Как вы стали свадебным фотографом?

Первые несколько свадеб я снял для друзей. Я тогда только закончил университет, получил диплом инженера физика-оптика, но работать устроился менеджером по продажам, потому что менеджеры получали на порядок больше, чем инженеры. Правда в офисе мне хватило трех месяцев работы, чтобы понять, что это не мое, вдобавок в 2008 году пришёл кризис, и я понял, что денег там не заработаешь. И тогда я решил, что нужно заниматься тем, что я умею. Я умел делать сайты и фотографировать, и решил посмотреть — что из этого выстрелит? И выстрелила фотография. Я стал фотографом и больше ничем не занимаюсь уже почти 10 лет.

Вы помните свою первую свадьбу?



Это очень забавная история. Я тогда жил в Саратове. У меня уже был опыт свадебной фотографии, я снял несколько свадеб бесплатно для друзей. Но получить первый настоящий заказ очень сложно, потому что у тебя еще нет полноценного портфолио, и тебе никто не доверяет. Я нашел человека, который давно занимался съемкой свадеб. Он давал объявления в газеты, ставил очень невысокую цену, и невесты ему звонили буквально через каждые пять минут. Сам он с таким объемом заказов не справлялся, и поэтому привлекал для работы других фотографов за комиссию «20\80». 20% от заказа доставалось фотографу, а 80% —хозяину бизнеса. Он то и дал мне шанс снять мою первую свадьбу, но за день до нее позвонил: «Ты едешь на другую свадьбу. И если что, тебя зовут Андрей». В его бизнесе специалистов и мотивированных людей практически не было, и фотограф мог просто не прийти на свадьбу. Он «сосватал» этой паре фотографа Андрея, им понравились его фото, но в лицо они его не знали. Этот Андрей не смог приехать, и всю свадьбу я был «Андреем». Я, кстати, очень серьезно подготовился к этой свадьбе. У меня было достаточно опыта в съемке одиночных портретов, но практически не было опыта в съемке пары. Поэтому накануне я скачал примеры свадебных фото из интернета, взял своих друзей, трех ребят и трех девушек, они друг друга даже не знали, поставил их в пары, и мы поехали по свадебным местам Саратова. Это было очень весело для всех, и полезно для меня — на следующий день, когда была свадьба, я уже знал, что делать с парой.

Ваш любимый момент съемочного дня?



Я, наверное, не смогу выделить один момент, который мне больше нравится на свадьбе, в каждой части есть что-то прекрасное. Для меня важно снять интересную, понятную для молодых историю. При этом я считаю, у всех должна состоятся та свадьба, которая должна состоятся. Это значит — свадьба, которая близка по культуре и ценностям паре, их друзьям и родителям. Возможно, мне будут чем-то ближе ребята, которые хотят красивую свадьбу в Италии, чем те, у кого свадьба с баяном и частушками в небольшом городке. Но при этом, для меня одинаково интересны обе эти истории, как профессионал я не делаю между ними различий.

Самая запомнившаяся свадьба?

