Что вас привлекает в работе детского и семейного фотографа?


Процесс. Мне нравится снимать детей и семьи, ловить эмоции, моменты. Отношения детей и взрослых непосредственны, полны любви. Я буквально кайфую.

Можно рекомендовать родителям какой-то ивент - календарь для фотосъемки? Первый день рождения, первое сентября и так далее?


Все индивидуально, и зависит от того, что людям хочется. Кто-то начинает снимать с недельного возраста ребенка, а кто-то еще с беременности мамы. А дальше, если говорить о детской съемке, мне кажется, минимум раз в год. Ребенок быстро меняется, навсегда, и эти изменения важно заснять. Кто-то и раз в полгода приходит. Довольно часто съемка происходит в районе дня рождения ребенка, а у кого-то традиция сниматься под Новый год. Не все можно привязать к календарным праздникам, например, первое сентября - вообще не дата. Поэтому из привязок к календарю остаются день рождения и Новый год. Но если говорить о семейной съемке, она проводится для того, чтобы всю семью зафиксировать, а не отметить что-то. Семьи меняются, растут, в том числе дети. Беременность, первый ребенок, второй… Сел, пошел, побежал… Это скорее, привязка к событиям. Фотолетопись жизни семьи.

У вас есть проект “Один день”, как он появился?


Когда я начала этот проект, этого еще никто не делал, ни в Питере, ни в Москве. Понятно, что не я придумала жанровую фотографию, но целиком день из жизни семьи - буквально от пробуждения до сна, никто не снимал. Началось все с моей подруги, у которой родилась двойня. Всем, наверное, понятно, какие будни у молодой мамы, а тут все в квадрате. Оба родителя при этом работали, а по выходным сидели по очереди с детьми. Когда Марусе и Тимоше был год, я приехала в гости, общались мы с их мамой в перерыве между “покормить”, “на горшок”, “попить”, “поиграть”… и я предложила Кате - давай снимем один день из вашей повседневной жизни. Потом ты будешь смотреть на эти фотографии и плакать от счастья. Мы отсняли, и когда через месяц я показала ей фотографии, она уже тогда прослезилась.


Представьте, что будет через 10 лет. Во-первых, дети за месяц изменились, во-вторых это мне видно со стороны каких сил, эмоций стоит каждый час этого дня, как ценно каждое мгновение, а родители в потоке, это практически выживание: между кормлениями двойнях Катя сама ела на ходу, пока одевала на прогулку одного, второй успевал вспотеть, на улице Маруся бежала в одну сторону, Тимофей в другую, купали малышей только вдвоем - один моет, второй вытирает. Но между этим всем куча смешных, трогательных ситуаций. Ценность-то момента никто не отменял, и это нужно фиксировать, сохранять, чтобы потом пересматривать.

Вы планируете, что будет происходить на съемке?


Если мы снимаем один день из жизни семьи, задача снять все так, как происходит на самом деле. Составляется сценарий для моего понимания что за чем. Но все это не отличается от их обычной жизни. Поцелуи после сна, прогулка, чтение книжки на ночь - все, как всегда. И так, как не будет уже через месяц, год.

А если съемка проходит в студии?


Что и как мы будем снимать в студии — зависит от цели съемки. Если говорить о детской съемке, то это может быть классический портрет фон-свет. Это может быть фотосессия в каких-то декорациях. Это может быть фэшен съемка или индивидуальный творческий проект. Если это семейная фотосессия, то выбор между постановочной и жанровой съемкой. Во втором случае снимаем либо дома, либо в студии с интерьером, приближенным к домашнему. Клиенты приносят игрушки, книжки, бесятся, читают, играют и я это все снимаю. Если в Новый год, то на фоне елки, если в день рождения - то с тортом. Все зависит от желания моих моделей. Но, например, если маме нравится художественная фотография, или семья не привыкла показывать эмоции, то мы будем снимать постановочное фото. Если семья живая, веселая, и готовы буквально стоять на голове перед камерой — значит, делаем жанровую съемку дома или в интерьерной студии. Здесь нет никаких правил, только желание клиента. Но, не зависимо от выбора жанра, я фотографирую так, чтобы потом получилась цельная серия, история - фотофильм. Я снимаю не просто лица, я снимаю любовь, нежность, страсть, драйв - то, что дает мне семья перед камерой. Конечный результат можно будет выложить в виде фотоистории в соцсетях, или напечатать книгу, а книга должна быть такой, чтобы ее интересно было листать с точки зрения стороннего зрителя.

Сколько времени длится детская съемка?


