Вверх
  • Выбор штатива
  • Оборудование для макросъемки
  • Лучшие TLR-камеры
  • Ломография: как выбрать ломо фотоаппарат
  • «Карманный» средний формат камер
  • Импульсный свет в студии: как работать
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Ломография: как выбрать ломо фотоаппарат

Обсудить

Обзор моделей, часть 2

«Любитель-166B»

Отечественный «Любитель» — наиболее доступная камера с форматом кадра 6 x 6 см. Эта TLR-камера является усовершенствованным клоном старого немецкого двухобъективного аппарата Voigatlander Brilliant.

Распространены две модификации «Любителя» — 166B (с кадром 6 x 6 см) и 166У («универсальная» — формат 6 x 6 см или 6 x 4,5 см при использовании входящей в комплект рамки). Реже встречаются более ранние варианты («Любитель», «Любитель-2»). При равной стоимости на б/у-камеру (около 500 рублей) имеет смысл остановиться на одной из самых простых модификаций — 166B.

Трехлинзовый съемочный объектив Т22 имеет светосилу f/4,5 и центральный затвор, отсекающий максимальную выдержку 1/250 сек. На открытых диафрагмах объектив хорошо подходит для портретной съемки, так как формируемое им изображение очень мягкое, с низкой детализацией. По цветопередаче особенно хороши последние версии «Любителя», объектив которых имеет многослойное просветление: радуют яркие и насыщенные цвета.

«Любитель» отлично подходит для творческих экспериментов вроде съемки с наложением кадра на кадр или, к примеру, использования слайдовой пленки с проявкой по кросс-процессу. Теперь о сложностях, связанных со съемкой на «Любитель». Первой из них считается повышенное светорассеяние, возникающее вследствие плохого чернения внутренностей камеры. Дополнительное чернение полностью устраняет эту проблему — но по большей части и сама проблема надуманная. Падение контраста в старых «Любителях» во многих случаях идет изображению в плюс.

Невысокая резкость на открытых диафрагмах также не является недостатком, хотя и ограничивает возможность использования камеры в некоторых сюжетах. Данная особенность «Любителя» часто используется для получения «мягкой» картинки при съемке портретов.

На закрытых диафрагмах (f/16, f/22) трехлинзовый объектив выдает значительно лучшую детализацию, так что камеру можно эффективно использовать для съемки пейзажей со штатива. Особенно если зарядить в нее слайдовую пленку. Имеет место и затемнение по углам кадра, но в значительно меньшей степени, чем у «Хольги». Единственная серьезная проблема при съемке на «Любитель» — точность фокусировки. Фокусировка осуществляется не перемещением передней панели (как у большинства TLR-камер), а вращением зубчатой передачи на ободке одного из объективов. Такой способ фокусировки неудобен, но можно привыкнуть. Хуже обстоят дела с контролем точности фокусировки.

Как и в других TLR-камерах, для визирования служит второй (верхний) объектив. Но изображение попадает не на матовое стекло, а на коллективную линзу с матовым кружком в центре. Предполагается наводиться на резкость по кружку, подняв лупу для точной фокусировки. Использование линзы вместо кружка позволило повысить яркость изображения в шахтном видоискателе, но точно наводиться на резкость крайне непросто. «Любитель» в любой из модификаций — на самом деле шкальная камера: видоискатель может быть использован для компоновки кадра, но не для точной фокусировки.

В большинстве «Любителей» (кроме редкой «Олимпийской» версии) перемотка пленки осуществляется только с визуальным контролем номеров кадра на обратной стороне раккорда — через красное окошко. Если не выработать для себя систему перемотки («снял — перемотал» или «хочу снять — перемотал»), есть большие шансы получить в результате непроизвольное наложение кадров.

LOMO Fisheye Camera

За основу взят LC-A, но вместо просто широкоугольного объектива данная камера оснащена редким объективом «рыбий глаз». Изображение, получаемое с его помощью, представляет собой круг, охватывающий угол 170 градусов.