Я снял порядка 250 свадеб, и среди них есть свадьба, которая мне кажется самой интересной и трогательной. Меня пригласил на свою свадьбу Илья, мой знакомый фотограф. Такие свадьбы особенно ответственны, потому что коллега всегда знает процесс изнутри. В самом начале мне даже казалось, что я не подхожу ему, потому что по стилю мы с ним очень сильно отличались. Илья работает со статикой, его фотографии выведены до миллиметра, и тут я — фотограф динамики и жизни. Я очень волновался на первой встрече, и в один из моментов спросил у ребят, уверены ли они, что я должен быть фотографом на их свадьбе? Но Илья был уверен — он хочет, чтобы снимал я. Была заявлена тема — свадьба в путешествии, ребята даже хотели провести выездную регистрацию в самолете. С самолетом почему-то не получилось, и регистрация прошла на лужайке возле их дома, на берегу Волги. Тем не менее, от темы путешествия решили не отходить, и банкет организовали на поляне в аэроклубе, это очень живописное место — рядом лес, взлетные полосы, поля. Это была настоящая европейская свадьба! Гостям вручили пригласительные в форме билетов на самолет, и во время банкета они действительно могли полетать на самолетике, который был «припаркован» неподалеку и в любой момент готов был взмыть в небо с пассажирами. Около шатров у леса расположилась сцена с рок-группой, а гости могли фотографироваться в фотозоне с географическими картами, чемоданами и глобусом. Это было 21 июня, в самый длинный день в году, утром сияло солнце, а во время банкета пошел дождь. И это тот случай, когда дождь совсем не помешал свадьбе. Рок-группа не успела начать, как пришлось остановиться и строить навес над сценой, а мужчины стали снимать пиджаки и укрывать дам. И благодаря этому дождю все очень подружились. В какой-то момент дождь прекратился, и мы с женихом и невестой решили, что самое время полетать на самолете и пофотографироваться. И как только мы вышли на полянку к самолету, из-за туч вышло солнце, а с другой стороны неба появилась двойная радуга. Я никогда до этого не видел двойных радуг. Мы подстраховались зонтом на случай дождя, и когда ребята открыли его… он оказался в цветах радуги! Вобщем, все совпало — я оказался в нужное время в нужном месте. Мы так классно поснимались, что теперь никто даже не помнит, что был дождь, зато все помнят, какой был прекрасный закат. И я всем говорю — когда у меня самого будет свадьба, она будет именно такой! С полянкой, кейтерингом, самолетиком, и радугой:)

Как вы формируете свое портфолио?

В портфолио я включаю говорящие фотографии — фотографии с историей. И когда я показываю очередной паре своё портфолио, на каждую фотографию я могу рассказать целую историю о том, как люди на фото связаны с тем или иным местом. Для меня важно, чтобы было не только красиво, но чтобы фотографии отражали личную историю пары. Например однажды я снимал ребят в цирке, потому что жених был акробат, и это была его реальность, и эту фотографию потом отметили, как фото дня, на Wedlife. А другая пара вдохновлялась хорошим кино, и я повел их в Дом Кино, и это фото получило приз MyWed. Иногда молодые переживают, а будет ли красиво в тех местах, где на первый взгляд все выглядит обычно и нечего снимать? На это я отвечаю, что для фотографии нужно два квадратных метра и немного света — и можно сделать шедевр.

Ваше портфолио как-то изменилось в связи с переездом в Израиль?

