Вверх
  • Оборудование для макросъемки
  • Лучшие TLR-камеры
  • Ломография: как выбрать ломо фотоаппарат
  • «Карманный» средний формат камер
  • Импульсный свет в студии: как работать
  • Какой ноутбук подойдет для фотографа
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

«Карманный» средний формат камер

Обсудить
«Карманный» средний формат

Olympus-Six © bamb

«Раскладушки» 6х6 см

Большинство folding-камер, ограниченных квадратным форматом, отличаются повышенной компактностью. Кроме того, обычно это более новые модели, имеющие качественную просветленную оптику. Типичный пример – отечественные складные камеры «Искра» (1961-63) и «Искра-2» (1961-64). Прототипами этих моделей послужили немецкие раскладушки – Agfa Isolette и Zeiss Super Ikonta IV. Вторая модель «Искры», выпущенная небольшим тиражом (несколько тысяч экземпляров) и имеющая больше общего с раскладушкой Zeiss, отличается несопряженным дальномером и оснащена встроенным селеновым экспонометром.

Достоинство «Искры» - резкий четырехлинзовый объектив «Индустар-58», имеющий фокусное расстояние 75 мм и светосилу f/3.5. Встроенный центральный затвор отсекает выдержки от 1 до 1/500 сек., а также Bulb. Объектив «Искры» заметно резче объектив «Москвы» и в плане качества изображения приближается к немецкой оптике. Советское просветление приводит к снижению контраста и небольшим искажениям цветопередачи, но снимать на цвет можно.

Корпус «Искры» изготовлен из алюминия, легок и прочен. Камера имеет удобный совмещенный дальномер, а также счетчик кадров необычной конструкции: отрезок пленки замеряет игольчатый валик в фильмовом канале. Благодаря этой особенности, счетчик правильно работает с современными пленками (в отличие от многих других советских фотоаппаратов), но часто выходит из строя. На рынке подержанных камер немало экземпляров «Искры» в хорошем рабочем состоянии переделаны для установки пленки на старый манер – то есть имеют на задней панели прорезанное окошко, закрытое красным фильтром.

«Карманный» средний формат

Искра © www.photohistory.ru

«Карманный» средний формат

Agfa Isolette © christiane sch

В целом же, конструкция «Искры» весьма надежна, хотя на рынке подержанной фототехники встречается немало полуживых экземпляров этой камеры. Причина в том, что «Искра» в советские годы была одной из лучших среднеформатных камер, а среди компактных вариантов и вовсе не имела альтернативы. Такие камеры редко становилась украшением книжной полки – чаще они интенсивно использовалась в профессиональной съемке. Поэтому при покупке «Искры» следует проявить особую внимательность.

Mamiya Six – японский собрат «Искры», не имеющий существенных внешних различий, но серьезно, тем не менее, серьезно отличающийся от советской камеры. Главное конструктивное отличие – мех не используется при наводке на резкость. При раскрытии камеры объектив фиксируется неподвижно. В процессе фокусировки по дальномеру перемещается рамка с пленкой и прижимной столик. Данный подход весьма необычен, но отличий непосредственно в процессе съемке такой камерой нет.

Отметим, что первые модели Mamiya Six выпущены еще в военные годы, но большинство дошедших до нас версий – это поздние версии этой камеры, выпускавшиеся до конца 1950-х годов. Производство последней модели (Mamiya Six Automat 2) прекращено в 1958, а спустя два года на смену этой удобной и компактной модели приходит громоздкая Mamiya Press, предполагавшая использование сменной оптики.

Mamiya Six имеет объектив Olympus Zuiko с фокусным расстоянием 75 мм и светосилой f/3.5. Несмотря на то, что по схеме это хорошо знакомый Тессар, объектив отличается от других Тессаров, виденных нами ранее. Он выдает резкую картинку без свойственного для этой схемы падения резкости по углам, в том числе на открытых диафрагмах. Еще одно достоинство объектива этой камеры – сочные, насыщенные цвета.

