Вверх
  • Оборудование для макросъемки
  • Лучшие TLR-камеры
  • Ломография: как выбрать ломо фотоаппарат
  • «Карманный» средний формат камер
  • Импульсный свет в студии: как работать
  • Какой ноутбук подойдет для фотографа
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

«Карманный» средний формат камер

Обсудить

“Карманный” средний формат

В отличие от узкопленочных и цифровых, среднеформатные камеры ориентированы на профессиональные задачи. Как правило, это достаточно крупные аппараты, которые не слишком удобно носить с собой. Если говорить о ныне выпускающихся моделях, компактные СФ камеры можно пересчитать по пальцам:

  • Новые «двуглазые» Роллейфлексы.
  • Китайские TLR-камеры Seagull 4A-107, 4A-109.
  • Пока не поступившая в продажу складная камера Fuji GF670, анонсированная в начале года на выставке PMA’2008.
  • Holga и менее известные камеры низшего ценового класса из Китая.

Holga компактна, но не универсальна. Область применения этой модели ограничена жанром «ломографии», в то время как основные требования к среднеформатной «мыльнице» – качество изображения и универсальность.

Получается, выбор ограничен TLR- моделями, из которых большинству фотолюбителей доступны по цене лишь китайские TLR-камеры Seagull. Определенная надежда сохраняется в отношении новинки от Fuji: по-видимому, стоимость новинки будет все-таки ниже, чем на новые Rolleiflex TLR. Тем не менее, вряд ли новинка будет по карману большинству желающих. И еще неизвестно, будет ли Fuji GF670 официально поставляться в Россию.

«Карманный» средний формат камер

Seagull 4A-107 © alleyboy

«Карманный» средний формат камер

Фото снятое на Seagull 4A-109 © 73 flickr

Тем, кто ищет сочетания компактности и качества, следует обратить взоры на рынок подержанной фототехники. В этом случае актуален вопрос выбора между большим числом «раритетных» моделей, которые в изобилии представлены на европейских и американских фотобарахолках (ebay.de, ebay.com, keh.com).

Подавляющее большинство компактных камер, снимающих на 120-ю пленку, оснащены несменным объективом. Наиболее распространенный вариант – зеркальные двухобъективые камеры (Twin Lens Reflex). Втрое место в рейтинге СФ «мыльниц» занимают складные камеры (folding-camera). Наводка на резкость осуществляется растяжением меха и контроллируется с помощью дальномера, встроенного в видоискатель.

Складные камеры – это самый оптимальный с точки зрения компактности вариант. Камера с форматом кадра 6х9 или 6х6 имеет толщину менее 5 см, легко прячется под курткой. Реже встречаются подлинные СФ мыльницы – шкальные камеры, где фокусировка производится на глаз (по шкале по шкале фокусных расстояний). Невысокая точность компенсируется низкой светосилой несменного объектива и, соответственно, высокой глубиной резкости. В таких моделях, как правило, предусмотрено несколько стандартных значений фокусных расстояний, которые покрывают весь диапазон. Чаще используется установка на бесконечность. Типичный представитель этого бюджетного семейства – китайская Хольга.

«Карманный» средний формат камер

Фото снятое на Seagull 4A-109 © 73 flickr

«Карманный» средний формат камер

Фото снятое на Seagull 4A-109 © 73 flickr

Относительно компактны дальномерые камеры со сменной оптикой (Bronica 645 RF, Fuji GW670, Mamiya 7), а также некоторые зеркальные камеры (Hasselblad 500-й серии, Pentax 645, Bronica ETR/ETRS). Правда, всеи они компактны лишь по сравнению с большими однообъективными зеркалками среднего формата и лишь при использовании штатной оптики. Причем, даже в этом случае в качестве легкой камеры повседневного ношения они не подойдут. Мы ограничимся обзором моделей с несменным объективом.

