Вверх
  • Инфракрасная фотография: теория и практика
  • Съемка спорта
  • Принцип Шаймпфлюга: что это?
  • Стереофотография
  • Как использовать вспышку: учимся работать со вспышками
  • Учимся снимать репортаж
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Стереофотография

Обсудить

Теория и практика, часть 2

###Стереопары

Метод отличается простотой получения изображений и высоким качеством. Для просмотра используется стереоскоп. Простейший стереоскоп — это коробка с двумя отсеками для глаз, разделенными перегородкой. Каждый глаз видит «свое» изображение. Можно использовать пару диаскопов (устройства для просмотра слайдов). Специальные приспособления практически не отличаются от такой склейки.

При параллельном просмотре взгляд направлен на плоскость изображения под прямым углом, поэтому размер стереопары ограничен. Центры изображений располагаются на расстоянии около 65 мм друг от друга, что соответствует расстоянию между зрачками. Общий размер стереопары не должен превышать 13 см. Таким образом, данный способ подходит для просмотра слайдов вплоть до среднего формата (пара кадров по 6 см), но не подходит для просмотра отпечатков большего размера.

z
Стереофотография
Стереофотография
Первые стереоскопы
Стереофотография
z

Встречаются стереоскопы на основе зеркал или призм, позволяющие просматривать пары крест-накрест. Если при параллельном просмотре объемное изображение формируется за двумя плоскими, то при перекрестном — перед ними. Так что исходные изображения нужно поменять местами. Плюс в том, что появляется возможность просматривать снимки большего формата (при использовании соответствующих стереоскопов).

Для просмотра стереопар крест-накрест можно обойтись без стереоскопа, освоив «пальцевый» метод. В зависимости от размера фотографий поместите их на комфортном для просмотра расстоянии. Перед глазами вытяните указательный палец, сфокусируйте зрение на кончике пальца и двигайте его прямо к носу. Изображение на заднем плане начнет троиться. Перемещая точку фокусировки чуть вперед или назад, можно добиться, чтобы фотографии в центре соединились в объемное изображение. Освоив этот метод, вы сможете в одно мгновение «настраиваться» на просмотр стереопар. Но глаза при этом придется напрягать довольно сильно, так что лучше все же использовать стереоскоп.

z
Стереофотография

Источник: http://www.visual-media.be/

z

Анаглифы

От греч. anagliphos — рельефный. Анаглифное изображение состоит из двух совмещенных картин, которые имеют цвет, дополнительный по отношению к другому (как правило, красный и сине-зеленый). Для просмотра используются простейшие стереоочки из двух стекол соответствующего цвета. Они позволяет каждому глазу показать «свое» изображение.

Анаглифное изображение могут видеть одновременно несколько человек, а размер картинки (экрана) неограничен. Фотографии и фильмы можно просматривать на мониторе компьютера и проецировать с помощью обычного цифрового проектора. Правда, приходится тщательно калибровать устройства вывода и учитывать его особенности: как правило, в RGB-системе вместо бирюзового используется синий цвет.

Дешевизна анаглифного метода обусловлена тем, что для созданий изображений не требуется дорогостоящего оборудования, а для просмотра достаточно простейших очков, которые можно приобрести рублей за 50–100 или изготовить самостоятельно, используя красители от израсходованных картриджей для струйного принтера и плотную прозрачную пленку, предназначенную для печати на принтерах. Пленку нужно окрасить в красный и синий цвета, вырезать прямоугольники и вклеить в картонную оправу.

z
z

Главный недостаток — потеря цветов исходного изображения. Анаглифы уступают стереопарам по таким характеристикам, как яркость, насыщенность, контраст. При просмотре фильмов с данной особенностью легко смириться, но для цветных фотографий недостаток критичен. Вывод: анаглифный способ оптимален, когда речь идет о монохромных фотографиях. Черно-белая трехмерная фотография — весьма изысканное блюдо для утонченного ценителя и эстета.

Исходный материал для создания анаглифных изображений — «обычные» стереопары. Пленочные снимки сканируются, и работа ведется с оцифрованными изображениями в специальных программах, большинство из которых распространяются на бесплатной основе (Anaglyph Maker, AnaBuilder, Double Vision, 3D Imager, 3D Maker, 3D Stereo, 3D Stereo Image Factory). При подготовке изображений необходимо учитывать, что использование очков со светофильтрами снижает яркость исходного изображения.

z
Стереофотография
Очки для просмотра анаглифов
Стереофотография
Анаглифное изображение стереоскопа
z
z

Съемка стереопар

Считается, что расстояние смещения должно составлять около 64 мм, что соответствует среднему расстоянию между зрачками. Такое расстояние соблюдается в большинстве специальных камер с парой объективов. Но если вы снимаете с помощью обычной камеры со штативом или используете рамки с двумя отдельными камерами, можно варьировать стереобазу в зависимости от задач съемки.

