Вверх
  • Принцип Шаймпфлюга: что это?
  • Стереофотография
  • Как использовать вспышку: учимся работать со вспышками
  • Учимся снимать репортаж
  • Изучаем основы композиции
  • Свадебная съемка: постановка или репортаж?
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Учимся снимать репортаж

Обсудить

Практические советы

Оставим теоретические размышления и посмотрим на репортажную съемку с практической стороны.

Снимая событийный репортаж, надо сначала уяснить самому себе, что именно происходит, затем по ходу действия выбирать ключевые, кульминационные моменты и снимать их по возможности с разных сторон и ракурсов, ловя решающее мгновение. Хорошо, когда фотограф-репортер знает заранее, как развивается событие, и чувствует его внутреннюю логику, тогда он не пропустит основные моменты и будет в нужной точке в нужное время. Что может быть интересно и фотографу, и зрителю? В первую очередь любые проявления эмоций, неожиданные реакции, движения, жесты, наиболее характерные типажи, смысловые несовпадения, например персонажей и фона. А в голове в то же самое время пусть складывается композиция, выбирается точка съемки, идет внутренний непрерывный творческий процесс.

Структурно репортаж должен содержать общий, средний и крупный планы, чтобы зрительно было не скучно смотреть серию фотографий. Репортаж, состоящий только лишь из одних средних планов, утомителен и невыразителен. На общих планах, где видна ситуация вообще, желательно дать и адрес — узнаваемые символы места действия: здания, памятники, характерные силуэты на заднем плане. Кроме того, можно стилистически разнообразить репортаж, включив в него, к примеру, портрет — как крупный план, пейзаж — как общий, и жанровый снимок — как средний план. Весь репортаж должен держать главный снимок — наиболее выразительный и обобщенный кадр-символ, квинтэссенция происходящего. Если такой снимок сделать не удалось, то и весь репортаж, можно сказать, не состоялся.

Тяжело снимать событие, находясь на расстоянии, как говорится, «если ваши снимки недостаточно хороши, значит, вы подошли недостаточно близко».

Для западных фоторепортеров адресом и символом Советского Союза были серп и молот, армейская униформа, кремлевские башни, бабушки в платочках, огромные лозунги, написанные кириллицей, и многое другое. Для нынешней России бабушки, униформа и лозунги остались, но появились и новые символы: знаки православия, нищие, бездомные, роскошь новых русских. Как-то раз, выполняя заказ одной фирмы, я снимал для журнальной публикации поездку известного господина по самым красивым местам Петербурга и сделал множество сюжетов. Я был сильно удивлен, когда фотографии, снятые рядом с фигурами атлантов Эрмитажа, после некоторых раздумий были отвергнуты. Атланты были восприняты не как адрес России и Петербурга, а как символ африканской страны, в них увидели нечто египетское, а вовсе не питерское. В чем была ошибка: в моих стереотипах или узости восприятия иностранцем России?

Начинающим профи

Если ваша съемка — банальная пресс-конференция, то лучшее время для хороших кадров самое начало, когда все рассаживаются за столом, здороваются и неформально общаются. Дальнейшая часть — разговоры и выступления — может быть полезна для съемки портретов и характерных жестов, эмоций. Если событие — свадьба и вы не хотите протокольных карточек, то сосредоточьте внимание на лицах гостей, их реакции, каких-то забавных мелочах. Интересен не собственно сам поцелуй, а миг до него, когда губы еще не встретились. Если гости уже орут нетвердыми голосами «Горько!» и начали отсчет, то можно смело разворачивать камеру в их сторону.

Если фотограф снимает спорт, то хороший спортивный репортаж будет включать не только кадры собственно спортивных достижений — забитых голов, острых моментов, финишей, но и эмоции спортсменов, болельщиков, тренеров. Обратите внимание не только на победителя, иногда проигравшие спортсмен или команда выплескивают море эмоций и дают фотографу возможность сделать хороший снимок.

