Вверх

Nikon D5300: неделя с экспертом

Съемка с недостаточным освещением

Съемка с недостаточным освещением — сложная задача для любой камеры, будь то компакт или зеркалка. Но как известна, сложная задача — не значит “нерешаемая”. Сегодня мы будем испытывать Nikon D5300 в условиях вечерней съемки. А заодно попытаемся выяснить, как получить с помощью этой камеры оптимальный результат.

<span role='device-inline' data-device-id=15835 data-device-review=15437-nikon-d5300-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D5300</span>: неделя с экспертом Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 30 s, 18.0 mm, 9.0 МБCкачать RAW

Если для человека темное время суток наступает после захода солнца, то для фотоаппарата — намного раньше. В облачный день, когда солнце скрыто за тучами, уже за час до заката на улице может потемнеть настолько, что фотоаппарату придется не легко: компакты с несветосильными объективами в такой ситуации уже могут дать неприемлемый результат. С зеркалками все обстоит намного лучше. Во-первых, их большая матрица позволяет вести съемку на больших значениях светочувствительности без видимого ущерба для кадра. Во-вторых, фотограф может использовать светосильную оптику, которая позволит сократить выдержку при съемке с рук и получить более резкие кадры. Мне сегодня в этом помогает AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED. Ради эксперимента я пробую сделать снимок в авторежиме: мне интересно, а что получится?

<span role='device-inline' data-device-id=15835 data-device-review=15437-nikon-d5300-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D5300</span>: неделя с экспертом

Съемка в авторежиме

Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 320, F4, 1/25 s, 25.0 mm, 7.0 МБCкачать RAW

Снимок получается: резкий, незашумленный, технически качественный… Но от оттенка облаков не осталось и следа, да и в целом освещение в кадре смотрится совсем не по-вечернему… Так что сегодня мы от авторежима в большинстве случаев откажемся, чтобы немного поиграть с настройками и получить лучший результат в конкретной ситуации. Снимая в режиме P или A, я ввожу небольшую отрицательную коррекцию, чтобы вернуть в кадр вечернее настроение. Кроме того, баланс белого ставлю вручную (пока не включили уличное освещение, отлично подойдет настройка для облачной погоды). Наконец, Picture Control я меняю со стандартного на яркий.

<span role='device-inline' data-device-id=15835 data-device-review=15437-nikon-d5300-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D5300</span>: неделя с экспертом

Вводим небольшую отрицательную коррекцию, меняем баланс белого и Picture Control

Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 320, F4, 1/100 s, 82.0 mm, 7.0 МБCкачать RAW

Значение светочувствительности при съемке с рук я традиционно отдаю на откуп автоматике. В Nikon D5300 настройка этой функции ничем не отличается от камеры-предшественницы. Можно задать не только диапазон чувствительности, но и указать приоритетное значение. Для более опытных фотографов есть возможность вручную ограничить максимальную выдержку. Но так как я планирую снимать на разные объективы и использовать разные фокусные расстояния, то оставляю эту настройку в положении “авто”. И меня вполне устраивает, как подбирает выдержку камера. Если есть возможность поднять ISO в небольших пределах и сократить выдержку — Nikon D5300 это сделает и тем самым позволит вам получить более резкий кадр. Если же ISO придется поднимать выше 800 единиц, то камера попытается найти баланс между длиной выдержки и светочувствительностью. Выдержка будет выставляться исходя из классического соотношения, когда ее значение в секундах обратно пропорционально фокусному расстоянию объектива с учетом кроп-фактора. Для съемки в широкоугольном положении выдержка будет длинее (а ISO — ниже), для телеположения — короче.

<span role='device-inline' data-device-id=15835 data-device-review=15437-nikon-d5300-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D5300</span>: неделя с экспертом

Для широкоугольного положения объектива выдержка будет длинее, а ISO ниже: автоматика работает корректно и предсказуемо

Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 640, F2.8, 1/40 s, 39.0 mm, 7.0 МБCкачать RAW
<span role='device-inline' data-device-id=15835 data-device-review=15437-nikon-d5300-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D5300</span>: неделя с экспертом

В длиннофокусном положении автоматика сократит выдержку за счет увеличения ISO

Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 1250, F2.8, 1/60 s, 57.0 mm, 7.0 МБCкачать RAW

И тут кроется сложность для фотографа: если в кадре есть движущийся объект, а съемку вы ведете на широкоугольник, объект скорее всего будет не слишком резким.

