Вверх
  • Фотопортрет. Психология съемки
  • Советы по съемке диких животных
  • Фотография как способ мыслить
  • Портрет сквозь призму панорамы
  • Важность фокусировки в макросъемке
  • Натюрморт и композиция
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Портрет сквозь призму панорамы

Обсудить

95% своих снимков я делаю на черно-белую пленку, а если нужна цветная картинка — только на слайды. Обычно на одной пленке у меня получается пять удачных кадров — это стандартное количество. Я выдаю заказчику (редакции) десять кадров, которые очень похожи друг на друга. Из этого ряда выбирается одна, самая лучшая, фотография. Для оцифровки негативов существует много сканеров. В основном это стандартные машины Noritsu (на них удобно просматривать «контрольки»), Nikon 9000 или, еще лучше, Imacon. У каждого варианта свои преимущества и недостатки. Например, Imacon обеспечивает очень высокую резкость и позволяет эффективно увеличивать изображение, но все пылинки, все микроцарапины, которые всегда присутствуют на пленке, становятся очень заметны после сканирования, а значит, их приходится убирать. Сканеры Nikon 9000 и 5000, а также устройства Noritsu лишены этого минуса, однако полученное с их помощью изображение имеет недостаточную детализацию, хотя для печати фотографий размером 20 х 30 см подходит великолепно. Так что на практике все зависит от формата. Я надеюсь, что когда-нибудь программисты придумают эффективный алгоритм удаления пыли для Imacon II.

Портрет сквозь призму панорамы
Портрет сквозь призму панорамы

Что касается обработки фотографий в «Фотошопе» — обычно это делаю не я. В глянцевых журналах есть свои специалисты. Требования у всех разные, гламур предполагает либо минимум морщин, либо что-то еще. Обычно в «Фотошопе» я использую три функции: 1) я могу корректировать плотность; 2) я могу корректировать контрастность; 3) я могу «доклонировать» часть картинки, если места не хватило и в кадр попало что-то лишнее. Но человека, портретируемого, я не трогаю. Человек остается самим собой. При съемке известных, любимых, узнаваемых людей главное, чтобы человек чувствовал себя комфортно и хорошо выглядел. А для этого профессиональный визажист должен наложить ему маску на лицо, тон, сделать прическу. Тогда человек смотрит на себя в зеркало: какой я красивый! И у него сразу поднимается настроение, и никакого «Фотошопа» уже не надо.

Портрет сквозь призму панорамы
Портрет сквозь призму панорамы

Например, когда я фотографировал Ренату Литвинову для L`Officiel, на съемочной площадке было 11 человек: Рената Литвинова; девочка, которая ей красит ногти; девочка, которая делает make up; мальчик, который делает ей прическу; девочка, которая привезла платье из бутика в Третьяковском проезде (видны только две бретельки, но это не важно); мальчик, который привез дорогие украшения с Третьяковского проезда; два милиционера, которые его охраняют; продюсер съемки, директор и я. И это все ради одного черно-белого кадра! Так создается глянец. Это коллективный труд. Но отвечает за картинку один человек, и если картинка не получилась, то работа всего коллектива идет насмарку. Поэтому когда мне говорят: «Я бы снял Ренату и бесплатно…» Да кто же ему доверит, чтобы он смог за 15 минут сделать то, что требуется от профессионального фотографа, и не подвести кучу народа?

В фотографии важны обе части, о которых я рассказал. Первая — это техническая часть, то, что можно прочитать в инструкции к фотоаппарату, а вторая — это взаимоотношения двух людей: человека, который нажимает на кнопку, и человека, которого мы видим на снимке. И если современные фотографы не держали в руках пленки, они спокойны, потому что у них есть «цифра», и они щелкают, и что-нибудь из этого нащелкают, что-нибудь выберут.

Портрет сквозь призму панорамы
Портрет сквозь призму панорамы

Нас учили по-другому: я должен выдать картинку, которую потом Союз фотохудожников России, членом которого я являюсь, должен напечатать с негатива. Негатив не может кадрироваться, не было «Фотошопа» раньше. Я не мог убрать двойной подбородок, тени или что-то еще, я должен был сразу сделать на пленку такую картинку, которая будет — wow! И есть одна пленка, две пленки, большие фотосерии — это 16 пленок за съемочный день. У меня отношение к кадру сохранилось, я должен минимум времени занять у VIP-персоны с расписанным графиком, но за этот минимум — будь это 15 минут, 30 минут или, в некоторых случаях, например на съемке Александра Гавриловича Абдулова, 5 минут, — сделать картинку, которая будет wow, где человек раскроется. Здесь важную роль играет именно взаимоотношение между людьми. Я должен найти контакт с человеком, который является профи, гуру в своей области.