Для профессиональных репортеров протокольная съемка государственных деятелей и политиков всегда оставалась непростым делом. Время рукопожатий и короткого первого общения ограничено секундами, в течение которых необходимо сделать выразительный снимок. Место съемки может быть удалено от места действия, а площадка для фотографов слишком мала, чтобы уместить всех аккредитованных, поэтому каждый стремится занять наиболее выгодную точку. При этом каждый постоянно пытается предвидеть развитие ситуации: какие моменты могут случиться, какой будет ракурс, куда могут переместиться политики и т. д.

Снимая репортаж, не забывайте иногда чередовать горизонтальные и вертикальные снимки: если вам придется отдавать их в газету или журнал, то разнообразие форматов поможет лучше скомпоновать блок из фото.

Иногда есть необходимость в простом дублировании сюжетов. Что я имею в виду? Допустим, вы снимаете общий план, повторите то же самое, но чуть крупнее и, наконец, крупно самое основное. В настоящий момент, может быть, вы не сможете оценить, какой из планов более выигрышный, но, просматривая отснятый материал в спокойной обстановке, проще выбрать из трех похожих снимков лучший. Когда газетные репортеры снимают портрет, они непременно сделают дубли с поворотом головы персонажа в одну и другую сторону, анфас и т. д. При подборе снимков в репортажный блок или создании макета газетной полосы фотографу или дизайнеру будет проще организовать грамотный фоторяд, используя почти одинаковые фото, но с разными поворотами и направлением взгляда персонажа.

Для репортажа как серии обязательно нужны какие-то заполняющие сюжеты или фотографии-связки, которые можно заменять. Разумеется, речь не идет о ключевом, главном снимке или моменте, который держит весь материал, просто иногда замена второстепенных репортажных сюжетов может улучшить фоторассказ в целом, изменить тональность, настроение репортажа или, наконец, придать ему законченность. Газетные и журнальные снимки могут отличаться по характеру. Газете, как правило, нужен броский, хорошо читаемый и яркий снимок с простой композицией, который привлечет внимание зрителя к материалу. Журнал читают не спеша, перелистывая и разглядывая картинки, поэтому снимок может содержать больше мелких деталей, воздуха и однотонных цветовых пространств, в которые можно хорошо вписать заголовок или небольшие выжимки из основного текста.

Если мы говорим о репортаже как об очерке или серии, то и здесь надо рассмотреть все возможные варианты. Главный герой очерка не должен выступать лишь в одной роли. Любого человека — музыканта, спортсмена или политика — интересно увидеть еще и в обыденной жизни, дома, на даче или в непривычном для окружающих амплуа. Иногда фотографу необходимо прожить какое-то время со своими героями в их среде. Привыкнув к постоянному клацанью затвора и к присутствию репортера, люди уже не будут обращать внимание ни на камеру, ни на фотографа, а продолжат жить своей «обычной, но прекрасной жизнью» — вот тут вы и наснимаете шедевров.

Если говорить о фотожурналистике, то можно условно разделить всю фотографию, снимаемую репортажным методом, на такие категории:

  • Новостная фотография или пресс-фотография — съемка текущих событий, от местного до международного масштаба, очень оперативна и, как правило, отражает сегодняшний день.
  • Репортаж — те же новости, но с осмыслением, анализом причин, последствий, фотограф работает не как фиксатор события, но пытается быть и аналитиком. Второй эшелон информации, работа для еженедельников. В этом жанре работали многие известнейшие фотографы.
  • Документальная фотография — тот же репортаж, но снимаемый долго, иногда годами, и не всегда по заданию редакции, работа, посвященная интересной и, как правило, значимой теме.
  • Стрит-фото — моментальные жанровые или городские сценки, непричесанные, забавные или философские, такое зеркало разнообразной жизни, зависимое не от событий, а только от субъективного взгляда фотографа.

Стрит-фото

Есть такое направление в репортажной фотографии. Поклонники стрит-фото предполагают — и в этом есть свой резон, — что обычные люди не ведут себя «как есть», то бишь естественно и натурально, увидев нацеленный на них объектив фотокамеры. Поэтому, чтобы запечатлеть самую что ни на есть реальную и настоящую жизнь, чтобы фотоснимки были «чисты» от присутствия фотографа, надо снимать «натуру» таким образом, чтобы она и не догадывалась об этом. И снимать надо, находясь в самой гуще обыденной жизни, штатными объективами или широкоугольниками. На этот счет придумано немало уловок, разработаны методики фотосъемки «навскидку», придуманы способы, как неприметно одеваться, и другие хитрости.

