Вверх

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Видеосъёмка. Wi-Fi и GPS

Видеосъёмка

Сегодня любой профессиональный фотоаппарат — это ещё и мощная видеокамера. Съёмка с разрешением 4К сегодня уже де-факто является обязательным требованием к профессиональному инструменту видеозаписи, на звание которого вполне заслуженно претендует и Sony ILCA-99M2. Запись в 4К в происходит фактически без кропа, но с соотношением сторон 16:9. Вполне ожидаемо, что качество картинки получаем отменное.

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Однако в компании Sony пошли ещё дальше, предложив особый стандарт «Супер-35». Кадр видео в формате 4К снимается со всей матрицы и имеет итоговое разрешение 8 Мп. Как получить изображение в 8 мегапикселей с 42-мегапиксельной матрицы? За счёт объединения пикселей — биннинга. А при этом может страдать чёткость изображения. Раз в нашем распоряжении всё равно столько мегапикселей, почему бы их не использовать более оптимально при видеозаписи? Особая технология передискретизации позволяет снять с матрицы информацию без объединения пикселей. В формате «Супер-35» её в 1,8 раза больше, чем при обычной записи в 4К. Фактически получается картинка, сохранённая в разрешении 4К, но ещё более детализированная. В режиме «Супер-35» происходит запись без биннинга, а информация снимается не со всей площади матрицы, а с её центральной части, соответствующей по площади киношному формату «Супер-35». В результате съёмка выполняется с кропом 1,5х (APS-C с соотношением сторон 16:9). Физическое разрешение остаётся одинаковым, но в случае режима «Супер-35» увеличивается чёткость изображения.

Скачать в оригинальном качестве

Скачать в оригинальном качестве

Скачать в оригинальном качестве

Скачать в оригинальном качестве

Скачать в оригинальном качестве

Скачать в оригинальном качестве

Скачать в оригинальном качестве

Скачать в оригинальном качестве

Скачать в оригинальном качестве

Естественно, кроме 4К, аппарат прекрасно пишет и в разрешении Full HD, и просто в HD.

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Выбор разрешения

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Выбор битрейта и частоты для Full HD

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Выбор битрейта и частоты для 4К

Благодаря мощному кодеку XAVCS, 4К-видео можно записывать с битрейтом до 100 Мбит/с, а Full HD — до 50 Мбит/с. 4К в PAL можно записывать только с частотой 25 кадров в секунду, в NTSC — 24 или 30кадров в секунду, а для Full HD доступны, соответственно, варианты: 25, 50 и 100 кадров в секунду для PAL и 24, 30, 60 и 120 — для NTSC.

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Есть особый режим S&Q (Slow and Quick), позволяющий снимать в ускоренном или замедленном темпе. Он позволяет ускорить видео в 14 раз, а благодаря съёмке с частотой 100 кадров в секунду ещё и замедлить его в четыре раза. Есть и «непаспортные» возможности. Если перевести камеру в формат NTSC с частотой 120 кадров/с (переключение NTSC/PAL доступно только в российской/европейской версии камеры) и замедлять до 24 кадров/с, то замедление будет пятикратным.

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Через мультиинтерфейсный разъём можно подключать не только вспышки, но и дополнительное оборудование. Например, микрофон Sony XLR-K2M

Профили изображения. Работа с S-Log2 и S-Log3

Фотографы хорошо знакомы с «сырым» форматом RAW. К сожалению, в видеосъемке его применение крайне ресурсоёмко: соответствующее оборудование для записи стоит дорого, а обработка требует мощных компьютеров. Но сохранить видео с расширенным динамическим диапазоном, подобно фотографическому HDR, можно. Для этого созданы специальные профили изображения. Они призваны сохранить все возможные детали на изображении. По сути, такой профиль — это настройка гамма-кривой, которая расширяет динамический диапазон и облегчает работу с цветом.

