Вверх

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Качество изображения

Съёмка в JPEG. Цвета и динамический диапазон

При фотографировании в JPEG доступно использование творческих стилей и «эффектов рисунка». Если творческие стили воздействуют на изображение более мягко и тонко, что важно для профессионалов, то эффекты уже серьёзно изменяют картинку — она становится яркой и броской, но менее пригодной для последующей обработки на компьютере. То есть эффекты в большей мере созданы для любительской съёмки.

Творческие стили можно применить и к RAW, их понимают родной RAW-конвертер и популярные программы типа Adobe Lightroom и Adobe Camera Raw (нужный творческий стиль можно выбрать уже при конвертации изображения на ПК). А вот «эффекты рисунка» доступны только при съёмке в JPEG.

Примеры творческих стилей:

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом
Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом
Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом
Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Примеры «эффектов рисунка»:

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом
Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом
Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом
Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Кроме творческих стилей и эффектов, есть ещё и профили изображения. Хоть их и можно использовать при фотосъёмке, они в основном рассчитаны на применение при видеозаписи, так что подробно их рассмотрим в разделе, посвящённом возможностям видео. Отметим, что каждый из профилей можно настроить под себя.

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом
Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Настройка профиля изображения. Выбор S-Log3 Gamma

Если вы включили профиль изображения, некоторые возможности станут вам недоступны. Например, функции расширения динамического диапазона. Это ещё раз свидетельствует о том, что они предназначены для видео.

За расширение динамического диапазона во время съёмки в JPEG отвечает функция DRO (Dynamic Range Optimization). C её помощью можно с лёгкостью сохранить детали и в светлых, и в тёмных участках изображения. Это особенно актуально при фотографировании контрастных сюжетов, к примеру, пейзажей с ярким небом и затенёнными участками внизу.

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом
Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

DRO может работать как в автоматическом режиме, так и позволять устанавливать степень воздействия на снимок. Напомню, что технология расширения динамического диапазона работает просто: процессор обрабатывает исходный кадр, полученный с матрицы, осветляя тёмные участки и затемняя светлые. Ту же процедуру с «сырым» файлом можно проделать при конвертации RAW на ПК.

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Кадр в формате ARW обработан в Adobe Camera RAW: Shadows +50, Highlights –50. Сравните с результатом работы DRO Lv5

ILCA-99M2 / 24-70mm F2.8 ZA SSM II УСТАНОВКИ: ISO 80, F10, 1/250 s, 17.0 МБCкачать RAW

Технология DRO позволяет значительно расширить динамический диапазон без каких-либо дополнительных манипуляций и компьютерной обработки. При этом кадры совершенно не теряют в качестве!

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

DRO выключен

ILCA-99M2 / 24-70mm F2.8 ZA SSM II УСТАНОВКИ: ISO 80, F10, 1/250 s, 23.0 МБ
Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

DRO Auto

ILCA-99M2 / 24-70mm F2.8 ZA SSM II УСТАНОВКИ: ISO 50, F10, 1/250 s, 11.0 МБCкачать RAW
Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

DRO Lv5

ILCA-99M2 / 24-70mm F2.8 ZA SSM II УСТАНОВКИ: ISO 80, F10, 1/250 s, 12.0 МБCкачать RAW

Другая возможность для расширения динамического диапазона — использование функции HDR. При такой съёмке фотоаппарат делает три кадра с разной экспозицией, после чего собирает их в единый. Из самого тёмного кадра берутся самые светлые детали, а из самого светлого — тёмные. В результате на итоговом изображении будут сохранены все детали — и в тёмных, и в светлых областях. Функция HDR работает только при съёмке в JPEG (если включена съёмка в RAW или RAW+JPEG, функция неактивна). Работу HDR можно настроить: доступен выбор между режимом «Авто» и установкой разности в экспозиции между снимаемыми кадрами: от 1 до 6 EV.

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Настройка функции HDR

Пожалуй, HDR — более специфическая функция. Она подойдёт для съёмки сюжетов с очень большим перепадом яркостей, когда возможностей DRO уже не хватает. Например, при съёмке рассветного или закатного пейзажа. Поскольку речь идёт о съёмке трёх кадров с разной экспозицией, для такой деятельности очень полезным атрибутом будет штатив. Тем не менее в большинстве ситуаций, когда съёмка ведётся на довольно коротких выдержках, штатив не обязателен. Работает пятиосевая система оптической стабилизации, продвинутые алгоритмы склейки объединяют кадры корректно, без появления «призраков» и прочих артефактов.