Итоги

К сожалению, в последнее время настоящая репортажная и документальная фотография становится востребованной в газетах и журналах все реже, ее заменила так называемая пресс-фотография — изображение, используемое для редакторских или дизайнерских нужд. Иллюстрация необходима, чтобы газетная полоса читалась и выглядела хорошо, а качество собственно сюжета — дело второе. Считается, что хороший фотограф — не тот, кто делает отличные картинки, а тот, кто делает снимки бесперебойно, приемлемого качества, кто всегда под рукой и вовремя возвращается в редакцию с задания.

Но к любителям фотографии это не имеет никакого отношения, вы просто берете камеру в руки — и вперед, на улицы фиксировать уходящее время. И совершенно не надо задумываться о терминологии, как можно назвать тот или иной жанр. Все, что вы снимаете, будет оценено зрителями, а вам просто надо сделать репортажные шедевры.

Другие уроки Александра Беленького вы можете прочесть в его книге «Фотография. Школа мастерства».

Содержание:

    Опубликовано: 29.02.2008

    Обсудить
    User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
    Александр Беленький
    Опубликовано 29.02.2008
    Александр Беленький, 2011-02-25T00:02:16

    Да пожалуйста, каждый день занимаюсь репортерской съёмкой, надеюсь кому-то будет полезно прочесть.

    Евгений, 2011-02-24T21:42:44

    Спасибо, автору!

    Сергей Луцив, 2010-05-17T03:20:47

    Это точно.Спасибо за статью.

    Катюша, 2009-03-18T16:49:24

    репортаж снимать не собираюсь, но знания всегда пригодятся!

    Александр Беленький, 2009-01-15T22:12:22

    спасибо всем за комментарии и отклики - приятно слышать, что написанное кому то помогает, я сам в свое время зачитывался статьями известных фотографов о том как они снимают. Практические знания оч полезны.

    Александр Беленький, 2009-01-15T22:07:10

    хотя и с опозданием сообщаю, что моя книжка "Цифровая фотография. Школа мастерства" переиздана издательством Питер с новыми фото и немного измененными текстами начальных глав, т.е то что касается фототехники, которая стареет морально

    Andrey, 2008-09-01T23:35:25

    А100, как первая зеркалка от Сони, скорее была экспериментальной версией, нежели полноценным проектом, и содержала массу недостатков - отсюда и цена ;)
    А700 - совсем другое дело! Но одной зеркалкой тут не обойтись: для полноценного репортажа (особенно в помещении) потребуется как минимум внешняя вспышка+светосильная оптика (стаб тут не поможет), а это выльется в большую копеечку.
    Про компакт я уж молчу... Даже просьюмерка с этой задачей не справится. Недаром большинство репортёров пользуются Кэнонами с L оптикой. ИМХО.

    Сергей, 2008-09-01T03:37:00

    Ну, уж добавлю, что А100 уже сдала свой пост новым А200 и А300, поэтому стОит слова Геннадия спокойно переадресовать именно на эти камеры. А200 ничуть не дороже А100, но качеством работы лучше. А А300 имеет ещё и Live View, что для фотокора подчас незаменимая функция.
    Сергей.

    Геннадий, 2008-09-01T03:14:53

    Хорошая и интересная статья! Полезная для начинающих и уже работающих фотографов-любителей при каких нибудь издательствах. Именно любителей, профессионалы это наизусть знают. Иногда жалко смотреть как какой нибудь журналист пытается чтото снять своей "казённой мылкой" на сцене театра или дома культуры. Быстро происходящие события, а кадр поймать просто технически невозможно, да ещё при плохом и быстро меняющимся освещении. Или включив вспышку на "мылке" и снимая с расстояния 20-30 метров, где она совсем ноль! Я сказал "казённой", потому как именно руководство издательств не знает технических возможностей камеры, но покупают то что в магазине посоветовали. А эта камера, может просто не расчитана на экстремальные виды съёмки. Но даже если и есть какие творческие возможности в "механике", то журналисты в большинстве случаев просто их не знают и не пользуются творческими режимами. Все в основном снимают в режиме "Авто", а это слишком примитивно. С Сергеем, читателем, я тоже согласен на все 100! Поэтому хочу сказать "хорошее слово" об одной очень недорогой камере и в комплекте с двумя объективами (18-70, 75-300)
    Это DSLR-A100, эта "Сонька" в комплекте с двумя объективами, аппарат очень недорогой и массой творческих возможностей. Я её взял как вторую камеру (первая canon -350D)для подстраховки в ответственных съёмках, а она стала как первая и незаменимая камера на все случаи в жизни фотографа! Есть конечно и лучше, но это именно в своей ценовой и творческой категории. Успехов всем в творчестве!