Это зависит от возраста ребенка. До трех лет - максимум час. Если это семейная съемка, и участвуют двое детей, но детки маленькие, то все равно лучше укладываться в час. С трех-четырех лет можно уже работать два часа. При этом, если вся семья из четырех человек и больше, то на весь процесс нужно хотя бы пару часов. Так что при наличии младшего в районе года-двух приходится укладываться всего в час. Обычно я обговариваю с мамой, какой характер у ребенка, может ли он выдержать больше “положенного” по возрасту. Ну а если это серьезный арт-проект, или фэшен, два часа это уже экспресс съемка, необходимо от 3-4 часов.

Как за час можно гарантированно получить результат?


У профессионала должна быть своя система, “рыба” съемки, набор шаблонов - ракурсов, планов. Я могу в одной студии, в одном и том же зале снять несколько семей, и все серии будут разные. Частично они будут совпадать, частично нет, но для зрителя это будут абсолютно разные серии, благодаря технике съемки, композиционным решениям, творческим приемам, и потому что все люди разные, эмоции разные. Я фотографирую с определенной целью - чтобы на выходе был набор кадров: все члены семьи вместе, по одному, папа с детьми, мама с детьми, только дети, и так далее. Таким образом, у меня выходит много разноплановых и разноракурсных кадров, в нескольких локациях в одном зале, даже если я снимаю всего час. Без системы все будет зависеть не от фотографа, и выйдет из-под контроля. Я называю процесс фотосъемки - лего. Нужно из множества кирпичиков составить несколько конструкций, которые затем объединить в единое целое, которое нарисовано на коробке.

Расскажите о вашем проекте «Взрослые дети»


Я его делала два раза. Мне очень нравится, как дети снимаются, как это все происходит. Суть проекта - дети ведут себя как взрослые. Во-первых, они часто копируют своих родителей, я думаю, каждый не раз слышал «Я взрослый! Я сам могу!»Я ставлю ребенка в заданные условия, где он может вести себя, как большой, и каждый выдает свое. Причем это не наигранное, все идет изнутри.


Начиная со взрослого взгляда, позы и заканчивая примеркой маминых туфлей, или помады. Это один из проектов, который, на мой взгляд, бесконечен. Его можно постоянно доснимать.


У меня несколько проектов, которые я продолжаю снимать. Например, «Большой спорт для маленьких», в котором участвуют дети, для которых спорт уже практически профессия.


Это репортажная фотосъемка реальных тренировок. Результат получается очень сильным. Ценным не только для героев проекта и их родителей, но и для зрителя. Это уже история не семьи, а возможно, будущего чемпиона.

Были съемки в каком-то необычном антураже, который придумали сами родители?


Был проект «Цирк» мы снимали брата с сестрой в зале, оформленном под цирк, в образе цирковых артистов. Проект «Кукла», девочка-подросток захотела сфотографироваться в данном образе. Один раз родители сделали большой корабль из бумаги и нарядили свою годовалую дочку как моряка, из голубых шариков создали море. Такие форматы возможны, и они по-своему интересны. В то же время, у меня есть «White проект», когда мы снимаем вообще без интерьера, в джинсах и белых майках на белом фоне. Это проект, который показывает, что семейная фотография - это не интерьер, а эмоции, жизнь.

Как появился проект «Сказки детям»?


Я подобрала детей, которые похожи на персонажей сказок - дети клиентов, друзей: Алису в Стране чудес, Пеппи Длинный Чулок, Красную Шапочку. Это тоже серия, которую можно снимать бесконечно. Сложность в том, что нужно найти костюмы, придумать где снимать, совпасть с графиком моделей, моим, погодой. Это уже журнальный проект для командной работы.

Как вы оцениваете состояние семейной и детской фотографии в России?


С одной стороны, она развивается, потому что это действительно интересно, а с другой стороны, на мой взгляд, не так быстро, как могла бы. Появилось очень много фотографов, которым кажется, что это не трудно, что этим легче можно заработать, чем, например, свадебной фотографией или вообще чем-либо еще. И люди туда идут просто по принципу «я купил камеру, я люблю детей - буду детским-семейным фотографом». А это естественно не те причины, которые должны быть двигателем. Идти в данный жанр нужно только в том случае, если ты понимаешь, для чего ты это делаешь, и зачем ты это делаешь. Понимаешь, что ты можешь что-то привнести в развитие детской и семейной фотографии, оставить что-то после себя. Не ради денег. Не потому что детей легко снимать, что к слову, совсем не так. Мне кажется, что мало у кого есть понимание, что фотография - это история. В масштабе одной семьи или страны - это не важно. С появлением доступной фотоаппаратуры значение процесса нивелировалось. Но оно же не изменилось. По-прежнему, нужно уметь снимать, знать технику съемки, ловить эмоции, визуализировать жизнь.

