Как вы стали свадебным фотографом?

Это произошло случайно. Фото было моим хобби. Я снимал портреты разных девушек, цветочки, красивые закаты. Я, конечно, знал, что есть такие люди, которые снимают свадьбы, но никогда об этом не думал, пока меня не пригласили работать в фотоагентство. Хозяева агентства увидели мои фото в интернете и спросили - а не хочешь ли снять свадьбу? И я подумал - да, хочу, и оказалось, что это классно, и с тех пор я снимаю свадьбы.

Вы помните свою первую свадьбу?

Да помню. Я оказался абсолютно не готов к тому, что меня ждет. У меня была камера Minolta 7D, которая подходила для съемки портретов в студии или каких-то пейзажей, но совершенно не подходила для съемки свадьбы. Плюс это была зима, это был декабрь, казалось, что на улице ночь - очень темно, очень холодно. Через несколько заказов я понял, что снимать такой техникой нельзя, поднапрягся и купил себе Сanon 30D, и мои фото стали гораздо лучше, а к лету я уже перешел на Сanon 1D, это была надежная репортажная камера. Мне пришлось учиться снимать очень репортажно, очень быстро, потому что свадебная съемка отличается от любой другой съемки тем, что решение надо принимать очень быстро и его нужно согласовывать с большим количеством людей, при этом существует очень жесткий тайминг, опаздывать нельзя, Если ты снимаешь в студии, у тебя, к примеру, сзади серый фон, импульсный свет, ты настроил все один раз - и дальше два часа снимаешь, а на свадьбе ситуация меняется каждую минуту, причем она меняется радикально. Многие люди не очень хотят фотографироваться, их надо уговаривать, и одновременно делать классные фотографии. Поэтому, конечно, в начале я столкнулся с множеством сложностей, но потом, что называется, вошел во вкус. Понял, что это очень круто. И буквально за два года работы я узнал гораздо больше о фотографии, чем за несколько лет до того, как занялся свадебной съемкой.

Ваш любимый момент съемочного дня?

Понятно, что все моменты позволяют делать классные фотографии, но для меня, наверное, самый классный момент - это фотосессия на улице. Я думаю, что многие фотографы со мной согласятся, потому что это время, когда жених и невеста вместе, и можно снимать их отношения. Когда я говорю про прогулку на улице, я не подразумеваю кадры, когда жених с невестой стоят у дерева - как раз это кажется мне довольно скучным, потому что это больше портретная фотосессия. Мне нравится снимать искреннее общение и эмоции. Поэтому для меня важно, чтобы жених с невестой были не одни, чтобы с ними были гости. Для меня самое классное время свадебного дня - когда жених с невестой, с гостями на улице, после загса, немного расслабленные, когда вся обязательная программа уже завершена и осталось только веселиться. И вот этот момент общения между людьми - когда они подходят друг к другу, обнимаются, наливают шампанское, вспоминают классные истории, и все это происходит в красивом месте, с красивым освещением, на фоне красивого заднего плана - это для меня самое любимое время съемки. Я просто как акула между этими людьми плаваю и выискиваю классные кадры, интересные ракурсы, со всеми разговариваю, всех поддерживаю в хорошем настроении, мы с ними обсуждаем что-то, смеемся, и получаются классные кадры. Этот момент, когда есть живое общение - самый мой любимый.

Самая запомнившаяся свадьба?

У меня была одна свадьба, которую я не забуду никогда. Несколько лет назад я снимал свадьбу очень креативных ребят Ромы и Иры в Петрозаводске. Они подошли к ее подготовке как-то потрясающе внимательно. У них была куча идей, как организовать этот день, чтобы это был именно их день, не похожий ни на какой другой, чтобы этот день отличался от всех других свадеб. Торжество было организовано невероятно тонко, очень индивидуально. У них была выездная церемония, с очень красивой аркой, и эта арка находилась на сцене оперного театра. Весь театр был в их распоряжении, гости сидели в партере и смотрели на то, что происходит на сцене, как на театральное представление. На сцене ребят встречали оперные певцы, они пели арии «жениха» и «невесты», невеста выходила в сопровождении маленьких балерин. Ребята сами были очень контактные, классные, у них целый день был настолько насыщен событиями - у некоторых за год столько событий не происходит, сколько у них за этот день произошло. Накануне свадьбы жених пригласил через соцсети огромное количество совершенно незнакомых людей. И когда новобрачные вышли из театра на площадь, она была просто заполнена людьми, которые устроили флешмоб - все вместе танцевали и пели, играл военный оркестр, и возникло ощущение какого-то голливудского фильма, который разворачивается прямо на наших глазах. При этом это все шло так легко и непринужденно… И вот в этой легкости был основной кайф. Эта свадьба - лучшее, что я видел. Рома и Ира просто супер-молодцы, обожаю этих ребят.

