Вверх
  • Фотограф, который умеет снимать лёгкую атлетику, снимет что угодно
  • Cъёмка детей с животными
  • Белые лошади Камарга
  • Съёмка на длиннофокусную оптику
  • Путешествие на Сейдозеро
  • Как снимать таинство крещения
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Съёмка на длиннофокусную оптику

Обсудить

«Проект NikonPro»

Съёмка на длиннофокусную оптику

Фокусное расстояние 800 мм

Nikon D4s / Nikon AF-S 800mm f/5.6E FL ED VR Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 2500, F5.6, 1/1600 s, 2.0 МБ

При съёмке диких животных (как правило, очень пугливых и осторожных) без длиннофокусной оптики никак не обойтись. Я обычно пользуюсь супертелеобъективами AF-S NIKKOR 600mm f/4G ED VR и AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR. Часто помогают зумы. Вот модели, которые у меня есть: AF-S NIKKOR 80–400mm f/4.5–5.6G ED VR, AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, AF-S NIKKOR 200–500mm f/5.6E ED VR. И в моей работе они незаменимы.

Съёмка на длиннофокусную оптику

Фокусное расстояние 600 мм

Nikon D300s / Nikon AF-S 600mm f/4G ED VR УСТАНОВКИ: ISO 400, F5.6, 1/3200 s, 3.0 МБ

В дикой природе часто всё происходит очень быстро — успеть переставить оптику невозможно. Зумы позволяют моментально менять фокусное расстояние, выстраивать кадр. Качество картинки, получаемое с современными зум-объективами Nikon, не так сильно уступает качеству картинки «фиксов».

Съёмка на длиннофокусную оптику

Фокусное расстояние 300 мм

Nikon D4s / Nikon AF-S 200-500mm f/5.6E ED VR Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 3200, F5.6, 1/640 s, 4.0 МБ

Мой стандартный набор объективов: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II, AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II. А дальше при необходимости беру ещё 600 либо 800 мм. Это оптимальный комплект, который позволяет перекрыть все возможные фокусные расстояния.

Съёмка на длиннофокусную оптику

Фокусное расстояние 160 мм

Nikon D4 / Nikon AF-S 70-200mm f/2.8G ED VR II Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 640, F4, 1/400 s, 5.0 МБ

Каждой линзе — своя задача

Я снимал всеми длиннофокусными объективами Nikon и могу сказать, что преимущество каждого из них проявляется в зависимости от задач, места и времени съёмок. Например, сейчас я работаю над большим проектом «Русская Арктика». Там открытые пространства, очень пугливые животные, так что я часто использую самый длиннофокусный объектив. У Nikon на данный момент это AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR. Если и его мне не хватает, беру камеру с кроп-матрицей.

Съёмка на длиннофокусную оптику

Фокусное расстояние 800 мм

Nikon D4s / Nikon AF-S 800mm f/5.6E FL ED VR Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 2500, F5.6, 1/125 s, 3.0 МБ

Новый объектив AF-S NIKKOR 200–500mm f/5.6E ED VR я использовал всего несколько раз и был поражён его качеством. У него отличный VR, очень хорошее стекло, картинка получается резкой. Единственный недостаток — на полном зуме он становится очень длинным и начинает немного «клевать», держать его в руках непросто. Впрочем, к этому быстро привыкаешь. А ещё для меня оказался не самым удобным длинный ход фокусировочного кольца: приходится перехватываться, тогда как на AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II достаточно одного движения руки. Это не так критично, но иногда возникают ситуации, где требуется быстро реагировать, крутить кольца.

Съёмка на длиннофокусную оптику

Фокусное расстояние 390 мм

Nikon D4s / Nikon AF-S 200-500mm f/5.6E ED VR Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 250, F6.3, 1/1000 s, 2.0 МБ

Весной я начал работу над проектом «Тайга» и для него приобрёл объектив AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR. Честно говоря, впечатлён тем, насколько красивую, качественную картинку он даёт. Картинка на f/2.8 — загляденье. Снимать с ним можно практически в любых условиях освещённости! В тайге всегда темно и сумрачно, там нужен светосильный объектив.

