Вверх

Sony Cyber-shot DSC-HX300: неделя с экспертом

Ручные настройки: для чего нужны и как ими пользоваться?

Многие современные компактные камеры лишены ручных настроек. Сделано это, как правило, умышленно: производители ориентируются на начинающих фотографов и предлагают им пользоваться автоматическими настройками. Здравое зерно в этом есть: Sony Cyber-shot DSC-HX300 в ходе нашего теста показал неплохой результат съемки в полностью автоматическом режиме. Там же, где автоматика не справлялась, на помощь приходили сюжетные программы. Тем не менее, на диске режимов съемки у этого фотоаппарата есть заветные буквы PASM — набор полуручных и ручных режимов. Сегодня будем разбираться, когда они могут понадобиться, и как ими пользоваться.

Программный режим

Sony Cyber-shot DSC-HX300: неделя с экспертом

Начнем, пожалуй, с самого простого — программного режима (P). Он мало отличается от автоматического: по умолчанию все настройки за фотографа подбирает камера. Зато в любой момент фотограф может вмешаться в ее работу и внести какие-то корректировки. Например, я иногда устанавливал баланс белого вручную, потому что автоматика камеры при съемке в тени часто выдает более холодную картинку, чем мне того хотелось бы.

Sony Cyber-shot DSC-HX300: неделя с экспертом

Установка баланса белого

Sony Cyber-shot DSC-HX300: неделя с экспертом

Автоматическая установка баланса белого

DSC-HX300 УСТАНОВКИ: ISO 800, F5, 1/250 s, 8.0 МБ
Sony Cyber-shot DSC-HX300: неделя с экспертом

Установленный вручную баланс белого

DSC-HX300 УСТАНОВКИ: ISO 800, F5, 1/250 s, 7.0 МБ

В этом же режиме можно легко задействовать экспокоррекцию, сделав снимок чуть темнее или светлее по своему усмотрению. Тут все очень просто: нажимаем на управляющее колесо под большим пальцем и подбираем оптимальную величину коррекции.

Sony Cyber-shot DSC-HX300: неделя с экспертом

Для введения экспокоррекции нужно надавить, а затем покрутить управляющий диск под большим пальцем

Приоритет диафрагмы

Sony Cyber-shot DSC-HX300: неделя с экспертом

Второй режим — приоритет диафрагмы. У счастливых обладателей зеркалок и беззеркалок он пользуется большим успехом: вращаешь управляющий диск, закрываешь или открываешь диафрагму и управляешь размытием заднего плана. У Cyber-Shot DSC-HX300 диафрагма тоже изменяется, но в значительно меньших пределах, нежели у зеркалок. Ее не открыть шире f/2,8 и не закрыть более f/8. А с большим зумом диапазон значений будет еще меньше: от f/6,3 до f/8. Тем не менее, управление степенью размытия заднего плана работает. Так что в ряде сюжетов с размытием вы сможете поэкспериментировать.

Sony Cyber-shot DSC-HX300: неделя с экспертом

Открытая диафрагма

DSC-HX300 УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/250 s, 7.0 МБ
Sony Cyber-shot DSC-HX300: неделя с экспертом

Закрытая диафрагма

DSC-HX300 УСТАНОВКИ: ISO 320, F8, 1/250 s, 7.0 МБ

Приоритет выдержки

Sony Cyber-shot DSC-HX300: неделя с экспертом

Приоритет выдержки — это, на мой взгляд, самый сложный для новичка режим съемки. Дело в том, что в нем слишком просто допустить ошибки. Как правило, режим используется, чтобы принудительно заставить камеру снимать с довольно длинной или сверхкороткой выдержкой. Для чего это может понадобиться? Ну, например, для съемки воды: на длинной выдержке движущаяся вода эффектно размоется, а на короткой рассыпется на отдельные капли.

Sony Cyber-shot DSC-HX300: неделя с экспертом

Короткая выдержка. В фонтане видна каждая капля воды

DSC-HX300 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/500 s, 7.0 МБ
Sony Cyber-shot DSC-HX300: неделя с экспертом

Длинная выдержка. Из-за слишком длинной выдержки снимок получился чуть светлее, чем нужно. Но вода при этом превратилась в эффектные струи

DSC-HX300 УСТАНОВКИ: ISO 80, F6.3, 1/30 s, 6.0 МБ

Естественно, если выдержку вы зафиксировали вручную, то для обеспечения нужной экспозиции у камеры остаются лишь два инструмента: диафрагма и светочувствительность. Здесь самое время вспомнить, что диафрагма у DSC-HX300 меняется в довольно узких пределах. А значит, поле для маневра остается не такое уж и большое. Если поставить слишком короткую или слишком длинную выдержку, то камера просто не сможет подобрать оптимальную экспозицию. Впрочем, если это случится, то вы об этом узнаете еще до съемки: результат установки экспозиции будет виден на экране фотоаппарата или в видоискателе: картинка будет или слишком светлой, или слишком темной.