У вас в детстве была любимая книга и любимый персонаж?


Я в детстве читала очень много. Ночью под одеялом с фонариком, когда родители укладывали. Любила про Тома Сойера, Муми Троллей, Тутту Ларссен, Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. Но какой-то излюбленной книги, зачитанной до дыр - не было.

Какая самая большая семейная фотография у вас была?


Человек 20 наверное. Большая семья, несколько поколений — мамы, папы, дедушки, бабушки, дети внуки, братья, сестры. С одной стороны, потрясающе смотреть, как несколько поколений собирается, и это для них повод, многие не видятся друг с другом часто. С другой стороны, это сложная работа, потому что съемка ведется в несколько этапов. Сначала приходят одни, потом другие, затем собираются все для общей фотографии. И нужно не забывать про количество планов, про конечную картинку лего-конструкции.

Часто бывают такие съемки?


Довольно часто. Обычно, правда, поменьше народа, человек 10 плюс-минус. Просто люди понимают, что, хотя бы один раз нужно сделать фотографию, где будут все поколения одной семьи. Часто приводят бабушек и дедушек в том возрасте, что следующего раза уже может и не быть. Иногда поводом для такой съемки становится Новый год.

Какие сложности в работе с детьми?


Очень многое зависит от воспитания ребенка, от его отношений с родителями. Фотосессия - это работа для всех - и тех, кто в кадре, и того, кто за ним. Если родители отстраняются, не помогают мне - это усложняет процесс съемки малыша. Для более старшего возраста я бывает вообще выставляю маму из зала и работаю с юной моделью одна. Бывает, конечно, ребенок не в настроении. Например, поспал мало, не поел вовремя, или еще что-то, ну, “не день Бэкхема”. Тот же самый ребенок в другой день будет лапочкой. Тут не угадаешь.

А что должны родители делать при съемке?


Когда мы говорим о малышах лет до 3-х, родители должны следовать моим указаниями. Если я говорю, что ребенка нужно куда-то поставить, его нужно туда поставить. Если нужно куда-то повернуться, или переместиться, они должны помогать. Я же не могу брать ребенка на руки, это чужой ребенок, поэтому мама и папа должны стать активными участниками съемки. Начиная с четырех лет, дети прекрасно понимают, что нужно и для чего. Здесь уже нужно только моральное участие родителя. Ну а если это подросток, то взрослые могут вовсе не присутствовать при съемке, потому что в этом возрасте есть вероятность, что ребенок будет стеснятся родителей.

Домашний питомец на съемке - это хорошо или плохо?


Если у вас есть питомец, и вы хотите его снять - приводите его. С домашним питомцем съемка может быть более разнообразной, кроме того, это же член семьи, и прекрасно, если он будет на семейной фотографии.

В сумке у детского фотографа кроме фотоаппарата должен быть…


“Чупа-Чупс”. У меня всегда есть мини “Чупа-Чупсы”, и, если ребенок вдруг отказывается работать, или в плохом настроении, у меня есть чем его подкупить. Это бывает редко, обычно родители сами приносят что-то. А это моя палочка-выручалочка с леденцом.

Ребенка нужно как-то подготовить к съемке?


Конечно, нужно рассказать, что мы поедем в студию, будем фотографироваться, там будет фотограф “тетя Таня”. Нужно взять с собой игрушки, чтобы привлекать внимание ребенка, сладости, попить. Нельзя просто привести неподготовленного малыша в новое для него место. Заставить делать то, что он не хочет, переодевать несколько раз. И все это быстро, потому что время ограничено. Часто взрослые договариваются с детьми: “ты будешь хорошо себя вести, а мы после съемки поедем в кафе” или “пойдем покупать машинку”. Я обычно шучу, что папа вел себя на фотосессии лучше всех, он точно заслужил мороженое.

Какую фототехнику вы используете? Ваш любимый фотоаппарат и объектив?


Я снимаю на беззеркалку Sony Alpha ILCE-7RM2. У серии Sony А7 отличный контрастный видоискатель, focus peaking для съёмки мануальными линзами, поворотный экран, закачиваются программы для мультиэкспозиции и timelapse, а через переходник ставятся объективы любой системы — можно долго рассказывать о преимуществах этой камеры. У меня все линзы Voigtlander Nokton, я очень много снимаю на объектив с фокусным расстоянием 40 мм, это моё любимое фокусное расстояние. Помимо этого, для портретов ставлю 75 мм, а для каких-то композиционных решений — 21 мм.