<span role='device-inline' data-device-id=15835 data-device-review=15437-nikon-d5300-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D5300</span>: неделя с экспертом

Будьте осторожны при съемке движущихся объектов: камера рассчитывает экспопараметры для съемки статичных сюжетов. Корабль на моем снимке получился не совсем резким

Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 720, F2.8, 1/40 s, 39.0 mm, 8.0 МБCкачать RAW

Впрочем, будьте готовы к тому, что нерезкость может возникнуть не только из-за движения в кадре. Чтобы получить идеально четкий снимко с рук, камеру нужно держать максимально неподвижно и крепко, лучше использовать упор под локти. Микросмаз из-за дрожания рук при съемке на 24-мегапиксельную матрицу дает о себе знать, особенно в случае применения нестабилизированной оптики (а наш объектив стабилизатора не имеет). Еще один фактор, снижающий детализацию снимка, — работа системы шумоподавления. Даже на относительно высоких ISO цветного шума вы не найдете, хотя каких-то три-четыре года назад для всех без исключения камер он был нормой. На снимках есть лишь легкий яркостной шум (отдельные более темные или более светлые точки). Но за такой результат приходится платить снижением резкости снимка на ISO выше 400 единиц. С повышением ISO начинается обмен: изначально очень высокое разрешение матрицы шаг за шагом обменивается на отсутствие шума в кадре. И по моему субъективному мнению примерно до ISO 3200 этот обмен явно в пользу фотографа.

<span role='device-inline' data-device-id=15835 data-device-review=15437-nikon-d5300-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D5300</span>: неделя с экспертом

На этом снимке при очень высоком ISO удалось соблюсти баланс между резкостью кадра и уровнем шума

Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 2800, F2.8, 1/60 s, 48.0 mm, 8.0 МБCкачать RAW
<span role='device-inline' data-device-id=15835 data-device-review=15437-nikon-d5300-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D5300</span>: неделя с экспертом Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 1800, F4, 1/60 s, 18.0 mm, 12.0 МБCкачать RAW
<span role='device-inline' data-device-id=15835 data-device-review=15437-nikon-d5300-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D5300</span>: неделя с экспертом Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/60 s, 18.0 mm, 10.0 МБCкачать RAW

Съемку я продолжаю с широкоугольным объективом AF-S DX Zoom-Nikkor 12-24mm f/4G IF-ED. Только теперь я ограничиваю максимальную выдержку 1/60 с. Эта модель также не имеет стабилизатора, а всю съемку я веду с рук. Но в городских джунглях для Nikon D5300 и объектива со светосилой f/4 света достаточно: камера варьирует ISO в пределах от 400 до 3600 единиц — отличная проверка потенциала камеры!

<span role='device-inline' data-device-id=15835 data-device-review=15437-nikon-d5300-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D5300</span>: неделя с экспертом Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 3600, F4, 1/60 s, 18.0 mm, 12.0 МБCкачать RAW

Снимки при ISO 3600 мне уже не очень нравятся: изображение становится слишком “рыхлым”, теряются детали в тенях. С другой стороны, такие снимки вполне годятся для просмотра на экране, публикации в сети или даже печати небольшим форматом. Все недостатки изображения видны лишь при 100% увеличении.

<span role='device-inline' data-device-id=15835 data-device-review=15437-nikon-d5300-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D5300</span>: неделя с экспертом Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 640, F4, 1/60 s, 18.0 mm, 9.0 МБCкачать RAW

При ночной съемке я почти не вмешиваюсь в работу автоматики банаса белого. Меня вполне устраивает ее работа при искусственном освещении: оттенок ламп убирается не полностью, в кадре удается сохранить характер освещения.

