Вверх

Olympus OM-D E-M1: неделя с экспертом

Аксессуары. Выводы

Как и для любой системной камеры, для Olympus OM-D E-M1 разработано немало аксессуаров, готовых помочь фотографу во многих ситуациях. Некоторые из них помогали мне во время теста, и в заключительный день я хотел бы поделиться впечатлениями об их использовании.

Вспышка Olympus FL-600R

Olympus FL-600R станет важным спутником любого репортера или видеографа. Вспышка весьма компактна, но при этом оснащена по последнему слову техники.

Olympus OM-D E-M1: неделя с экспертом

Фотографу доступны все актуальные для современной накамерной вспышки режимы работы: TTL, скоростная синхронизация и синхронизация по второй шторке. Разумеется, во время съемки можно оперативно внести поправку для компенсации мощности импульса в автоматических режимах.

Вспышка готова работать с объективами с фокусными расстояниями от 12 до 42 мм, а с поднятым встроенным широкоугольным рассеивателем и с супер-широкоугольными 8-мм объективами. Угол освещения определяет автоматика, но фотограф может выставить значение по собственному желанию, например, что бы притемнить углы на общем плане и дать акцент на центр изображения. Имеется возможность использовать ее в качестве ведущей или ведомой беспроводной вспышки, в том числе, в четырех независимых группах из нескольких вспышек.

Olympus OM-D E-M1: неделя с экспертом

Мощность импульса у Olympus FL-600R относительно невелика. Ведущее число при 100 ISO всего 36 (хотя, при дефолтных для камер Olympus 200 единицах ISO ведущее число составляет уже 50), а это значит, что о больших рассеивателях или о полноценной работе в переносном софт-боксе стоит забыть. Это оборотная сторона компактности.

В помещении с поднятым встроенным белым отражателем вспышка отрабатывает прилично. Если же увеличить ISO, открыть диафрагму и выставить выдержку побольше (до 1/60) — можно хорошо проработать даже темный фон, заморозив при этом объект съемки.

Olympus OM-D E-M1: неделя с экспертом E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/125 s, 120.0 mm, 7.0 МБ

Стоит отметить, что TTL работает предсказуемо и стабильно, но по какой-то причине автоматика в режиме P не дает проработать фон, делая его стабильно темным. Стоит перейти в режим iAuto, как ситуация исправляется, но лишь отчасти — камера начинает выбирать экстремальные выдержки, используя стабилизатор на пределе возможностей.

Olympus OM-D E-M1: неделя с экспертом E-M1 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/60 s, 3.0 МБ

Вот где Olympus FL-600R действительно шикарна, так это при съемке видео! В нее встроен яркий светодиод, позволяющий осветить мягким постоянным светом объект съемки даже в полной темноте. Правда эффективность светодиода ограничена всего парой метров, но и этого вполне достаточно для съемки небольшого интервью даже в полной темноте. Светодиод прикрыт пластиковым рассеивателем, смягчающим свет и не слепящим объект съемки — а себя я отношу к людям, которые при каждом “удобном” случае начинают сильно щуриться.

z

Скачать этот ролик в оригинальном качестве

z

Светодиод даже способен немного высветлить жесткие тени при съемке на солнце, правда, только с расстояния не более 1 метра. Наконец, с помощью светодиода Olympus FL-600R эффективно помогает автофокусу в сложных условиях.

Вспышка весьма экономна: за неделю довольно активных съемок мне не удалось посадить комплект из четырех свежезаряженных аккумуляторов PowerGenix емкостью 2500mWh (можно сравнить с классическими аккумуляторами емкостью около 3000mAh), а сделано было около 250 импульсов! Более того, я так и не смог добиться перегрева, даже снимая длинной серией с этими мощными аккумуляторами (тип Ni-Zn, напряжение 1.6V вместо классических 1.2V). И темп, который берет вспышка, впечатляет — на мощности, близкой к полной (GN 32), с мощными аккумуляторами Olympus FL-600R делает не менее 1 импульса за секунду.

К сожалению, у Olympus FL-600R нет разъема для подключения внешнего батарейного блока, но мы все же говорим о супер-компактной вспышке, и в минусы отсутствие дополнительных разъемов на корпусе я заносить не стану.