При работе с профилями гамма-кривой картинка становится малоконтрастной, но зато в ней сохраняется максимум деталей как на светлых, так и на тёмных участках кадра. При постпроцессинге контрастность и насыщенность можно поднять, а дополнительные детали в тенях и светах сделают обработку максимально гибкой. Это такая своеобразная альтернатива формату RAW при видеозаписи.

Скачать в оригинальном качестве

Скачать в оригинальном качестве

Профиль S-Gamut3.Cine/S-Log2 (профиль PP8) и S-Gamut3/S-Log3 (профиль в камере PP9) позволяют добиться широты динамического диапазона до 14 ступеней экспозиции при видеосъёмке. Профиль S-Log3 более эффективно работает с тенями по сравнению с S-Log2, который есть в предыдущих моделях фотокамер Sony и к которому привыкли многие фотографы. Кстати, привычный многим S-Log2 в Sony Alpha 99 II тоже есть.

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Сравнение профилей S-Log2 и S-Log3. Последний демонстрирует расширение динамического диапазона на 1,5 ступени, полутона получаются светлее, показана лучшая работа с тенями

Съёмка с использованием профилей S-Log была сложна тем, что картинка на экране камеры выглядела очень малоконтрастной. Это мешало настроить экспозицию и прочие параметры съёмки необходимым образом. Да и просто контролировать происходящее в кадре сложно при таком низком контрасте изображения. К примеру, в кадр могут попасть лишние детали, а вы их даже не заметите. В Sony ILCA-99M2 есть специальная функция Gamma Assist, призванная помочь при работе с профилями гамма-кривой. Активировав её, вы поднимите контрастность изображения на дисплее до «нормальной» картинки, в то время как на карту памяти будет записываться малоконтрастное изображение, готовое к постобработке.

Скачать в оригинальном качестве

Скачать в оригинальном качестве

В Sony Alpha 99 II есть все привычные функции, облегчающие видеозапись. Если рассказывать о каждой подробно, наша статья превратится в полноценную книгу. Поэтому упомянем их вкратце.

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Уровни звука выводятся на экран

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Есть «зебра», облегчающая работу с экспозицией

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Есть функция отображения таймкода

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Есть функция подавления шума ветра

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Есть подавление мерцания при съёмке со специфическими видами ламп

Автофокус и видеозапись. Нюансы и эффективность

Важное достоинство Sony ILCA-99M2 — возможность автофокусировки при видеозаписи. Может, кто-то не в курсе, но многие профессиональные «фотоаппараты для записи видео» до сих пор её не имеют. Непрерывная фокусировка при съёмке видео работает так же, как и при фотосъёмке. Доступны к выбору любые зоны фокусировки, есть функция распознавания лица.

Но есть у Sony Alpha 99 II и свои нюансы. Автофокус доступен только при записи видео в режиме экспозиции Р, то есть выдержку и диафрагму настраивает аппарат, а вы лишь регулируете ISO. Если вы попробуете переключиться в другой режим экспозиции при включённом автофокусе, аппарат этого сделать не даст.

Следующий нюанс — невозможность снимать с автофокусом на светосильную оптику при максимально открытой диафрагме. Возможно, это связано с гибридной системой фокусировки, использованной в камере. Так, самая широкая диафрагма при съёмке и на Sony Carl Zeiss Planar T*85mm f/1.4 ZA и на Sony 70-200 2.8G OSS составила F3.5 — не шире. При отключении автофокуса доступен весь диапазон диафрагменных чисел.

Sony Alpha 99 II устроена так, что даже при записи видео работает фазовая фокусировка на отдельном модуле, а не только на матрице. Было интересно проверить её в работе. Будет ли она отличаться от привычной контрастной фокусировки с её «дыханием» и не всегда уверенной работой?

Жаль, что нельзя было воспользоваться фокусировкой в каком-то ином режиме, кроме Р, но в целом автофокусировка произвела позитивное впечатление. Аппарат корректно следит за движущимися объектами и лицами в кадре. Причём в случае нахождения лица в кадре, будьте уверены — Sony ILCA-99M2 «вцепится» в него и не отпустит. Для съёмки людей автофокус подходит наилучшим образом.