<span role='device-inline' data-device-id=15835 data-device-review=15437-nikon-d5300-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D5300</span>: неделя с экспертом Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 3600, F4, 1/60 s, 18.0 mm, 12.0 МБCкачать RAW

Но какие бы шикарные возможности по съемке с рук камера не обеспечивала, симая ночные и вечерние пейзажи, лучше применять штатив. Это позволит и ISO снизить до минимума, и смаза изображения избежать. Я специально сделал пару кадров с одной точки с использованием штатива и без него, чтобы показать разницу в результате съемки.

<span role='device-inline' data-device-id=15835 data-device-review=15437-nikon-d5300-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D5300</span>: неделя с экспертом

Съемка со штатива на низком ISO и с закрытой до f/8 диафрагмой дает отличный результат!

Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 5 s, 39.0 mm, 7.0 МБCкачать RAW
<span role='device-inline' data-device-id=15835 data-device-review=15437-nikon-d5300-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D5300</span>: неделя с экспертом

Съемка с рук

Nikon D5300 УСТАНОВКИ: ISO 2200, F2.8, 1/60 s, 25.0 mm, 8.0 МБCкачать RAW

Выводы

Nikon D5300 — типичный представитель современных многомегапиксельных камер. Если вы снимаете на низкой чувствительности, то огромное даже по современным меркам разрешение матрицы используется для того, чтобы обеспечить высокую детализацию изображения. Но не всегда у нас есть возможность снимать на низкой чувствительности. И тогда в игру вступает система шумоподавления: чем выше ISO, тем активнее ее действия. Детализация начинает снижаться шаг за шагом, но зато неприятного цветного шума в кадре не появляется даже при ISO 3200. А это значит, что любой зеленый новичок, снимающий в авторежиме, сможет получить достаточно качественный для демонстрации на экране кадр в тех условиях, где съемка с рук кажется практически невозможной. Впрочем, применения светосильной оптики и штативов никто не отменял. И если подойти к съемке с умом, то Nikon D5300 даже в самых сложных условиях способен выдать бескомпромиссный результат.

Опубликовано: 30.01.2014

Обсудить
0ec3036c 4c22 48a8 9ddd a821994236ea
Георгий Полицарнов
Опубликовано 30.01.2014

Главный редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

Александр Савочкин, 2017-04-09T02:51:35

Любые со словом Nikkor и буквой G в названии, потому как с буквами D и AI-S фокусироваться не будут, хотя по остальным парметрам подойдут. Объективы других фирм подойдут при условии наличия у них совместимого байонета и встроенного привода фокусировки. Исключение составляют объективы Samyang и Зенитар, у них привода фокусировки нет в принципе.

Вообще, чтобы подобрать объектив, нужно ответить на 2 вопроса:
1. Сколько есть денег на это?
2. Зачем объектив нужен?

Никто лучше вас не знает ответы на эти вопросы. Здорово, если уточните — тогда и мы подскажем насколько возможно конкретно. :)

Игорь Ефремов, 2017-04-08T16:47:30

а какие еще обЪективы посоветуете для этого фотоаппарата?

Александр Савочкин, 2017-04-08T06:45:55

Объектив и камера совместимы. Задний фон размывать будет неплохо, но следите за тем, чтобы фон был как можно дальше от объекта съёмки.

Игорь Ефремов, 2017-04-07T20:39:09

Tamron AF 75-300 mm f/ 4-5.6 LD Macro и Nikon d5300 совместимы?
И хотелось бы узнать, хороший ли это обЪектив, для отличного размытия заднего фона, или какой порекомендуете в пределах 10 000 рублей ?

Роман Жулин, 2017-03-27T16:49:21

Александр спасибо!!!А на моём кропе Canon EF 35mm f/2 IS USM уже не будет считаться широкоугольником,верно?А в кадр этот объектив помещает больше по площади,чем Canon EF 50mm?

Александр Савочкин, 2017-03-27T16:41:05

Роман! Объективы сделаны из прозрачного оптического стекла и на цветопередачу принципиальным образом не влияют. Картинка становится максимально чёткой и контрастной на средних диафрагмах, на открытых же она по фундаментальным причинам не идеальна. Что касается универсальности, то для камеры с сенсором формата APS-C универсальным можно считать объективы с фокусным расстоянием в интервале 28-35 мм. Следовательно, объектив №1 — единственный универсальный из тех, что мы здесь обсуждаем. :)

Как ретушёр я должен отметить, что постобработка делает чудеса по отношению к чёткости изображения и цветопередаче.

