Вверх
  • Увеличение резкости фотографий
  • Проявка черно-белой пленки
  • Ручная оптическая печать фотографий
  • Учимся создавать черно-белые фотографии
  • Рисуем солнечный свет при помощи графического планшета
  • Выбираем графический планшет для фотографа
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Учимся создавать черно-белые фотографии

Обсудить

2.9. Комбинирование различных методов

В большинстве случаев для работы с фотографиями самым удобным будет использование диалога Black/White или работа с каналами через Channel Mixer или Calculations, для снимков со слабо выраженными цветами неплохую службу может сослужить простой перевод в Grayscale.

В некоторых случаях имеет смысл использовать несколько слоев изображения, переведенных в черно-белый вид различными способами. Например, при имитации красного или оранжевого фильтра в диалоге Black/White небо становится контрастнее и облака сильнее выраженными. В то же время уменьшается контраст красных и оранжевых цветов, и простым осветлением соответствующих тонов это не исправить. В этом случае можно сделать второй вариант черно-белого изображения, например с использованием красного и зеленого каналов в Channel Mixer. После этого добавим маску к первому слою, с контрастным небом, и закрасим черным на маске все, кроме неба.

3. Обработка черно-белых изображений

Для начала, пожалуй, нужно сказать пару слов о такой вещи, как контраст. Первое, что изучает человек, начинающий заниматься цифровой фотографией, — это гистограмма — почти тотем всего клана цифровых фотографов, и портить, обрезать ее никак нельзя. Но то, что верно в случае цветной фотографии, не всегда применимо в черно-белой. На многих цифровых черно-белых фотографиях очевиден недостаток контраста, происходящий от боязни фотографа потерять информацию. Но ведь, в отличие от цветных, монохромная и черно-белая фотография живут за счет игры света и теней, черные и белые участки могут только придать жизни снимку, сделать его выразительнее и эффектнее.

3.1. Изменение контраста

Самые простые способы изменить контраст фотографии известны каждому, занимающемуся Photoshop больше недели, — это уровни и, как более гибкий вариант, — кривые. На всякий случай напомню, что пологая кривая уменьшает контраст, осветляя черные и затемняя белые тона, более крутая кривая увеличивает контраст, уменьшая количество средних серых тонов.

В некоторых случаях неплохие результаты может давать увеличение контраста через фильтр Unsharp Mask с высоким значением параметра Radius и небольшим значением Amount. Подобного результата можно также добиться, создав копию слоя, поменяв режим перекрытия на Overlay и используя фильтр Highpass, после чего при необходимости уменьшить прозрачность этой копии слоя.

Также неплохим вариантом увеличения контраста может быть создание копии слоя с режимом перекрытия Overlay или Soft Light и при необходимости уменьшение прозрачности этого слоя.

Учимся создавать черно-белые фотографии
Учимся создавать черно-белые фотографии

Для этой фотографии была создана копия слоя с режимом перекрытия Soft Light, слои сложены и применён фильтр Unsharp Mask с большим значением радиуса.

3.2. Рисование светом

Для тех фотографов, кто готов потратить некоторое время для получения интересных черно-белых фотографий и не боится упреков в манипуляции реальностью, интересным может быть «рисование яркостью» или «рисование светом». Самый простой вариант этого метода — использование инструментов Dodge в режиме Highlight и Burn в режиме Shadows, оба с прозрачностью 2–5%. Работать, конечно же, лучше на копии слоя.

Более трудоемкий, но гибкий вариант — создание двух копий слоя, один в режиме Color Burn, второй — Color Dodge. Теперь добавим к этим слоям маски, закрашенные черным цветом. Для этого при добавлении маски нужно держать клавишу Alt. Теперь, рисуя кисточкой белого цвета с прозрачностью 5–10% на маске первого слоя, который в режиме Color Burn, можно затемнять любые участки изображения, кроме самых светлых. Также, рисуя на маске второго слоя, можно осветлять изображение, кроме самых темных участков. Преимущество этого метода в том, что, изменив цвет кисточки на черный, можно снова уменьшить изменение контраста.

Учимся создавать черно-белые фотографии
Учимся создавать черно-белые фотографии

Те, для кого работа с двумя слоями одновременно покажется слишком неудобной, могут использовать только один слой, заполненный нейтральным серым цветом (128/128/128 в режиме RGB) с режимом перекрытия Overlay, и рисование на нем черным для затемнения участков и белым для осветления. Напомню, что для создания слоя с нейтральным слоем нужно нажать на иконку нового слоя с нажатой клавишей Alt, выбрать метод перекрытия Overlay и отметить опцию Fill with Neutral Color (50% Gray). Поставить цвета на черный и белый — клавишей D, переключать с черного на белый — клавишей X.