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Функция HDR, 6 EV

ILCA-99M2 / 24-70mm F2.8 ZA SSM II УСТАНОВКИ: ISO 80, F10, 1/250 s, 25.0 МБ

С другой стороны, пейзажист, вышедший на съёмку в режимное время (закат, рассвет) во всеоружии, со штативом, вряд ли будет пользоваться форматом JPEG, предпочитая фотографировать в RAW. Тем более что на компьютере можно сводить в HDR даже отдельные RAW-файлы. Функция HDR пригодится при любительской съёмке, когда вы во время прогулки впечатлились пейзажем и захотели показать его во всей красе на фото.

Съёмка в RAW

Sony Alpha 99 II позволяет сохранять 14-битные несжатые файлы RAW (ARW). Это новшество в линейке SLT: предыдущие аппараты сжимали RAW-файлы в целях уменьшения их объёма. Да, сжатие происходило почти без потерь, но всё-таки иногда появлялись артефакты, вылезающие при экстремальных коррекциях файла в RAW-конвертере (при осветлении на 4–5 ступеней, например). Но если вы хотите сэкономить место, можно вернуться и к сжатому RAW — существенной потери в качестве снимков не произойдёт.

Несжатый RAW имеет объём порядка 82 МБ, а сжатый — 41 МБ. Для проведения теста фотоаппарата мы выбрали несжатый RAW. Но если существует нехватка объёма доступной памяти (например, в путешествии), то смело можно выбирать сжатый RAW, это позволит сэкономить память в два раза.

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Выбор между сжатым и несжатым RAW

Одно из достоинств формата RAW — гибкость в обработке. Но в последнее время становится очевидно: в некоторых камерах даже RAW «деревянный», и при любой коррекции тут же ухудшается качество изображения, появляется цифровой шум. У Sony ILCA-99M2 с этим всё в полном порядке: RAW очень гибкий.

Одной из требовательных к гибкости RAW задач является обработка пейзажного снимка с большим перепадом яркостей. Зимой сложновато найти столь контрастный сюжет, чтобы он действительно был испытанием для современной полнокадровой фотокамеры. Но мне повезло: закатное солнце выглянуло сквозь тёмные деревья, и мне удалось сделать такой кадр.

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом ILCA-99M2 / 24-70mm F2.8 ZA SSM II УСТАНОВКИ: ISO 100, F7.1, 1/200 s, 10.0 МБ

«Почему кадр такой тёмный?» — спросит читатель. Это сделано специально, чтобы сохранить детали в светлых участках, в районе солнца. Посмотрим, получится ли его осветлить, вытянув детали из теней, и при этом спасти все детали солнца, проглядывающего меж ветвей. Предстоит весьма экстремальная коррекция файла. Опытные фотографы знают, что-то путное вытянуть из настолько тёмного кадра вряд ли получится! Тем не менее результат, полученный в Adobe Lightroom, порадовал.

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Коррекция в Adobe Lightroom: Exposure +3 EV, Highlights –100, Shadows +70, Vibrance +30

ILCA-99M2 / 24-70mm F2.8 ZA SSM II УСТАНОВКИ: ISO 100, F7.1, 1/200 s, 21.0 МБ

Как видите, удалось проявить все детали: как в тёмных, так и в светлых участках. Ценой за такую радикальную коррекцию кадра будет появление совсем небольшого цифрового шума.

Итак, запас в светлых участках составил порядка 2 EV, а в тёмных — 4 EV (далее вытягивается только шум). При грамотном экспонировании мы можем рассчитывать на 6 (!) дополнительных ступеней динамического диапазона, которые можно извлечь из RAW.

Sony Alpha 99 II обладает очень широким динамическим диапазоном, являясь одним из лидеров рынка по этому показателю.

Цифровой шум, ISO и полупрозрачное зеркало

Новая камера позволяет снимать при ISO 100–25600. При фотосъёмке этот диапазон расширяется до значений ISO 50–102400 (при видеозаписи расширенные значения недоступны). А что насчёт шумов? Как покажет себя камера на высоких ISO? Получится ли ею снимать при слабом освещении? Эти вопросы интересуют всех. В среде фотографов устоялось мнение, дескать, полупрозрачное зеркало «съедает» много света, а значит, на камеры Sony с байонетом А всегда нужно фотографировать на повышенных ISO. Это не совсем так.

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Полупрозрачное зеркало, за которым видна матрица фотоаппарата

Полупрозрачное зеркало отсекает от матрицы менее трети ступени экспозиции — это совсем немного, и такую разницу не каждый фотограф сумеет определить на глаз. В реальной жизни, а не на страницах фотофорумов, вы этого не заметите, как не заметил и я. Все съёмки велись на привычных для этих условий значениях ISO. Кстати, Sony Alpha 99 II показывает великолепную работу даже на самых высоких значениях ISO. Смотрите сами.