Камера выпускается в двух модификациях: первая имеет пластиковый корпус, а другая — Fisheye 2 — отличается лучшим качеством изготовления (корпус из алюминия), углом охвата 180 градусов, встроенной вспышкой. Распространяется ломографическим сообществом.

Ломокамеры с серийной съемкой

Отдельный класс ломокамер — дешевые пластмассовые «мыльницы», которые снимают на пленку 35-мм и вместо одного объектива имеют несколько, что дает возможность на одном стандартном кадре поместить несколько снимков. С точки зрения качества изображения такие варианты значительно уступают даже другим ломокамерам, не говоря уже про серьезные 35-миллиметровые аппараты. И дело не только в том, что четыре или восемь крохотных пластмассовых объектива хуже, чем один. Немалую роль играет сам формат кадра… Модели различаются прежде всего числом объективов. Например, камера Action Sampler имеет четыре объектива и позволяет отснять серию из четырех кадров по схеме 2 x 2. Есть варианты со встроенной вспышкой (Action Sampler Flash) или с четырьмя панорамными объективами, расположенными в ряд (Super Sampler). На сайте Ломографического общества встречаются варианты, имеющие и большее число объективов: Oktomat и Pop 9. Первый на стандартном кадре 35-миллиметровой пленки умещает серию из 8 мини-кадров, второй — 9 мини-кадров, причем все объективы в этой модели срабатывают синхронно.

«Горизонт-202»

Советская фотопромышленность произвела немало интересных фотокамер, на которые увлеченно снимают западные ломографы. На ум приходит не только детище завода ЛОМО, но и различные модели ФЕДов, «Зорких», «Киевов». Единственная модель, которая выпускается сейчас и активно продается на западных сайтах, это панорамная камера «Горизонт» — детище Красногорского завода им. Зверева, известного каждому российскому гражданину благодаря зеркальным камерам «Зенит». «Горизонт» — панорамная камера, которая позволяет получать снимки на пленку35-мм, формат кадра — 24 x 58 мм. На стандартную пленку получается снять 22 кадра. Композиция кадра строится при помощи широкоугольного видоискателя, изображение в котором соответствует по углу зрения конечному снимку.

z
z

Камера обеспечивает качественный результат без характерных искажений широкоугольной оптики. Это объясняется необычной конструкцией объектива: во время съемки он поворачивается. Особенность камеры — необходимость обеспечить строго горизонтальное положение во время съемки. В противном случае возможны сильные искажения перспективы. Для контроля горизонтали в видоискателе имеется пузырьковый уровень. «Горизонт» — полностью механическая камера, работает без батареек. Перемотка пленки и взвод затвора осуществляются с помощью курка.

Модель 202 — основная в линейке «Горизонтов». Это довольно крупный аппарат (117,5 x 146 x 73 мм, 700 г), оснащенный качественным объективом, приятно удивляющим при съемке на цветную пленку. Модель доступна по цене и имеет объектив с МС-просветлением, который обеспечивает угол охвата 120 градусов. В отличие от упрощенных версий «Горизонта», которые предлагаются на сайте Ломографического общества, данная модель имеет широкий набор выдержек: 1/2, 1/4, 1/8, 1/60, 1/125, 1/250 сек. Это ее важное достоинство, так как упрощенные версии Horizon Compact и Horizon Perfеct не сильно компактнее, но заметно уступают по возможностям съемки. Шторки затвора в модели Horizon Perfеct специально искривлены, что гарантирует непредсказуемые результаты съемки.

Содержание:

Опубликовано: 04.03.2008

Обсудить
User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
Дмитрий Башков
Опубликовано 04.03.2008
Евгений, 2014-07-30T14:23:26

у меня камера Ломо стариная 1912 года что с ней делать куда продать
?

Соня, 2014-07-22T05:37:13

Можно снимать на ломо камеру видео?

Артем, 2013-06-06T00:14:43

В статью необходимо добавить побольше технических аспектов, просто примеры использования. А то смотрю на некоторые камеры и не понимаю вообще что это такое и чем эта штука будет лучше какого-нибудь бу-шного автоматического пентакса, в котором все нужные фишки реализованы.

