Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Кинематограф — помощник свадебного фотографа

Дата публикации: 19.07.2016

«Проект NikonPro»

Кинематограф — помощник свадебного фотографа

Что вдохновляет фотографа? Пожалуй, эта тема неисчерпаема. За каждым снимком стоит жизненный опыт и бесконечное количество образов. Философское осмысление жизни и, безусловно, любовь к людям, посещение выставок, музеев, анализ живописных полотен, даже наблюдение за игрой света и тени дарят вдумчивому фотографу бесценные идеи.

В этой статье я хотел бы рассказать о своём главном источнике вдохновения — великом кинематографе! Ведь качественное кино производит сильнейшее визуальное впечатление, даёт множество образов, которые отражаются в творческой работе.

Для меня кино любого жанра является источником идей для съёмки портретов, свадеб и love story. Практически в каждом фильме есть отношения мужчины и женщины, и их образы можно сохранить в своей копилке фотоидей. А копилку эту я рекомендую завести каждому фотографу. Смотрите фильмы, делайте скриншоты понравившихся сцен и просматривайте их регулярно. Копилка будет пополняться, и вы даже не заметите, как вырастет ваш уровень мастерства. Я храню в смартфоне около тысячи скриншотов, часто просматриваю и постоянно пополняю свою коллекцию.

Говорить о чёрно-белом кинематографе можно бесконечно, потому что энтузиазм первых его десятилетий был неиссякаем. Достаточно вспомнить шедевры немого кино: «Броненосец Потёмкин» Сергея Эйзенштейна, «Огни большого города» Чарли Чаплина, «Земля» Александра Довженко или «Голубой свет» Лени Рифеншталь.

Если говорить о более современных чёрно-белых фильмах, то здесь совершенно недосягаем великий оператор Сергей Урусевский, снявший несколько выдающихся картин: «Летят журавли», «Неотправленное письмо» и «Я — Куба». Можно бесконечно просматривать эти фильмы и наслаждаться великолепным визуальным рядом, виртуозной техникой съёмки и работы со светом. Кстати, «Я — Куба» целиком снят на инфракрасную плёнку. Это уникальный пример в истории кинематографа, когда операторская работа доминирует над сюжетом фильма.

Фильм «Я шагаю по Москве» (оператор Вадим Юсов, режиссёр Георгий Данелия) с его очень позитивным, светлым и жизнелюбивым сюжетом во многом определил моё отношение к жизни. Кадры из него до сих пор вдохновляют меня на съёмки похожих сюжетов. Особенно сцена с девушкой, идущей под дождём, и с велосипедистом с зонтом!

Кадр из фильма «Я шагаю по Москве»

Кадр из фильма «Я шагаю по Москве»

NIKON D3S / NIKON AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 500, F3.5, 1/160 S

NIKON D3S / NIKON AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 500, F3.5, 1/160 S

Nikon D800 / Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/250 S

Nikon D800 / Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/250 S

NIKON D3S / NIKON AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2, 1/160 S

NIKON D3S / NIKON AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2, 1/160 S

Долгое время я был влюблён в фильмы Андрея Тарковского. В моём ближнем круге в школьные годы не было никого, кто бы знал о существовании фильмов этого режиссёра. Однажды, прогуливая уроки, я зашёл с товарищем в ближайший кинотеатр. В тот день там показывали единственный фильм — «Сталкер». Минут через пятнадцать после начала зрители начали выходить из зала, не выдержав тягучего ритма картины. Мой друг тоже предложил уйти, но меня заворожили образы, чёрно-белые кадры, сменяющиеся цветными, музыка Эдуарда Артемьева, необычная игра актёров. Что-то переворачивалось внутри меня, мир становился другим. До конца картины дотерпели только несколько человек. Среди них я и мой измученный друг.

Я стал интересоваться фильмами Тарковского, хотя информация в то время была очень скудная. Просмотрел не один раз все его фильмы, и каждый из них запомнился необыкновенной, фантастической работой операторов. Фильмы «Иваново детство», «Андрей Рублёв» и «Солярис» снимал Вадим Юсов. Самую драматичную картину — «Сталкер» — снимали два оператора: Георгий Рерберг и Александр Княжинский. Великую картину «Зеркало» — тоже Рерберг. «Жертвоприношение» снимал оператор Свен Нюквист, а «Ностальгию» — Джузеппе Ланчи.