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом ILCA-99M2 / 24-70mm F2.8 ZA SSM II УСТАНОВКИ: ISO 50, F9, 6 s, 11.0 МБCкачать RAW
Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом ILCA-99M2 / 24-70mm F2.8 ZA SSM II УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 4 s, 12.0 МБCкачать RAW
Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом ILCA-99M2 / 24-70mm F2.8 ZA SSM II УСТАНОВКИ: ISO 200, F9, 2 s, 12.0 МБCкачать RAW
Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом ILCA-99M2 / 24-70mm F2.8 ZA SSM II УСТАНОВКИ: ISO 400, F9, 1 s, 12.0 МБCкачать RAW
Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом ILCA-99M2 / 24-70mm F2.8 ZA SSM II УСТАНОВКИ: ISO 800, F9, 1/2 s, 12.0 МБCкачать RAW
Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом ILCA-99M2 / 24-70mm F2.8 ZA SSM II УСТАНОВКИ: ISO 1600, F9, 1/4 s, 12.0 МБCкачать RAW
Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом ILCA-99M2 / 24-70mm F2.8 ZA SSM II УСТАНОВКИ: ISO 3200, F9, 1/8 s, 13.0 МБCкачать RAW
Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом ILCA-99M2 / 24-70mm F2.8 ZA SSM II УСТАНОВКИ: ISO 6400, F9, 1/15 s, 14.0 МБCкачать RAW
Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом ILCA-99M2 / 24-70mm F2.8 ZA SSM II УСТАНОВКИ: ISO 12800, F9, 1/30 s, 15.0 МБCкачать RAW
Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом ILCA-99M2 / 24-70mm F2.8 ZA SSM II УСТАНОВКИ: ISO 25600, F9, 1/60 s, 17.0 МБCкачать RAW
Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом ILCA-99M2 / 24-70mm F2.8 ZA SSM II УСТАНОВКИ: ISO 51200, F9, 1/125 s, 16.0 МБCкачать RAW
Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом ILCA-99M2 / 24-70mm F2.8 ZA SSM II УСТАНОВКИ: ISO 65535, F9, 1/250 s, 20.0 МБCкачать RAW

Изучим тестовые снимки. На ISO от 50 до 400 единиц шума нет совсем — картинка абсолютно гладкая. Больше заметны небольшие артефакты сжатия JPEG, нежели какой-то шум.

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом ILCA-99M2 / 70-400mm F4-5.6 G SSM II УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/15 s, 11.0 МБ

В диапазоне 800–3200 единиц ISO шум можно найти, если искать его с увеличительным стеклом. Картинка на этих значениях остаётся вполне рабочей. Удивительный результат!

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Съёмка в сумерках. ISO 1600

ILCA-99M2 / 135mm F1.8 ZA УСТАНОВКИ: ISO 1600, F2.2, 1/100 s, 15.0 МБ
Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Съёмка ночью, в огнях городских витрин. ISO 3200. Шума практически нет!

ILCA-99M2 / 135mm F1.8 ZA УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 1/100 s, 22.0 МБ

На ISO 6400–12800 шум становится более зернистым, заметным. Тем не менее при грамотной работе с шумоподавлением при обработке на ПК эти значения вполне пригодны для использования.

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом

Для фотографирования птиц очень важны короткие выдержки. Мало того что съёмка ведется супертелеобъективом, так ещё и герои очень подвижны. А где короткие выдержки — там и повышенные ISO. Как видите, при ISO 6400 удалось сделать вполне качественный снимок на достаточно короткой выдержке. Уровень шумов очень низкий — птичку можно рассмотреть в деталях!

ILCA-99M2 / 70-400mm F4-5.6 G SSM II УСТАНОВКИ: ISO 6400, F5.6, 1/500 s, 13.0 МБCкачать RAW

ISO 25600 тоже выглядит хорошо, его можно использовать, скажем, в репортажной работе. Не наблюдается никакой деградации цветов, сужения динамического диапазона, нет цветового шума.

Sony Alpha ILCA-99M2. Неделя с экспертом ILCA-99M2 / 24-70mm F2.8 ZA SSM II УСТАНОВКИ: ISO 25600, F8, 1/500 s, 17.0 МБCкачать RAW

На расширенных значениях ISO 51200–102400 начинают немного искажаться цвета, появляется цветовой шум. И всё же эти значения позволяют снимать практически в полной темноте и получать вполне приемлемые результаты!

Мы убедились в том, что Sony ILCA-99M2 даёт великолепное качество изображения. Высокая детализация, широчайший динамический диапазон, гибкость при обработке. Особенно радует, что картинка чистейшая даже при съёмке на очень высоких значениях ISO.

Опубликовано: 29.12.2016

Обсудить
71ad474e f694 4d59 8c9a 56e5bb337e7c
Константин Воронов
Опубликовано 29.12.2016
Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
comments powered by Disqus
63c4981b 4060 4048 9a6b e7000b171f06