При записи каких-то репортажных событий, когда объект очень быстро движется, возможны его потери, особенно если не было обнаружено лицо в кадре. А лицо камера находит примерно с уровня поясного портрета, т. е. у человека, находящегося в кадре в полный рост, автоматика лица не увидит.

Автофокус любит контрастные объекты, контрастный фон, и любит сбиваться на него в случае работы с широкой зоной АФ, даже если между объектом и камерой нет никаких дополнительных помех.

Скачать в оригинальном качестве

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом ILCA-99M2 / 24-70mm F2.8 ZA SSM II УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.5, 1/60 с, 35.0 мм экв., 12.0 МБCкачать RAW

Wi-Fi. Возможности дистанционной работы

Все камеры Sony славятся широкими возможностями беспроводной связи и дистанционного управления. начнём с модуля Wi-Fi. Если установите на свой смартфон приложение PlayMemories mobile (программа доступна как для Android, так и для iOS), то камера окажется у вас в дистанционном подчинении.

Подключить камеру к смартфону очень просто. Достаточно отсканировать QR-код, который будет показан на экране фотокамеры. И всё, девайсы связаны. Ещё проще соединить устройства, если смартфон имеет функцию NFC. Достаточно будет просто поднести их друг к другу.

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом
Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Удалённое управление фотокамерой реализовано очень удобно. В приложении доступны все основные настройки. При этом органы управления на фотоаппарате не блокируются. Вы можете управлять настройками и на самом аппарате, и с телефона.

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Удалённая съёмка с помощью смартфона

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Дополнительные настройки съёмки, которые можно регулировать в приложении

Кроме удалённой съёмки, с помощью беспроводной связи вы можете передать фотографии на смартфон. Удобно! Особенно для активных пользователей социальных сетей и Instagram.

На смартфон можно скопировать кадры в формате JPEG в разрешении вплоть до оригинального. Для справки — большинство конкурентов предлагают скачивать на смартфон лишь уменьшенные картинки.

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Передача файлов с камеры на смартфон: выбираем дату съёмки...

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

...а потом нужные картинки

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Общий вид главной страницы приложения с подключенной камерой

Помимо модуля Wi-Fi, есть в камере и модуль Bluetooth. С его помощью аппарат может установить связь с мобильным устройством, получать с него данные о геопозиционировании и привязывать к снятым фотографиям геометки. Это тоже удобно и может пригодиться путешественникам.

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Теперь необязательно прыгать в сугроб вслед за камерой, чтобы сделать подобный кадр. Ставим камеру на уровень снега, а съёмочный процесс контролируем через смартфон, стоя рядом

ILCA-99M2 / 24-70mm F2.8 ZA SSM II УСТАНОВКИ: ISO 50, F16, 1/2 с, 30.0 мм экв., 6.0 МБCкачать RAW

Опубликовано: 29.12.2016

Обсудить
71ad474e f694 4d59 8c9a 56e5bb337e7c
Константин Воронов
Опубликовано 29.12.2016

Занимаюсь профессиональной фотографией более 8 лет. Сфера деятельности — свадебная, портретная, пейзажная фотография. По образованию журналист. Разработал несколько курсов для сервиса онлайн-обучения фотографии Fotoshkola.net. Преподаватель, ведущий мастер-классов.

Я в Instagram: karrrtinki

Георгий Полицарнов, 2017-02-15T07:18:50

Довольно точное, кстати, определение вопроса. Может, градус негатива к видеографам снизить стоит. Но в целом верно: видеограф создает видеопродукт утилитарного назначения.

Alexander Savochkin, 2017-02-15T00:39:45

Как автор «отличного ответа» добавлю про терминологию вот что. В отечественной традиции человек с камерой называется оператором, и смысл слова «видеограф» ещё не устоялся. Беглое изучение вопроса показало, что видеограф — это тот, кто единолично занимается видеопризводством, то есть сам снимает, монтирует, озвучивает и вообще делает всё необходимое для этого.