Лет пять назад меня пригласили на съёмки свадебного путешествия в Италию, в Тоскану. Я вдруг отчётливо вспомнил тосканские образы из картины «Ностальгия», особенно последние кадры, снятые, как я потом узнал, в аббатстве Сан-Гальгано, недалеко от города Сиена. И я предложил съездить туда. Трудно передать чувства, которые я испытал, очутившись в знакомом по фильму месте!

Вот кадр из фильма и моя фотография, появлением которой я обязан кинокартине «Ностальгия» и Андрею Тарковскому.

Кадр из фильма «Ностальгия»

Кадр из фильма «Ностальгия»

Nikon D700 / Nikon 14mm f/2.8D ED AF Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/320 S

Nikon D700 / Nikon 14mm f/2.8D ED AF Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/320 S

На съёмки меня часто вдохновляет даже не сам видеоряд, а ощущение от фильма. Однажды, планируя свадебную съёмку, я в очередной раз пересмотрел бессмертный фильм Михаила Казакова «Покровские ворота» и вдруг почувствовал непреодолимое желание сделать фотосессию свадьбы по мотивам фильма и предложил эту идею будущим молодожёнам. Они с радостью согласились, и дальнейшее уже было только делом техники. Я нашёл места в Москве, где снимался этот фильм, костюмы той эпохи, и свадебный день превратился в увлекательное путешествие в Москву пятидесятых: с оттепелью, надеждами на обновление и будущее счастье, которое, казалось, не за горами…

NIKON D3S / Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.5, 1/200 S

NIKON D3S / Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.5, 1/200 S

NIKON D3S / Nikon 14mm f/2.8D ED AF Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/200 S

NIKON D3S / Nikon 14mm f/2.8D ED AF Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/200 S

NIKON D3S / Nikon 14mm f/2.8D ED AF Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/640 S

NIKON D3S / Nikon 14mm f/2.8D ED AF Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/640 S

NIKON D3S / Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.5, 1/2000 S

NIKON D3S / Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.5, 1/2000 S

NIKON D3S / Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.5, 1/200 S

NIKON D3S / Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.5, 1/200 S

NIKON D3S / Nikon 14mm f/2.8D ED AF Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/640 S

NIKON D3S / Nikon 14mm f/2.8D ED AF Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/640 S

NIKON D3S / Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 200, F2, 1/2000 S

NIKON D3S / Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 200, F2, 1/2000 S

NIKON D3S / Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.5, 1/2000 S

NIKON D3S / Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.5, 1/2000 S

Можно привести огромное количество примеров хорошего операторского кино, но остановлюсь на нескольких, на мой взгляд, очень богатых образами и великолепной фотографической картинкой фильмами.

Первое, что просто необходимо увидеть фотографу, — фильм Ashes and Snow («Пепел и снег»). Известный фотограф Грегори Кольберг снял фильм о гармонии человека и животных, где каждый кадр великолепен, с идеальным светом, тональностью и композицией. Готовый учебник фотографии! Из кадров этого фильма получилась целая фотовыставка. В своё время она с большим успехом путешествовала по миру:

Гениальный оператор Витторио Стораро снял для режиссёра Бернардо Бертолуччи несколько шедевров. Один из них — фильм «Конформист». Каждый кадр является образцом постановки света и композиции.

Но особенно я хотел бы остановиться на творчестве режиссёра Жана-Пьера Жене и оператора Брюно Дельбоннеля. В первую очередь, это фильмы «Амели» и «Долгая помолвка».

Объединённые одним художественным решением и исполнительницей главной роли Одри Тоту, они совершенно разные по содержанию. Фильмы содержат в себе бесконечное количество прекрасных образов, которые являются примерами фантастической работы с цветом и светом. Я бы рекомендовал начать с «Амели». Это обычный фильм с замечательным сюжетом и великолепной музыкой Яна Тьерсена. Предлагаю вам посмотреть его несколько раз по такому алгоритму:

  • 1. Отключить звук и сосредоточится на композиции.

