Как вы стали свадебным фотографом?

Это вышло как-то очень логично. У нас в Новосибирске был популярный локальный форум, и на нем самые супер-популярные местные фотографы начали выкладывать фотки с первых зеркалок, очень яркие, с дико накрученной насыщенностью, сейчас наверное, у меня кровь бы из глаз пошла от такой картинки, но тогда я восхищался, что можно сделать так красиво. Мне очень хотелось снимать самому, я купил первую камеру, это была Sony а350. А вскоре друзья пригласили снять свадьбу, у меня получилось, при этом я сразу заработал четверть своей месячной зарплаты, и подумал, что это неплохо, надо будет попробовать еще. Я сразу начал снимать свадьбы, без отвлечений на съемки жучков, обнаженных девушек, даже удивляюсь, слушая рассказы других фотографов о начале пути.

Вы помните свою первую свадьбу?

Она была безалкогольная, и это было чертовски необычно. У меня сейчас за два года, может быть, один раз бывает безалкогольная, вегетарианская или подобная нестандартная свадьба. И это каждый раз интересно, потому что ты оказываешься в совсем незнакомой среде, новой тусовке.

Ваш любимый момент съемочного дня?

Они все интересные. В каждом есть что-то особенное. Самый крутой момент — это всегда самый эмоциональный момент, и на каждой свадьбе они разные. Например, если вечером на банкет придет бабушка в возрасте ста лет и будет поздравлять молодых, а они этого не ожидали, и очень эмоционально к этому отнесутся — это будет самый крутой момент на свадьбе.

Самая запомнившаяся свадьба?

Да я все помню, ну почти. Самая запомнившаяся, это была свадьба в Англии, которую я снимал в августе прошлого года. Невеста была из Литвы, а жених — коренной англичанин, настоящий классический джентльмен, с отличным чувством юмора. Свадьба абсолютно отличалась от российской. Там не было ведущего, все заранее заготовили речи, смешные, эмоциональные, например друзья жениха рассказывали, как они познакомились, и какие приключения у них были в жизни. И все эти истории подводили к тому, что жених и невеста очень друг другу подходят. Может быть, конечно, мне попались суперхаризматичные люди, а другие свадьбы проходят совсем по-другому, но на этом торжестве было очень круто и очень весело.
Выездную регистрацию организовали на старой железнодорожной платформе, которая уже давно не используется как станция. Гости сидели внизу, там где рельсы, а регистрация проходила прямо на платформе. Это было очень необычно и очень атмосферно. Нас пощадила погода, в этот день не было дождя — в меру облачно, в меру солнечно. Интересно, что в Англии момент, когда молодые расписываются, нельзя фотографировать, видимо, чтобы документ и подписи не попали в кадр, и их потом нельзя было каким-то образом использовать. Чтобы сфотографировать этот эпизод нам дали пустые документы. Жених с невестой в них не расписывались, а просто делали вид, что расписываются. На банкете был знатный кутеж. Веселиться англичане умеют не хуже нас. Меня довольно легко пустили гораздо ближе, чем на дистанцию формальных улыбок, мы общались, шутили. Смешная шутка была от папы жениха, он шотландец, приехал, как положено, в килте, и рассказал, что во время второй мировой войны немцы называли шотландцев The Ladies From Hell — леди из ада.
Жених с невестой приехали на старом Austin, с прозрачными стеклами, лет 70 было этому автомобилю. В России, как правило, машины с тонированными стеклами, особенно современные, а там у автомобилей стекла прозрачные, это гораздо лучше для фотографии. Старые машины сохраняют в их изначальном виде, очень любопытно увидеть автомобиль, который колесил по улицам Лондона больше полувека назад. Англичане вообще к традициям относятся очень щепетильно, например, легко встретить в каком-нибудь баре сидр, который варится на соседней пивоварне уже лет 300, причем, по одной и той же технологии. А если на доме, к примеру, соломенная крыша, и этот дом признается муниципалитетом исторически ценным, ты не можешь поменять эту крышу на какую-то другую, только на точно такую же.

Самое необычное в вашей практике место бракосочетания?

