Что вас привлекает в детской и семейной съемке?


Честно говоря, я не разделяю фотосъемку на жанры и сюжеты. Для меня фотография — это стихия, в которой я чувствую себя комфортно и уверенно. Что бы я не снимал, сам процесс приносит мне огромное количество удовольствия и энергии, я даже не устаю, когда снимаю. Но если все-таки говорить о детской и семейной фотографии, мне нравится в ней сложность. Ты не угадаешь заранее, как все пойдет, всегда присутствует элемент непредсказуемости, «ожидание» и «реальность» - эти понятия максимально расходятся в детской фотосъемке. Конечно же, привлекает искренность. Дети - это невероятные создания, которые всегда показывают свои эмоции прямо и открыто. И не важно, плачет ребенок или смеется, это мощнейшие переживания, это что-то очень личное, безумно трогательное, то что не оставляет ни одного взрослого человека равнодушным.

Что вам интереснее снимать - будни или праздники?


Конечно будни. Когда человек проводит праздник, не важно внутри семьи, или более масштабный, всегда есть толика напряженности и волнения. Потому что праздник, он не только для тебя, он и для всей семьи, и для гостей. Так же, например, и свадьбу делают не только для пары и родителей, свадьбу делают для всех, чтобы гости приятно и интересно провели время, чтобы все отдохнули, чтобы у всех было хорошее настроение. А когда у вас будни, вы более свободны, ни к чему не привязаны, и предоставлены только себе.

Вы помните свою первую семейную съемку?


Наверняка это были ребята, которым я до этого снимал свадьбу. Потому что свадьбы я начал снимать намного раньше, чем семьи и детей. Абсолютно точно одной из первых я снимал семью Вики и Виталика. Они как раз реализовали свою мечту - построили дом за городом, где можно проводить время с детьми. У них уже был мальчик сорванец и недавно родилась дочка. Я провел с ними целый день и понял, что это самый классный подход к семейной съемке - когда ты просто можешь окунуться в жизнь семьи и стать ее членом хотя бы на один денек.

Вы планируете, что будет происходить на съемке?


Да, естественно, я с каждой семьей обсуждаю - куда мы пойдем, что примерно будем делать, что возьмем с собой. Когда ребята пишут, что хотят семейную фотосессию, я обычно предлагаю поснимать в стиле “один день из жизни”. Но не у всех есть для этого время и возможность, и тогда мы придумываем какую-то более короткую, но не менее интересную съемку. Для меня важно, чтобы в фотографиях была сюжетность, чтобы эта съемка стала маленькой историей из жизни семьи.

Расскажите про самую запомнившуюся съемку.


Однажды я фотографировал семью в тату-салоне. Ребята очень интересные, любят оригинальные идеи, я их уже хорошо знал, потому что снимал им свадьбу. Когда у них родилась дочка, они попросили пофотографировать их с малышкой. И вот мы обсуждаем, что да как, и тут они говорят — а еще мы решили сделать парные татуировки, и было бы классно нас вдвоем поснимать, но с малышкой тоже нужно, разумеется. Я говорю — так давайте это совместим! До сих пор рад, что они согласились. Честно говоря, я стараюсь подчеркнуть индивидуальность каждой семьи, но вот эта съемка - это было что-то абсолютно, стопроцентно нестандартное.


Расскажу еще одну историю. Этим летом меня позвала поснимать Таня Авилова, она начинающий свадебный фотограф, очень талантливая девушка. А это безумно приятно и волнительно, когда тебя выбирают фотографы. Она попросила поснимать ее с семьей, у них дочка Аленка, очень любознательная, активная, такая маленькая непоседа. Мы решили погулять в Абрамцево, это очень красивое место в Подмосковье. Ну, раз едем на природу - возьмем с собой и собаку! А у них Джек-Рассел, по кличке Фиби. Если вы не знаете эту породу, вспомните фильм «Маска», вот точно такой активности пес, ни секунды покоя! Это был тот случай, когда семейная съемка превратилась в спортивный репортаж. Я только и успевал ловить моменты и менять настройки камеры. Невозможно было ничего скорректировать. Эти два моторчика - Алена и Фиби такого сумасшествия наводили! Было безумно интересно снимать и носиться за ними.

Как вы решаете — снимать в студии или на природе?


