Вверх
  • Оборудование для макросъемки
  • Лучшие TLR-камеры
  • Ломография: как выбрать ломо фотоаппарат
  • «Карманный» средний формат камер
  • Импульсный свет в студии: как работать
  • Какой ноутбук подойдет для фотографа
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

«Карманный» средний формат камер

Обсудить
«Карманный» средний формат камер

Olympus-Six © bamb

«Раскладушки» 6х6 см

Большинство folding-камер, ограниченных квадратным форматом, отличаются повышенной компактностью. Кроме того, обычно это более новые модели, имеющие качественную просветленную оптику. Типичный пример – отечественные складные камеры «Искра» (1961-63) и «Искра-2» (1961-64). Прототипами этих моделей послужили немецкие раскладушки – Agfa Isolette и Zeiss Super Ikonta IV. Вторая модель «Искры», выпущенная небольшим тиражом (несколько тысяч экземпляров) и имеющая больше общего с раскладушкой Zeiss, отличается несопряженным дальномером и оснащена встроенным селеновым экспонометром.

Достоинство «Искры» - резкий четырехлинзовый объектив «Индустар-58», имеющий фокусное расстояние 75 мм и светосилу f/3.5. Встроенный центральный затвор отсекает выдержки от 1 до 1/500 сек., а также Bulb. Объектив «Искры» заметно резче объектив «Москвы» и в плане качества изображения приближается к немецкой оптике. Советское просветление приводит к снижению контраста и небольшим искажениям цветопередачи, но снимать на цвет можно.

Корпус «Искры» изготовлен из алюминия, легок и прочен. Камера имеет удобный совмещенный дальномер, а также счетчик кадров необычной конструкции: отрезок пленки замеряет игольчатый валик в фильмовом канале. Благодаря этой особенности, счетчик правильно работает с современными пленками (в отличие от многих других советских фотоаппаратов), но часто выходит из строя. На рынке подержанных камер немало экземпляров «Искры» в хорошем рабочем состоянии переделаны для установки пленки на старый манер – то есть имеют на задней панели прорезанное окошко, закрытое красным фильтром.

«Карманный» средний формат камер

Искра © www.photohistory.ru

«Карманный» средний формат камер

Agfa Isolette © christiane sch

В целом же, конструкция «Искры» весьма надежна, хотя на рынке подержанной фототехники встречается немало полуживых экземпляров этой камеры. Причина в том, что «Искра» в советские годы была одной из лучших среднеформатных камер, а среди компактных вариантов и вовсе не имела альтернативы. Такие камеры редко становилась украшением книжной полки – чаще они интенсивно использовалась в профессиональной съемке. Поэтому при покупке «Искры» следует проявить особую внимательность.

Mamiya Six – японский собрат «Искры», не имеющий существенных внешних различий, но серьезно, тем не менее, серьезно отличающийся от советской камеры. Главное конструктивное отличие – мех не используется при наводке на резкость. При раскрытии камеры объектив фиксируется неподвижно. В процессе фокусировки по дальномеру перемещается рамка с пленкой и прижимной столик. Данный подход весьма необычен, но отличий непосредственно в процессе съемке такой камерой нет.

Отметим, что первые модели Mamiya Six выпущены еще в военные годы, но большинство дошедших до нас версий – это поздние версии этой камеры, выпускавшиеся до конца 1950-х годов. Производство последней модели (Mamiya Six Automat 2) прекращено в 1958, а спустя два года на смену этой удобной и компактной модели приходит громоздкая Mamiya Press, предполагавшая использование сменной оптики.

Mamiya Six имеет объектив Olympus Zuiko с фокусным расстоянием 75 мм и светосилой f/3.5. Несмотря на то, что по схеме это хорошо знакомый Тессар, объектив отличается от других Тессаров, виденных нами ранее. Он выдает резкую картинку без свойственного для этой схемы падения резкости по углам, в том числе на открытых диафрагмах. Еще одно достоинство объектива этой камеры – сочные, насыщенные цвета.