«Карманный» средний формат

Оптика Zuiko устанавливалась не только на складные камеры Mamiya, но и на собственные раскладушки Olympus Six, выпускавшиеся с 1938 до 1955 года. Самая совершенная из них – Olympus Chrome Six RIIA (1955) – имеет прецезионный несовмещенный дальномер классической конструкции и является почти полной копией Zeiss Super Ikonta IV (и нашей «Искры-2»), но не имеет встроенного экспонометра. Затвор Copal отсекает выдержки до 1/250. Особенность модели – курковый механизм перемотки пленки, впервые реализованный в folding-камере. Эта довольно редкая камера, имеющая коллекционную ценность.

Курковая перемотка пленки, вместо неудобной вращающейся головки, предусмотрена и в современной китайской складной камере Seagull 203-1. Несмотря на страну происхождения, «Чайка» (так переводится Seagull) оснащена качественной оптикой. Объектив с фокусным расстоянием 75 мм и светосилой f/3.5 – весьма контрастный, формирует жесткую резкую картинку и показывает отличный результат при съемке на цветную пленку, чем не могут похвастать многие старые «раскладушки». Формат изображения – 6х6 или 6х4,5 см.

Камера имеет совмещенный дальномер и предоставляет возможность выбора между двумя форматами – 6х6 и 6х4,5. «Слабое звено» данной модели – оригинальный затвор, который отрабатывает выдержки до 1/300 сек. Учитывая самую демократичную цену и качественный объектив, можно сделать вывод: Seagull 203-1 – та самая камера, о покупке которой стоит подумать.

Plaubel Makina 67

Эта мощная японская клап-камера, которая даже в наши дни уходит с аукциона ebay.com по цене $1000 и выше, заслуживает отдельного упоминания в нашем обзоре.

z
«Карманный» средний формат

Plaubel Makina 67 © www.so-net.ne.jp

z

В отличие от обычных раскладушек, конструкция клап-камеры предполагает более мощные распорки, на которых закреплена объективная доска, закрепленные горизонтально по обе стороны меха. Мех не обязательно должен иметь форму «гармошки» (хотя в случае Plaubel Makina 67 он имеет как раз такую форму). На интернет-аукционах встречаются клап-камеры большого формата, снимающие на листовую пленку – такие модели были популярны в первой половине XX века именно благодаря своей компактности.

Makina 67 – в отличие от них, весьма современная модель, снимающая на рольфильм (формат 6х7 см). Немецкая марка Plaubel, под которой в период с 1920 по 1960 выпущено немало раритетных клап-камер, выкуплена японской фирмой Doi Group в 1975 году. Владелец фирмы Kimio Doi поручил разработку новой камеры Konica, создание объектива – Nikon. Цель – получить на выходе компактный аппарат, который бы обеспечил высочайшее качество изображения. Разработка заняла три года. Впервые камера была показана осенью 1978 на выставке Photokina, но в продаже она появилась в 1979 году. Добиться задачи позволил светосильный объектив Nikkor 80mm f/2.8, разработанный специально для новой камеры, имеющий современное многослойное просветление.

Объектив имеет видоизмененную схему Планара (6 линз в 4 группах), хотя серьезно отличается по оптической схеме от немецкого первоисточника. Камера оснащена совмещенным дальномером, центральным затвором Colpal (выдержки до 1/500), видоискателем с коррекцией параллакса, электронным экспонометром, питающимся от пары батарек SR44. Механизм взвода затвора и перемотки пленки – курковый. Габариты – 115х162х56,5 мм, масса – 1250 г. Корпус собирала дочерняя фирма Copal, а в 1981 году производство было перенесено на завод Mamiya. Вскоре Doi Grup представил широкоугольный аппарат Plaubel Makina W67, оснащенный широкоугольной оптикой Wide-Nikkor 55mm f/4.5. Производство приостановлено в 1986 году.

«Карманный» средний формат

Фото снятое на Plaubel Makina 67 © loranger

«Мыльницы» Fuji

Наибольшую активность в деле изготовления среднеформатных «мыльниц» проявляла компания Fuji, производившая целую россыпь компактных дальномерных аппаратов формата от 6х4,5 до 6х9 см.