Батарейная ручка Olympus HLD-7

Еще один аксессуар, способный изменить опыт от работы с Olympus OM-D E-M1 — батарейная ручка HLD-7, благодаря которой продлевается время автономной работы камеры, что весьма немаловажно, учитывая невысокое количество кадров от одного заряда аккумулятора. Использование батарейного блока продлевает работу Olympus OM-D E-M1 чуть менее, чем в три раза. С двумя свежезаряженными аккумуляторами в ручке вместо примерно 350, получается сделать более 900 кадров.

Olympus OM-D E-M1: неделя с экспертом

Увеличивается при использовании Olympus HLD-7 в разы еще и удобство съемки в портретном режиме. Этому способствует как выделенная кнопка спуска, так и пара функциональных клавиш, добавляющих удобства и без того совершенной в плане эргономики камере.

Olympus OM-D E-M1: неделя с экспертом

Порадуются обладатели крупной ладони. Дело в том, что компактная Olympus OM-D E-M1 оказывается для таких людей слишком низкой, и мизинец обычно свешивается с ручки. Так вот, с Olympus HLD-7 этой проблемы попросту не существует: удерживать камеру получается всеми пальцами. На весе камеры установка такой батарейной ручки почти не сказывается: я по прежнему с легкостью удерживаю камеру одной рукой.

Адаптер Olympus MMF-3

На сладкое я оставил, пожалуй, один из самых полезных аксессуаров для любителей системы Olympus. Это переходник Olympus MMF-3 на классическую оптику Four Thirds, то есть на классические автофокусные (и не только) объективы Olympus Zuiko. О качестве этой оптики ходят правдивые легенды, а Olympus OM-D E-M1, оснащенная фазовыми датчиками в составе матрицы, позволяет работать с ними почти так же, как и с родной для системы Micro Four Thirds оптикой — автофокус сохраняется (при этом он работает по фазовому принципу с использованием датчиков на матрице). Более того, пылевлагозащита вашей Olympus OM-D E-M1 останется при вас — переходник характеризуется той же же степенью защиты, что и камера.

Olympus OM-D E-M1: неделя с экспертом

Компания Olympus предоставила мне на тест потрясающий светосильный зум Olympus 50-200mm f/2.8-3.5 ED SWD Zuiko, оснащенный ультразвуковым приводом автоматической фокусировки. Конечно, этот объектив смотрится огромным монстром на крохотной E-M1, но с другой стороны, заказчик съемки уже точно не спросит: “А почему у вас камера такая маленькая?”.

Olympus OM-D E-M1: неделя с экспертом

Самый главный вопрос — как же работает автофокус при использовании фазовых датчиков автофокуса? И ответ будет таким: медленней, чем молниеносный контрастный с Micro Four Thirds объективами, но достаточно быстро, чтобы снимать идущего прямо на вас человека. И уж точно достаточно быстро, чтобы снимать позирующую перед камерой модель. Причем отрабатывает автофокус одинаково эффективно как в покадровом режиме, так и при слежении за объектом.

У режима слежения при использовании оптики 4/3 есть особенность, которая не позволяет получить в резкости всю серию на максимальных скоростях серийной съемки. Olympus OM-D E-M1 фокусируется точно предсказывая положение объекта съемки, но, как мне показалось, с дискретным шагом и небольшим промежутком между перемещениям фокусировочной группы линз в объективе. Выглядит это примерно так: первый кадр резкий, второй нет, а третий снова резкий и так с завидной стабильностью. Происходит это вовсе не потому, что автофокус “промахнулся”, а потому, что дофокусировка имеет свой темп работы. Стоит ограничить в меню скорость серийной съемки до 3 кадров в секунду, как все кадры в серии со следящим автофокусом оказываются в резкости.

Наконец, стоит учитывать, что фазовые датчики традиционно покрывают не всю площадь кадра, но точно большую его часть. Причем крайние верхние и боковые точки разнесены довольно широко. И это здорово! Неохваченными оказываются только углы, но это характерно абсолютно для любых систем фазовой автофокусировки, применяемых в камерах со сменной оптикой.