«Карманный» средний формат камер

Оптика Zuiko устанавливалась не только на складные камеры Mamiya, но и на собственные раскладушки Olympus Six, выпускавшиеся с 1938 до 1955 года. Самая совершенная из них – Olympus Chrome Six RIIA (1955) – имеет прецезионный несовмещенный дальномер классической конструкции и является почти полной копией Zeiss Super Ikonta IV (и нашей «Искры-2»), но не имеет встроенного экспонометра. Затвор Copal отсекает выдержки до 1/250. Особенность модели – курковый механизм перемотки пленки, впервые реализованный в folding-камере. Эта довольно редкая камера, имеющая коллекционную ценность.

Курковая перемотка пленки, вместо неудобной вращающейся головки, предусмотрена и в современной китайской складной камере Seagull 203-1. Несмотря на страну происхождения, «Чайка» (так переводится Seagull) оснащена качественной оптикой. Объектив с фокусным расстоянием 75 мм и светосилой f/3.5 – весьма контрастный, формирует жесткую резкую картинку и показывает отличный результат при съемке на цветную пленку, чем не могут похвастать многие старые «раскладушки». Формат изображения – 6х6 или 6х4,5 см.

Камера имеет совмещенный дальномер и предоставляет возможность выбора между двумя форматами – 6х6 и 6х4,5. «Слабое звено» данной модели – оригинальный затвор, который отрабатывает выдержки до 1/300 сек. Учитывая самую демократичную цену и качественный объектив, можно сделать вывод: Seagull 203-1 – та самая камера, о покупке которой стоит подумать.

Plaubel Makina 67

Эта мощная японская клап-камера, которая даже в наши дни уходит с аукциона ebay.com по цене $1000 и выше, заслуживает отдельного упоминания в нашем обзоре.

z
«Карманный» средний формат камер

Plaubel Makina 67 © www.so-net.ne.jp

z

В отличие от обычных раскладушек, конструкция клап-камеры предполагает более мощные распорки, на которых закреплена объективная доска, закрепленные горизонтально по обе стороны меха. Мех не обязательно должен иметь форму «гармошки» (хотя в случае Plaubel Makina 67 он имеет как раз такую форму). На интернет-аукционах встречаются клап-камеры большого формата, снимающие на листовую пленку – такие модели были популярны в первой половине XX века именно благодаря своей компактности.

Makina 67 – в отличие от них, весьма современная модель, снимающая на рольфильм (формат 6х7 см). Немецкая марка Plaubel, под которой в период с 1920 по 1960 выпущено немало раритетных клап-камер, выкуплена японской фирмой Doi Group в 1975 году. Владелец фирмы Kimio Doi поручил разработку новой камеры Konica, создание объектива – Nikon. Цель – получить на выходе компактный аппарат, который бы обеспечил высочайшее качество изображения. Разработка заняла три года. Впервые камера была показана осенью 1978 на выставке Photokina, но в продаже она появилась в 1979 году. Добиться задачи позволил светосильный объектив Nikkor 80mm f/2.8, разработанный специально для новой камеры, имеющий современное многослойное просветление.

Объектив имеет видоизмененную схему Планара (6 линз в 4 группах), хотя серьезно отличается по оптической схеме от немецкого первоисточника. Камера оснащена совмещенным дальномером, центральным затвором Colpal (выдержки до 1/500), видоискателем с коррекцией параллакса, электронным экспонометром, питающимся от пары батарек SR44. Механизм взвода затвора и перемотки пленки – курковый. Габариты – 115х162х56,5 мм, масса – 1250 г. Корпус собирала дочерняя фирма Copal, а в 1981 году производство было перенесено на завод Mamiya. Вскоре Doi Grup представил широкоугольный аппарат Plaubel Makina W67, оснащенный широкоугольной оптикой Wide-Nikkor 55mm f/4.5. Производство приостановлено в 1986 году.

