куча декора, который безусловно прекрасен, но он прекрасен сам по себе, вне контекста свадьбы. И молодоженам нужно подумать - на что они идут, и зачем им это нужно. Им хочется потом эти цветы вспоминать, или все-таки им хочется запечатлеть какие-то свои чувства?

Расскажите, как вы стали фотографом года

В 2012 я стала фотографом года на портале «Горько!». Свадьба, благодаря которой это произошло, запомнилась мне тем, что невеста была похожа на Анджелину Джоли. Безумно красивая. У нее, как и у меня, архитектурное образование, мы тут же нашли общий язык, и общение пошло на одной волне. И это был тот самый случай, когда перед тобой сидит безумно красивая девушка, и говорит, что у нее есть «рабочая» и «нерабочая» сторона. И она рассказывает, что когда она не улыбается, она себе не нравится. В этот момент я ей говорю: «Побойся Бога, ты видела себя в зеркало!» И для меня было очень ценно, когда я отдавала фотографии, она их смотрела и сказала такую фразу: «Ну надо же! Я не улыбаюсь, и так классно получилась!»

Закончите предложение: «Я мечтаю снять свадьбу…»

У меня есть творческий проект, идея которого со мной уже достаточно давно. Я хотела бы снять свадьбу «Пять секунд после…». Это будет свадебная серия, но без жениха и невесты, кадры, из которых только что все действующие лица вышли. Хочется поймать вот этот шлейф, который остается, незримый, когда только-только здесь были люди. И эти фото будут сопровождаться звуком — музыкой, удаляющимися голосами, шагами.

У каждого фотографа в жизни есть кадр, который он считает удачей. Какой ваш самый удачный кадр?

Два года назад у меня была одна очень интересная пара. Ребята буквально за пару дней заказали съемку. Причем это был тот случай, когда ты сидишь в кафе на встрече, и жених говорит: «Снимай как тебе нравится — поабстрактней, помрачней, черно-белое, цветное! Как хочешь!» Я смотрю, у меня глаза такие большие становятся - неужели так бывает? И задаю всего один вопрос: и мне за это заплатят? И он такой - да. Свадьба была только для двоих, ребята после загса хотели погулять по центру Москвы. И на прогулке жених говорит: «А у тебя есть вспышка?» Я отвечаю - есть. «Знаешь, есть такой фотограф, я на него в инстаграмме подписан. Он вспышкой в лоб снимает!» Я говорю: «Терри Ричардсон?» И он радостный: «Ну да! Да!» Я конечно не Терри Ричардсон. Вспышка у меня есть, но я вообще вспышку не люблю, ну а тем более в лоб. Он — ну давай попробуем? Я говорю - ну давай! Я вооружаюсь вспышкой, и совсем в другое состояние перехожу. Тут очень важно переключиться — ты не за картинкой начинаешь идти, а переходишь в какой-то другой внутренний подход в принципе. Восприятие другое. И мы идем по городу, как в кино, заходим в какой-то двор, я говорю — нет нам это не подходит, нужно чтобы зрители были! И там, что называется, шла провокация, треш, но не потому что это визуальный треш, а по состоянию. Невеста переходит через дорогу, а ей говорю - остановись! Это, конечно на переходе было, но все равно - вокруг машины. Они ей сигналят, а ей говорю - стой! И вот весь этот драйв в кадрах появляется. Это было очень необычно, нетипично для меня, и я счастлива что я сделала эту съемку. Это вообще не мой формат, не мой подход, но получилось здорово. Потом мне писали многие фотографы: «Это выглядит как Вог 80-х!» Я не скажу, что я хотела бы такую съемку повторять, но ценен experience. Это было круто и вдвойне круто, то что это было на реальной свадьбе. Я думаю, что кадры из этой серии входят в категорию одних из моих любимых, хотя они и не типичны для меня. Они еще раз подтверждают, как важно уметь находиться в каком-то состоянии. То есть я не создаю по сути картинку, потому что если бы я создавала только картинку, я не смогла бы перестроиться. Если фотограф привыкает картиночно мыслить, он привыкает к клише, он не может моментально перестроиться. А когда ты действуешь на уровне состояния, на уровне ощущения, на уровне внутреннего самоощущения, ты можешь всегда перестроиться, ты можешь что-то спокойное снимать, и потом что-то драйвовое, и потом психологический портрет, или репортаж.

Читайте также

Интервью
Александр и Елена фотодуэт Firefies
Уфа
Интервью
Олег Самойлов
Казань
Интервью
Виктор Бабинцев
Москва
Интервью
Ксения Емельченко
Москва

Фотографы в городах и странах