В традиционной терминологии такой человек называется автором фильма, однако это подразумевает, что есть фильм, и есть позиция его автора по отношению к тому, что изображено в фильме.У видеографов — которые сами себя так называют — зачастую не наблюдается ни фильма, ни авторской позиции. В лучшем случае у них получается современное искусство — когда зритель оценивает картинку на экране с высоты своего образования, опыта и вкуса. В среднем случае видеограф порождает свадебный видеоролик. В худшем получится склейка симпатичных кадров без драматургической и даже без смысловой нагрузки.

Наверное, это звучит чересчур категорично. Однако в моём понимании автор фильма — это Михаил Ромм с фильмом «Обыкновенный фашизм» или Артавазд Пелешян с фильмом «Жизнь». Планку творческого уровня эти товарищи задрали недосягаемо, но у многих видеографов беда в том, что они как будто даже не стремятся её достичь. Разумеется, я говорю не про всех видеографов, а лишь про тех, чьи ролики видел.

От оператора видеограф отличается тем, что оператор — член команды, а видеограф — самостоятельная боевая единица. Само по себе это не плохо. Однако на практике совмещать профессии режиссёра и оператора очень трудно. Трудность тут даже не в сложности самих профессий, а в разном мышлении — профессиональная деформация наступает у каждого из нас. Чем сложнее проект, тем сложнее совмещать. Поэтому (и из-за некоторой профдеформации) видеографам сколько-нибудь сложные проекты чаще всего не под силу. Поэтому же узкие специалисты вроде операторов и режиссёров воспринимают видеографов как недопрофессионалов. С этим можно спорить, но я не раз видел, как в команду искали оператора, подчёркивая, что ищут «нормального оператора», а не видеографа.

Думаю, именно по этим причинам в русскоязычной традиции сложилась негативная коннотация термина «видеограф». Кстати, задолго до появления «видеографов» бытовал в профессиональной среде термин «режопер» — обозначавший режиссёра и оператора в одном лице. Звучание этого слова говорит само за себя, и появилось это слово тоже явно не на пустом месте.

Игорь Т, 2017-02-01T09:08:40

Хороший аппарат и отличные объективы, главный минус космическая цена.
Поэтому мой выбор Nikon D800.

Константин Воронов, 2017-01-29T21:13:49

Алекс, фотоаппарат действительно хорош. По моему мнению, он все же больше для фотографии, нежели для видеозаписи. Тем не менее, его возможности принижать не стоит.
Думаю, как специалист в области съемки видео, вы знаете, что при серьезной видеосъемке (а тем более кино) отдают предпочтение ручной фокусировке. В ручной фокусировке при записи видео нет ничего страшного, особенно если используются приспособления типа фоллоу-фокуса.
По моему опыту - пока ни на один автофокус положиться на сто процентов не получается, но у Sony a99II он один из адекватных. Другое дело, что доступность АФ только в режиме Р - действительно минус (и это указано в выводах в нашем обзоре). Наличие АФ как такового - хороший бонус, еще совсем недавно ручная фокусировка в мире видеографии вообще не имела альтернатив.

Интересное определение слову "видеограф" вы даете. На чем оно основано? На вашем субъективном отношении к данной профессии? Коллег надо уважать.
Про статичные планы при съемке видео здесь отличный ответ: http://disq.us/p/1f14bv4

AleksCH, 2017-01-29T18:50:58

Хороший аппарат ! Был бы вообще идеальным, если бы мог нормально снимать видео. Больше всего огорчило отсутствие корректного АФ в видеосъемке - его непредсказуемые уходы и невозможность работы при зафиксированной диафрагме. Второй фактор - на штатном объективе такие большие дисторсии, что при ведении кадра оператором картинку сильно корежит, видео выглядит, как снятое глазами в доску упившегося алкоголика.
В общем, формально видео есть и даже 4К, но реально снимать нельзя. Вероятно по этой причине и упомянули видеографов , а не операторов ( разница в том, что оператор умеет снимать кино, а видеограф способен только на стоячие кадры со штатива, когда вместо видеокадра получается шевелящееся фото).
Жаль, давно ищу себе хороший аппарат, которым можно снимать видео.