Я применял режим приоритета выдержки для ночной съемки. Дело в том, что он позволяет выставить более длинную выдержку, нежели автоматический режим или “Ночная сцена” из набора сюжетных программ. А в моем сюжете длинная выдержка была нужна для большей выразительности, чтобы получить максимально длинные следы от фар в кадре.

Sony Cyber-shot DSC-HX300: неделя с экспертом

Ночная сцена

DSC-HX300 УСТАНОВКИ: ISO 80, F3.5, 1/4 s, 6.0 МБ
Sony Cyber-shot DSC-HX300: неделя с экспертом

Съемка с приоритетом выдержки. Мне удалось получить более длинные следы от фар проезжающих автомобилей

DSC-HX300 УСТАНОВКИ: ISO 80, F6.3, 2 s, 6.0 МБ

Выше я уже писал, что в полуавтоматических режимах можно использовать функцию “эффект рисунка”. Здесь я использовал эффект “миниатюра”. Вот так, последовательно применяя разные функции и настройки камеры, можно сделать действительно интересный снимок.

Sony Cyber-shot DSC-HX300: неделя с экспертом

Здесь я использовал длинную выдержку, выставленную вручную, в совокупности с эффектом миниатюры

DSC-HX300 УСТАНОВКИ: ISO 80, F6.3, 2 s, 3.0 МБ

Ручной режим

Sony Cyber-shot DSC-HX300: неделя с экспертом

Наконец, мы добрались до полностью ручного режима. Если вы думаете, что все профи снимают именно в нем, вы ошибаетесь. Это самый медленный в работе режим. Вручную нужно выставлять и выдержку, и диафрагму, и чувствительность. При этом в зависимости от их величин будет меняться яркость всего кадра. Ее вы сможете оценить по дисплею. Когда же этот режим нужен? Я его использую для съемки тех сюжетов, где перепад яркости в кадре большой, и он может обмануть автоматику камеры. Например, в ручном режиме я снимал луну.

Sony Cyber-shot DSC-HX300: неделя с экспертом

Снимок сделан с максимальным оптическим зумом. Цифровой зум не применялся. Чтобы получить синеватый оттенок неба, я снимал в сумерках. Использовался полностью ручной режим съемки

DSC-HX300 УСТАНОВКИ: ISO 80, F6.3, 1/40 s, 4.0 МБ

Цель была проста: получить в одном кадре и фото луны с ее кратерами, и сохранить синеватый оттенок неба. Если снимать в авторежиме, то в зависимости от положения луны в кадре вы получите или слишком темное небо, или слишком светлую луну. Соблюсти тонкий баланс можно лишь в ручном режиме. Нажимаем на управляющее колесо и выбираем изменяемый параметр: выдержку или диафрагму. Его значение меняем вращением все того же колеса.

Sony Cyber-shot DSC-HX300: неделя с экспертом

Установка выдержки, диафрагмы и чувствительности происходит при помощи управляющего диска

Кстати, поделюсь парой хитростей. Я снимал луну в сумерках. Именно поэтому небо вокруг не черное, а темно-синее. А во-вторых, если вы захотите повторить результат, вы сможете сделать это примерно с теми же параметрами съемки, что использовал я.

Подведем итог? Вне зависимости от вашего фотомастерства наличие ручных настроек в камере — вещь важная. В DSC-HX300 они есть! Рано или поздно они вам все равно пригодятся. Как минимум — для съемки сложных по свету сюжетов. Как максимум — для понимая основ фотографии, обучения и реализации более сложных творческих замыслов.

Опубликовано: 16.07.2013

Обсудить
0ec3036c 4c22 48a8 9ddd a821994236ea
Георгий Полицарнов
Опубликовано 16.07.2013

Главный редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

алекс, 2017-02-10T16:56:47

как задействовать макросъемку, какой режим?

Георгий Полицарнов, 2017-01-30T08:08:58

Снизу? Вы уверены, что это кнопка?

Александр, 2017-01-27T17:29:09

На об'ективе аппарата, снизу, имеется кнопка, для чего она?

Георгий Полицарнов, 2017-01-19T07:25:17

Я не видел в HX300 явных минусов, которые легко можно было бы исправить в следующей модели. То есть за эти деньги фотоаппарат очень удачный.