Объективы от других систем

Еще одна особенность Olympus OM-D E-M1 — короткий рабочий отрезок, позволяющий установить на камеру через переходники практически любую оптику: от копеечных сверхкомпактных светосильных CCTV объективов (с-mount) до оптики от камер любых других производителей.

Olympus OM-D E-M1: неделя с экспертом

С использованием переходников вроде Metabones Speed Booster или Mitakon Lens Turbo Focal Reducer фотографы получают почти точно такой же угол обзора, как у того же объектива на полнокадровой камере, да еще и с увеличенной на ступень светосилой! Например, любой объектив с фокусным расстоянием 50мм f/1.4 с таким переходником на камере с байонетом micro 4/3 запросто превращается в 60мм f/1.2! Качество в данном случае падает, но незначительно. Например, для видеосъемки, такие адаптеры подходят просто идеально.

Olympus OM-D E-M1: неделя с экспертом
Olympus OM-D E-M1: неделя с экспертом

Для примера привожу пару кадров, снятых на миниатюрные CCTV объективы.

Wi-Fi

Наличием в современном фотоаппарате Wi-Fi функционала никого не удивить. Однако далеко не каждая камера предоставляет возможность из фирменного приложения не только скачивать отснятый материла, но и удаленно управлять камерой, и даже обрабатывать кадры, выставляя им при желании геометки.

Если бы меня спросили, чего мне не хватает в этом приложении, то я бы сильно задумался и предложил бы добавить функцию вывода на экран кадров на лету во время съемки, и, вероятно, дать возможность людям без фирменного приложения напрямую скачивать фото из памяти камеры, например, через браузер.

Olympus OM-D E-M1: неделя с экспертом

Дело в том, что настройка Wi-Fi в Olympus OM-D E-M1 хоть и занимает не более 10-15 секунд и не обязывает фотографа читать инструкцию, но все же требует наличия уже установленного приложения Olympus Image Share весом более 35 мегабайт.

Даже в таком немаленьком обзоре объемом в 8 частей, всех возможностей Olympus OM-D E-M1 и системы micro 4/3 в целом, созданной вокруг этой камеры, описать не получится. Но вы можете задавать свои вопросы в комментариях под статьей. Я обещаю читать все ваши вопросы и постараюсь ответить на них максимально оперативно. Только, пожалуйста, не спрашивайте, как работает тот или иной объектив. У меня в руках были только те объективы, которые я упоминал в тексте обзора, и только о их работе у меня сложилось четкое представление, которым я смог бы поделиться с интересующимися. Удачных кадров!

Выводы

Olympus OM-D является одной из самых удобных и настраиваемых под нужды фотографа цифровых системных камер, которые нам доводилось тестировать. Во время теста мы не обнаружили таких функций, которых бы нам не доставало в съемочной практике, будь то съемка на улице в авторежиме, съемка в контролируемых условиях в студии или съемка в режиме репортажа на модном показе. Качество картинки в JPG сравнимо или лучше, чем у большинства зеркалок, а RAW файлы демонстрируют достойный потенциал для коррекции изображения. Множество ART-фильтров и внутрикамерный фоторедактор вкупе со встроенным модулем Wi-Fi позволяют сразу же обрабатывать и выкладывать снимки в интернет.

Единственное, чего сознательно лишается обладатель такой камеры — малой глубины резкости, присущей более крупноформатным камерам. Стоит отметить, что во время тестов не столь малая глубина резкости оказалась очень кстати при съемках репортажа и макро. Да и в студии этот параметр не критичен. И только когда речь заходит о съемке портрета на пленере, приходилось устанавливать макрообъектив и снимать с короткой дистанции, чтобы получить сравнимую с полнокадровой зеркалкой глубину резко изображаемого пространства.

Olympus OM-D E-M1 оснащается эффективным пятиосевым стабилизатором, компенсирующим естественные вращательные движения во всех плоскостях. Таким образом, какую бы оптику вы не использовали, камера сможет снимать в любых условиях. Видеовозможности камеры достаточно широки для профессионального использования, особенно при наличии различных переходников, ведь выбранный для системы micro 4/3 рабочий отрезок позволяет камере работать практически с любой оптикой. Для тех, кому важны компактные размеры при высочайшей защищенности фотоаппарата, прекрасный JPG и отличные RAW - Olympus OM-D EM-1 возможно самая лучшая камера.