Съёмка на длиннофокусную оптику

Фокусное расстояние 400 мм

Nikon D4s / Nikon 400mm f/2.8E FL ED VR AF-S Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 1000, F2.8, 1/1600 s, 4.0 МБ

Мне много приходится работать в Африке. Если я еду в Танзанию, беру с собой AF-S NIKKOR 600mm f/4G ED VR или AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR, если в ЮАР или Ботсвану, хватит AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II. Это самый универсальный объектив, один из моих любимых.

Если бы я мог взять с собой всего одну линзу, это однозначно был бы AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II. В Африке обычно снимаешь из машины и никогда не знаешь, где начнут развиваться события, а с зумом ты всегда готов работать. Кроме того, я стараюсь постоянно не снимать на одном фокусном расстоянии. Во-первых, картинка должна быть разнообразной, а кадры — разноплановыми. Во-вторых, бывает, поменяешь 600 мм на 70–200, и уже совсем другие кадры получаются, более интересные.

Съёмка на длиннофокусную оптику

Фокусное расстояние 380 мм

Nikon D3s / Nikon 200-400mm f/4G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 1000, F4.5, 1/3200 s, 2.0 МБ

Телевиками не стоит увлекаться, объективы нужно комбинировать. У меня всегда 2–3 камеры с разными линзами, так что я могу снимать один и тот же сюжет разной техникой, с разными фокусными расстояниями. Это позволяет лучше раскрыть момент, и в дальнейшем, если съёмка попадает в книгу, такой подход даёт возможность выбрать самые цепляющие кадры и ракурсы.

Если вы только начинаете снимать и раздумываете о покупке длиннофокусника, хорошо подойдут 80–400 мм, 200–500 мм, они оптимальные. Следующий шаг — это AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, топовый объектив, который закроет все основные потребности фотографа. Если человек хочет продолжать снимать дикую природу, развиваться, то ещё один шаг вперёд — дальнобойные объективы с фиксированным расстоянием.

Аксессуары для длиннофокусных линз

Очень важны штатив и хорошая штативная голова, которая позволит избежать «шевелёнки» и получить резкие, чёткие кадры. Обычно я подвешиваю на штатив какой-нибудь камень для большего веса. Когда-то я возил с собой в такие поездки обычную советскую авоську: накидал в неё камней, подвесил на штатив за крючок, получил неубиваемую конструкцию. И в багаже она места совсем не занимала.

Съёмка на длиннофокусную оптику

Фокусное расстояние 800 мм

Nikon D4 / Nikon AF-S 800mm f/5.6E FL ED VR Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 640, F5.6, 1/8000 s, 1.0 МБ

Ещё при съёмке «дальнобойной» оптикой всегда нужно использовать тросик, а если в кадре нет движения, то, возможно, и подъём зеркала, потому как вся эта конструкция очень чувствительна и к ветру, и к любому внешнему воздействию. Съёмка животных обычно происходит рано утром либо поздно вечером, когда освещённости не хватает, приходится работать на достаточно длинных выдержках.

Съёмка на длиннофокусную оптику

Фокусное расстояние 800 мм

Nikon D4s / Nikon AF-S 800mm f/5.6E FL ED VR Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 1600, F5.6, 1/250 s, 3.0 МБ

Конверторы на длиннофокусной оптике я использую редко. Всё-таки качество, которое так важно для меня, с ними чуть уходит. Впрочем, у меня есть AF-S Teleconverter TC-17E II, и я всегда его вожу с собой. Редко, но приходится его использовать. У AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR есть родной конвертор 1,25. Замечательный! С ним я не заметил снижения качества, а фокусное расстояние увеличилось до 1000 мм.

Съёмка на длиннофокусную оптику

Фокусное расстояние 400 мм

Nikon D4s / Nikon 400mm f/2.8E FL ED VR AF-S Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 640, F2.8, 1/6400 s, 2.0 МБ

Транспортировка «монстров»

Зимой я ездил по острову Врангеля на снегоходе в поисках берлог белого медведя. В таких условиях, как правило, объектив лежит где-то сзади на багажнике, привязан и укутан. Возишь камеру и объектив отдельно друг от друга, ведь ситуации разные бывают. Во-первых, в собранном виде на ходу техника может сломаться от тряски. Во-вторых, по дороге можно заметить что-то интересное: для таких ситуаций у меня всегда наготове камера с зумом 200-400 либо 200-500 мм.