Герман Бабиков, 2017-01-18T22:04:09

Простите Георгий за мою навязчивость, но на практике я вижу разницы, если только в деньгах - 4,5 т.руб., может это и не такие уж и большие деньги, но хотелось бы услышать Ваш резюме, как профи я не понимаю разницы, поэтому и прошу Вашего совета даже если и не тестировали, а исходя из тех. характеристик - на Ваш взгляд.

Георгий Полицарнов, 2017-01-18T08:55:34

Герман, я не тестировал HX400, но думаю, что разница между камерами на практике не так уж и велика.

Герман, 2017-01-18T00:35:39

Здравствуйте Георгий ! Помогите пожалуйста с выбором между HX300 и HX400 интересует Ваше субъективное мнение, как профессионала сам не могу определиться - КАКОЙ ???

Георгий Полицарнов, 2017-01-16T06:40:40

Не сравнивали.

Павел Чеботарёв, 2017-01-13T20:45:16

А если сравнить НХ300 с Фуджифильм FinePix S1 ???

Андрей Петровский, 2017-01-12T20:29:37

Подскажите есть ли для HX300 программы подобные Remote Camera Control?
Или как ещё можно подключить эту камеру как веб камеру с захватом видео и фото?

Георгий Полицарнов, 2017-01-10T07:17:07

Да, это разные камеры.

Ivan, 2017-01-10T01:03:11

Есть ли разница между H300 и HX300

Георгий Полицарнов, 2017-01-09T13:28:52

Наша система комментирования вполне позволяет добавить фото в комментарии.

Сергей, 2016-12-30T13:48:08

Не уверен, что мне надо запасаться квадрокоптером для съемок зданий и тп. Я согласен с искажениями, но не на столько большими. мой адрес : strizh67@mail.ru. Пришлите мне письмо, и я вам вышлю фото, которые требуют объяснения. И надеюсь Вы, как специалист, дадите мне нужный совет.

Георгий Полицарнов, 2016-12-30T13:24:44

Вы пишете: выравниваешь одну вертикаль дома, другая убегает. А не перспективных искажениях ли идет речь? Если о них, то это вообще от объектива никак не зависит. Хотите, чтобы стены здания были параллельны, снимайте с высоты середины здания, чтобы плоскость матрицы была параллельна плоскости здания. Ну или тилт-шифт объектив.

Сергей, 2016-12-30T12:47:02

Ну не на столько же Зум должен влиять ! Я фотографировал без Зум. Полчаса назад снова провел эксперимент на всех режимах съемки - выравниваешь одну вертикаль дома, другая убегает ! Из- за этого дефекта, я фото своего дома не могу опубликовать. И Вы считаете это нормальным? Лучше поменять данный фотоаппарат на аппарат из конкурирующих фирм, чем мучиться с этим. Лет 5 назад у товарища был Canon за 5 тр. с 3-х кр Зум. Он геометрию на фото делал лучше чем мой нынешний. А я год назад начитался хороших отзывов о Сони и вляпался в ... 20 тр коту под хвост. А был вариант купить зеркалку Canon с двумя объективами.

Георгий Полицарнов, 2016-12-30T12:24:29

Геометрические искажения для зум-объектива — это обычное дело. Хотите идеального качества фото, можете купить профессиональный объектив, практически без искажений (но они все равно будут!). Цена вопроса раз в десять выше, чем у этой камеры. Плюс фотоаппарат под этот объектив. Компакт-суперзум — это всегда определенный компромисс.

Сергей, 2016-12-30T12:20:42

Согласен полностью с отзывом - "говно в красивой упаковке " и ЗВУЧНЫМ именем. Геометрия зданий на фото вообще отсутствует . Фоткал свой новый дом и ужаснулся - у него что такие кривые стены ?! Оказалось дело в фотоаппарате( связывался с головным офисом Сони в Москве, без толку). Посмотрите на опубликованные снимки, нет ни одной ВЕРТИКАЛЬНОЙ линии, все стены к верху сужаются, квадратная плитка на фото становится прямоугольной. Я в шоке от этого фотоаппарата. Ему цена 8 тр. Никому не рекомендую. Цветочки можно фоткать и не более...

Юлия, 2016-11-25T12:10:49

Я перехожу в этот режим но следуя инструкции ничего кроме ISO и диафрагмы изменить не могу

Георгий Полицарнов, 2016-11-25T09:59:00

Вам нужен режим съемки S и инструкция:)

Юлия, 2016-11-25T08:19:51

Добрый всем день! Никак не могу разобраться как выставлять здесь выдержку. Помогите пожалуйста!