Плюсы:

  • компактность;
  • быстрый и точный автофокус в любых режимах и условиях освещения;
  • продуманное управление и меню;
  • быстрый и функциональный встроенный Wi-Fi;
  • видеорежим с расширенным функционалом для творчества;
  • пыле-, влаго- и морозостойкость камеры;
  • возможно, лучший на сегодня стабилизатор;
  • богатый выбор аксессуаров для системы;
  • высокая детализация кадра не только по центру, но и по углам;
  • возможность с помощью доступных переходников установить фактически любой объектив.

Минусы:

  • по шумам на высоких ISO камера все еще немного отстает от одноклассниц в своем ценовом диапазоне;
  • видеорежим рассчитан на творческую съемку, но не на профессиональное использование;
  • для эффективной работы стабилизатора с несистемными объективами необходима его ручная настройка.

Наше резюме

Olympus OM-D E-M1 предназначена для фотографа, ценящего стиль, мобильность и свободу самовыражения. Камера индиффирентна к условиям съемки: будь то знойная пустыня, морской пляж в штормовую погоду, снегопад в зимнем лесу или освещенный ультрафиолетовым светом ночной клуб. Olympus OM-D E-M1 отлично подойдет как для съемок жанровых сцен, так и для сурового репортажа. Фотоаппарат прекрасно зарекомендовал себя в студии и отлично справился с работой на пленере. Если вы ищите камеру, которая позволит не ограничивать себя в съемочном жанре — Olympus OM-D E-M1 станет прекрасным выбором. И обратите внимание на его крайне компактные размеры.

Опубликовано: 07.04.2014

Обсудить
B184056f 0820 4e0a b07e 982612f458db
Андрей Жуков
Опубликовано 07.04.2014
Дмитрий, 2015-10-11T16:47:36

Сравнил тут на досуге примеры фотографий на этом сайте, сделанных светосильными фиксами от Olympys и Fuji, с фото, снятыми мной на Canon EOS 5D M3 c фиксом 35 f/1.4 L USM.
Кэненоновский фикс даёт картинку заметно резче и с намного лучшим микроконтрастом.
Фото от Olympus и Fuji выглядят как-то по-любительски.
Полагаю, что не стоит ждать скорого отмирания зеркалок, пока есть спрос на высококачественную фотографию для печати.

Дмитрий, 2015-10-11T16:29:46

Всё верно у них нарисовано и объяснено.
С указанным конвертером фокусное расстояние уменьшается, как следствие, увеличивается геометрическая светосила.
"Подвох" в том, что эффективная светосила объектива неизбежно уменьшается, т.к. в оптической системе появляются дополнительные линзы, из-за которых уменьшается коэффициент светопропускания объектива. Как сильно уменьшится коэффициент светопропускания, зависит от качества стёкол и просветления. Наверное, снижение незначительное и в целом светосила объектива с конвертером действительно увеличивается примерно на одну ступень.
Интересно, как у этого конвертера дела обстоят с аберрациями и геометрическим искажениями?

Joe Ipsilanti, 2015-03-19T19:05:00

Более того, на софтине Olympus Share интервал можно сокращать до 0.5 сек, но там почему-то серия не более 10 кадров. Что это за интервальная съёмка такая в 10 кадров по видению разработчиков??

Joe Ipsilanti, 2015-03-19T19:02:38

Нет, это не из-за него. В камере отключено шумоподавление и стабилизатор, но проблема сохраняется. Проблема была на 1-й прошивке, сохранилась и на 2-й. Из-за этого, не знающему о проблеме человеку, просто невозможно корректно рассчитать параметры съёмки.

Вот тут проблема подтверждается: http://www.dpreview.com/for...

Георгий Полицарнов, 2015-03-02T09:46:03

Включено в меню шумоподавление на длинной выдержке? Если да, то это из-за него.

Joe Ipsilanti, 2015-03-02T07:57:24

Егор, не меряйте всё по себе. Я осознанно отказался от полнокадрового Nikon D700 в сторону этой камеры, причём ни разу пока не пожалел. У каждого свои задачи и требования.