Для вычисления оптимальной стереобазы расстояние до объекта съемки (в миллиметрах) необходимо умножить на коэффициент 1,5х (коэффициент параллакса бесконечности) и разделить полученное значение на фокусное расстояние объектива. Например, если объект расположен на расстоянии около 5 м, а объектив имеет фокусное расстояние 80 мм, расстояние между объективами должно составить около 94 мм (5000 x 1,5/35). Аптекарская точность, впрочем, здесь не нужна. Крупные объекты на переднем плане иногда стоит снимать, наоборот, увеличивая стереобазу до 10–15 см, чтобы более выразительно передать объем.

Лучшим материалом для съемки стерео до сих пор остается слайдовая пленка. Только слайды имеет смысл просматривать с помощью простого незеркального стереоскопа. Кроме того, слайд позволяет добиться максимальной детализации и, следовательно, в полной мере ощутить эффект «погружения».

z
Стереофотография

© hmluker

z

Существует несколько возможностей создания стереопар: Простейший вариант — использование обычной камеры, установленной на штатив. Пара снимков делается с одинаковыми настройками и горизонтальным смещением. Способ оптимален для статичных сюжетов (пейзажи, предметная съемка). Среди энтузиастов стереофотографии популярны самодельные рамки, позволяющие установить две одинаковые камеры на близком расстоянии друг от друга. Если вы используете компактные камеры, вместо рамки можно применять площадку с двумя штативными гайками (например, от «Поиск-фото»).

Фотокамеры необходимо зафиксировать на площадке строго параллельно друг другу. Следует предусмотреть возможность изменять расстояние между объективами (стереобазу) в зависимости от целей съемки. При создании стереопар она играет не меньшую роль, чем работа с глубиной резкости в традиционной фотографии. Сложность представляет одновременная синхронизации двух камер. Для решения этой задачи можно использовать двойной тросик или ИК-пульт.

Можно использовать специальные призматические насадки для объективов, которые позволяют поместить стереопару в одном стандартом кадре. Такие насадки выпускались для популярных дальномерных камер (Leica, Contax/«Киев», «Зоркий», ФЭД), а также некоторых зеркальных (например, Pentax). Отметим, что их использование приводит к снижению качества изображения (главным образом за счет уменьшения площади кадра).

z
Стереофотография
Kodak Stereo Camera
Стереофотография
Стереокамера View-Master
z

Наконец, наиболее удобный и профессиональный вариант — специальная камера с парой объективов и общим механизмом затвора. Бюджетный вариант — среднеформатная советская камера «Спутник». «Спутник» представляет собой две камеры «Любитель-2» с общим видоискателем и механизмом затвора. На стандартную пленку (тип 120) позволяет снять шесть стереопар размером 6 x 13 см (размер кадра 55 x 55 мм) или 12 обычных снимков. «Спутник» имеет ряд недостатков, свойственных базовой модели «Любитель-2». Простой объектив-триплет Т-22 (75 мм f/4,5), резкий только на закрытых диафрагмах. Неважное чернение внутренностей камеры, приводящее к снижению контраста. Невозможность точной наводки на резкость с помощью матового кружка в центре коллективной линзы. И все же в умелых руках данный аппарат позволяет получать хорошее качество при минимальных затратах.

Помимо «Спутника» советская промышленность выпускала редкую узкопленочную шкальную камеру «ФЭД-стерео» с качественной четырехлинзовой оптикой «Индустар-81» (38 мм f/2,8) и форматом кадров 24 x 30 мм. Есть, конечно, и более престижные варианты, предназначенные для профессиональной работы. Например, новая камера Horseman 3D. Камера имеет дальномерный видоискатель с компенсацией параллакса и оснащена парой несменных широкоугольных объективов 38 мм f/2,8. Особенностью камеры является общий ламельный затвор, который отсекает точную экспозицию на выдержках до 1/1000. Формат кадра — 24 x 30,5 мм. Есть горячий башмак для подключения вспышки, монохромный дисплей. Ручной режим съемки дополняет режим приоритета выдержки.

z
Стереофотография
z

Больше красивых иллюстраций на следующей странице (14 фото, 1,3 Мб)

Содержание:

Опубликовано: 06.02.2008

Обсудить
User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
Дмитрий Башков
Опубликовано 06.02.2008
Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
comments powered by Disqus
B6948ea6 cceb 4deb b1c5 2a9a758b32fd