KrasnoYarsk-land.ru, 2016-11-23T22:18:23

Эта модель даже не младший брат DSC-HХ300, а скорее ущербный, братец с ограниченными возможностями в огромном корпусе!
Бредовая модель. Но многих берёт "понтом" и ценой в $200. До санкций 6000 рублей стоил.

KrasnoYarsk-land.ru, 2016-11-23T20:33:48

Звук отключается полностью, это точно!
Возьмите в привычку читать инструкции, и ИЗУЧАТЬ аппаратуру, которую приобретаете.
"Меню" - "Основные настройки" - "Звук" - "ВЫКЛ"!

KrasnoYarsk-land.ru, 2016-11-23T20:32:59

Звук отключается полностью, это точно!
Возьмите в привычку читать инструкции, и ИЗУЧАТЬ аппаратуру, которую приобретаете.
Так как если бы не вы, я бы и не вспомнил, что на нём есть и звуки.
У меня он всё делает по тихому, т.е. совершенно ни каких звуков ни при видео, ни при фото не воспроизводит. Шумит лишь слегка зумом, но это уже механические шумы.
----
Ради вас залез и посмотрел:
"Меню" - "Основные настройки" - "Звук" - "ВЫКЛ"!

KrasnoYarsk-land.ru, 2016-11-23T20:06:10

Вы это... Не распыляйтесь тут так сильно. Аппарат своих денег стоит, а указанные вами аналоги с вариообъективом такого диапазона фокусных расстояний обойдутся стоят покупателю от $1500 (и это в нижней ценовой категории на нормальную зеркалку с вариообъективом)!
Или покажите людям полноценный аналог данной модели за такую же стоимость?
Да, матрицу хотелось бы побольше... Но это уже будет другой класс и другая стоимость аппарата.
А оптика нормальная. Не надо тут ля-ля. При максимальном зуме светосилы конечно же хотелось бы побольше, но это поправляется выдержкой, без потери качества. Тем более стабилизация очень и очень порадовала.
Конечно, если сравнивать с моделями прошлых лет, то чувствуется удешевление по некоторым параметрам.
Зато зум бесшумный практически сделали (до этого был DSC-H50).
А вот свободы поворота поворотного экрана поубавилось.
Корпус тоже, какой-то весь пластиковый стал.

Вывод: Кто-то ездит на бентли, кому-то и ауди 6-ки хватает.

nastya, 2016-10-29T12:04:30

Георгий, здравствуйте. Очень хотелось бы , чтоб вы провели тест -Sony Cyber-shot DSC-H300 и выжали из него максимум интересного. Хотя там в разы меньше возможностей.Возможно ли это?

Татьяна, 2016-10-27T06:33:19

Хочу поблагодарить вас за подробное описание, благодаря ему я купила камеру - очень легка в использовании, но вот звук бы убрала, но нельзя, увы..

Татьяна, 2016-10-27T06:31:36

Здравствуйте! Купила аппарат, а у него, как и видеокамеры Сони звуки при включении, фотографировании, снимаю видео - и там беззвучно включить невозможно. В настройках, похоже, отключить звук невозможно, только убавить.

Георгий Полицарнов, 2016-10-24T11:34:20

Да, можете! Режим M — полностью ручной режим. В нем вручную можно выставить выдержку, а диафрагму и ISO подобрать опытным путем.

Sophie Khlestunova, 2016-10-16T16:25:46

Здравствуйте))) очень понравилась и пригодилась ваша статья, изменило представление о моем фотоаппарате. Хотела узнать, у меня Sony Cyber-shot DSC-H300 и к сожалению режима S нет. Есть только Scn P M могу ли я сделать снимки воды, то есть съемку в движении животных или детей на моем фотоаппарате?? Если да, подскажите настройки плиз, весь интернет уже облазила, а в инструкции не могу найти((((((

Андрей, 2016-09-28T13:42:56

Спасибо большое за столь оперативный и полный ответ. Значит, будем брать HX300.

Георгий Полицарнов, 2016-09-28T04:40:55

Если это первый фотоаппарат, то лучше HX300. Преимущества A3500 раскрываются только в творческой фотографии с тщательным изучением теории.

Андрей, 2016-09-27T22:01:16

Здравствуйте. Стоит выбор фотоаппарата между HX300 и A3500. Посоветуйте, пожалуйста, какой будет лучше для семейных фото?

Георгий Полицарнов, 2016-08-22T06:20:58

К сожалению, мы не готовы комментировать совместимость стороннего 3D-оборудования.