Моя работа Destination фотографа, фотографа который путешествует по миру — это немного другая история. Потому что для каждого региона, где ты снимаешь, или планируешь снимать, нужно подбирать свое портфолио — фотографии, которые будут понятны людям тех стран и тех культур, к которым принадлежат твои новые клиенты. Например, в Израиле очень тяжело продвигаться на российской свадебной фотографии: с бескрайними полями, зелеными лесами, синими реками и белокурыми новобрачными. Потому что здесь все другое - сами молодые, местные пейзажи и даже световые условия. Первое время здешние пары смотрели на мои саратовские картинки, как на фэнтези, как если бы они смотрели на кадры из фильма «Властелин колец»:) И они законно спрашивали: «А где Израиль?» Я сейчас ориентируюсь на израильтян, русских и англоговорящих женихов и невест. Для каждой из этих групп у меня есть отдельные сайты и портфолио. Важно, чтобы на фото жених и невеста увидели похожие лица, похожие ситуации, чтобы ребята на фото видели не только себя, но и похожих гостей, и могли представить: «Ой, у меня тоже есть друг Моше, он также будет забавно играть на баяне:) Однако, самое важное, с моим опытом у меня может и не быть Израиля или Италии на фото, но я могу понимать потребности своих женихов и невест. Я должен быть понятен им, хорошо, если я могу говорить с ними на одном языке. Например, под итальянскую свадьбу я даже немного решил подучить итальянский. Иврит я уже выучил. А английский и русский спасают всегда:) ##А чем отличается израильская свадьба от русской? Отличий очень много. Например время. «Рано» на русской свадьбе — это может быть в 6-7-8 часов утра. А на израильской «рано» выглядит так: «Антон, у нас завтра свадьба начнется рано, меня с самого утра красят, ты приходи пораньше…. К двум, после полудня». Прогулки, которую у нас делают с 12 до 17, в Израиле нет возможности сделать из-за палящего солнца. На нем можно продержаться, как в России на морозе — минут 20. Прогулку либо не делают, либо проводят вечером, или вообще в другой день. Из-за жары на свадьбе большая часть гостей могут быть в майках и шортах. Есть даже специальные свадебные шорты. Жених еше может потерпеть в брюках и рубашке, но гости летом — все в шортах. В России часто жених и его друзья в бабочках. В Израиле нет бабочек, никто в них не ходит, потому что очень жарко. «У нас маленькая свадьба: 20-40 человек, только самые близкие». Так звучит фраза в России. В Израиле свадеб меньше 150 человек просто не бывает. Свадьбы проводят в будние дни, и гости приходят на них после работы прямо к ресторану, где и проходит регистрация — хупа. По религиозным законам она может начаться только после появления первой звезды. Однако некоторые делают её пораньше — днём, но тогда она считается «фиктивной регистрацией». А потом начинается дискотека и танцы. И три-четыре часа идет непрерывная еда и танцы. На свадьбах пьют мало, но зато много едят и танцуют. Никаких конкурсов, ведущих, зажигания семейного очага от свечей, тостов родителей. На религиозных свадьбах мужчины танцуют в отдельном круге от женщин, но на светских есть лишь один символический момент этой традиции, когда жениха и невесту поднимают на стульях. Израильская свадьба отличается еще и тем, что это не единственное исключительное событие в жизни семьи, почти все важные события в жизни семьи отмечаются похожим образом. В России я не разу не видел, чтобы на рождение ребенка собиралось 150 человек. И они проще относятся к подготовке свадьбы, нет таких масштабных приготовлений, как в России.

Что присуще вашей свадебной съемке?



Классический подход. Свадебная фотография — это не на один день. Свадебные фотографии и через 50 лет должны вызывать восхищение и рассказывать о красоте и важности того дня. И если мы посмотрим на классическую живопись и классическую фотографию, с ними как раз это и происходит — они не устаревают. В тот момент, когда фотографы ударились в неистовую ретушь и гиперреализм, с сильной обработкой в Photoshop, с разными эффектами, я интуитивно ушел в сторону естественности —натуральных цветов, живых моментов и меньшей обработки. Для меня важнее показать эмоцию, поэтому я ушел в сторону репортажа и классической картинки, поняв, что всякие спецэффекты — это лишь веяние моды. Через 10-20 лет большая часть таких «пластиковых» картинок будет вызывать снисходительную улыбку. «Ну так тогда снимали» — будет оправдываться фотограф спустя годы. Я посмотрел на свои фото, отретушированные фильтрами в 2008 году и понял, что фильтры рассказывали не историю людей, а историю развития первых эффектов. Поэтому для себя я решил, что буду снимать так, чтобы в будущем не смеялись над тем, что я делаю сейчас. Классическая фотография нравится всем, скажу я вам. Я должен снимать так же.

Вы в принципе отрицаете ретушь?

Нет, конечно. Просто, когда у тебя есть опыт, ты понимаешь, как снять, чтобы нужно было меньше обрабатывать. Моя задача, чтобы никто не заметил, что я ретушировал. Это очень важно, чтобы на фото все были настоящие, узнаваемые. Я стараюсь уже в момент съемки подчеркивать достоинства и не показывать недостатки, и на экране фотоаппарата картинка уже должна быть красивой. Я, кстати, недавно купил фотоаппарат, который сразу перебрасывает фото на телефон моих женихов и невест, и я отдаю паре фото спустя 10 минут после регистрации. Вот они высокие технологии! Невеста в свой свадебный день получает 30 фотографий с профессионального фотоаппарата. Необработанных, но которые выглядят как обработанные. И честно говоря, я даже не знаю, какие фото у меня лучше, с ретушью или без, необработанные мне даже больше нравятся. Наше время диктует смелые решения для смелых людей. Всем хочется рассказать о свадьбе прямо в свадебный день. Задача фотографа — уметь сразу хорошо снимать, без фотошопа.