Нужно понимать цель и задачи съемки. Если ребята хотят каких-то студийных фотографий, естественно мы пойдем в студию. Бывает, кому-то нравится интерьер студии, или человек не хочет сниматься на улице, потому что смущается, а в студии все-таки свое пространство. Это все очень индивидуально. Иногда выбираем студию, потому что ребенок маленький, а на улице холодно. Но фотосъемка в студии - это не обязательно что-то статичное, все зависит от идеи и участников съемки. Однажды я снимал семью, в которой было два сына и недавно родилась дочка. Мы выбрали студию, потому что уже наступила поздняя осень, и на улице было холодно. И вот в этом закрытом, сравнительно небольшом пространстве, получилось что-то невероятное по энергетике. Два маленьких сорванца устроили что-то невообразимое — в воздухе летали подушки, они переворачивали стулья, бегали и кричали. Родители с малышкой в это время мило сидели на диванчике, а этот ураган кружил вокруг нас по всей студии. И ты смотришь, и понимаешь, что это одна семья, и они все похожи, но они все такие разные, и так хотелось показать этот контраст уюта и сумасшествия!

В чем специфика детской и семейной фотосъемки, и какими главными качествами должен обладать фотограф?


Важно прочувствовать семью, их настроение, расположиться к ним, буквально стать членом семьи на этот день. Фотограф в принципе должен быть коммуникабельным, общительным, добрым и понимающим, а для детской и семейной съемки это важно вдвойне, потому что дети все это чувствуют сильнее, чем взрослые.

Что самое сложное в работе с детьми?


Самое сложное - неизвестность. Ты никогда не знаешь, как все пойдет. Никогда не знаешь, в каком настроении будет ребенок. Очень важно наладить контакт, понравиться малышу, быть на одной волне со всей семьей, и, даже если что-то пошло не так — постараться на этой волне остаться. Ну, элементарно - например, ребенок упал и заплакал. Конечно родители отреагируют, и примут участие в этой ситуации. Но у тебя задача гораздо сложнее: нужно успеть снять этот момент - слезы, трепетных родителей, нужно одновременно как-то подбодрить малыша, проявить заботу, и при этом сохранить общее позитивное настроение.

Что делать, если ребенок капризничает?


Нужно ему что-то дать в руки, переключить его внимание, отвлечь, развеселить. Знаете, я часто покупаю старые советские значки, которые мне нравятся по стилю, или потому что связаны с местом, где я побывал. У меня весь рюкзак в этих значках раньше был. И часто, чтобы отвлечь малыша, я мог снять такой значок и подарить ему. Я понимаю, что для малыша это что-то интересное, какая-то новая вещь, которая ему неизвестна, он ей увлечется, перестанет плакать, улыбнется. Иногда я заранее покупаю какую-то игрушку. Когда ты впервые видишь ребенка, тебе намного проще наладить контакт, что-то ему подарив. При этом, для тебя купить маленькую игрушку — пустяк, а для ребенка это радостное событие, это сразу его к тебе располагает, он понимает, что ты пришел с добрыми намерениями, что ты хочешь его порадовать. Я понял, что это мне дает сильный рывок в общении с ребенком. Этот лайфхак я однажды открыл, и использую до сих пор.

В сумке у детского фотографа кроме фотоаппарата должен быть…


Да все что угодно! Это могут быть не только леденцы или какая-то игрушка. На самом деле много всего, и много чего неожиданного. У меня, например, в рюкзаке всегда запасная футболка. Я использую ее не только по назначению. Футболку можно постелить вместо пледа, потому что люди не всегда готовы сесть на траву, если нарядно оделись, а это сразу решает проблему. Я беру с собой стеклышки, подвески с люстры, которые при съемке дают интересные блики и отражения. У меня с собой всегда пленочная мыльница, которую сложно сломать и можно легко дать ребенку, чтобы занять его. Я беру пластыри, заколки, невидимки, даже матирующие салфетки. Когда я достаю из рюкзака матирующие салфетки, девушки удивляются и в то же время понимают, насколько серьезно я готовлюсь к съемке. Это приходит с опытом. Пластырь, например, я начал носить в рюкзаке лет семь назад, после того, как на одной свадьбе осколок бокала отлетел в ногу маме невесты. И сразу все стали спрашивать - есть ли у кого пластырь? И ни у кого не было. Я представил - если бы он у меня был, и на будущее всегда брал. Все это - супервозможности фотографа, которые нужно использовать.

Какая самая большая семейная фотография у вас была?


Однажды я снимал день рождения близнецов, на даче собралась вся семья, все родственники, человек 50, наверное. Мне даже пришлось снимать из-за границ участка, потому что все не помещались в кадр.

Как часто нужно проводить семейную съемку?