Наибольший интерес представляют модели GA645 (1995) и GA645i (1997) – пластмассовые СФ «мыльницы» с автоматической перемоткой пленки, «выскакивающей» встроенной вспышкой и широкоугольным объективом Super-EBC Fujinon 60mm f/4.0 (7 линз в 6 группах). Электронный дальномер работает точно, хотя и не очень быстро – как у качественных 35-мм мыльниц. Алгоритм фокусировки аналогичен реализованному в компактной дальномерной камере Contax G2: для быстрой наводки используется активный АФ, затем производится точная наводка на резкость посредством более медленного пассивного автофокуса. Как результат, автоматическая фокусировка не только быстрая, но и точная – эти два качества в «мыльницах» редко сочетаются. Предусмотрена функция ручной наводки на резкость по шкале расстояний.

Зарядка пленки автоматическая – пленку не требуется проматывать до отметки Start. Отметим, что кадр имеет «портретную» ориентацию. Для получения «горизонтальных» снимков саму камеру необходимо развернуть вертикально. Основные режимы съемки – программный и приоритет диафрагмы. Для настройки есть небольшой монохромный дисплей. Набор функций типичен для современных автоматических камер: блокировка экспозиции, экспокоррекция (+/-3), впечатывание даты и параметров съемки. Встроенная вспышка на удивление мощная и справляется со своими задачами в большинстве ситуаций. Модель GA645i имеет два отличия от «обычной» GA645 – дополнительную кнопка спуска и автоматическую установку ISO пленки по штрих-коду (пленки 120-го типа с таким штрих-кодом делает сама компания Fuji). Кроме того, выпускалась модель GA645 Zi (1998), оснащенная зум-объективом Fujinon 55-90mm f/4.5-6.9.

«Карманный» средний формат

Fuji GA645 © www.rakuten.co.jp

«Карманный» средний формат

Fuji GA645i © www.xitek.com

Достаточно простая оптическая схема (10 линз в 10 группах) обеспечивает высокое качество изображения. Зум имеет четыре фиксированных значения фокусного расстояния – то есть это не совсем «зум», а скорее то, что подразумевалось под этим у создателя первого зум-объектива – немецкой фирмы Leica – набор из нескольких фиксированных фокусных расстояний. Отметим, что наличие такого объектива не вынуждает идти на компромиссы в плане качестве изображения: на широком углу резкость весьма незначительно уступает 60-мм объективу GA645. Единственный недостаток – невысокая светосила.

В любом из вариантов исполнения мыльница Fuji имеет неоспоримое достоинство над любыми другими вариантами – от древних «раскладушек» до современных Fuji GF670 и Rolleiflex TLR. Она выглядит именно как мыльница! А значит, с ней вы будете избавлены от навязчивого внимания окружающих. Разве что какой-нибудь владелец 10-МП цифрокомпакта посмотрит на камеру со снисхождением и спросит: «Дружище, не пора ли переходить на цифру?» Ответом ему будет выдающееся качество изображения, ведь по резкости СФ «мыльницы» Fuji не уступают даже таким авторитетным зеркалкам, как Hasselblad (недаром на линейку Hasselblad H-series ставится оптика Fuji). По оптическому рисунку объективы Fujinon, конечно, уступают немецким Zeiss и Schneider. Но если речь идет о широкоугольной оптике GA645, то это вовсе не критично.

«Карманный» средний формат
«Карманный» средний формат

Содержание:

    Опубликовано: 13.03.2008

    Обсудить
    User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
    Дмитрий Башков
    Опубликовано 13.03.2008
    Inffoto, 2013-03-11T22:43:22

    Из Смены получается не только стереоаппарат. Если вынуть из неё линзы и вставить отшлифованную до тонкой пластинки копейку с дырочкой, проколотой иголкой, то получается классный пинхол.

    Владлен Соколов, 2009-12-24T21:12:04

    Трепещите! :-) Я являюсь счастливым владельцем Смены Стерео. Сам сделал. Снимал на этот агрегат слайды. А вообще, пленка рулит! Это не цифровик, знаете ли, нажал на кнопку и посмотрел что за убожество получилось. Здесь нужно иметь терпение и расчет, чтоб не загубить все одним махом при съемке или обработке. Касаемо "раскладушек", у моего знакомого был трофейный Кодак. С учетом того, что у товарища две руки и обе левые с кривизной он его загубил, а я так и не смог поснимать им. Зато в типографии отводил душу, ибо негатив снимаемый промышленным аппаратом имел размер 500х700 мм. Представьте себе качество. Плюс оптика Карл Цейс размером с тарелку. :-)) Подсветка ксенон 5 кВт. Это нечто, забыть не могу. Владею также наливными жидкостными светофильтрами, вот только руки не доходят до них повыпендриваться.