Sergey Shestakov, 2017-01-12T07:39:48

Обзор неплох спасибо!
Хотелось бы увидеть настоящее испытание работы матрицы , которого в 99,9% обзоров нет. Хотя я знаю ,что эта матрица великолепна, но это из опыта, а тем у кого еще нет такого аппарата обязательно надо на 100% быть уаеренными, что это их камера!
Что я имею ввиду.... МАКРО ТЕСТ
Вот где любая матрица работает на пределе
Дитализация ТОЛЬКО в макро видна в полной мере явственно, нежели в пейзаже или портрете!
Да Сонька тянет на свою цену, но ТОЛЬКО за счет именно ее классной матрицы, возможности которой в обзоре увы не раскрыты!

Константин Воронов, 2017-01-09T22:02:16

Здравствуйте, Александр!
1. В статье 59-летней давности, помимо анализа разрешающей способности советских объективов того времени, есть выводы, которые вполне согласуются с тем, что сказано в нашем обзоре: http://s019.radikal.ru/i609...
3. Примеры для того и даны, чтобы каждый сам для себя мог сделать выводы - как работает фотокамера на тех или иных диафрагмах. И не верить в страшилки диванных теоретиков. Хорошо, что Вы для себя сделали какие-то выводы. Я же, как практик, знаю, что лучше ничтожная потеря в резкости, чем просто нехватка ГРИП.

Александр A, 2016-12-31T14:30:45

1. По поводу дифракции есть хорошая статья в журнале Советское фото № 3 от 1958 года “Рациональное диафрагмирование объектива”, страница 29 таблица 2..
2. Для совсем уж примитивного понимания дифракции, в нашем случае обозначим это явления как паразитное распространение света вокруг, например точки. Вот даже при таком понимании будет ясно, что матрица старого типа при равной плотности будет меньше подвержена дифракции и лучше разрешать детали.
3. Вот по моим наблюдения дифракция начинает сказываться на 24 мп кропах с ф 6.3 на 36 мп полных с ф 7.1. Даже на ваших примерах видно, что кадр на ф 5.6 лучше, чем ф 8 и уж, тем более чем ф 11.

poppunk13, 2016-12-31T06:49:59

До 8 кадров в секунду вроде.

Максим Сидельник, 2016-12-30T23:19:01

Да Константин спасибо огромное за статью, очень много всего нового, порадовала матрица в 42мп стабилизированная!)) фантастика в быту, память лиц, и прочие фишки. Там после покупки в одной менюшке копаться 2 дня)) я так в Д800 после Д5100 никон делал)) иначе когда быстро надо поменять настройки на съёмках не глядя на камеру, чик чик и готово) Линзы запредельно дорогие надо, конкурентов масса от Д810 с 36 мп до 5Д на 50 мп, всех будет мучать вопрос не пора ли сменить камеру дайте нам сравнение в тесте, и прочее.)) а я скажу так - все камеры хороши по своему, кенон порадовал своими 50 мп и "шевельнуть" его нечего делать, никон 800/810 вообще идеальный по набору и совокупности характеристик, разрешения с головой на долгие годы хватит, картинка - маслом, а этот новичок как и полнокадровая Сигма, осталось Олимпусу полноценный полный кадр сделать, то что они с марк 2 сделали выше похвал, ведь были первые полные кадры у них удачные, на свадьбу с игрушкой омб марк 2 - стыдно появиться когда у гостей марк 3 кенон иногда можно увидеть))

Balhash, 2016-12-30T16:48:11

у Сони А77II во время быстрой серии 8 к/с в видоискателе транслируется не живая картинка, а отснятые кадры. А если вы хотите видеть живую картинку то скорость серии снижается до 3 к/с. А как с этим делом у А 99II?

Андрей Лахтик, 2016-12-30T03:42:00

Константин, спасибо за тест!

63c4981b 4060 4048 9a6b e7000b171f06