Многие фотографы предпочитают в детской съемке естественное освещение. Насколько это важно?


Все зависит от цели и формата. Если это жанровая съемка дома, я снимаю без вспышки, с естественным освещением. Это репортаж, без вмешательства - свет нужен такой, какой он есть. Если я снимаю что-то типа жанра в студии — модели бегают, бесятся, я тоже фотографирую со светом от окна в дневное время суток. Сейчас почти все студии в Питере с лофт залами с большими окнами. Правда, у нас какой-либо свет вообще редкость, вот буквально на днях я снимала утром, но было так пасмурно, что пришлось использовать постоянный источник света. Но как профессионал, я работаю с любым типом освещения. Можно же смешивать естественный и студийный, импульсный и постоянный источники. В зависимости от того, какие я собираюсь использовать, выбираем время для фотосессии. Иногда происходит наоборот, если время в студии свободно только вечернее, то не приходится выбирать с чем снимать. А то что сегодня многие работают только с естественным освещением, чаще всего потому, что так называемые фотографы, просто не умеют работать с любыми другими источниками. Классическую студийную фотографию - свет-фон, сейчас мало кто умеет делать. Не умеешь — учись. Не хочешь учиться — иди вообще в какую-нибудь другую профессию.

Закончите фразу детство это ..


…слава Богу, что прошло

В чем специфика детской и семейной фотосъемки и какими главными качествами должен обладать фотограф?


Как и в любой съемке, с точки зрения психологии, работает правило - будьте такими, какими вы хотите, чтобы были ваши клиенты. Фотограф должен управлять людьми, исходя из того, какие они. Нужно уметь подстраиваться. То есть, с одной стороны я такая, какими я хочу их видеть - открытая, веселая, коммуникабельная, а с другой я подстраиваюсь и управляю ими через то, какие они. Если они не в настроение, я его поднимаю. Если они устали, я даю им возможность передохнуть. И так далее. При этом, когда на съемку отведен час, нужно работать просто со скоростью звука. У меня когда ассистенты приходят, у них глаза на лоб лезут от той скорости, с которой я работаю. Это тяжелый труд, нужно на 50 процентов быть психологом, а на остальные 50 - очень хорошо знать свет, свою аппаратуру, технику съемки, готовиться к ней. Пока я меняю настройки, ногой двигаю стойку с моноблоком, продолжаю разговаривать с клиентами, чтобы не потерять контакт и продумываю следующие кадры. Это процесс, не менее сложный, чем свадебная съемка. Бывает, что после 3-часовой семейной съемки в студии, выхожу из зала в таком состоянии, будто отсняла часов шесть свадьбы.

У каждого фотографа в жизни есть кадр, который он считает удачей. Какой ваш самый удачный кадр?


Самый удачный кадр еще впереди. Иначе зачем вообще снимать, если я его сделала, можно остановиться. Как правило, те, что мне понравились, идут в портфолио. Типа кадра, снятого на длинной выдержке, где Саша бегает за родителями, изображая зомби. Это съемка в студии, где семья вела себя, как дома - бегали, прыгали, смеялись, обнимались. Это отражает их любящие отношения. Моя режиссура заключалась только в предложенной ситуации - я попросила их побегать вокруг дивана, объяснила, как буду снимать. Такой кадр далеко не с каждой семьей сделаешь: можно не заставить родителей или ребенка бегать, или они в итоге сделают не так, как я сказала. Такие кадры кажутся случайными, но это видимость легкости.


Мне нравится классический черно-белый портрет Саши. Потому что это как раз студийная съемка “свет-фон”, ребенку всего три года. Довольно сложно в этом возрасте заставить ребенка стоять там, где тебе надо, делать то, что надо. Но в итоге получился отличный глубокий портрет.


Я люблю делать фотографии, при взгляде на которых возникает история. У каждого своя. Типа кадра с Наташей на окне с ее любимым зайцем. Портрет при естественном освещении, где свою роль сыграл образ ребенка, заяц, форма окна и то, что за окном - получилась сказка.


Как правило, лучшие кадры возникают спонтанно - при общении с моделью, в зависимости от света в зале, существующего декора или фона. Так получилась фотография с Кариной - в клетке. Снято с помощью объектива Lensbaby, то есть все сделано при съемке: настоящая клетка, свет, размытие и Карина, доверившаяся моей идее и без которой кадр бы не сложился. Из обработки только перевод в черно-белый режим. Фотографии уже почти 6 лет, но в ней есть посыл и она никогда не устареет.

Фотографы в городах и странах