3.3. Имитация пленочного зерна

При работе с черно-белыми фотографиями рано или поздно может появиться мысль о имитации пленочных снимков, что, естественно, ведет к желанию создать на изображении подобие пленочного зерна.

Самый простой способ имитации пленочного зерна, который упоминается во многих статьях, — фильтр Add Noise. К сожалению, фильтр этот делает именно то, что обещает его название, — добавляет шум, который так же похож на пленочное зерно, как картонный домик с нарисованными кирпичами похож на настоящий кирпичный дом.

В отличие от шума, который накладывается на цифровое изображение, пленочное зерно является частью изображения, точнее, фотография состоит из зерна, поэтому оптимальным был бы фильтр или плагин, разделяющий изображение на множество небольших участков и случайным образом меняющий их яркость в зависимости от чувствительности пленки, которую хотят симулировать.

К сожалению, таких плагинов я пока не встречал. Если вам известны такие, напишите мне, пожалуйста. Все существующие плагины базируются на размытии изображения с добавлением шума различного размера, что нередко дает вполне правдоподобный результат. Среди самых качественных можно упомянуть следующие:

  • Imagenomic Real Grain
  • Power Retouche Film Grain
  • Alien Skin Exposure
  • Digital Film Tools 55 mm (Film Lab)
  • Grain Surgery

Если вы не хотите пользоваться плагинами, то более или менее удовлетворительного результата можно добиться следующим образом: создайте новый слой, заполненный серым цветом с режимом перекрытия Overlay. Подробно этот процесс описан в части 2.2. Теперь добавим к нему шум через Filter—Noise—Add Noise, с опцией Monochromatic. Затем немного размоем этот слой через Gaussian Blur. После этого, может быть, нужно будет немного размыть и саму фотографию, поскольку имитация крупного зерна, наложенная на резкую цифровую фотографию, выглядит аляповато, особенно если резкость перед этим была увеличена и заметны характерные фильтру Unsharp Mask светлые ореолы.

Пользователи, умеющие работать со свойствами слоев, могут попробовать следующий метод: создать копию слоя и добавить к ней шум. После этого открыть свойства слоя двойным кликом на него в списке слоев и, удерживая Alt, разделить каретку темных или светлых тонов для основного слоя. Таким образом, можно уменьшить влияние симулированного шума в темных или светлых участках изображения.

Еще реалистичнее результаты будут, если вы сосканируете пленочную фотографию поверхности средней яркости и положите ее на цифровую фотографию в виде слоя с режимом перекрытия Overlay или Soft Light. Если же вы являетесь большим поклонником черно-белой фотографии с пленочным зерном, то сами догадываетесь, какой вариант будет давать самые реалистичные результаты. Совершенно верно — снимать на пленку.

4. Имитация инфракрасной фотографии

Инфракрасная фотография интересует многих, но далеко не у всех есть время и желание искать подходящие фильтры, разбираться в смещении фокуса, длинных выдержках и прочих сложностях, которые с ней сопряжены. Вполне естественно появляется вопрос, нельзя ли обработать фотографию так, чтобы она была неотличима от настоящей инфракрасной. Могу сразу ответить: можно, но только очень приблизительно.

z
Учимся создавать черно-белые фотографии
z
Учимся создавать черно-белые фотографии
Учимся создавать черно-белые фотографии
Учимся создавать черно-белые фотографии

Фотография в видимом свете; имитация, сделаная с помощью Channel Mixer; с помощью плагина IR Film; настоящая инфракрасная фотография.

Все способы имитации инфракрасной фотографии пытаются использовать эффект Роберта Вуда, при котором зеленая листва становится светлее, синий цвет неба в то же время превращается в черный. Однако инфракрасному спектру нет никакого дела до цвета объектов в видимом свете, у него свои характеристики отражения, поэтому любой фотограф, занимающийся инфракрасной съемкой достаточно долго, легко заметит разницу между настоящей ИК-фотографией и подделкой. Обработанные в Photoshop фотографии «под ИК» выдают недостаточная прорисовка структуры облаков, слишком светлые тени от предметов, большой контраст на траве и листьях.

Если у вас все же есть желание сделать имитацию инфракрасной фотографии, то лучше всего взять для этого снимок, на котором есть только листва и небо. Желательно снимать с поляризационным фильтром, чтобы небо было темнее, а зелень листьев насыщеннее. Если вы снимаете в солнечную погоду, то имеет смысл сделать несколько снимков и создать из них потом HDRI, поскольку динамический диапазон в инфракрасной фотографии довольно невысок и даже в безоблачный день тени не бывают совсем черными, а структура облаков остается хорошо различимой.