К примеру, съемка режиссера Сергея Александровича Соловьева для журнала GQ. В первый раз мы приехали на съемку бригадой: редактор журнала, продюсер съемки и я. У Сергея Александровича, который много работал на монтаже, воспалились глаза. Глаза красные, ничего сделать невозможно — работа над фильмом «Асса-2» шла непрерывно. Мы принимаем решение, что снимать нельзя. Назначаем через неделю новый съемочный день, приезжаем снова. Его нет, он немножко задерживается, мне ассистентка Лена говорит: «Где вы будете снимать?» Подвал в центре Москвы, на Бронной — снимать негде, потому как тут кругом столы и компьютеры. Я начинаю исследовать окрестности. Вижу стену, идут трубы, внизу под трубами — кусок обычной подвальной стены и огромное граффити с двумя бульдогами. Я говорю: «О! Мне нравится вот здесь!» Мне говорят: «Сергей Александрович здесь, под этими трубами, сниматься никогда не будет». Дальше нахожу лифтовую шахту. Дом старый, машинное отделение находится не наверху, а в подвале здания. Стоят турбомашины, от них тянутся тросы, которые тягают лифты. Я говорю: «Мне нравится здесь». Мне говорят, что здесь — невозможно. Приходит Сергей Александрович — его тут же освежают новостью, что за титры, которые должны были стоить $200, просят $2000. Он в бешенстве, рвет и мечет. Ну все, — говорят нам, — сегодня никакой съемки уже не будет. Подходит Сергей Александрович к нам, и мы с ним разговариваем о панорамных фотоаппаратах (у него когда-то таможня в Японии конфисковала панорамный «Горизонт»), потом о панорамной фотографии — так возник контакт. И он снялся у меня и на фоне бульдогов, и в лифтовой шахте. Он, великий режиссер, двигал головой, плечами так, как я его просил. Он понимает картинку лучше, чем я, потому что он — суперпрофи, но при этом он сделал все, что мне казалось нужным. И картинка действительно получилась.

Портрет сквозь призму панорамы
Портрет сквозь призму панорамы

Это взаимоотношения двух профессионалов. Я должен добиться результата, а все люди — сложные, все разные, творческие. Тут речь идет только о психологии, потому как современный фотограф — это в первую очередь психолог, человек, который должен быть эрудированным и обладать богатым жизненным опытом. Есть куча молодых парней и девчонок, которые хотят сразу стать гуру. Это невозможно, вам нужно сначала прожить жизнь, чтобы понимать, что вообще происходит. Сразу стать гуру просто невозможно, фотография — это психология, а психология — это жизнь. Снимайте, работайте активно, но сразу к вам ничего не придет.

Вот еще пример… Приезжаем на съемку Павла Лунгина для журнала GQ к нему домой, на Новый Арбат. Около подъезда нас задерживает милиция, мы с сумками, баулами, оборудованием. У нас спрашивают документы, роются в сумках. 15 минут они роются, потом находят мое удостоверение Международного союза журналистов. «А, так вы журналисты!» — говорят они нам. При этом мы им сразу сказали, что приехали к Павлу Лунгину на съемку для журнала GQ. Ну, они извинились, попрощались. 15 минут мы стояли у подъезда, набираем код домофона, а Павел нам говорит: «Вы опоздали на 15 минут, у меня нет времени, я уезжаю». Мы начинаем объяснять, что приехали вовремя, просто у подъезда проторчали. Он нам дает 5 минут. Мы поднимаемся к нему в квартиру, я думаю, что же за 5 минут я смогу успеть. Заходим, я смотрю на картины, говорю: «У вас работы Оскара Рабина на стенах висят, а он был на моей персональной выставке в Париже». Начинается диалог, и мы снимаем все — он курит сигару, на кухне и т. д. Вот это психология. Я как психолог должен человека из состояния какого-то коллапса ввести в синхронное мне состояние.

Содержание:

    Опубликовано: 02.12.2008

    Обсудить
    User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
    Серж Головач
    Опубликовано 02.12.2008

    Является членом нескольких творческих союзов: Профессионального союза художников, International Federation of Journalists, International Association ‘Society of Designers’ и Союза фотохудожников России. Лауреат Nikon Photo Contest International.

    Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
    comments powered by Disqus
    B6948ea6 cceb 4deb b1c5 2a9a758b32fd