    Дмитрий Башков, 2008-05-29T22:11:30

    Павел, логически возникает еще один вопрос - может ли "мыльница" быть профессиональной камерой? Допустим, если отвлечься от животрепещущей темы СФ, то можно вспомнить "35-мм мыльницу со сменной оптикой" - Contax G1/G2.

    Но это, конечно, лишь вопрос терминологии. Он не влияет ни на на смысл тезисов статьи, ни на результаты съемки теми или иными камерами.

    Павел Супрун, 2008-05-29T19:45:51

    В то время когда были создани расскладушки они примерно выполняли роль, которая потом появилась у мыльниц. Дмитрий Башком правильно их назвал, понятное дело что очень условно. Мыльницы - в том смысле что не профессиональные. И нет ничего пренебрежительлного тут. Если даже расскалдушка удивляет качеством, то от профи вобще дух захватывает.
    Кстати, мыльницы, насклько я знаю, называли так только из-за формы и размера. А пластиковые линзы - не обязательный их атрибут.

    Дмитрий Башков, 2008-05-29T18:16:29

    Позволю себе вычленить одно замечание, которое можно расценивать как конструктивное / объективное:

    /// камеры типа TLR ("двуглазки" - Rolleiflex/Rolleicord, Seagull, Olympus Flex, Yashica 124G, Mamiya C220//330) не относятся к категории "компактные". По-настоящему компактными СФ камерами можно назвать камеры типа AGFA Isolette III размером кадра 6х6 (ее советский клон "Искра")///

    Искра - 152х110х48 мм (в закрытом положении). Роллейфлекс - 140х92х93. Мерял свой Роллейфлекс линейкой, со всеми выступающими частями (объективная доска, ручка перемотки, сложенная шахта). Возможны расхождения с офиц. данными на пару мм.

    На мой взгляд, прочие Ваши замечания не разумно преподносить как критику заблуждений. Старайтесь побольше писать "на мой взгляд", "по моему мнению"

    Argentum, 2008-05-29T11:33:07

    Коллеге Башкову: позволю себе подвергнуть критике ряд Ваших тезисов, поскольку они вводят непросвещенных читателей в заблуждение.

    1. "В отличие от узкопленочных и цифровых, среднеформатные камеры ориентированы на профессиональные задачи." - Не стоит проводить дискриминацию коллег по цеху исходя из "профессиональности формата". Перечисление имен всемирно признанных мастеров фотографии (профессионалов), снимавших на 35мм пленку, займет не одну страницу. Что касается цифровых камер, то почти 100% репортажа, свадебных съемок и прочих весьма "профессиональных" задач выполняются именно с их помощью.
    Правильнее было бы сказать о специфике СФ ("среднего формата") по отношению к прочим форматам - 4/3, APS-C (цифровые зеркалки типа Canon EOS xxD/NikonDxx), 135 (35mm пленка), 120/220 (широкая пленка - камеры 6х6/6х7/6х8/6х9/6х12/6х17), большой формат (9х12/13х18 и т.д.).

    2. камеры типа TLR ("двуглазки" - Rolleiflex/Rolleicord, Seagull, Olympus Flex, Yashica 124G, Mamiya C220//330) не относятся к категории "компактные". По-настоящему компактными СФ камерами можно назвать камеры типа AGFA Isolette III размером кадра 6х6 (ее советский клон "Искра"), Voigtlander Bessa I/II, Zeiss Ikonta (и ее советские клоны - Москва-2/4/5), Mamiya Six (не путать с New Mamiya 6) и.т.п. Очень близко к этой группе находится New Mamiya 6 , у которой складной байонет - штатный объектив 75мм f/3.5 в сложенном положении "утоплен" в корпус, уменьшая габариты до "компактных".