Съёмка на длиннофокусную оптику

Кейсы для длиннофокусной оптики — большая проблема, потому что в обычный рюкзак они не помещаются, нужно быть готовым покупать специальные большие рюкзаки. У меня есть товарищ в Словакии, который шьёт такие кофры. Он мне сделал рюкзак, куда входят 400 и 800 мм — немаленькая, довольно тяжёлая конструкция, зато удобная, всё лежит на своих местах, можно нести оборудование на себе. Объективы весят килограммов 14, плюс всякую мелочь туда набиваешь, выходит 20–25 килограммов.

Съёмка на длиннофокусную оптику

Выживание в суровом климате

Съёмка на длиннофокусную оптику

Объектив Nikon AF-S 600mm f/4G ED VR
Фокусное расстояние 600 мм

Nikon D300s УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/6400 s, 1.0 МБ

Когда снимаешь в суровых природных условиях, перепад температур — серьёзное испытание для техники. Например, однажды на Камчатке мы летели на вертолёте и вдруг увидели волков. Я моментально извлёк технику из сумки. В вертолёте было тепло, и объектив тут же запотел. Мы зависли прямо над волками, они совершенно не обращали на нас внимания, бегали, прыгали и резвились, а я не мог сделать ни кадра, упустил момент! Нужно следить за тем, чтобы температура оптики совпадала с температурой окружающей среды, не выносить в тепло из холода.

Съёмка на длиннофокусную оптику

Фокусное расстояние 400 мм

Nikon D4 / Nikon AF-S 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 400, F5.6, 1/2500 s, 5.0 МБ

Иногда я храню оптику на улице, а если снаружи очень холодно, то укутываю технику, заношу сначала в тамбур, затем в помещение. И так оставляю, чтобы температура выравнивалась постепенно. Но если есть возможность, лучше всё-таки объектив оставить в прохладном тамбуре (ничего с ним не произойдёт), а вот камеру нужно забирать в тепло.

Съёмка на длиннофокусную оптику

Фокусное расстояние 600 мм

Nikon D300s / Nikon AF-S 600mm f/4G ED VR УСТАНОВКИ: ISO 320, F4.5, 1/4000 s, 2.0 МБ

Бывало такое на острове Врангеля: заходишь с мороза в тепло, вдруг медведь идёт, выскакиваешь обратно на улицу, а техника уже запотела. Это, наверное, самая большая проблема при съёмке в холодных условиях.

Съёмка на длиннофокусную оптику

Фокусное расстояние 400 мм

Nikon D3 / Nikon 200-400mm f/4G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/2000 s, 2.0 МБ

Был у меня случай много лет назад на Таймыре (у нас с друзьями есть давняя традиция: мы уже 18 лет ездим в тундру встречать весну). Однажды я попал под проливной дождь. Укрыть камеру не было возможности, и когда я вернулся в дом, с техники вода лилась ручьями. Я всё просушил, но через пару дней снова попал в точно такую же ситуацию. По уже накатанному пути дома повесил камеру на крючок в стороне от печки и ждал, пока всё просохнет. В конце концов, на объективе (это был AF-S NIKKOR 600mm) осталось внутри одно влажное пятнышко конденсата. Я придвинул его чуть ближе к печке, просушил до конца и отложил в сторону. В этот момент в дом зашёл мой товарищ и сказал, что недалеко от нас олени переходят реку. А дело было к вечеру, на улице здорово похолодало. Я взял камеру с просушенным объективом, вышел на улицу… И от резкого перепада температуры самая большая линза на объективе лопнула! Природу не обманешь. И тут я, конечно, сам, виноват.