Cамое необычное в вашей практике место бракосочетания?

Вообще, я снимал свадьбы в очень многих городах России, я очень много езжу по стране, и довольно часто то, что запоминается надолго - это ужасные загсы. Есть просто жуткие загсы, которые выглядят совсем не так, как наши питерские или московские, туда приходишь и понимаешь, что это просто вызов брошен тебе, как фотографу - нужно снять классно в жутком помещении с какими-нибудь ярко-красными стенами и фиолетовым потолком, и это запоминается. Но однажды я снимал свадьбу в Самаре. И вот Самарский загс - это было одно из самых потрясающих мест, которое я вообще когда-либо видел. Это просто фантастика! Те, кто хоть когда нибудь были в самарском загсе, выходят оттуда, и понимают, что ничего прекраснее они, наверное, в жизни своей не видели. Он прекрасен до такой степени, что наши питерские загсы и самые красивые места с выездными регистрациями даже рядом с ним не стояли. Загс был построен в советское время, в стиле ар нуво, там витражные окна, невероятная архитектура, и самое главное - потрясающая атмосфера. Сотрудницы загса ведут церемонию так, что не плакать невозможно, ты действительно чувствуешь, насколько значимое событие прямо здесь и сейчас происходит.

Как будущим молодоженам не ошибиться в выборе и найти своего свадебного фотографа?

Нужно встретиться лично. Не надо ничего обсуждать по телефону или имейлу. На встрече во время личного общения жених с невестой смотрят на фотографа, слушают, что он им рассказывает, как он описывает свою работу, какой результат он хочет получить. И слушая его, они должны представить, что вместе с ним они проведут 9-12 часов. Один раз я даже снимал свадьбу 15 часов - это была самая длинная в моей жизни свадьба. Глядя на фотографа, на его мимику, жесты, вы должны представить что будете весь день рядом. Вы должны понять - не задолбает ли он вас? Идеально, если вы поняли - он классный чувак, мы хотим быть вместе с ним, мы хотим вместе с ним провести этот день, да и вообще хотим всегда теперь быть с ним вместе, всю жизнь! Потому что фотограф может быть даже начинающим, но если людям с ним комфортно, то на фото они будут расслабленные, они будут чувствовать себя легко, и фотографии будут хорошими. Может, не очень ровными, не очень резкими, но на этих фотографиях сами молодожены будут сияющими. А это главное, на самом деле. Поэтому обязательно - личная встреча. Никакие фотографии в интернете не расскажут вам о том, насколько фотограф хочет вас классно снять. Насколько он хочет с вами тусить, насколько он вас любит, и вообще обожает, а вы обожаете его. Личная встреча - это единственный способ для молодоженов понять - стоит ли с этим фотографом связываться или нет. И для фотографа, кстати, тоже. Потому что я тоже хочу на свадьбе быть счастливым, хочу дружить с этими людьми.

Что присуще вашей свадебной съемке?

Я стараюсь как можно меньше заставлять людей что-нибудь делать. Мне кажется, что фотограф не должен руководить людьми и ставить их в какие-то позы. Я очень не люблю заставлять людей делать то, что им не свойственно, не люблю, чтобы они чувствовали себя некомфортно. При этом для меня необыкновенно важно, чтобы люди на фотографиях были очень счастливыми. Свадебные фотографии - это счастливые фотографии. Люди должны быть счастливы, очень расслаблены, очень направлены друг к другу, очень довольны обществом друг друга. Они должны смотреть друг на друга вот прямо с лаской и с любовью, и при этом они должны быть естественны, не должно быть наигранности никакой. Я за 11 лет снял много свадеб, примерно 450-470. Реально очень много. И я знаю, что свадебный день - он очень сложный. Жесткий тайминг, кто-то что-то не сделал, кто-то куда-то не приехал, торт привезли не такой, как заказывали, или не привезли его вообще, или опоздал автобус с гостями - куча разных сложностей. Свадебный день, это испытание — испытание для нервов всех участников, и в основном для жениха и невесты, потому что именно от них ждут, что они всё будут разруливать. И поэтому часто бывает, что жених с невестой не испытывают большого количества положительных эмоций в этот день. Они хотят их испытывать, но не могут, потому что им приходится столько проблем решать в этот день, их так все достают несчастных. Так вот, я знаю, как сделать так, чтобы они были счастливыми. На моих фотографиях сразу видно, что жених с невестой очень счастливы. Это вот просто мой почерк. Даже если они не были в реальности такими счастливыми в этот день, я знаю, как снять так, чтобы они выглядели максимально беззаботными. Для меня это основная моя работа. Легкость, счастье, сияние глаз, сияние улыбок - это вот прямо то, что я делаю, то что я выковываю каждый раз.

Cвадьбы очень кинематографичны, у вас есть любимый режиссер?

Я очень люблю кино и смотрю много фильмов. Сейчас я бы назвал Дени Вильнева, это канадский режиссер, я ни одного плохого фильма от него не видел. Все его фильмы фантастически классные! Не в плане, к примеру, освещения или актерской игры, а в плане того, как классно идет рассказ. Понятно, что есть классика -Такеши Китано, Джармуша я очень люблю. Но я никогда не сравниваю свою работу с кино. Это разные вещи. Кино - это все-таки вещь игровая, есть актеры, есть поставленный свет, есть дубли. А на свадьбе дублей очень мало, если вообще они есть. Люди, с которыми работаешь - не актеры, довольно часто они сильно смущены. Съемка свадьбы - это не работа режиссера и съемочной команды, это скорее работа психолога. Я гораздо больше параллелей вижу между своей работой и работой психоаналитика, чем с работой режиссера. Все люди очень разные, встречаются веселые родители и строгие родители, буйные гости и флегматичные гости, и всех надо снять хорошо и на фото они должны быть сияющими, довольными и счастливыми. С ними нужно общаться и находить нужный язык. И когда я начал снимать свадьбы, понял, что мне это очень интересно. Я всегда имел к этому склонность - к распознаванию разных типов личностей, к тому, чтобы найти подход к разным типам личности. Причем очень быстро найти его, объединить столько разных типов личностей в одной комнате, в одной фотосессии, на одном фото. Оказалось, что мне все это очень интересно. И я нашел себя в этом, мне кажется Я очень легко это все делаю.

Что вы будете делать, если в день свадьбы пойдет проливной дождь?

Как ни странно, хотя я живу в Санкт-Петербурге, дождь на свадьбе - это огромная редкость. И даже если в этот день идет дождь, чаще всего он идет тогда, когда у нас сборы или когда мы уже на банкете. В Самаре я, например, снимал свадьбу, и все сборы шел проливной дождь. Как только мы сделали шаг из отеля, дождь прекратился и выглянуло солнце. Я не знаю почему, но именно так чаще всего и происходит. Но если дождь все-таки идет - самый хороший вариант - это кафе, арки, у нас в Питере много классных мест. На самом деле, на свадьбе дождь это не страшно, гораздо большая проблема - это жара. От дождя спрятаться легко, а от жары невозможно.

А были в вашей практике реально экстремальные съемочные условия?

Да, однажды была очень неожиданная ситуация. Съемка была 30 апреля, и до этого почти две недели стояла температура около +20. Практически уже май наступил, все здорово. В день свадьбы мы вышли с ребятами из дома, и в этот момент пошел снег. Снег завалил весь город, были просто сугробы вокруг. Машин на улицах не оказалось, потому что все машины встали, никто никуда не мог поехать. Вообще были пустые улицы, все сидели дома. Казалось, что кроме нас никого на улице нет, снег валил такой, что на расстоянии двух метров не видно ничего. Но ребята были горячие, молодые и веселые, сказали - все равно будем гулять И мы гуляли и снимали, и было реально весело и здорово.

Какой техникой вы пользуетесь, ваш любимый фотоаппарат и объектив?