    3. словосочетание "среднеформатная мыльница" пусть останется на Вашей совести :-) Если обратиться к истории появления термина "мыльница" применительно к фотокамерам, то известно, что таким пренебрежительным словом называли недорогие компактные 35мм камеры, имевшие сходность с мыльницами по 2 параметрам: размеры (кусок мыла) и качество изображения (обычно оснащались объективами из оптического пластика, с более низкими чем у стекла, оптическими свойствами, но и более дешевого в изготовлении; пластик, со временем, терял оптические свойства - отсюда "замыленность" изображения). СФ камеры оснащаются первоклассной оптикой, свойства которой не ухудшаются (при должном обращении) десятилетиями. Ну, а про сходство с размерами мыльниц - см.выше.

    Андрей Мердишев, 2008-05-25T21:23:51

    R.S. Очепятка - конечно, не вообще в мире ничего не придумано, а ЛУЧШЕ Смены для обучения в мире ничего не придумано. Сорри.

    Андрей Мердишев, 2008-05-25T21:17:53

    Что касается - на чем учиться... Я думаю, в свое время не зря, вовсе не зря в Союзе выпускалась такая маленькая и простенкая, весьма дешевая, (а сейчас ее можно достать за бесплатно) камера для детей - Смена. Все фотографы, родившиеся в СССР и начавшие свой творческий путь там же, начинали именно с этой "игрушки" - ну в самом деле, и цена у нее была и есть игрушечная, и с защитой от "дурака" все в порядке. Я тоже когда-то в детстве с нее начинал. Так вот для того, что бы познавать азы фотоискусства, до сих пор В МИРЕ ничего не придумано. Столь "дружественного" и настроенного на обучение "интерфейса", вместе с такими возможностями, как сьемка со вспышкой на 1/250 сек. и возможностью мультиекспозиции, тишайшим срабатыванием затвора и т.д. и т.п. - в мире ничего такого не было, нет и не будет.
    А достать эту "игрушку", выпущенную в СССР 30 - милионным тиражем, в наше время можно и за 300 рублей, и за 200, и, повторяюсь , бесплатно...

    Дмитрий Башков, 2008-05-20T19:06:40

    Чтобы освоить основы фотографии, лучше воспользоваться ФЕДом, но купить к нему более приличный объектив (например, Юпитер-8 с резьбой М39), а также экспонометр (Sekonic L-208, "Ленинград-6", "Свердловск-4").

    Если в дальнейшем вы перейдете на цифровую зеркалку, то, с большой вероятностью, будете использовать формат RAW для максимального качества. А это значит, что настройки баланса белого и цветности Вам предстоит освоить в графическом редакторе, а не на камере. Пленочная же камера дает лучшее понимание основ

    Alina, 2008-05-20T16:50:29

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, для начинающего фотолюбителя что лучше: купить фотоаппарат с ручными настройками (Canon A590/Fuji S5800-никак не определюсь какой именно) или можно попробовать освоить азы ФЭДом-2? В дальнейшем хотелось бы перейти на зеркалку, поэтому сначала хочу освоить азы на не слишком дорогом фотоаппарате, но хорошем по качеству. Заранее благодарю за ответ! :)

    Павел Супрун, 2008-04-17T23:32:41

    Мне интересно, глянуть бы хоть на один скан, в большом разрешении. Зная что может Москва, особенно интересно. Кстати, я выбрал Москву, а не Искру, именно из-за кадра 6х9.

    Дмитрий Башков, 2008-04-17T19:58:05

    "Москва-2" в силах вытеснить цифровые камеры на полку. Мне эта камера, если в хорошем состоянии, больше нравится с эстетической точки зрения, хотя результаты съемки за закрытых диафрагмах вполне достойные.

    Объектив - самый обычный тессар, который всегда ведет себя одинаково: с закрытием диафрагмы резкость постепенно увеличивается, до тех пока не вмешивается явление диафракции (первым признаком чего станет не снижение резкости, а понижение микроконтраста).

    Объектив Колор-Скопар у бессы-2 - не совсем обычный тессар, а один из лучших. Хотя многие фотографы отказывают тессарам в пластике, никак не могу с этим согласиться!