Складные камеры формата 6х9 см

Прелесть этих камер в формате кадра: 6х9 в два раза больше, чем 6х4,5 см. Это дает очень существенное преимущество над прочими вариантами – при условии, что камера оснащена хорошей оптикой. Недостатком можно считать небольшое количество кадров, помещающихся на стандартную пленку тип 120 – всего 8. Более серьезный минус – возраст камер. Конструкция «раскладушки» предполагает открытие-закрытие перед каждой съемкой. Поэтому «фолдинги» доходят до наших дней, как правило, заметно более потрепанными, чем их двуглазые собратья. Особое внимание при покупке следует уделять состоянию меха и четкой фиксации объектива в раскрытом состоянии. Дырки в мехе можно заклеить, если их мало, а вот изношенные механические узлы отремонтировать, скорее всего, не получится.

При этом, сама по себе конструкция чрезвычайно надежна и точна. В закрытом состоянии объектив невозможно случайно задеть или стукнуть. Использование мехов вместо геликоидного кольца снижает степень светорассеяния и повышает точность фокусировки, конечно, если не врет дальномер. -Его работу необходимо проверить и, в случае необходимость, отнести камеру на юстировку. Раскладушки формата 6х9 можно подразделить на 3 категории: * Дешевые (отечественные «Москва-4», «Москва-5») * Дорогие и качественные (Voigtlander Bessa RF II) * Изрядно потрепанные, но пригодные для съемки (Bessa I, Zeiss Ikonta).

«Карманный» средний формат камер

Москва 5 © clarence

Первая «Москва» (1946-1949 гг.) - копия немецкой раскладушки Zeiss Ikonta. Формат кадра 6х9 см. Отсчет кадров по нумерации на задней стороне раккорда – через красное окошко. «Москва-1» (1946-49) собиралась на Красногорском заводе из запчастей и на оборудовании Carl Zeiss, перешедшим по репарациям. На камерах стоял немецкий объектив Carl Zeiss Tessar (без просветления).

Наследница данной модели – «Москва-2» (1947-56) – оснащалась просветленным советским объективом «Индустар-23», уступавшим немецкому собрату с точки зрения резкости. Особенность фотоаппарата «Москва-2» - затворы Compur/Compur Rapid, на смену которым в последующих версиях пришел отечественный затвор «Момент».

«Москва-3» (1950-51) не представляет интереса в плане практического использования, так как в данной модели использовалась листовая пленка с форматом 6,5х9 см. В этой модели применен отечественный центральный затвор «Момент».

В наиболее приличном виде дошли до нас «Москва-4» (1955-58) и «Москва-5» (1956-60), предназначенные для съемки на рольфильм. Важных отличий два: объектив и формат кадра (в последней модели предусмотрена возможность выбора между 6х9 и 6х6 см). Обе «Москвы» имеют просветленные четырехлинзовые объективы «Индустар», созданные по классической схеме 4 линзы в 3 группах (известной как Тессар). Объектив встроен в затвор при помощи винтовой резьбы. «Москва-4» оснащена более ранней версией объектива «Индустар-23», имеющей фокусное расстояние 110 мм при светосиле f/4.5. «Москва-5» оснащена более светосильным объективом «Индустар-24» (105 мм, f/3.5).

«Карманный» средний формат камер

Фото снятое на "Москва 5" © mutbka

«Москва-4» имеет затвор «Момент-23С» (такой же, как «Москва-3»); «Москва-5» - «Момент-24С». В обоих вариантах это один один из самых надежных советских затворов, диапазон выдержек – от 1 сек. до 1/250. Просветление на линзах позволяет получать приличный результат при съемке на цветную пленку. Бытует мнение, что объектив «Москвы-5» имеет несколько худшие характеристики по детализации, чем объектив предшествующей модели. Впрочем, в обоих версиях оптика «Москвы» не отличается высокой резкостью и позволяет получать приемлемое качество лишь на самых закрытых диафрагмах. При этом, последняя модель однозначно лучше с точки зрения надежности и прочности конструкции.

Если отечественные складные камеры «Москва» приходится рассматривать как недорогой компромиссный вариант, то продукция немецкой фирмы Voigtlander (Фохтлендер) относится к элите такого типа камер. Причем, независимо от того, идет ли речь о дорогих вариантах, таких как Bessa II с объективами Color-Heliar и APO-Lantar, или же об относительно доступных моделях Bessa I с непросветленной оптикой Skopar и Heliar.