Зурбаган, 2012-05-02T11:37:41

Не вижу никаких приемуществ в ЛОМО-фото. Всё это с успехом можно получить на все современных камерах+ещё много чего хорошего. Прогресс-то недаром существует.

efremov1977yu, 2011-09-18T15:54:13

Отлично! С уважением, Б. Ефремов.

kern126, 2011-09-06T20:17:39

привязка неуместна. Любую !!! :).

Rysallinni, 2011-09-05T01:50:54

Хотелось бы узнать какую пленку лучше использовать для LC_A

ramil, 2011-01-08T20:54:38

Полагаю, что это снято на одну пленку 4 раза через непрозрачный экран с отверстием.

pocket_monsta, 2010-05-02T21:23:53

Здравствуйте.
А скажите, как создается такой эффект, как на первой фотографии второй части статьи где четыре параллельных мини-кадра? я понимаю, что такую фотографию, наверно, можно сделать с помощью камеры с 4мя объективами, но Любителем??

Сергей, 2008-06-13T20:06:05

Действительно очень слабое описание целей, преимуществ и недостатков использования ломокамер. Описаны общие черты. Хотелось бы узнать поточнее про них.
Так же нет описания отечественной ломокамеры "Смена-35", производство которых, если я не ошибаюсь, или не прекратилось или прекратилось не так давно. Очень хочется прочитать и про нее.

Дмитрий Башков, 2008-05-21T21:55:46

Постойте-ка. Вы вероятно имеете в виду пленку тип 120? Достать ее проще простого, а Киев-70 - нет такой камеры, речь идет наверняка о Киев-60 или Киев-88

OLEG, 2008-04-24T16:19:06

Фотокамеры с плёнкой 60мм. Вещь !
Я такой камерой снимал с 1988 по 1996 годы ("Любитель166" и "Киев70").
А вот потом стало невозможно достать фотопленку такого формата...
Снимаю цифрой.

Дмитрий Башков, 2008-04-03T08:39:56

Вообще. пожалуй - не нужно. Сейчас перечитал свою статью и вынужден согласиться с вашим мнением. Но наши желания не всегда отражают наши возможности. Просто, тема располагает к небольшой "халтуре"

Дмитрий Башков, 2008-04-03T08:25:59

Алексей Анатольевич, Спасибо за мнение!

Возможно, что вы правы -((

Скажите, а какие конкретно вещи вы хотели бы видеть в данном обзоре, чтобы он стал более интересным и содержательным, на ваш взгляд!

Алексей Анатольевич, 2008-04-02T02:49:17

Фотографии подобраны хорошие, но тема - сама по себе интересная и глубокая - сведена к 3м абзацам дежурного текста и скучным непрофессиональным обзорам камер, которые уже были обсуждены на просторах Сети сотни раз.

Пишу не со злости - просто хочется видеть более качественные работы по темам, которые не безразличны.

Борис Флорин, 2008-03-13T18:54:11

А как же "ЭТюд" 6*4.5 - широкий формат, 2 выдержки 1/60 и В. Чудо камера - надежность "советского танка". Сколько замечатеьных снимков было сделанно этой камерой. Вот где творчество! Эх а цена - 5 рублей (1961г.). Более доступной камеры уже наверно не будет. Жаль.

Дмитрий Башков, 2008-03-13T05:57:19

Родион, выходит - вы счастливое исключение. Ибо матовое мятно в Любителе - причина многоих тысяч запоротых десятками фотолюбителей кадров, которые могли бы стать шедеврами, будь на месте этого пятна нормальное матовое стекло.

Rodion Kovenkin, 2008-03-04T17:58:38

Про "Любитель" - у меня получается фокусироваться достаточно хорошо и без особых трудностей. Вот только приходится прикладывать глаз прямо к шахте тогда в лупу все достаточно хорошо видно.

0f0ee5ae ac5d 40f5 983e e30e749fa116