Все очень индивидуально. Но на мой взгляд, чем чаще, тем лучше. Потому что дети безумно быстро растут, невероятно быстро меняются. И в плане внешности, и в плане характера, и в плане эмоций, мимики. Я сам мечтаю о ребенке, и когда у меня появится свой ребенок, я, понятное дело, буду фотографировать его чуть ли не каждый день. Если говорить с точки зрения какого-то семейного фотоархива, я считаю, раз в полгода - раз в год, это оптимально. Но на самом деле, повторюсь - чем чаще, тем лучше. Потому что хочется зафиксировать, сохранить все изменения, которые происходят в жизни ребенка. Я сам, например, не помню себя лет до 5-6. Вообще! Когда мне рассказывают родители какие-то истории моего детства, я всегда на них смотрю с глазами по пять копеек — чтоооооо? я?? да ладно???

Но кроме обычной жизни семьи есть какие-то важные даты - первый день рождения, первое сентября. Можно дать родителям какой-то ивент календарь для фотосъемки?


Я бы не стал применять понятие ивент-календарь к семейной съемке. Есть какие-то важные этапы психологического развития ребенка - когда он начинает понимать, ходить, говорить, рисовать и так далее. Я еще не все их себе представляю, потому что я сам пока не родитель. Но мне кажется, моменты, когда в ребенке что-то сильно меняется, намного важнее, чем календарные даты. Вот их просто необходимо фиксировать. Конечно я снимаю и дни рождения, и первое сентября, и утренники, и школьные праздники - в жизни ребенка огромное количество важных дат. Но для меня гораздо интереснее и важнее то, что у каждой семьи есть какие-то свои события, которые делают ее индивидуальной, а какие-то обычные дни - значимыми и запоминающимися.

Есть какой-то возраст, за который вы не беретесь?


Некоторые родители хотят поснимать ребенка, когда он только родился. И вот съемки новорожденных - это не мой жанр, не мой спектр работы. Я за это почти не берусь, потому что чувствую, что это не мое.

В каком самом необычном месте вы снимали?


После съемки в тату-студии, трудно представить что-то более необычное. Но на самом деле, в любом месте можно снять интересно. Конечно, я выбираю места с точки зрения живописности, каких-то фактур, чтобы на фото это смотрелось интересно. Но, по факту, любое место можно сделать необычным. Например, была одна семейная съемка, мы снимали в кафе, и у меня есть кадр, когда семья сидит за столиком, а я снимаю буквально через гардероб, через вешалки. И когда смотришь на эту фотографию, ты не очень понимаешь, где они вообще находятся. Вот когда вы сами преображаете место, находите ракурсы, передаете правильно объем, скрываете лишнее и показываете нужное, возможно даже делаете это место неузнаваемым - это как раз и делает место интересным и необычным. Поэтому я не могу сказать, что какое-то место «Вау!!!» как запомнилось. Если оно и было «Вау!!!», то это потому, что ты его таким увидел, и смог показать таким. И не факт, что кто-то другой увидит его таким же.

Закончите фразу «Детство - это …


Детство - это целая жизнь. Именно поэтому и нужно снимать детей как можно чаще. Это что-то невероятное, чего к сожалению, не вернуть. Очень часто взрослые хотят побыть детьми, подурачиться, снова окунуться в детство. Это тот период, который безумно быстро пролетает, и ты понимаешь, что ты никогда этого больше не испытаешь. Ну только когда у тебя появятся свои дети, наверное.

У вас есть любимый мультфильм?


«Умка». Про медвежонка на Северном полюсе. Очень красивый мультфильм, и места там необычные —полюс, северное сияние, ну и музыка конечно - “ложкой снег мешаааяяяяя…”. Почему-то вспомнил этот. И про мамонтенка еще, они чем-то похожи, и там тоже хорошая песенка.

У вас в детстве была любимая игрушка?


Я безумно был увлечен конструкторами, просто фанател от Лего. У меня накопилось невероятное количество элементов Лего, родители мне только потом рассказали, сколько денег на это было потрачено. Я помню какую-то фантастическую по размерам космическую станцию с ракетой. Возможно, мне ее подарили, потому что папа служил в ракетных войсках. Мне кажется, это все влияет на ребенка, когда я вырос, я пошел учиться на инженера-проектировщика, но после университета понял, что хочу чего-то более творческого. Камеру я взял в руки совершенно случайно, классе еще в девятом, наверное, какую-то простую совсем, родителям подарили. Она была абсолютно примитивная, но с тех пор фотоаппарат я из рук не выпускал, и в итоге это захлестнуло меня с головой.

Смартфон — конкурент семейного фотографа?