Роман Жулин, 2017-03-27T09:14:41

Добрый день!!!Скажите пожайлуста,у меня камера Canon 80D.Какой объектив будет лучше,универсальней,картинка насыщенная,контрастная,чёткая?
№1.Canon EF 35mm f/2 IS USM
№2.Canon EF 50mm f/1.4 USM

Александр Савочкин, 2017-03-27T01:54:26

Владимир! Посмотрите на объективы Nikkor 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX
или 10-24mm f/3.5-4.5G ED AF-S DX. Оба они широкоугольнее некуда, и по цене относительно доступны.

А вообще говоря, объектив 18-200 уже вполне широкоугольный в положении 18 мм. Возможно, вам больше пользы принесёт не отдельный широкоугольный объектив, а штатив-монопод — он и места много не занимает, и лёгкий, и камеру стабилизирует достаточно неплохо для съёмки в помещениях.

Владимир, 2017-03-26T22:09:18

Новичок. Если проще - почти "чайник". Желание научиться - огромное. Купила Супруга D5300. Друзья подарили Tamron AF 18-200mm f/3.5-6.3 XR Di II LD Aspherical (IF) MACRO Nikon F и AF-P DX NIKKOR 70-300mm f/4.5-6.3G ED VR.
Часто путешествуем по разным странам (были уже в 41-ой). Любим старину. Церкви, Храмы, Соборы..... и для съёмки внутри помещений нужен широкоугольник. Посоветуйте, пожалуйста, - какой приобрести.
Я учитель в школе, - соответственно финансами большими не обладаю.
Заранее благодарен.

Виктор, 2017-02-21T08:35:19

Прочитал, понял что буду брать D5300, осталось решить с каким объективом взять. Спасибо вам большое за подсказки и великолепные статьи.

Георгий Полицарнов, 2017-02-20T16:22:50

Nikon D3400 в плане съемки не слишком сильно отличается от D3300. Вот этот обзор поможет Вам разобраться в разнице между предыдущей моделью и D5300.
http://prophotos.ru/reviews...

Виктор, 2017-02-20T14:50:20

А если не сложно можете подробней описать разницу между D3400 и D5300, всё таки первая зеркалка в жизни, охота не ошибиться и не расстроиться в ней, буду при многом благодарен вам если поможете с выбором.

Георгий Полицарнов, 2017-02-20T14:19:44

Из-за системы автофокуса в первую очередь.

Виктор, 2017-02-20T13:49:07

А между D3400 и 5300, я так понимаю будет лучше 5300 брать?

Георгий Полицарнов, 2017-02-20T08:18:58

Nikon D5300. Однозначно.

Виктор, 2017-02-20T07:54:25

Ошибка Nikon D5300*

Виктор, 2017-02-17T13:00:18

Выбираю на основу первого фотоаппарата, нужен будет для обучения изначально, а дальше применения пока не известно, что понравится больше пейзаж или людей фотографировать, видео возможно будет тоже использоваться иной раз. Остановился на выборе пока двух фотоаппаратов Nikon D5100 и Olympus OM-D E-M10 подскажите какой выбрать или может ещё какие варианты будут?

Георгий Полицарнов, 2017-01-23T07:16:58

Для меня достаточен. Я бы сказал, что с таким объективом можно снять почти всё, используя лишь в отдельных случаях телевик для специфических сюжетов.

Дмитрий Арзамасцев, 2017-01-23T07:15:24

А насколько достаточен диапазон ФР 16-80 для повседневной съемки и съмки в отпуске (путешествия)?

Георгий Полицарнов, 2017-01-23T07:08:38

Здесь опять все зависит от личных предпочтений. Для себя бы я предпочел комплект из Nikon 16-80mm f/2.8-4E ED VR AF-S DX Nikkor (из-за светосилы в первую очередь!) и телевика. Отдельный объектив для каждой задачи — это более правильный подход. Он и фотографа дисциплинирует, и результат обеспечивает лучший.

3f0489c9 6044 45eb 90a0 4b20bd2efba1