Cамое необычное в вашей практике место бракосочетания?

У израильтян есть такая история — не евреи не могут официально жениться в Израиле. Например, если я еврей, а невеста моя русская, чтобы пожениться, нам нужно выехать куда-нибудь из страны. В этом случае у израильтян два популярных направления, это Прага и Кипр. Женихи с невестами летят самолетом, и регистрацию для них проводят прямо в полете. Получается выездная регистрация в небе, с шампанским, поздравлениями, эмоциями — брак, заключенный на небесах) Я очень хотел бы снять такую регистрацию.

Вы были успешным фотографом в Саратове, почему вы уехали?

Я там перестал расти как фотограф. Я не поехал в Москву, не стал повышать там уровень конкуренции. Я поехал в другую страну, потому что понимал, что любая стрессовая ситуация, любое место, где тебе каждый день нужно будет доказать, что ты лучше, заставят тебя расти, придумывать какие-то новые услуги, сервисы, учиться чему-то новому. Например, в Саратове я никогда не стал бы предлагать отдавать фото в день свадьбы. А сейчас это мое конкурентное преимущество, уникальное торговое предложение. Я говорю всем женихам и невестам: хотите фотографии сразу — берите меня. Здесь я научился снимать видео. Видео помогает посмотреть на фотографию по другому, и научиться новому и в фотографии тоже. Умение рассказать историю — это главное, что нужно для видео. Сейчас иногда я фотографирую свадьбу и бонусом дарю молодым клип. Еще одна причина почему я уехал — я хочу посмотреть мир. В России мой мир был вокруг трех городов: Москва, Саратов, Питер. А здесь я могу в любой момент легко собраться и полететь в любую точку земли. У меня паспорт, который позволяет в большинство стран путешествовать без виз, аэропорт, из которого можно улететь в любом направлении. Я начал снимать свадьбы в Европе, сейчас активно развиваю это направление, и здесь это мне делать проще. Вышел из дома, и через 3-4 часа я уже снимаю в любом месте. Я об этом мечтал всю жизнь. Вот сейчас, например у меня начинаются «фотогастроли», я лечу снимать свадьбы на два месяца, маршрут выглядит так: Петербург-Москва-Саратов-Москва-Верона-Тель-Авив-Женева-Тель-Авив.

Как будущим молодоженам не ошибиться в выборе и найти своего свадебного фотографа?

У вас должна быть уверенность в том, что вам нравится все, что он делает, и после встречи с фотографом у вас должно остаться ощущение, что вы хотите с ним дружить. Если такое ощущение.

Свадьбы очень кинематографичны, у вас есть любимый режиссер?

Мне нравится Тарковский и еще Звягинцев. Оба этих режиссера строят звенящие композиции в своих фильмах. У них каждая картинка, каждый кадр — это драматичная, технически выверенная история.

Что вы будете делать, если в день свадьбы пойдет проливной дождь?

Дождь — это прекрасная возможность сделать фотографии, которых нет ни у кого. Потому что обычно в дождь не снимают. И если к этому подготовиться, а к этому можно подготовиться, то может получиться прекрасная фотосессия. Мои камеры не боятся воды, как новый Iphone, а желтые сапоги у жениха и невесты ни одной съемке еще не повредили. Но если совсем не хочется сапог — всегда есть вариант найти студию, или ресторан, или кафе. У меня была пара таких историй, когда дождь лил весь день, это совсем не страшно: идем снимать под дождем, или найдем место, где будет очень красиво, сухо, уютно и круто.

Какой техникой вы пользуетесь, ваш любимый фотоаппарат и объектив?