Теперь воспользуемся диалогом Channel Mixer с отмеченной опцией Monochrome и значениями каналов, например, –70/200/–30. Такие параметры предлагает Channel Mixer в версии CS3 для установки Infrared. Можно попробовать изменить влияние красного канала и, соответственно, подправить значение синего, чтобы сумма была равна 100. Если зелень все еще недостаточно светлая, то можно сделать копию слоя с режимом перекрытия Soft Light и при необходимости уменьшить ее прозрачность.

Теперь можно при желании попробовать воссоздать эффект, который известен с фотографий некоторых типов пленок, например Kodak HSI. Для этого установим цвета в Photoshop на чёрный и белый и вызовем фильтр Diffuse Glow, параметры по вкусу. После этого можно сделать имитацию пленочного зерна и надеяться, что никто не заподозрит подделку.

Плагин IR Film в некоторых случаях довольно неплохо имитирует инфракрасные снимки.

Тонирование

Для монохромного тонирования черно-белых изображений есть несколько очевидных способов, которые можно применять и как корректирующие слои: Photo Filter; Hue/Saturation с отмеченной опцией Colorize; слой, заполненный одним цветом с режимом перекрытия Color.

Для тонирования в различные цвета в зависимости от степени яркости теоретически можно использовать Color Balance, но есть и гораздо более гибкие способы — Gradient Map и Curves. Для первого способа создадим корректирующий слой Gradient Map и поменяем его режим перекрытия на Color. Теперь можно изменять градиент, определяя, какой цветовой оттенок будут иметь различные участки яркости на исходной фотографии. Во втором способе используется корректирующий слой Curves, также в режиме перекрытия Color. Выбрав в диалоговом окне кривых один канал, например синий, можем определять, какие яркости будут иметь синий оттенок, а какие будут окрашены в комплиментарный ему желтый. Иногда как в первом, так и во втором случае результаты могут быть интереснее, если не менять режим перекрытия на Color, так что имеет смысл немного поэкспериментировать.

Еще один интересный способ тонирования — использование цвета исходной фотографии. Для этого на черно-белый вариант снимка положим слой с оригиналом в режиме перекрытия Color. Теперь можно немного размыть цветной слой, уменьшить его прозрачность, изменить насыщенность всего слоя или определенных цветовых оттенков.

Учимся создавать черно-белые фотографии
Учимся создавать черно-белые фотографии

В заключение хочу напомнить, что, как и во многих областях фотографии, работа с черно-белыми снимками в Photoshop предоставляет простор для экспериментирования. Главное — не бояться пробовать новые методы и подходы к обработке, но в то же время объективно оценивать результаты этих экспериментов.

Содержание:

    Опубликовано: 26.02.2008

    Обсудить
    User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
    Александр Войтехович
    Опубликовано 26.02.2008
    Zev, 2013-07-24T21:19:39

    А можете поделиться ссылочкой на урок, как сделать ЧБ фото в стиле http://shotbox.ru/publicati...

    Сергей, 2011-09-22T20:48:46

    Очень иногда GIMS НО! Если в самом деле не ФОтошоп, то ТОЛЬКО ADOBE PHOTOSHOP CS5
    Извините! ЭТо не издевка, это - наши сегодняшние реалии. И программу эту любой фотограф должен сегодня знать, хотяя бы самые её азы. Не зная Фотошопа, не стоит связываться с цифровой фотографией. Она вся привязана к Фотошопу, напичкана им. Нынешний фотограф-профессионал уже мыслит категориями фотошопа больше, чем законами оптики. Фотошоп - это чудо графики.

    forextut.ru, 2011-08-25T13:39:41

    так если не фотошоп то что тогда?... везде в уроках на него ссылаются

    krono5, 2011-08-08T00:31:00

    а можно ли наоборот из черно-белой сделать цветное фото?
    http://bilot.ru

    Cressida, 2010-04-22T00:55:29

    а черно белое фото все равно приятно глазу, а когда знаешь множество способов, то кропотливо выбираешь тот что по душе, и результат всегда приятен))))
    И что интереснее всего, когда потом смотришь чьи то фотографии начинаешь замечать как примерно он сделал фото черно белым)))

    Катюша, 2009-03-18T19:03:46

    спасибо, я очень люблю чб фотографии и порой цветные фото хочется сделать такими, а получается не очень(((

    Сергей, 2008-07-08T04:25:45

    А вообще-то, интереснейшая статья! Я, оказывается, столького не знал!
    Респект автору!
    Сергей.

    Сергей, 2008-07-08T03:33:30

    Приятно разговаривать с мыслящими доброжелательными людьми, ей Богу!
    Удач Вам в Ваших, и, в том числе, наших общих поисках!