    Что касается Гелиара, я его очень тщательно тестировал - правда, не на раскладушке, а на ТЛР Voigtlander Brilliant 1956 года. Мне достался один из резких короткофокусных Гелиаров (75/3.5). Да - у него есть особенности, не зря же все камеры Фохтлендер с таким объективом стоили дороже, чем со Скопаром (это относится и раскладушкам). Если интересно, могу поделиться впечатлениями.

    Павел Супрун, 2008-04-17T12:04:43

    да этот тест был нужен мне, выяснить самому: получу ли я хоть что-то полезное от Москвы и от пленки, и сравнивать кроме как с Рэбэлом ХТ мне не с чем. Одни говорили "забей", другие (их меньше было) предупреждали что я обалдею. Так и произошло.
    Думаю это будет интересно и другим (еще сомневающимся) узнать на что способен 50-летний складной фотоаппарат, да еще и складной.
    А откуда уверенность что ф22 резче ф16? О том что ф16 резче мне поведал фотограф с очень большим стажем, и такое действительно может быть. Впрочем это уже действительно мелочь и детали.
    А, забыл вас поблагодарить за обзор, он очень интересный! Надо глянуть склько стоят эти буржуйские расскладушки.

    Дмитрий Башков, 2008-04-17T10:20:20

    Павел, с одной стороны, меня радует, что вы сравнили "Москву" с Кеноном и сделали правильные выводы.

    С другой стороны, конечно, Ваш "тест" совсем не тянет на объективный характер. Надеюсь, что вы и сами это понимаете...

    Я совершенно убежден, что на диафрагме 22 результат будет резче, чем на 16-й. Но доказывать это я никому не хочу, так как передо мной не стоит такой задачи. Ведь моя статья - это обзор, а не тест. Конечно я мог бы, при желании, ответить что-то более конкретное по этому вопросу, но это произошло бы в том случае, если бы мой "оппонент" Imagemaker был немного более воспитан и вежлив.

    С другой стороны, имеет ли смысл вдаваться в такие подробности? Анализ разрешение "Москвы" - это ведь не таблетка от бедности. Вот если бы вы меня спросили про резкость объектива Гелиар или Скопар на раскладушках Бесса, я бы поддержал эту тему, так как она мне лично интересна.

    Павел Супрун, 2008-04-17T02:12:11

    забыл сказать, там по кнопке All Sizes доступен ХАйрез.
    вот еще пару снимков. внимательно читаем описание под каждым из них
    http://www.flickr.com/photo...
    http://www.flickr.com/photo...

    Павел Супрун, 2008-04-17T02:09:57

    кому интересно, вот тут снимок москвой-2. Кажется на диафрагме 16 она резче чем на 22. К сожалению я сканировал на разных сканерах снимок с ф16 и ф22.
    http://www.flickr.com/photo...

    если скрипт (может его лучше выключить???) изменит ссылку, то возможно нижняя ссылка должна помочь, там текстовый документ, с этой же ссылкой.

    tinyurl.com/4xqgwz

    Дмитрий Башков, 2008-04-14T01:39:42

    С Зенитом можно снять все, что угодно. Гелиос - больше для портретов, Индустар - для пейзажей.

    Yuliyashka, 2008-04-09T01:55:45

    Скажите пожалуста что можно снять с "Зенитом"? у меня их два с объективами "Гелиос" и "индустар".

    Дмитрий Башков, 2008-03-19T03:47:19

    Imagemaker

    Фраза про засоренный эфир была связана не с количеством ваших сообщений, а с их содержанием. Намекать ни на что не нужно, мы профессионалы в своем деле.

    Если готовы заплатить $200 за график MTF для объектива Москва-5, готов сделать его вам в течении 5 дней с момента получения.

    Imagemaker, 2008-03-14T21:12:00

    я не нарочно)) просьба администратору удалить дублирующий из постов

    Вы невнимательно читаете мои сообщения, которые адресованы вам .
    Первый ответ где вы пишете про максимально закрытую дырку - некомпетентный и неправильный.
    Во втором посте я вам на это намекнул. И спросил про микроконтраст и детализацию...
    а вы мне про порог дифракции зачем то ...
    Я про Фому а вы мне про Ерёму...

    0f0ee5ae ac5d 40f5 983e e30e749fa116