Я снимал выездную регистрацию на вершине горы Утуя. Это было 25-летие свадьбы, и это был грандиозный сюрприз. Невеста, когда ехала отдыхать на горнолыжный курорт, даже не подозревала, что ей предстоит участвовать в свадебном торжестве. Устроить все помогла свадебный организатор Марина Бурындина из Cranberry event. Дети и муж от невесты этот сюрприз тщательно скрывали. И самое удивительное, что свадебное платье, в котором невеста выходила замуж 25 лет назад, оказалось ей в самый раз. Очень красивая женщина, очень красивая пара, на торжестве были все их пятеро детей. Утром прошли сборы невесты в коттедже, а потом мы на машине доехали до места, откуда стартуют ратраки, пересели на них и поднялись на вершину. Это очень красивое место, дух захватывает. Прямо на снегу мы выстроили импровизированную арку из лыж — подобие места выездной регистрации, жених с невестой обменялись кольцами, открыли шампанское. А потом все вместе, на лыжах спустились со склона, прямо в нарядной одежде. Это было 30 декабря, перед Новым годом, и это было круто.

Как будущим молодоженам не ошибиться в выборе и найти своего свадебного фотографа?

Невесте нужно начать с портфолио. Если ей нравятся картинки, если она может себя ассоциировать с тем, что происходит на фото, надо обязательно встретиться с фотографом. Фотографов же реально очень много, дорогих, недорогих, спокойных, веселых, высоких, харизматичных, и у всех свое видение того, что такое свадьба. Есть общие моменты, но можно просто посмотреть на то, как фотограф передает эмоции, и какие эмоции ловит. Жених забрался на дерево, спрыгивает оттуда в руки выстроившихся в ряд друзей и кричит — «ААА», а невеста падает в торт и бросает туфлю в фотографа — вот это Эмоции? Но разве задумчивость во взгляде - это не эмоция? Мне интересны сдержанные проявления чувств: едва уловимая перемена настроений, недосказанность, взгляды, которые говорят больше слов, улыбки, в которых есть нежность, тонкие внутренние переживания, которые отражаются на лице. Интересно фотографировать сложные лица, в которых угадывается несколько поколений интеллигенции. Все это я стараюсь показать без пафоса, наигранности, через позитив, улыбки, это всегда видно в портфолио.

Что присуще вашей свадебной съемке?

Для любой свадебной съемки, повторюсь, самое важное — это эмоции. И фотограф показывает их именно так, как он их видит. Моей съемке присуще интеллигентное и тактичное отношение к отображению свадебного дня. Если у жениха порвались брюки на свадьбе, можно, конечно, крупным планом показать его нижнее белье, а можно снять кадр на секунду позже и на метр дальше, где он смеется и прикрывает рукой все веселье, а затем через минуту зашивает штаны в комфортной обстановке и смеется над ситуацией. Мне хочется, чтобы люди смотрели на фотографии и нравились себе, и при этом, чтобы чувствовалось, что в этот день было очень весело и круто. Люблю веселье, но показываю его так, чтобы никому не было неловко при просмотре фото. Я очень люблю темную картинку, стремлюсь к ней, часто снимаю с контрастным светом. Может закрасться сомнение, что если фотки темные, то на них ничего не видно будет — это не так. Мне нравится, когда, глядя на фотографию, ты сразу понимаешь, куда нужно смотреть. Моим фото присуще сочетание основного контрастного объекта и каких-то деталей, которые можно разглядывать, которые дополняют историю. Если прийти в картинную галерею, то большинство портретов будет выполнено в темном ключе — освещенный человек на темном фоне. Классическая и более современная живопись — это то, что меня вдохновляет, от Рембрандта до Рене Магритта и Джексона Поллока. При этом, эксперименты я тоже люблю, я снимаю и на широкий угол, и с каким-нибудь движением и мультиэкспозицией, но при этом все равно моей картинке будет присуща контрастность. Это не единственный инструмент, но основной, это помогает обратить внимание даже на едва уловимые эмоции, когда зрителю подсказываешь — «смотри сюда».

Cвадьбы очень кинематографичны, у вас есть любимый режиссер?

Я люблю много кого - от Тарантино и Гая Ричи до Джима Джармуша и Николаса Виндинга Рефна или Бергмана. Смотрю очень много кино, и есть такая болезнь у профессионалов из визуальной сферы — видеть детали и раскладывать фильм на кадры, сцены, цветовые решения и так далее. Для меня ящик Пандоры открыт, я не могу смотреть фильмы как прежде, как все, просто наслаждаясь хорошим кино, я вижу ВСЕ детали, из которых собран фильм. Как это влияет на мой стиль? Я больше уделяю внимание сдержанным эмоциям — когда эмоции есть, они чувствуются, но они не до конца проявлены. Их сложнее увидеть и поймать, чем другие, я нацелен на их поиск, на какие-то тонкие детали - как жених держит невесту за руку, как невеста смотрит на него. Смех и веселье тоже есть, но есть и более тонкий уровень. И пары ко мне приходят соответствующие, которым это близко и интересно, которые это видят.