    Юлия, 2008-07-08T03:28:44

    Сергей, вы своим комментарием как раз и ответили на мой вопрос: "Почему не стоит использовать простые способы".
    Я сама потихоньку "тыкалаюсь", над одной фотографией по 2-3 часа сижу.
    С помощью каналов и градиента пробовала тоже.
    А еще с фотофильтрами "изголяюсь". Устанавливаю самый темный оттенок какого-либо цвета и его процент, получаются интересные изображения.
    Так что некоторые, указанные в статье, методы мне еще предстоит освоить.

    Сергей, 2008-07-08T03:15:47

    PS: Или, если Вам покажется, что я совсем ничего не понял из Вашего поста, опишите, если Вас не затруднит, конкретные шаги: как Вы точно переводите цветное изображение в черно-белое и потом доводите его до искомого качественного уровня.
    С ув.,
    Сергей.

    Сергей, 2008-07-08T03:11:08

    Юлия! Вам нравится именно то, от чего предостерегает статья - от бездумного процентного перевода любого цвета - в серый. Наши глаза не так линейны, как те программы, которых "Вы так желаете". И мы видим не ИНТЕНСИВНОСТЬ света, а ЯРКОСТЬ его. Это разные вещи. Рентгеновские лучи или инфракрасные могут иметь невероятную интенсивность, но для нашего глаза они не будут представлять никакой яркости. Та же самая примерно ситуация м в зримом участке светового диапазона. Желтый луч 50% будет очень ярким для нас, а синий 50% покажется гораздо темнее. Машина этого не знает. Объединив все цветовые слои в один - серый, Вы замучаетесь "лечить" фото, выставляя какие-то уровни, на которых бывший желтый не будет отличаться от бывшего синего или зеленого, красного.
    Никто не в состоянии помешать Вам нажимать любые кнопки по Вашему выбору. Просто хотели помочь задуматься именно над тем что ЭТО НЕ НАСТОЛЬКО ПРОСТО, как Вам сегодня видится.
    С уважением,
    Сергей

    Юлия, 2008-07-08T00:14:56

    Не понимаю, для чего столько способов описали, когда есть несколь простых.
    Перевести просто изображение в ЧБ режим или обесцветить, а потом довести уровнями.
    Я так желаю. Хотя мне больше нравятся не совсем когда слегка остается намек на цвет (как первые цветные фотографии у бабушек и мам)

    Юлия, 2008-07-08T00:14:52

    Не понимаю, для чего столько способов описали, когда есть несколь простых.
    Перевести просто изображение в ЧБ режим или обесцветить, а потом довести уровнями.
    Я так желаю. Хотя мне больше нравятся не совсем когда слегка остается намек на цвет (как первые цветные фотографии у бабушек и мам)

    Сергей, 2008-06-06T17:40:13

    Обучаться работе с Фотошопом (или с Вашим выбором), конечно, лучше до того, как Вы получите свой первый "заказ" на серьезную обработку фото Вашей подруги или друга.

    Сергей, 2008-06-06T17:34:43

    Катерина, читатель, цитата "Подскажите пожалуйста, с какой программой лучше работать при обработке фотографий?"
    Photoshop, Corel Draw, Gims и пр.
    Есть несколько программ - графических редакторов. Желательно "потрогать руками" каждую и потом уже принять решение, какая Вас устраивает более всего. Многие частенько говорят: новичок, садись за Мерседес и дуй! Но я сторонник постепенного вовлечения человека в это "невыныриваемое" пространство работы с изображениями. Сначала один-два-три, семью семь, и уж потом - алгебра и т.д. Начните с простой прогаммки - Picasa, к примеру. Вообще, если Вы совсем новичок, то открывайте Microsoft Office Manager Imaging, и начинайте "изменять" фотографии, чтобы понять, что и сколько с ними можно сделать. С непроблемными фотографиями обычных природных или семейных сюжетов Вы справитесь без всякого Фотошопа. Фотошоп придет тогда, когда Вы безумно захотите таких изменений, такой редакции, которые не "предполагала" камера при съемке, или когда Вы точно будете знать, что "снимаю я - это, а результат вижу - вот таким", или когда, опять же, захотите работать одновременно с более чем одним изображением.

    Mr.Smit, 2008-03-27T22:07:39

    Photoshop

    Катерина, 2008-03-25T12:26:48

    Подскажите пожалуйста, с какой программой лучше работать при обработке фотографий?

    Lokicoon, 2008-02-28T15:20:04

    Рекомендую обратить внимание на плагин B/W Styler.
    http://www.thepluginsite.co...

    0f0ee5ae ac5d 40f5 983e e30e749fa116