«Карманный» средний формат камер

Фото снятое на Plaubel Makina 67 © loranger

«Мыльницы» Fuji

Наибольшую активность в деле изготовления среднеформатных «мыльниц» проявляла компания Fuji, производившая целую россыпь компактных дальномерных аппаратов формата от 6х4,5 до 6х9 см.

Наибольший интерес представляют модели GA645 (1995) и GA645i (1997) – пластмассовые СФ «мыльницы» с автоматической перемоткой пленки, «выскакивающей» встроенной вспышкой и широкоугольным объективом Super-EBC Fujinon 60mm f/4.0 (7 линз в 6 группах). Электронный дальномер работает точно, хотя и не очень быстро – как у качественных 35-мм мыльниц. Алгоритм фокусировки аналогичен реализованному в компактной дальномерной камере Contax G2: для быстрой наводки используется активный АФ, затем производится точная наводка на резкость посредством более медленного пассивного автофокуса. Как результат, автоматическая фокусировка не только быстрая, но и точная – эти два качества в «мыльницах» редко сочетаются. Предусмотрена функция ручной наводки на резкость по шкале расстояний.

Зарядка пленки автоматическая – пленку не требуется проматывать до отметки Start. Отметим, что кадр имеет «портретную» ориентацию. Для получения «горизонтальных» снимков саму камеру необходимо развернуть вертикально. Основные режимы съемки – программный и приоритет диафрагмы. Для настройки есть небольшой монохромный дисплей. Набор функций типичен для современных автоматических камер: блокировка экспозиции, экспокоррекция (+/-3), впечатывание даты и параметров съемки. Встроенная вспышка на удивление мощная и справляется со своими задачами в большинстве ситуаций. Модель GA645i имеет два отличия от «обычной» GA645 – дополнительную кнопка спуска и автоматическую установку ISO пленки по штрих-коду (пленки 120-го типа с таким штрих-кодом делает сама компания Fuji). Кроме того, выпускалась модель GA645 Zi (1998), оснащенная зум-объективом Fujinon 55-90mm f/4.5-6.9.

«Карманный» средний формат камер

Fuji GA645 © www.rakuten.co.jp

«Карманный» средний формат камер

Fuji GA645i © www.xitek.com

Достаточно простая оптическая схема (10 линз в 10 группах) обеспечивает высокое качество изображения. Зум имеет четыре фиксированных значения фокусного расстояния – то есть это не совсем «зум», а скорее то, что подразумевалось под этим у создателя первого зум-объектива – немецкой фирмы Leica – набор из нескольких фиксированных фокусных расстояний. Отметим, что наличие такого объектива не вынуждает идти на компромиссы в плане качестве изображения: на широком углу резкость весьма незначительно уступает 60-мм объективу GA645. Единственный недостаток – невысокая светосила.

В любом из вариантов исполнения мыльница Fuji имеет неоспоримое достоинство над любыми другими вариантами – от древних «раскладушек» до современных Fuji GF670 и Rolleiflex TLR. Она выглядит именно как мыльница! А значит, с ней вы будете избавлены от навязчивого внимания окружающих. Разве что какой-нибудь владелец 10-МП цифрокомпакта посмотрит на камеру со снисхождением и спросит: «Дружище, не пора ли переходить на цифру?» Ответом ему будет выдающееся качество изображения, ведь по резкости СФ «мыльницы» Fuji не уступают даже таким авторитетным зеркалкам, как Hasselblad (недаром на линейку Hasselblad H-series ставится оптика Fuji). По оптическому рисунку объективы Fujinon, конечно, уступают немецким Zeiss и Schneider. Но если речь идет о широкоугольной оптике GA645, то это вовсе не критично.

«Карманный» средний формат камер
«Карманный» средний формат камер

Содержание:

    Опубликовано: 13.03.2008

    Обсудить
    User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
    Дмитрий Башков
    Опубликовано 13.03.2008
    Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
    comments powered by Disqus
    B6948ea6 cceb 4deb b1c5 2a9a758b32fd