Что вы будете делать, если в день свадьбы пойдет проливной дождь?

С удовольствием выберу какое-нибудь кафе, и мы поснимаем там, или зайдем в магазин, купим зонтик, и поснимаем под дождем. Очень много бывает моментов, которые можно запечатлеть в дождливый день — капли на стульях на выездной регистрации, драматичное грозовое небо, промокшие ботинки. Потом, рассматривая фотографии, все вспомнят свои ощущения, переживания, волнение, и это будет очень крутая часть истории.

Какой техникой вы пользуетесь, ваш любимый фотоаппарат и объектив?

Мне очень нравится то, что я получаю от камеры Sony a7II. Очень удобная камера, очень крутая. Если говорить об объективах, я люблю стекла, которые дают такую картинку, как будто ты не сфотографировал, а написал картину. Мне нравятся старые стекла минолты и лейки, у них необыкновенно красивое боке, они дают объем, как будто задник нарисован маслом, крупными мазками. Но, в то же время, у меня есть и современное стекло от Sony на байонет А, 35/1.4, оно тоже очень живописное и одно из любимых, процентов 30-40 кадров со каждой свадьбы снято на него.

День до свадьбы — советы жениху и невесте

Выспаться. Отключить переживания и выспаться, это очень важно для того, чтобы хорошо получиться на фото, но вообще, когда вы в руках профессионалов, поводов для волнения быть не должно. Еще можно заранее позаботиться о том, чтобы на свадьбе был координатор. И тогда 100% все будет круто. Ничего страшного ведь в этот день не может произойти, паспорта в загсе, кольца в кармане, опоздать не страшно - работники загсов с пониманием относятся к такому, а после бракосочетания ответственных дел больше не останется - можно веселиться. Кстати, церемонию в загсе можно вообще провести в другой день, или утром - в джинсах и свитерах, а историю с выездной регистрацией снимать уже позже. Представьте, как это разгружает день и голову.

Закончите предложение: «Я мечтаю снять свадьбу…»

Наверное, самая дальняя точка от меня на планете — где-то в районе Боливии. Я бы с удовольствием снял там свадьбу, сразу после сезона дождей, чтобы соленые озера выглядели как зеркала, когда вода слоем два сантиметра, а под ней соль, все такое розовое, и небо при этом чистое. Если люди прочитают это интервью и вдохновятся — я буду с удовольствием снимать в Южной Америке. И в Северной Америке тоже. В России очень много интересных мест, где я хотел бы поработать, например, на Камчатке или в Карелии, где красивые озера и деревянные церкви. Мне очень нравятся исландские пейзажи. Это - что касается места. Что касается людей, было бы интересно поснимать большие национальные свадьбы. Например, я снимал свадьбу в Грузии и там венчание, по сути — основная часть свадьбы. Всегда, когда сталкиваешься с чем-то новым, незнакомым, необычным, это очень интересно, и это в лучшую сторону отражается на картинке.

У каждого фотографа в жизни есть кадр, который он считает удачей. Какой ваш самый удачный кадр?

Мне очень нравится кадр со свадьбы в горах, о которой я рассказал выше, когда муж сделал жене сюрприз к 25-летию свадьбы. Фотография сделана уже после сборов и встречи, на ней младшие дети с мамой — они ее обнимают, поздравляют, при этом девочка радуется, а мальчик расплакался. Не могу сказать, что этот кадр был феерически оценен профессиональным сообществом, но мне самому он очень нравится. Ну и лучший кадр конечно впереди, не потому что этой банальной фразой легко отделаться, а потому что я чувствую, что мой стиль постоянно изменяется, становится глубже, с каждой свадьбой ты больше умеешь, у тебя больше средств и возможностей для того самого кадра.

Читайте также

Интервью
Олег Самойлов
Казань
Интервью
Дмитрий Грант
Санкт-Петербург
Интервью
Вероника Юшкарева
Калининград
Интервью
Ольга Дронова
Москва

Фотографы в городах и странах