Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Nikon DC-Nikkor 105/2D AF: тест журнала “Foto&Video”

Дата публикации: 31.12.2009

Вступление

По мере того, как одна половина фотографирующего человечества стремилась получать четкие и насыщенные отпечатки своего бытия, другая хотела придать своим снимкам больше художественности. Интрига вокруг софт-фокуса сохраняется и поныне

Nikon DC-Nikkor 105/2D AF: тест журнала “Foto&Video”

Nikon DC-Nikkor 105/2D AF

Наше восприятие обладает необыкновенной способностью обобщать частное и выделять главное. Может, именно поэтому не все фотографии нам хочется видеть резкими до последней детали. Устранение лишних подробностей, недосказанность, позволяет выявить основное в изображении, его суть. Иногда желательно размыть фон или передний план, а иногда и основной объект лучше смотрится как бы слегка подернутым дымкой. Особенно востребован подобный подход в портретной фотографии, но благодаря пикториалистам он часто применяется при съемках пейзажей и даже в жанровых снимках.

Технических способов получения мягкого, слегка нерезкого изображения несколько. Можно применять фирменные или самодельные рассеивающие насадки и светофильтры, снижающие контраст изображения, а можно воспользоваться специальным объективом. Однако таких объективов достаточно много, каждый производитель старается придумать собственное «красивое» название, и даже опытные фотографы путаются в терминологии.

Особую картину нерезкости дает простейший объектив из одиночной линзы — монокль. Тут дело в том, что центр линзы имеет фокусное расстояние, немного отличающееся от фокусного расстояния ее краевых зон. Поэтому, если наводить на фокус по центральной части кадра, лучи, прошедшие через края линзы, будут немного расфокусированы, и наоборот. Каждая точка изображения будет окружена ореолом. Но кроме этого, такой объектив дает еще и хроматические аберрации — нерезкость изображения за счет дисперсии света (разное преломление лучей разных цветов). В цветной фотографии никакого смягчения картинки за счет хроматических аберраций получить нельзя, получится лишь «каша» с разноцветными каемками.

Другие, значительно более сложные оптические конструкции обобщенно называют софт-объективами. Сейчас под этим термином понимают объективы, конструкция которых позволяет «на ходу» менять расположение оптических элементов и вносить в изображение некоторые аберрации, «смягчая» изображение. Раньше подобных конструкций не существовало, и выпускались «просто» мягкорисующие объективы. Каждый такой объектив обладал уникальным характером изображения и имел не менее уникальное имя (Nicola Perscheid фирмы Emil Busch, Veritar компании Wollensak и др.).

Характер изображения, создаваемого современными «софт-фокусными» комбайнами, отличается от полученного настоящими мягкорисующими объективами. В первую очередь, при диафрагмировании все аберрации и вызванные ими софт-эффекты заметно уменьшаются, изображение становится резким по всему полю. В то же время для классического мягкорисующего объектива такой зависимости не существует — изображение остается неизменно «мягким».

Печальная правда заключается в том, что настоящие мягкорисующие объективы уже почти не производятся. Некоторое время назад компания Cooke Optics возродила портретный объектив Pinkham & Smith Visual Quality Series IV Soft Focus Lens под именем Cooke Portrait Lens PS945 229mm f/4.5 для камер формата 4х5 дюймов, но довольно быстро прекратила это неперспективное для современного рынка производство. Сейчас в линейках ведущих производителей присутствуют в основном только современные софт-объективы, названия которых отражают особенности их работы. Так, у компании Nikon есть объективы Defocus Image Control, у Minolta/Sony — Smooth Trans Focus. «Честные» софт-объективы выпускает Pentax, a некоторые другие производители, хотя и называют свои объективы Soft Focus, вольно или невольно вводят фотографов в заблуждение. Мы попробовали разобраться с поведением таких объективов на примере DC-Nikkor 105/2D AF.

Дата публикации: 31.12.2009
Комментировать
Главы:123
Далее «Nikon DC-Nikkor 105/2D AF в работе, тестовые фотографии»
User
Андрей Акимов и Андрей Паршев
comments powered by Disqus