Ирина, 2016-08-21T19:42:58

Здравствуйте, фотоаппарат очень нравится.. пользуюсь уже 4 года...но на телевизоре LG не возможно посмотреть фотографии в 3D. Почему и что делать?

Георгий Полицарнов, 2016-07-18T09:21:52

Спасибо за ваш отзыв!

Magorich, 2016-07-18T09:15:34

много интересного

Magorich, 2016-07-18T09:13:38

уникальный фотик пользую 2 года и я в восторге. не бывает плохих машин их делает плохими проклдка между рулём и сидением и с ним тоже самое! у меня есть есть фотоаппараты и круче, но этот на горнолыжных трассах творит чудеса. ни чем лыжника со старта до финиша не снимешь.
спасибо за обзор.

DISQUTING, 2016-07-04T13:29:18

Фотоаппарат - "говно в красивой упаковке" ! Не тратьте деньги ! Простую мыльницу можно купить в несколько раз ДЕШЕВЛЕ, которая в автоматическом режиме будет делать фотографии ЛУЧШЕ ! А если хочется "крутить" и снимать, как "настоящий" фотограф-профессионал, то КУПИТЕ "зеркальный" Кенон или Никон !!! Физику НЕ ОБМАНЕШЬ - из "говна" ЯДРО не слепишь !!!!! От оптики Цейс здесь только название ! Это фотоаппарат для настоящих "блондинок" ! Это всё равно, что называть "сладкие плитки", которые у нас продаются - ШОКОЛАДОМ !!! Есть вещи НАСТОЯЩИЕ, а есть "поделки" под них ! Есть настоящие фотоаппараты ( зеркалки Кенон, Никон и тот же Сони ! ), а есть мыльницы. Поэтому если на "мыльницу" установить "объектив от телескопа", то это всё равно останется МЫЛЬНИЦЕЙ !!!! "Объектив от телескопа" есть смысл ставить именно на "зеркалки" - вот тогда вы получите НАСТОЯЩИЙ результат !

Mihail.mg, 2016-05-24T03:58:17

Георгий, причина оказывается в нужном плеере.
На компьютере воспроизводятся с заиканием,
а после скачивании “PlayMemories Home”,
звук воспроизводится нормально.
Спасибо за внимание.

Георгий Полицарнов, 2016-05-19T09:59:25

Тогда, к сожалению, не знаю, в чем может быть проблема.

Mihail.mg, 2016-05-19T09:56:41

Георгий, я записывал в тихой комнате без постороннего шума.

Георгий Полицарнов, 2016-05-18T12:11:23

Михаил, мы с такой проблемой не сталкивались. Может, вы снимали в ветреную погоду? Тогда подобные искажения возможны.

Mihail.mg, 2016-05-18T11:56:28

Георгий, здравствуйте.
Вот такой вопрос, при просмотре видео выходной звук
даже свой голос какими то отрывками, не могу разобрать
свою речь. Записывал спокойным голосом.
В настройках звук включен, Купил не давно,
Прошу подсказать.
Михаил Назаренко.
nazarenko.mg@yandex.ru

Георгий Полицарнов, 2016-05-04T05:43:30

Да, сброс настроек есть, в инструкции написано, где его искать в меню.

spayder777, 2016-05-01T08:57:44

Добрый день !!!Стал обладателем сего девайса!Фотки пока невпечетляют,так как не могу добиться резкости фото,получаются мыльные!Вопрос,есть ли в этом фотоаппарате в настройках сброс настроек и возврат к заводским?Так как такое впечатление,что пока ознакамливался с фотоаппаратоп понажимал ,чего не надо в настройках!

Sergey Marchenko, 2016-04-27T03:40:37

Спасибо, получилось

Георгий Полицарнов, 2016-04-26T07:55:10

Отключите HDR.

Sergey Marchenko, 2016-04-23T04:10:21

Добрый день, пользуюсь уже больше года, в основном в авто режиме, при переходе в любой другой режим делает серию снимков, потом обрабатывает и делает один снимок, в режиме съемке стоит "покадравая съемка", не могу найти как это отменить.

KrasnoYarsk-land.ru, 2016-04-17T17:42:55

Открывайте диафрагму на полную, можно и ISO повысить (чревато артефактам-"шумами"), ну а выдержку действительно использовать короткую, допустим от 1/250 сек.
Ещё один нюансик, если использовать вспышку (мощность её желательно увеличить предварительно), то и днём она сработает как дополнительный уменьшитель размытости движения (если расстояние позволяет).

A24f4494 1c95 4946 a05e 56d6f294233b