    Сергей, 2008-08-17T06:32:17

    Andrey, я с удовольствием подпишусь под каждым Вашим словом. Но надобно учесть, что существуют ещё сегодня областные, районные периодические издания, газеты, которые не в состоянии обеспечить своих корреспондентов достойной фототехникой, и принимают на работу корреспондента "со своей аппаратурой". Я это говорю не на пустом месте, а знаю факты. А корреспондент районной газеты получает скромные гонорары за принятые к печати фотографии. И физически он, бедняга, не в состоянии купить себе такую технику, которая в простой комплектации стОит под 1000 долларов и выше, не говоря уже о сменной оптике. Поэтому я свой пост адресовал не "сытым" столичным фотокорреспондентам, а "полуголодным" местным и местечковым фотографам, с горем пополам подрабатывающим на фотографической ниве. Мы, столичные фотолюбы, немножко, извините, зажрамшись от обилия возможностей...
    С уважением,
    Сергей.

    Andrey, 2008-08-17T02:49:29

    Спасибо автору!
    Я почерпнул из статьи много нового, интересного. Раньше я представлял себе репортаж только как скоростную съёмку быстротекущих событий, но это оказалось не совсем так ;)

    Сергей, я с Вами не совсем согласен. На практике компактами репортажи не снимают. Для этого они никак не годятся. Даже самая навороченная мыльница сильно уступает по скорости фокусировки и качеству зеркалке бюджетного уровня. Мыльницей трудно поймать удачный момент - единственный случай, который никогда не повторится. Все фоторепортёры пользуются последними новинками фотоиндустрии - это факт.

    Сергей, 2008-08-10T04:57:11

    Очень приятная статья, доступная и почти "интимная". Я воспринял её, как обращение ко мне лично. Много полезных сведений почерпнул.
    Хотел бы прибавить мелочь. В быстро меняющейся репортажной обстановке репортеру подчас требуется то крупный ближний план, то общий план, то крупный дальний план. С такой задачей хорошо бы справлялись гиперзумы-мыльницы, но качество таких фото зачастую становится преградой к достижению действительно хорошего результата. И получается, что действительно горячий фотолюбитель-энтузиаст вынужден будет смириться с "мыльницей"-гиперзумом, либо для зеркалки ему нужен дорогущий объектив с 10-12-кратным зумом, или вообще ДВА фотоаппарата для того, чтобы не терять время на перестановку объектива с другим зумом. Во втором случае диапазон перекрытия может быть существенно больше, например, объектив 18-70 и объектив 70-300. Перекрытие составит около 16,5 крат.
    Есть, конечно, смешанный вариант двух аппаратов - зеркалка и гиперзум-мыльница. В этом случае фотограф сам должен будет принять решение, какой объектив он поставит на зеркалку - для близких крупных и общих планов или для съемки издалека.
    ИМХО.
    С уважением
    Сергей.

    Серёжа, 2008-06-12T12:09:33

    понравилось! :)

    Дмитрий Никитин, 2008-05-04T12:38:07

    Bien

    Борис Флорин, 2008-03-13T19:07:03

    Класс!

    Николай, 2008-03-06T18:34:35

    Подскажите, будет ли переиздана книга Александра Беленького «Фотография. Школа мастерства»?

    Вера Илясова, 2008-03-01T00:07:29

    Читаю и понимаю всё таки насколько жанровая фотография перекликается с репортажной.
    Наверное всё таки жанровая карточка может жить сама по себе, а репортаж - больше серия.

    Хорошая статья :)

    B6948ea6 cceb 4deb b1c5 2a9a758b32fd