На смартфон снять легче, быстрее, и иногда даже круче получается. Когда я готовлюсь к съемке, я иногда пролистываю инстаграмм ребят, чтобы увидеть - что они любят, на каких фото они нравятся себе. Это, с одной стороны, помогает при подготовке, но с другой стороны, смотришь и понимаешь - такой кадр ты не сделаешь. Потому что, когда малыш видит себя на экране в момент съемки, он не понимает - как это происходит, что это? И эти эмоции, удивление, восторг, они настолько яркие. Я не могу сказать, что смартфон - конкурент, у мобильной и профессиональной фотографии совсем разные цели. Когда ребята хотят увидеть себя со стороны, и быть в кадре всей семьей, логично, что они выбирают профессионального фотографа.

Какие советы вы можете дать родителям, когда они сами фотографируют детей?


Основной совет - ловить моменты, ловить то самое взросление и те самые важные первые начинания, ведь профессиональный фотограф не может быть рядом с вами всегда. У меня самого бывают иногда фотографии на смартфон, которые с профессиональной точки зрения являются браком, но там же магия именно в моменте, который для тебя что-то значит, с чем-то ассоциируется. Фотография - она настолько всеобъемлющая, не подчиняющаяся никаким правилам стихия, именно поэтому я считаю, каждый должен снимать так, как он видит и так, как ему хочется.

Были какие-то интересные идеи для съемки, которые придумали сами родители?


Как-то раз я снимал ребят, которые чуть ли не целый зоопарк привезли к себе на дачу. Их дочка, конечно, была в полном восторге! Там были козы, овцы, куры, петухи, кролики. Я даже в какой-то момент растерялся, потому что зверей было так много, что они просто не помещались в кадр. Дети очень любят животных - они интересные, милые, могут быть смешными, могут немного испугать, могут облизать, это невероятные эмоции для ребенка. Когда мы готовимся к съемке, я всегда спрашиваю - есть ли в семье собака или кошка, и стараюсь, чтобы эти члены семьи обязательно оказались в кадре.

Какую фототехнику вы используете? Ваш любимый фотоаппарат и объектив?


Я снимаю на Canon 5D Mark 3, а любимый объектив “полтинник” - Canon 50/1,2. Есть такое понятие у фотографов - «твое стекло», когда чувствуешь, что можешь на этот объектив снять все. Ты понимаешь, как объектив работает, как он устроен, насколько он “шустрый” и как он “рисует”. У меня однажды даже был эксперимент, я на “полтинник” снял всю свадьбу - отлично получилось) Ну а Canon, потому что первый пленочный фотоаппарат у меня был Canon EOS-300, и менять всю “систему” не было смысла. На пленку я часто снимаю до сих пор, и мне удобно брать с собой весь комплект цифрового оборудования и пленочную тушку, потому что на нее подойдет любой объектив.

Почему важно печатать фотографии?


Фотография на бумаге намного лучше передает ощущения. Когда ты смотришь на экран, ты не останавливаешься, не заостряешь внимание на чем то, знаешь, что кадров много, листаешь и листаешь. А когда печатаешь фотографии, выбираешь только важные для тебя кадры, те, которые полюбились. Когда к ним прикасаешься, ты на них как-то зависаешь. Это совершенно другое ощущение. Я сам, когда мне грустно, люблю пойти к родителям и посмотреть их старые альбомы. Понятно, что тогда это вообще была отдельная история. Тогда сами проявляли, сами печатали, сами вклеивали. Но суть одна и та же, фотография на бумаге - это круто.

Какой ваш самый удачный семейный кадр?


Однажды я снимал семью художника. Я преимущественно работаю в Москве, но живу в Юбилейном (сейчас это Королев), и у нас есть один парень - Саша Шон, который, наверное, процентов 90 граффити в городе нарисовал. Он вот очень круто рисует! Мне было интересно поснимать его семью, потому что он и его жена Марина очень творческие, необычные ребята, со своим взглядом на жизнь, а значит и на семью. Мне хотелось снять некую историю про ребенка в семье художника. Я пришел к ребятам в гости, мы попили чайку, немного поснимали сборы в квартире, а потом отправились на пленэр в ближайший лесок. Саша рисовал пейзаж с церковью, Марина играла с Агнией, мы все общались и наслаждались хорошей погодой. В какой-то момент Саша с Мариной обнялись, и получился кадр, который мне до сих пор очень нравится: теплый осенний день, обнимающиеся ребята, Агния сидит между ними и грызет карандаши. Он мне безумно запал в душу, потому что есть в нем какая-то невероятная идиллия и семейная гармония. Чувствуется любовь, счастье и спокойствие, они над Агнией как домик, такая забота и уют. Ловить именно такие мимолетные моменты - казалось бы простые и легкие, но в которых есть глубина и смысл, для меня безумно важно.

Фотографы в городах и странах