Skopar – аналог Тессара, имеет конструкцию 4 линзы в 3 группах. Фохтлендеровский Тессар – один из самых резких четырехлизовых объективов. Даже непросветленный Skopar в довоенных Bessa I позволяет получать приличные результаты при съемке на цветную пленку. Просветленный (Color-Skopar), которым оснащены наиболее послевоенные раскладушки Bessa II, затемно более терпимо относится к съемке в контровом свете, меньше боится боковых засветок, тогда как использование непросветленной оптики в таких ситуациях приводит к очень заметному падению контраста.

Heliar – пятилинзовый объектив, ориентированный на задачи портретной съемки. На открытых диафрагмах он формирует мягкое изображение с красивым «струящимся» размытием заднего плана. На границах зоны резкости и контрастных объектов изображение имеет едва уловимый светящийся ореол (отсюда название Heliar – «Солнечный»).

«Карманный» средний формат камер

Фото снятое на "Москва 5" © mutbka

Непосредственно в плане резкости Гелиар уступает своему родственнику – Тессару. Но сравнивать непосредственно эти два объектива нельзя: они различаются с точки зрения пластики изображения, по-разному передают детали в зоне резкости. Наиболее ценная особенность Гелиара – не красивое размытие фона, а необычный воздушный рисунок в зоне резкости. На закрытых диафрагмах отставание от Тессара по резкости несущественно, а на открытые используются, чаще всего, именно для портретной съемки.

В дорогих моделях Voigtlander Bessa II, оснащенных оптикой Color-Heliar и APO-Lantar, имеет место разница не только в цветопередаче и контрастности изображения, обусловленная наличием просветления на линзах. Просветленный Гелиар обеспечивает и более высокую резкость. АПО-Лантар - близнец Гелиара, имеет тот же замечательный рисунок, но позволяет получать высокую резкость по всему полю кадра, тогда как у Color-Heliar резкость ближе к краю кадра падает.

Конструктивно Bessa I/II представляют собой типичную «раскладушку» формата 6х9 см, в которой используется пленка-рольфильм. Возможно использование маски для формата 6х4,5. Отсчет кадров осуществляется с помощью окошка с красным фильтром, а для наводки на резкость имеется дальномер.

«Карманный» средний формат камер

Zeiss Ikonta © bcostin

Помомо модели Bessa I, иногда встречаются более ранние (довоенные) варианты складных камер Voigtlander, но в наши дни они могут иметь, скорее всего, лишь коллекционную ценность. Несмотря на разную конструкцию, объективы моделей Bessa I и II имели стандартную светосилу f/4.5 и фокусное расстояние 105 мм, которое примерно соответствует 50 мм на 35-мм пленке. Bessa I (1949-57) имела затвор Prontor, отсекающий выдержки от 1 сек. до 1/250. Bessa II (1950-59) оснащалась более совершенным затвором Compur с максимальной выдержкой 1/500.

Наиболее крупную линейку складных камер предлагала компания Zeiss Ikon – различные модели Super Ikonta (с форматом кадра от 6х4,5 до 6х9 см), оснащенные объективами Zeiss Novar (простой объектив-триплет), Tessar, Scheider Xenar (аналог Tessar), затворами Compur и Prontor. Наибольший интерес представляет модификация Super Ikonta C, выпускавшаяся в период с 1950 по 1959 год. Камера позволяет использовать три формата (штатно – 6х9, 6х6 илди 6х4,5 при использовании масок), она очень компактна (масса менее 900 г), оснащена наиболее совершенным затвором Compur.

Объектив – светосильный Zeiss Tessar 105 мм f/3.5 с качественным однослойным просветлением (в некоторых сериях, предназначенных для восточноевропейского рынка, фигурирует под названием Zeiss Opton).

«Карманный» средний формат камер

Содержание:

    Опубликовано: 13.03.2008

    Обсудить
    User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
    Дмитрий Башков
    Опубликовано 13.03.2008
    Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
    comments powered by Disqus
    B6948ea6 cceb 4deb b1c5 2a9a758b32fd