C 2012 года и до недавнего времени я пользовался камерами Nikon D700, а более новая Nikon D800 пылилась на полке. Я перепробовал всю их линейку, и пять лет я не мог найти ничего более красивого по картинке и удобству пользования, но в конце-концов камера D700 морально устарела. Я ждал недорогой фотоаппарат профессионального уровня типа D700, но c матрицей поновей. Но Nikon D750, D610 и D800 мне не понравились. Когда Nikon выпустил D500 — в ней, казалось было все, что мне нужно, как свадебному фотографу, но оказался один маленький недостаток — кропнутая матрица. Чтобы работать на D500 мне надо было менять весь парк оптики. D4-D5 слишком тяжелые. И в итоге я поменял Nikon на Fujifilm. Я перешел на беззеркалку, сначала была X100, потом Fujifilm X-T1, теперь есть еще и Fujifilm Х-Т2, потому что мне, как Destination фотографу, важна мобильность. Я купил легкий фотоаппарат и чемодан, который не нужно сдавать в багаж. С Nikon и объективами у меня получалcя перевес — 11 килограммов. С Фуджи у меня получается 8 килограммов, причем вместе со второй камерой. Я могу снимать на любую технику, но лучший фотоаппарат для меня тот, что дает мне мобильность. Я поменял бренд и выбрал компанию, которая чувствует конкуренцию, в этом я чем-то похож с фуджиком - мы боремся в том сегменте, где большая конкуренция, и нас мало кто знает, и для того, чтобы быть успешным, нужно делать сначала качественный продукт, а потом уже о нас заговорят. Еще я заметил, что большие фотоаппараты немного пугают робких людей, когда ты человеку в лицо тычешь черной коробкой с обвесами. А фуджик он небольшой, но при этом он не выглядит любительским. Все с удивлением и вдохновением рассматривают его: «Ой, это пленочный?!». Если же говорить про объективы, я не стал бы выделять какой-то один. В моей работе все нужны и важны, но я могу сказать, что люблю показать мир широко. Люблю атмосферу.

День до свадьбы - советы жениху и невесте

Свадебный день — это праздник, а не чек-лист из того, что вы должны испытать, поэтому важно получать удовольствие от этого дня. Нужно расслабиться, отдать телефоны своим друзьям, или организатору свадьбы, пусть он отвечает куда подъезжать, куда везти цветы. А для невест есть отдельный совет — заранее разносите туфли, чтобы вам было в них удобно, возьмите балетки, и даже хорошо купить второе легкое платье, поверьте моему опыту. Вы будете меня вспоминать добрым словом! И скажете мне спасибо, и будете хвалиться перед подружками, что вы смогли на свадьбе еще и отдохнуть.

Закончите предложение: «Я мечтаю снять свадьбу…»

Я мечтаю снять свадьбу в Букингемском дворце. Это даже написано у меня в Instagram. у меня там есть хэштег «Фотограф_в_Букингемском_дворце». Это моя миссия. Миссия — это очень важно, это то, что продает тебя. Когда Стив Джобс продавал свой первый Iphone, он продавал устройство, которое стоило и стоит дороже всех телефонов, и оно продавалось и продается. Илон Маск сейчас продает электромобили, за те же деньги можно купить шикарнейший автомобиль, который работает на бензине. Но люди покупают не автомобиль, они покупают идею — идею экологии, чистого воздуха. Им не нужно 200-300 лошадиных сил, им нужно, чтобы когда они сели в автомобиль, они чувствовали, что они берегут природу. Вот это ощущение — это та миссия, которую несет каждый их нас. В моем случае люди верят тому, что даже наследники королевы доверят мне фотосессию свадьбы. Наш фотограф — фотограф Букингемского дворца) Шутка? Но… в каждой шутке есть доля правды:)

У каждого фотографа в жизни есть кадр, который он считает удачей. Какой ваш самый удачный кадр?

Мне нравится кадр с самолетиком и радугой на свадьбе в Саратове, о котором я рассказывал, потому что мы совершенно случайно оказались в нужном месте в нужное время, с нужным по цвету зонтиком. Это правило решающего момента Анри-Картье Брессона, это закон свадебного фотографа — оказаться в нужное время в нужном месте.

Читайте также

Интервью
Валерия Корначева
Новосибирск
Интервью
Алексей Михайлов
Москва
Интервью
Александр и Елена фотодуэт Firefies
Уфа
Интервью
Виктория Куприна
Москва

Фотографы в городах и странах