Я снимаю на Canon уже много лет. Сейчас я снимаю на 5D марк 3, потому что эта камера маленькая и легкая. У меня два объектива, Canon 24-70 мм и 70-200 мм, потому что мне нужны разные фокусные расстояния. Я не хочу мириться с фиксами, с тем что они меня ограничивают. Для разных сюжетов мне нужны разные фокусные расстояния, потому что по законам оптики разные фокусные расстояния делают разные фотографии, по-разному передают пространство, компрессию пространства, по-разному рисуют задний план. А если все снимать на одном фокусном на фикс, то отрисовка заднего плана на всех фото будет одинаковой, а я считаю, что это скучно. У меня есть, конечно, светосильные фиксы, потому что иногда просто мало света бывает. Я ими пользуюсь в определенных ситуациях - поздно вечером, ночью, на банкете. На улице практически всё я снимаю на 70-200, потому что мне нужно вписывать задний план в фотографию, а задний план на широком угле мне не нравится, мне нужен задний план, который рисует длиннофокусная оптика. Это не значит, что я снимаю только лицо, а сзади все размыто. Мне кажется, что хороший фотограф должен использовать в своей фотографии не только те объекты, которые в фокусе, но и те что не в фокусе, должен работать с изображением на заднем плане, с масштабом, его соотношением, с передним планом. Я смотрю не только на лицо невесты — в фокусе ли оно, меня волнует все, я считаю, что каждый квадратный миллиметр кадра должен быть осмыслен. Если ткнуть пальцем в любой квадратный миллиметр моего кадра - я смогу объяснить почему здесь именно так. Я просматриваю каждую деталь в кадре, прежде чем нажать на кнопку, и для меня все очень важно.

День до свадьбы - советы жениху и невесте

Самый главный совет жениху и невесте, который выстрадан, его просто жизнь подсказывает — жених и невеста должны найти каких-то людей, которые будут отвечать на все вопросы окружающих. Потому что самое страшное, что может с ними случится в этот день - это если у них постоянно будет звонить телефон. И тогда они весь день проведут на телефоне, с очень раздраженными и несчастными лицами. Это самое ужасное, что может случиться с женихом и невестой на свадьбе. Потому что ни одной фотографии тогда не получится, и плюс будет испорчено настроение у всех гостей. Первое и главное что нужно сделать — всю организационную работу переложить на другого человека. Важность этого действия недооценивают. Утром жених и невеста должны взять свои телефоны и отдать этому человеку. Это залог того, что у них будет замечательное настроение и хорошие фотографии.

Закончите предложение: «Я мечтаю снять свадьбу…»

Я могу сказать, что мне абсолютно все равно, где снимать свадьбу. Свадьбы, которые снимаются на выезде, далеко не всегда такие классные, как те, что могут быть сняты в соседнем доме. Я считаю, что главное в свадьбе, это не место, и не время года, и не декор, и не количество потраченных денег, главное - это эмоции людей. Самая главная моя мечта - снимать людей, которые очень положительно и доброжелательно относятся друг к другу, к своим гостям, к своим родителям, и ко мне тоже. И это на самом деле, самое главное счастье, которое есть в свадебном фото. Ощущение, что эти люди счастливы здесь и сейчас. Это самое кайфовое, что есть в свадебной теме. И я очень доволен, что у меня все клиенты именно такие. Я работаю с людьми, которые счастливы, и моя мечта сбывается на каждой свадьбе.

У каждого фотографа в жизни есть кадр, который он считает удачей. Какой ваш самый удачный кадр?

У меня был интересный кадр, который я сделал в Петропавловской крепости. Жених и невеста просто гуляли по пляжу. Там стоят кабинки для переодевания, и в этот день шла какая-то арт-акция и художники сделали инсталляцию - взяли два манекена и расположили их таким образом, что сверху из кабинки торчат женские ноги а снизу мужские и ощущение, что мужчина и женщина в полете обнимаются в этой кабинке. Это выглядело очень странно - когда ты смотришь, не сразу понимаешь, что это не настоящие ноги. Я попросил жениха и невесту встать рядом с кабинкой, они целуются, на фоне этой «летящей пары», и получился очень странный сюрреалистический кадр. Потом меня завалили вопросами - как это сделано? И наверное это один из самых запоминающихся кадров, который вызывает у всех интерес. Конечно, не каждый день можно найти такую ситуацию, но вот такой кадр у меня был.

Читайте также

Интервью
Олег Самойлов
Казань
Интервью
Максим Гарибальди
Санкт-Петербург
Интервью
Галина Набатникова и Геннадий Гранин
Москва
Интервью
Вероника Юшкарева
Калининград

Фотографы в городах и странах