Съёмка на длиннофокусную оптику

Фокусное расстояние 280 мм

Nikon D300s / Nikon 200-400mm f/4G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1/1250 s, 3.0 МБ

А иногда технике угрожает не климат, а звери. У меня был забавный случай, когда я снимал в Ботсване, правда, не на длиннофокусный объектив, а на широкоугольный. Моя любимая точка съёмки — с земли. Установил низко на штативе камеру (у меня для этого есть специальные приспособления), и к камере вплотную подошёл молодой леопард и заметил в линзе своё отражение. Сначала он начал строить гримасы, трогать объектив лапой, а потом схватился зубами за бленду и попытался что-то отгрызть. Чтобы спасти ситуацию, я дёрнул за штатив. Леопард испугался и убежал.

Съёмка на длиннофокусную оптику

Фокусное расстояние 800 мм

Nikon D4s / Nikon AF-S 800mm f/5.6E FL ED VR Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/1000 s, 2.0 МБ

Вообще, профессиональная техника редко подводит, и, как правило, неприятности случаются из-за твоей собственной ошибки. Сам уронил, сам утопил — всякое бывает. Обидно, но никто от этого не застрахован.

Съёмка на длиннофокусную оптику

Фокусное расстояние 400 мм

Nikon D4s / Nikon 200-400mm f/4G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1/80 s, 4.0 МБ

Съёмка дикой природы: погоня или ожидание?

Когда снимаешь белых медведей в Арктике, подходишь к ним на то расстояние, на которое они позволяют к себе приблизиться. У каждого животного своя дистанция. Съёмка зверей в дикой природе — это искусство, ведь надо знать их повадки, расписание, когда и куда они ходят, где живут, чем и в какое время заняты. Надо подстраиваться под их «график» и пытаться жить в их ритме, чтобы всё запечатлеть. Большинству людей не суждено этого увидеть. Можно сказать, это особая привилегия — наблюдать, снимать дикую природу и показывать её зрителям.

Съёмка на длиннофокусную оптику

Фокусное расстояние 500 мм

Nikon D3s / Nikon 500mm f/4D ED-IF AF-S II Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 1250, F5.6, 1/1000 s, 4.0 МБ

Первое время я пытался бегать за животными: медведь идёт — и я за ним, с рюкзаками и фотоаппаратом наперевес. Быстро понял, что это бесполезно. Зверь тебя всё равно услышит, учует и уйдёт. Поэтому я пошёл по другому пути.

Съёмка на длиннофокусную оптику

Фокусное расстояние 400 мм

Nikon D300s / Nikon 200-400mm f/4G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 500, F5.6, 1/8000 s, 4.0 МБ

Благодарю Алексея Маслова за те уроки, которые он преподнёс мне на Камчатке. Он научил: хочешь снять медведя на определённом камне — сиди и жди. День, два, три. И ты его обязательно снимешь. Он придёт.

Тут не только везение. Надо учитывать, что, например, там, где живут медведи, есть места, которые они обязательно обходят. Тебе остаётся выбрать кадр и дождаться момента. Так везде, даже в Африке. У каждого животного своя территория. Хочешь снять на дереве леопарда — поезжай, посмотри, где они бывают и когда. Если ты увидел зверя в каком-то месте однажды, он обязательно туда вернётся: придёт проверять местность, ставить свои метки. И вот тут главное, чтобы к его возвращению ваш надёжный супертелевик уже был наготове.

Опубликовано: 13.10.2016

Обсудить
24795ae1 918d 4f7a b978 539011632167
Сергей Горшков
Опубликовано 13.10.2016

Российский фотограф, известный снимками дикой природы Камчатки, Африки и Крайнего Севера. Лауреат многочисленных премий, в том числе Wildlife Photographer of the Year, Shell Wildlife Photographer of the Year. Сергей занимается фотографией дикой природы более 10 лет, многие его снимки не имеют аналогов в мире. Он был первым фотографом, осуществившим съёмку бурых медведей под водой. Автор многочисленных публикаций в журналах National Geographic, GEO, BBC Wildlife и других, а также нескольких собственных фотоальбомов.

Подробнее о Сергее Горшкове можно прочитать на сайте NikonPro.ru

Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
comments powered by Disqus
B6948ea6 cceb 4deb b1c5 2a9a758b32fd