Joe Ipsilanti, 2015-03-02T07:55:54

Ребята, в части time-lapse совершенно поверхностно рассмотрено и не обращено внимание на дичайшую багу этой камеры. Фактически, камера некорректно отрабатывает программируемый сценарий съёмки.

Какой бы интервал съёмки я ни выставлял, камера всегда делает его на 2 сек длиннее. Напр., ставлю интервал 4 сек. и выдержку 2 сек., а на деле получаю 6 сек. интервала + 2 сек. выдержки. Если ставлю интервал 2 сек., то реально он будет 4 сек. Поэтому даже если я выставляю интервал до минимальной 1 сек. (вопрос почему нельзя поставить интервал 0 сек.), то реально это 3 сек.

Ivan Donskoy, 2015-01-12T18:04:36

Спасибо. Ознакомился с удовольствием, но больше что-то похоже на жульство из серии следите за руками, схемами и чудесами математики.
По-прежнему остается пара вопросов про реальное светопропускание такой системы (где-то какой-то подвох).
И все-таки есть нестыковки. В данном обзоре указывается что возрастает и фокусное расстояние, но в примере и в описании переходника указано, что оно уменьшается с коэффициентом х0,71 + всегда считал, что ступень или стоп - изменение параметра в два раза. В общем как-то не сложилась арифметика в приведенные в данной статье параметры 60 ф1.2.
Что касается основного персонажа обзора то штуковина безусловно интересная (и эта конкретно и класс в целом). Вполне возможно, что со временем такими товарищами будут вытеснены многие зеркалосодержащие аппараты. Хотя и не отказался бы попробовать в использовании данный Олимпус (личные впечатления наше всё), но в целом мне более нравятся более ухватистые корпуса зеркалок и чтоб с дополнительным монохромным дисплеем. Цена с объективом 12-40 больше стоимости второго Семена + 18...135 или сопоставима с комплектом Никанор 7100+родной 17...55 (а то и 24-70) или равна туловищу Д750, а любой из трех вариантов для меня более интересен.

Георгий Полицарнов, 2015-01-12T08:47:25

Вот здесь подробно и со схемами расписано, как это работает: http://prophotos.ru/news/14...

Ivan Donskoy, 2015-01-11T20:42:31

Можно для тех кто на бронепоезде пояснить как при помощи переходника может повышаться светосила. Всегда считал, что любые насадки/переходники в лучшем случае оставляют все как есть, а если есть какой-то конвертер то светосила только падает.

Энтони Попиков, 2014-05-23T20:41:17

Егор, или даже лучше вас называть "отчаянная домохозяйка" сюдя по вашей манере спамить везде и всюду, у меня к вам несколько вопросов:
1) что же вы распродаете-то свой замечательный 6д? Который кстати купили дороже чем Е-М1.
2) вы кучу раз писали что " лучше я куплю Пентакс"- так что же вы его не купите???? Купите и снимайте... Зачем вам 6д? Зачем вам панас gx-7 ? А я знаю) наверно потому что Пентакс огромный кирпич.....
3) ну и много раз вы писали что возьмете себе Е-М1 как только она подешевеет... Значит нравится камера??? Но вы нищеброд и не можете себе ее позволить вот и кряхтите как старый дед. Тем более Олимпус-это не Пентакс который демпенгует, ни Кэнон с Никоном-серого товара которого до фига и больше и не Панасоник- который на старте стоит 30 тыс, а через 5 месяцев 15тыс, и тут уже не найти халявки. У Олимпуса очень ровный ценик. Вот вы и брызгаете ядом где только можно, а проблема только в вас....
Отличный обзор , как и сама камера)

Егор Емельянов, 2014-04-22T20:49:53

Да не, автофокус у них пока далек от зеркалок. Безнадежно далек. Даже простенький Canon 6D (модуль АФ там действительно очень простенький) запросто кладет на лопатки тот самый FastAF олимпуса уже при простом сумеречном освещении на динамичных объектах, а уж при съемке птиц в полете или предметки в комнатном (или пилотном) свете и подавно - все беззеркалки в части кадров на предметке просто не способны сфокусироваться, а зеркалка делает это влет. Даже олимпсусовская зеркалка (E-520). Все, чем реально может похвастать БЗК - это медленный АФ почти в полной темноте - для статики пойдет. В остальном нет, не заменит пока БЗК зеркалку на 100%, это дневные камеры и камеры для статичных вечерних сюжетов. Хотя имея скилл, можно динамику и с ними снимать, в ручном фокусе. Только нафиг так заморачиваться, если есть зеркалки?

Егор Емельянов, 2014-04-22T20:46:08

А разница с зеркалкой в лучшую сторону-то есть? Я вот что-то не впечатлился - ну, компактность, да, но у Панасоника функционал больше понравился, стаба нет только, а в остальном удобнее во всем, да еще плюшки в виде богатства настроек, функции интервальной съемки вообще на высоте, электронный затвор (только бы матрицу пошустрее в плане считывания).

Егор Емельянов, 2014-04-22T20:23:18

Ля, чуваки... ой, простите: господа и дамы, я купил полнокадровый фотик дешевле, чем этот расчудесный бублик. Так что и остается тестерам убеждать потенциального немногочисленного покупателя в невероятных суперспособностях этой поделки. Кстати, в минусах про конскую цену этого кропа ни слова нет. А я лучше куплю Pentax K-5 IIs в два раза дешевле - функционал тот же, фазовая фокусировка даже лучше, по крайней мере в разных условиях. Я как-то разочаровался в Olympus. Вроде снаружи круто, вроде цена высокая и все должно быть прекрасно. А косяк потом то там, то здесь вылазит. Некоторые кадры с ним упускал (из-за медленного АФ вечером) - зеркалка такого не позволяла себе, мелкие косяки, непродуманное управление и эргономика БЗК (зеркалки компании были хороши), детские болезни, нелогичный модельный ряд, завышенные ценники. Ну ценники понятно - олимпус метит в короли (но чо-т с кропом туда соваться - моветон), но мне на это наплевать. Пусть покупают мажористые фотографы, а другие купят аппарат другой фирмы, впрочем, ни в чем особо не теряя, а кое-что даже и приобретая.

starчe, 2014-04-17T16:32:12

Это и завораживает. Без заморочек можно заниматься непосредственно построением кадра будучи уверенным, что технически всё будет на уровне.

Георгий Полицарнов, 2014-04-16T15:20:40

Что мне в этом фильтре понравилось, так это правдоподобная пленочная зернистость и передача полутонов. Я хорошо помню, как работал с советской пленкой А-2Ш: высококнтрастная, зернистая. Я ее из-за зернистости и любил:) А тут точно такой же характер изображения без всяких танцев с бубном и проявкой-печатью:)

Starче, 2014-04-16T15:16:29

«Еще один фильтр, признаюсь, мой любимый —
“Зернистость”. Он напоминает пленку с крупным зерном и высоким контрастом. Если
честно, то только ради этого фильтра я без раздумий готов приобрести камеру
Olympus»- под этими словами подписываюсь двумя руками.

Недавно купил E-PL3 для зимних снимков и был покорён обоими фильтрами, о которых
говорится. При самых невзрачных условиях можно получить очень интересные
снимки. Примеры на

http://fotki.yandex.ru/user... и http://fotki.yandex.ru/user...

Андрей Жуков, 2014-04-11T04:49:13

Нужно почитать списки исправлений для каждого случая. Где то лучше работает стабилизатор, где то исправляется совместимость с некоторыми камерами, где то улучшается серийная съемка со следящим автофокусом. Вот здесь, к примеру, есть информация о прошивках для большинства объективов (по синей кнопке):

http://www.olympus.co.jp/en...

Андрей Жуков, 2014-04-11T04:46:00

Через день будет часть по студийной съемке. Там будет не мало про кожу, портрет, сравнение при искусственном и естественном свете и на разных ISO. Я даже сделал несколько исходников бьюти портретов с креативным мэйком. О разном, одним словом.
Что касается объектива - 12-40 конкретно под тест мне не выдавали, поскольку пришел младший кит, с которым тестирование и происходит.

daddyroom, 2014-04-10T07:10:18

Собстевенно снимали им товар для бумажного каталога для http://www.presentbar.ru Нареканий особо нет, но пока если честно не привык еще к нему, руки так и тянутся к старой зеркалки)

A7233111 3048 48f5 8679 a6c51758d7b8