  • 2. Определить, какое фокусное расстояние объектива было использовано в той или иной сцене. Крупные планы сняты широкоугольником, что противоречит рекомендациям учебников фотографии, но тем не менее эти картины великолепны.

  • 3. Обратить особое внимание на совершенное цветовое решение каждой сцены. Поразительно, что в этом фильме доминируют в самых разнообразных сочетаниях и решениях всего два цвета: красный и зелёный.

И уже после этого насладиться визуальным эффектом кадров из фильма «Долгая помолвка»:

Хотелось бы порекомендовать также признанный шедевр режиссёра Тарсема Сингха — фильм «Запределье». Он не оставит равнодушным ни одного любителя красивых фотографий:

Используя опыт, накопленный кинематографом, можно добиться серьёзного прогресса в собственном развитии. И примеров тому масса!

Чтобы снимать в так называемом кинематографическом стиле не нужно никакой особой техники. Можно снимать хоть смартфоном. Здесь, как и в любом другом деле, важна мотивация, чувство света и вкус. Чем больше вы смотрите и анализируете, тем выше вероятность снять красивейший кадр, глядя на который ваши друзья и знакомые воскликнут: «Вау! Ну это же просто кино!»

Вот список роскошных фильмов для вдумчивого просмотра с пользой для профессии и творчества:

  1. «Я – Куба», Михаил Калатозов;
  2. «Королевство полной луны», Уэс Андерссон;
  3. «Зеркало», Андрей Тарковский;
  4. «Иваново детство», Андрей Тарковский;
  5. «Сталкер», Андрей Тарковский;
  6. «Последний император», Бернардо Бертолуччи;
  7. «Последнее танго в Париже», Бернардо Бертолуччи;
  8. «Проклятый путь», Сэм Мендес;
  9. «Красота по-американски», Сэм Мендес;
  10. «Английский пациент», Энтони Мингелла;
  11. «Список Шиндлера», Стивен Спилберг;
  12. «Дни жатвы», Терренс Малик;
  13. «Любовное настроение», Вонг Кар-Вай;
  14. «Возвращение», Сергей Звягинцев;
  15. «Изгнание», Сергей Звягинцев.
Дата публикации: 19.07.2016
Комментировать
F6733134 4fda 498b a2cf 7a9cbad39b6b square 100
Рустам Хаджибаев

Рустам Хаджибаев – фотограф, снимающий все, что касается взаимоотношений двух любящих людей: свадьбы, свадебные путешествия и love story. Самое важное для него в работе – непосредственное общение с людьми и возможность видеть их реакцию на то, что он делает.

Первой камерой Рустама был маленький пленочный аппарат «Смена-8М», потом был зеркальный «Зенит». Затем, по словам Рустама, он начал «бредить камерами», долгие годы мечтал купить Nikon F2. Так, история Рустама и Nikon длится уже 30 лет. Сегодня фотограф является амбассадором Nikon в России.

Учиться фотографии Рустам начал самостоятельно в детстве, записался в фотографический кружок в Дом Пионеров. Руководитель кружка научил мальчика азам фотографии и тому, что Рустам теперь считает самым главным для фотографа – пониманию того, как работает свет.

Важным шагом на пути к свадебной фотографии для Рустама было преодоление стеснительности. Это была чудовищная борьба с собой, фотограф долго шел к тому, чтобы сломать этот барьер и научиться общаться с людьми.

Рустам не участвует в конкурсах свадебный фотографии, так как убежден, что это лишь способ найти новых клиентов. Он заказчиков не ищет, так как его клиенты «происходят от клиентов предыдущих».

Источником вдохновения для Рустама являются путешествия и искусство, и особенно кино. «Я уверен, что любое кино – свадебное. В любом жанре присутствуют отношения мужчины и женщины», - говорит Рустам.

Подробнее о Рустаме Хаджибаеве можно прочитать на сайте NikonPro.ru

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus